Распознавание Истины, или Опыт вечности, знания и блаженства Бхактивинода Тхакур.
Начальное понимание.
Текст 1.1
Слава Шри Чайтанье Махапрабху, который олицетворяет Собой переживание нектарного вкуса вечности, знания и блаженства. Только по Его милости передается и широко распространяется Опыт вечности, знания и блаженства.
Комментарий Бхактивиноды Тхакура
Слава Шри Кришна Чайтанье! Его тело состоит из переживания трансцендентных рас, удивительных вкусов, исполненных вечности, знания и блаженства. Только по Его милости была составлена эта книга, озаглавленная как «Опыт вечности, знания и блаженства».
Текст 1.2
Чтобы достичь успеха в познании, живое существо, попавшее в материальное тело, несомненно, будет задавать себе следующие три вопроса: «Кто я? Что представляет собой этот мир? Каковы истинные взаимоотношения между мной и этим миром?»
Комментарий Бхактивиноды Тхакура
Лишь много дней спустя после своего рождения человек начинает ощущать, как его влекут к себе объекты, чувств.
«Объектами чувств» называются те внешние материальные предметы и их качества, которые воспринимаются чувствами. По мере развития ребёнка мир чувственных объектов раскрывается перед ним всё больше и больше. Чем притягательнее их качества, тем сильнее они манят к себе его чувства. Постепенно привязанность к ним становится настолько глубокой, что в заботах и тревогах о чувственных объектах люди проводят всё своё время. Пять неразлучных друзей человеческого ума — звук, касание, форма, вкус и запах постепенно приучают его быть им верным слугой. Каждый из объектов чувств то поглощает всё внимание человека, то вдруг совершенно сбивает его с толку.
«Всё что рождается, неизбежно умрёт. Если это произойдёт со мной, то со смертью все мои отношения с материальными объектами чувств прервутся». Но проницательность такого рода редко у кого остаётся надолго. Если же, по великой удаче, такая способность различать взойдёт на горизонте его сознания, то, вместе с внезапной отрешенностью от этих чувственных объектов, в человеке просыпается настоящая жажда знаний. Тогда, ради достижения совершенства в познании Истины, он задает себе три важных вопроса: «Хоть я и уподобился тому, кто наслаждается этим материальным миром, кто же я на самом деле? Что представляет собой этот огромный мир? Каковы истинные взаимоотношения между мной и этим миром?»
Текст 1.3
Благодаря многообразию материальной природы, ум находит неоднозначные ответы на эти вопросы. Однако душа, которая истинно находится в своей изначальной природе, даёт один и тот же, правильный и разумный ответ.
Комментарий Бхактивиноды Тхакура
Когда отрешившийся от объектов чувств человек задает себе эти три вопроса, обычно его ум находит на них какие-то ответы. Собранные воедино и написанные в форме книг, эти ответы получают распространение в обществе людей в качестве научной или философской литературы. Например, в Индии были опубликованы и широко распространены следующие виды литературы:
— литература Веданты, полностью согласующаяся с изначальными Ведами, которые обладают природой совершенного знания;
— множество книг таких философских доктрин, как ньяя, санкхья, аштанга-йоги, ваишешика и карма-мимамсы, каждая из которых, хотя и занимает положение последователя Вед, выдвигает заключения, прямо противоречащие истинному смыслу и цели Вед;
— книги, обосновывающие различные учения, открыто противостоящие Ведам, такие, как буддизм, или гедонизм Чарваки.
В Китае, Греции, Персии, Франции, Англии, Германии, Италии и других странах пропагандировалось множество философских учений, таких, как материализм, позитивизм, секуляризм, пессимизм, скептицизм, пантеизм и атеизм. Определённые учения возникли под влиянием идеи о том, что существование Бога должно быть обосновано при помощи логических рассуждений.
