больше никаких других объектов». «Сознающий себя дух», «неодушевленная материя» и «Личность Бога», — такого рода разделение на категории — это плод обыденного, поверхностного понимания. В действительности, только безличный Абсолют — неизменный корень всех познаваемых Истин или категорий. Абсолют вечен и неизменен, бесформен и лишен разнообразия. Ему нельзя дать никаких обозначений. У него нет никакой энергии. Он лишён всякой деятельности, у имперсонального Абсолюта нет ни иного состояния, ни видоизменения. Все эти утверждения можно найти на страницах Ведической литературы».
Монисты без труда вложили свою веру в эти утверждения. Однако посмотрев на полный разнообразия окружающий мир, они задумались: «Каким образом такого рода Абсолют может быть причиной материального мира? Кроме того, существование этого мира очевидно. «Откуда появился этот мир? Если мы не сможем разъяснить этот вопрос, наша восхитительная философия потеряет своё значение».
Чем глубже размышляли они над этим вопросом, тем более преумножались их рассуждения. «Каким образом в бездействующий Абсолют может быть привнесена деятельность или деятельная энергия? Разве допуская присутствие ещё одной категории, мы не нарушим, тем самым, обещанное абсолютное единство?».
Рассуждая таким образом, в начале они пришли к заключению, что если сохранить за Абсолютом незначительную способность к видоизменению, это, вероятно, не приведёт монизм к гибели. «Сам безличный Абсолют и является трансформацией субстанции. Эта трансформация способна познавать, понимать, иметь впечатления и производить их».
Текст 1.31
Согласно одной школе монизма, разнообразие мира возникло в результате видоизменения субстанции самого безличного Абсолюта, согласно другой — из-за обманчивой видимости, что означает, что мира и других людей просто не существует.
Комментарий Бхактивиноды Тхакура
Итак, некоторые монисты успокоились, просто приняв, что этот мир является трансформацией самого Абсолюта. Тогда появился другой монист, который заявил, что нельзя приписывать безличному Абсолюту недостатки. «Если признать, что Абсолют видоизменяется, Он потеряет положение Абсолюта. Отбросив теорию трансформации, примите теорию иллюзорной видимости. У Абсолюта нет другого состояния. Поэтому трансформация невозможна. Благодаря знанию Истины достигается положение имперсонального Абсолюта и, наоборот, вследствие недостатка или отсутствия знания Истины возникает иллюзорное, кажущееся восприятие, характеризующееся ложным пониманием. Если объяснять это таким образом, наша философия станет прекрасной во всех отношениях. Разнообразие, начиная со страха, существует в результате распознавания «змеи в верёвке». Я наблюдаю разнообразие, начиная с надежд и желаний, благодаря распознаванию серебра в перламутровой раковине. Поэтому если принять теорию иллюзорной видимости, тогда и в Абсолюте больше не будет изъяна, и материальный мир получит совершенное объяснение в качестве полностью иллюзорного и невежественного восприятия. Окружающего мира не существует, и жизни не существует также. Есть имперсональный Абсолют и лишь некая иллюзия восприятия этого мира. Как следствие попыток детально постичь это иллюзорное проявление, в словаре возникают его названия, такие как майа (иллюзия), авидйа (невежество) и т.д. Иллюзорное проявление ни в коем случае не другая категория после Абсолюта. Поэтому остаётся одна единая субстанция. Нет речи о какой-то дополнительной категории. Субстанция относится к наивысшей реальности, а иллюзорное проявление — к обыденному восприятию. Когда знанием высшей духовной реальности одержит верх над обыденным мирским пониманием, тогда, с достижением единой субстанции, обыденное иллюзорное проявление разрушится и придет освобождение».
Текст 1.32
Или, по мнению монистов другого рода, весь мир, несомненно, порождён мыслью индивидуальной души. Между душой и Богом нет никакого различия.
Индивидуальная душа и есть Бог всех богов.
