за пределами материального наслаждения. Он вечный Верховный повелитель двух видов энергий: неодушевлённой и духовной. Я с почтением склоняюсь перед Ним.
Текст 2.2
Находясь в своей изначальной духовной природе, душа функционирует за счёт личной духовной энергии, благодаря которой всё, что она себе говорит, несомненно, свободно от материальных отождествлении.
Комментарий Бхактивиноды Тхакура
Найдя опору в разнообразии материальной природы, все обусловленные души дают разнородные ответы на те вопросы, которые были заданы во втором тексте первой части этой книги. Некоторые из обусловленных душ могут встать на путь духовного развития. Когда в результате распознавания своего подлинного «я» и принятия наставлений от истинного духовного учителя ими будет постигнута их извечная духовная природа, находясь в своём изначальном положении, они всегда дадут на эти вопросы правильные ответы. Ответы разных освобождённых душ будут неизменно одинаковыми.
Во втором тексте первой части были поставлены три следующих вопроса: «Хоть я и уподобился тому, кто наслаждается этим материальным миром, кто же я на самом деле? Что представляет собой этот огромный мир? Каковы истинные взаимоотношения между мной и этим миром?».
В первом разделе этой книги были рассмотрены разнородные ответы, которые даёт душа, обретшая иллюзорное состояние бытия. Здесь, во втором разделе, будут приведены правильные ответы, которые даёт душа, находящаяся в своей изначальной природе.
Но сначала определим, что представляет собой такая душа. Для примера возьмём любое живое существо. Отложим в сторону чувства и тело, которыми оно обладает, страну, в которой оно проживает, и его нынешнее географическое положение. Отбросим время его существования, а также все мирские взаимоотношения и материальные привязанности, присутствующие в его сознании. Другими словами, оставим без внимания всё то, что было создано иллюзорной материальной энергией. После этого проявится вечная сущность этого живого существа, его истинное «я». Это и есть душа, находящаяся в своей изначальной природе.
Положение чистой души описано в Шримад-Бхагаватам, священном писании, содержащем суть всех заключений Вед. Например, в тексте 2.10.6 говорится: «Освобождение – это возвращение живого существа в свою неизменную форму, которую оно обретает, когда оставляет постоянно меняющиеся грубые и тонкие материальные тела». Иначе говоря, освободившись от влияния материальной иллюзии, душа обретает свою изначальную природу. Ответы на упомянутые выше три вопроса, которые даёт душа, достигшая такого состояния, являются правильными и разумными.
Нам могут возразить следующим образом: «Душа в иллюзорном состоянии бытия имеет тело, чувства и рассудок. Освободившись от влияния иллюзии, душа в этом мире по-прежнему будет иметь материальные тело, чувства и рассудок». Далее наш оппонент придёт к заключению: «В сознании такой души будет одновременно находиться духовное знание своего истинного «я» и знание, порождённое материальным рассудком. Невозможно, чтобы было лишь одно, чисто духовное знание».
Ответить можно так. Свет, находясь в изначальном состоянии, способен осветить и выявить другой объект. Подобно этому душа, даже пребывая в своём изначальном сознании, может проявить знание в связи с другим объектом. Иначе говоря, душа сама по себе способна видеть, слышать, ощущать запахи, чувствовать вкус и касание. Такого рода способность к познанию для души самодостаточна.
Упав в иллюзорное состояние, душа связана и ограничена покровом мертвой материи. Ради соединения с материальным миром, материальные чувства дают душе информацию обо всех видах её деятельности, относящейся к качествам материальной природы. С помощью материальных глаз она видит, с помощью материальных ушей слышит, с помощью материального носа она чувствует запах, с помощью материального языка испытывает вкус, и посредством материальной кожи ощущает касание. Лишившись своей самодостаточной энергии, душа продолжает свою деятельность за счёт чуждой ей, заёмной энергии. В этом положении все выводы, к которым она приходит, достигаются с помощью рассудка, произведённого мертвой материей. С точки зрения души, обладающей изначальным духовным сознанием, такого рода психическое отклонение — большое несчастье.