Во многих местах мира общепринятой концепцией было представление, о том, что Богу следует поклоняться посредством искренней веры в Него. Кое-где это представление прочно утвердилось, поскольку источником его выступала исключительно вера живущих там людей. В некоторых странах его проповедуют как религию, которую дал Сам Бог. Когда оно коренится в вере и только в вере, его обозначают термином «теизм» (или учение о преданном служении Богу). Если же оно устанавливается в качестве религии, данной Самим Богом, широкую известность приобретают учения, изложенные в богооткровенных священных писаниях, т.е. такие вероучения, как христианство, мусульманство и другие.
Итак, живое существо само себе отвечает на три вышеупомянутых вопроса. При этом все ответы делятся на две основные группы: один главный ответ и множество других, разнородных ответов. Здесь можно задаться вопросом: «Все души, по сути, принадлежат к единой категории. Тогда почему ответы, которые они дают, должны быть разными»? Да, действительно, душа наделена кристально чистой природой духовного сознания. Каждая душа, находясь в своей изначальной природе, даст на эти вопросы один и тот же ответ. Но сейчас душа находится в материальном мире, который нельзя назвать удачным для ее пребывания местом. Материальный мир создан иллюзорной энергией. Являясь тенью высшей энергии Абсолюта, иллюзорная энергия (Майа) производит на свет мир неодушевлённой материи. Когда душа, мельчайшая неделимая частица духа, приходит в этот мир, Майа предоставляет ей различные виды материальной природы, которые она принимает в качестве своей собственной (сва-дхарма). Затем, под натиском материального творения, эта природа вдавливается глубоко внутрь сознания души, и ведущую роль в её жизни начинает играть некая природа, смешанная с материальными качествами, предоставленными Майей. Отождествление своего «я» с этими качествами — суть иллюзии, в которую попадает душа. Изначально духовное живое существо, находясь теперь под воздействием Майи, обретает смешанную с материей природу, и все его психические функции проходят в рамках бытия, обусловленного материей. Функция познания, берущая своё начало в духовном сознании, в ходе тесного соприкосновения с мертвой материей, преобразуется в смешение знания и невежества, приняв форму тонкого ума. Поэтому ум, гордый тем, что нашёл опору в разнообразии качеств иллюзорной энергии, удостаивает мир своими ответами, которые, естественно, будут разнородными. Другими словами, такого рода ответы всегда отличны друг от друга.
Ответы ума на наши три вопроса зависят от обычаев, привычек, стандартов поведения, одежды, пищи, языка, склада мышления и других аспектов жизни человека, порождённых обществом той страны, в которой он живёт. Свидетельством разнообразия материальной природы выступают постоянные различия между странами, временами и конкретными людьми. Во-первых, есть индивидуальное разнообразие, которое проявляется благодаря уникальному смешению природных качеств, возникшему у каждого человека, в результате его личного общения с невежественной материей. Во-вторых, существует многоплановое культурное разнообразие, возникающее из-за различий между странами, языками и сословиями людей. Чтобы составить более или менее полное представление о масштабах разнообразия во взглядах и представлениях людей, необходимо изучить языки всех народов, посетить все страны мира, а затем внимательно рассмотреть историю каждой из них. На этом мы остановимся, закончив обзор этого вопроса, и вернёмся к основной теме.
Как уже говорилось, все ответы на упомянутые выше три
вопроса делятся на две группы. Первая из них состоит из одного единственного ответа, правильного и разумного. Вторая
группа охватывает множество остальных ответов. С научной
точки зрения, всю вторую группу можно разделить ещё на две
подгруппы, обозначив их следующими терминами: 1) гьяна (теория), 2 карма (практика).
Прежде чем объяснить смысл этих терминов более подробно, вернёмся на шаг назад, и рассмотрим возражение, которое может возникнуть: «Назвав единственно правильный ответ разумным (йукта), вы, тем самым, преклонились перед тем, на что указывает слово «йукти», т.е. перед рассудком и логикой. Но разве рассудок не распознаёт материальное разнообразие? А если распознаёт, тогда материальное разнообразие вынудит любой рассудок быть материальным. Ведь для того, чтобы проводить различия между материальными объектами и явлениями, разум должен хранить их разнообразие в себе. Разве не так?»