Комментарий Бхактивиноды Тхакура
Затем появилась ещё одна группа философов-монистов, не согласная до конца с учением, в котором главную роль играет иллюзорная видимость. Они предоставили следующие аргументы: «Окружающий мир — это не самодостаточное иллюзорное проявление. Иллюзия в форме этого мира возникла при поддержке другой, похожей на первую, иллюзии в форме индивидуальной души. Отделена ли при этом категория индивидуальной души от имперсонального Абсолюта? Нет. Здесь, так же, как и в первом случае, не может быть речи о какой-то иной категории. Если душу выделить в отдельную категорию, монизму придёт конец. Индивидуальная душа — это не отдельная категория, это просто иллюзорное проявление».
Затем, разойдясь во взглядах, эти философы основали два различных учения. Одни утверждали: «Безличный Абсолют подобен огромному небу. Индивидуальная душа подобна пространству, заключённому в стенках горшка. Стенки горшка подобны невежеству. Только из-за ограничений, созданных невежеством, безличный Абсолют и душа считаются отдельными друг от друга».
Другие им возражали: «Такое объяснение подразумевает, что имперсональный Абсолют был сбит с толку. Отделение непосредственной частицы безличного Абсолюта потребует поместить Его под контроль иллюзии. Лучше отказаться от этой теории и принять индивидуальную душу как отражение безличного Абсолюта.
Представьте себе, что индивидуальная душа подобна отражению лунного или солнечного света в воде. Хотя индивидуальная душа — это иллюзорная сущность, состоящая из невежества, она, в ходе проявления своего невежества, воображает себе мир, имеющий отношение к прадхане, первичной материи. Но в действительности, существует только один безличный Абсолют и ничего кроме этого. Ни индивидуальная душа, ни материальный мир не выступают в роли отдельных от него категорий».
В основе всех этих философских построений лежит какая-то тяжёлая форма сумасшествия. Философы, покрытые густой тьмой такого рода доктрин и теорий, не замечают этого безумия и не хотят его замечать. Сумасшествие состоит в следующем: «Абсолют — это единственная категория бытия и никакой отдельной от Него категории нет». В реальности же Абсолют обладает энергией. Пока этот факт не принят, все описанные выше рассуждения монистов будут безосновательными и неубедительными.
Каждый из них принимает существование либо некоей «иллюзии», либо «невежества», либо «видимости», либо некоей «видимости видимости». Как после этого они могут утверждать, что существует одна и только одна категория, а именно — лишённый энергии Абсолют? Во всех этих учениях неизбежно обнаруживается изъян, перечеркивающий постулат об абсолютной недвойственности.
Но что произойдёт, если принять существование непостижимой энергии Абсолюта? Разве Абсолют при этом не перестанет быть единственной Истиной? Нет, не перестанет. Признание непостижимой энергии Абсолюта не означает, что придётся принять прибежище в какой-то иной категории, отличной от Абсолютной Истины. Почему? Потому что энергия субстанции никоим образом не отлична от самой субстанции.
Изменяющийся и неизменный, бесформенный и обладающий формой, полный разнообразия и лишённый его, — все эти, на первый взгляд, взаимоотрицающие атрибуты Абсолюта, в действительности, существуют в Нём вместе, не отрицая друг друга, поскольку все они всегда и одновременно располагаются во владениях Его непостижимой энергии.
Разум человека ограничен, поэтому он не способен основательно понять непостижимую энергию Абсолюта. Но разве следует из-за этого отвергать реальность ее существования? По сравнению со славой Абсолюта, лишённого разнообразия, слава Абсолюта, обладающего непостижимой энергией, неизмеримо выше, благодаря бесчисленным благим качествам последнего.
Этим утверждением мы устанавливаем ни что иное, как Высший аспект Абсолютной Истины или Верховный Брахман. Абсолют или Брахман, обладающий высшей, трансцендентной энергией, и является Верховным Брахманом. Лишённый энергий и разнообразия, безличный Абсолют — это всего лишь один из аспектов Верховного Брахмана.
Отвергнув Верховный Брахман, человек может размышлять над частично определенным Брахманом, однако такого рода размышления или медитация происходит из низшего сознания.
Тотальный монизм не может удовлетворить здравый рассудок и истинную логику. Он не способен привести в согласие все утверждения Вед и не может принести живому существу высочайшего блага.