В ответ можно сказать следующее. Изначально слова предназначались для того, чтобы передавать духовное разнообразие. Словарный запас, который люди приспособили для обозначения объектов и явлений, относящихся к материальному разнообразию, нельзя по своей прихоти переносить и использовать в трансцендентной сфере. Его нельзя произвольно применять для передачи нематериально информации.
Поэтому «рассудок, логика», и слово «йукта», которое мы употребляем в этом тексте и комментарии, указывают на чисто духовную функцию создания, которая проводит различие между вечным и временным, истинным и иллюзорным. Именно эта функция в форме рассудка, принявшего прибежище в мёртвой материи, в процессе материального общения проявляет разного рода ошибочные представления. Находясь же в своей истинной форме, рассудок даёт истинный ответ.
Из великого множества неверных ответов можно выделить два раздела, относящихся к науке. Тот из них, что был ранее назван «гъяной», представляет собой деформацию сознания, возникшую из контакта души с материей, и принявшую форму материального разума, который пытается отличить вечное от временного, реальное от призрачного. В позитивной форме эта деформация заключается в том, чтобы поддерживать религиозное преклонение перед мёртвой материей, утверждать, что у неё нет источника, и что она сама является источником всего сущего, В негативной же форме «гъяна» проявляется как обоснование теории об Абсолютной Истине, полностью лишённой энергии, что приводит к отвержению самого существовании мёртвой материи.
Раздел, который был назван «кармой», представляет собой погружение живого существа в активную деятельность, которая исходит из его тесного соприкосновения с материей и проявляется в форме постоянного изучения, развития и усовершенствования мёртвой материи, совершенно не принимая, при этом во внимание Бога.
Чистое знание (гъяна) и чистая деятельность (карма), берущие свое начало в чистом сознании души, принимая форму развития истинного образа мыслей, эмоций и деятельных усилий, будут рассмотрены в связи с преданным служением (бхакти), которое проявится из правильного, разумного ответа.
Поскольку в словах людей этого мира всегда присутствует материальная скверна, коренящаяся в их обусловленной природе, бесспорное утверждение, выражающее чистую духовную Истину, с точки зрения устоявшейся среди людей практики, не будет обладать большим преимуществом по сравнению с другими мнениями.
Текст 1.4
Знайте же, что странных ответов много, тогда как правильных и разумных — всего один. Причиной тому — одинаковая для всех индивидуальных душ чистая духовная природа. В первой части этой книги будут рассмотрены разного рода странные ответы, в последней — только правильный.
Комментарий Бхактивиноды Тхакура
Есть множество странных разнородных взглядов и учений. Однако, правильным и разумным может быть только одно. У всех индивидуальных душ, в их изначальном состоянии, чистая духовная природа одинакова. Поэтому и правильное учение только одно. Сделав обзор странных учений в первой части этой книги, в конце мы рассмотрим правильное учение.
Тексты 1.5-8
Некоторые философы говорят: «Живое существо возникает само собой, как, впрочем, и вся остальная мёртвая материя. Все свои действия она (материя) производит также сама собой, посредством собственной природы. Эта природа существует вечно. Знание о Боге бессмысленно и бесполезно.
Любой так называемый Бог несовершенен во всех отношениях. Бог-Творец Сам является творением ума недалёких людей, которые придумали Его из необходимости объяснить неведомые им явления природы. Рассказы о духовном мире — ложь, сочинённая негодяями.
«Душа», обозначаемая как «сознание», возникает из сложного сочетания материальных элементов. Способность порождать жизнь изначально заложена в мертвой материи.
Из-за распада сложного сочетания элементов это сознание умирает вновь. Несомненно, у сознания (или души) не может быть ни перевоплощений, ни освобождения, характеризуемого духовным знанием».
Комментарий Бхактивиноды Тхакура
Среди всевозможных