Текст 1.33
Во множестве этих взглядов и учений сокрыта Истина, которую можно там обнаружить как прямо, так и косвенно, и которая представляет собой абсолютное, недвойственнное знание.
Комментарий Бхактивиноды Тхакура
Все эти учения — обман. Это ни что иное как предрассудки или прошлые негативные впечатления. Среди этих доктрин, теорий, философских учений в скрытом виде находится Истина.
«Установление Истины» — это название критического отбора, который заключается в определении и отсеивании того, что не является Истиной, и в непосредственном поиске Истины. Один французский философ по имени Виктор Кузен хотя и обратил внимание на этот метод, все же не достиг в нём успеха. Причина его неудачи заключалась в том, что он пытался найти суть в философии, созданной западным разумом. Разум Запада имеет глубокую привязанность к мертвой материи и сильную веру в нее.
Не в состоянии понять тонкое различие между истинным «я» и тем, что им не является, западные философы сошлись на том, что ум и есть душа или истинное «я». Но на самом деле, ум — это всего лишь тонкое вещество, порождённое мёртвой материей. В отличие от вечной души, это признак присутствия её сознания в материи. Сама же душа — категория совершенно другая. Попытки Кузена извлечь суть из философии Запада были подобны усилиям получить рис, обмолачивая шелуху.
В Ишопанишад (мантра 15) сказано: «О Верховный Господь, обладающий природой духовного солнца, Ты — Высшая Абсолютная Истина. Твой истинный лик сокрыт от души, частички духа, Твоим особым свойством, а именно сиянием Твоего тела, имеющим трудно-воспринимаемую и лишенную разнообразия природу. Проявив Свою милость, пожалуйста, удали этот покров». Так Веды предписывают заниматься теологическим исследованием.
Кроме того, в Шримад-Бхагаватам (11.8.10) говорится:
«Подобно тому, как пчела, не обращая внимания на несущественную часть растений, повсюду берёт нектар с цветов, и больших и маленьких, так и разумный человек должен брать суть повсюду из книг знания, как незначительных, так и весьма важных».
Таким качеством обладают философы-ваишнавы. Вначале они обращаются к духовной деятельности, одобренной Ведами и Шримад-Бхагаватам. Она включает в себя принятие посвящения от истинного духовного учителя и его руководства. Такая духовная практика помогает им извлечь суть этих великих произведении и поместить её вглубь своего сердца. Затем, продолжая эту практику, они черпают лишь Высшую Суть (парама-таттву) и Истину как из незначительных книг, посвященных только мёртвой материи, так и из важных произведений, обсуждающих духовные истины (или атма-таттву).
Истина (сатйа), полученная из этих книг, называется трансцендентным знанием вне недвойственности. Другими словами, это абсолютное знание. Высшая Истина исполнена вечности, знания и блаженства. Принадлежащая Высшей Истине сфера вечности (сат) и составляет это недвойственное или абсолютное знание. Словом «сат» (вечность) обозначается основа Высшей Абсолютной Истины. По мере приближения вечности, бренность все больше отдаляется. Под словом «сат» (вечность) следует понимать весь духовный мир. Мир, созданный иллюзорной материальной энергией, — не что иное, как бренное отражение мира духовного.
Так в этой книге «Опыт вечности, знания, блаженства» заканчивается первый раздел (или начальное понимание) под названием «Развитие понимания в отношении вечного и истинного».
Дальнейшее понимание
Текст 2.1
Тело Верховного Господа — средоточие вечности, знания и блаженства. Он даёт прибежище вкусам расы наивысшего, трансцендентного блаженства. Как материальная, так и духовная энергии находятся в Его полной власти. Он явился в этот век Кали, чтобы очистить и возвысить падшие души. Я с почтением склоняюсь перед Ним.
Комментарий Бхактивиноды Тхакура
Я выражаю своё почтение Верховному Господу, очищающему падшие души века Кали. Его форма проявляется в Своей изначальной природе, состоящей из сгущённой вечности, знания и блаженства. Он служит изначальным прибежищем нектарных вкусов, приносящих наивысшее духовное блаженство, находящееся