Каким бы образом это ни произошло, в то время, когда душа утверждается в своём изначальном духовном положении, она исполняет эту деятельность непосредственно функциями своего истинного «я». Тогда её рассудок или склад мышления самодостаточен и совершенен. При поддержке такого разума к ней сами собой приходят ответы на все вопросы. В этом состоянии она производит всю психическую деятельность благодаря действию своей личной духовной энергии. Задаваясь вопросами, чистая душа отвечает на них утверждениями, в которых нет ложных отождествлений. Даже когда одна душа в своём физическом теле присутствует в Индии, а другая — на северном полюсе, то их ответы будут одинаковыми, если они находятся в своей изначальной духовной природе. Их ответы не будут отличаться от того, как на эти вопросы отвечают обитатели планет духовного мира (Ваикунтхи). Почему? Потому что в выводах чистых душ нет пёстрых качеств материальной иллюзии. Поэтому здесь не может быть отличий.
Текст 2.3
Есть только один Верховный Господь, наделённый высшей энергией. Индивидуальные души и материальный мир — её проявление.
Комментарий Бхактивиноды Тхакура
Веды гласят: «Есть только один Верховный Господь, обладатель всех достояний, Высшая Личность». В связи с этим в Ведах есть много подобных утверждений, где установлена вечность онтологической категории Верховной Личности Бога. Вот некоторые из них:
«Он только один, Тот, для Кого нет второго» (Чхандогья-упанишад, 6.2.1), «В этой сфере не существует чего-либо многого» (Катха-упанишад, 2.1.11), «Он — творец Вселенной, знаток Вселенной» (Шветашватара Упанишад, 6.16), «Властитель первичной материи и живых существ, Господин всех качеств, в том числе и материальных гун» (Шветашватара Упанишад, 6.16).
В Шримад-Бхагаватам (1.2.11) говорится: «Знатоки Истины называют Абсолютной Истиной то, что является недвойственным знанием. Оно обозначается терминами «Брахман», «Параматма» и «Бхагаван»». С помощью этого стиха можно понять полное превосходство аспекта Верховной Личности Бога (аспекта Бхагавана) в сравнении с другими аспектами: безличного Абсолюта (Брахмана) и Сверхдуши (Параматмы).
Однако не стоит думать, что безличный Абсолют и Сверхдуша — это отдельные друг от друга боги, а Бхагаван — их Верховный Повелитель. Индивидуальная душа — наблюдатель. Она созерцает. Когда объектом её созерцания становится Верховная Личность Бога, то вначале, на пути абстрактного философского размышления, взору души открывается трансцендентное знание в форме безличного Абсолюта. Душе, которая все интенсивнее занимается рассмотрением Истины, становится близок путь йоги. На этом пути Верховная Личность Бога предстаёт её взору в виде локализованной Сверхдуши, находящейся в сердце каждого.
Когда, по великой удаче, у живого существа возникает связь (йога) с Личностью Бога посредством бхакти, чистого преданного служения Ему, душа, находящаяся в такой бхакти-йоге, начинает понимать природу Верховной Личности Бога и получает возможность созерцать Его личную форму. Тогда взору души открывается особая, бесконечно сладостная и исполненная высочайшего блаженства прекрасная Личность, обликом похожая на обычного человека и состоящая из вечности, знания и блаженства. В Нём с удивительной гармонией сочетаются всё богатство, вся сила, слава, красота, всё знание и вся отрешенность.
Поскольку концепции безличного Абсолюта и Сверхдуши — это просто иные точки зрения (или аспекты) на один и тот же объект, душой, обладающей чистой преданностью Верховной Личности Бога, они просто не воспринимаются. Когда есть бхакти, эти два низших аспекта Его формы скрываются и исчезают.
Итак, Верховный Господь — это высший аспект Абсолютной Истины. Он обладает всеми энергиями. Поскольку Он соткан из духовных желаний и распоряжается всей энергией, Его вечные игры, равно как и игры, которые Он проводит лишь время от времени, всегда совершенны. Полностью независимый, Он, хотя и создатель всех правил и предписаний, Сам никак ими не связан. Не существует второго Верховного Господа. Нет никого равного Ему. И тем более, нет никого, кто превосходил бы Его.
Наивысшая энергия Верховного Господа связана с Его различными силами. С помощью силы, состоящей из чистого духа, Его наивысшая энергия трансформируется в Его духовное тело и духовную обитель, в Его духовные игры, духовные атрибуты и в Его духовных спутников. Из полноты Его энергии проявляется и видоизменяется духовный мир.
Его энергия разнообразна, поэтому Его природу, состоящую из духовных атомов, можно рассматривать как трансформацию, подобную только что описанной. Взяв частицу духовного сознания, частицу духовных качеств, частицу духовной деятельности, сила Его высшей энергии, в виде энергии индивидуальных душ, проявляет мир индивидуальных душ.
Существует и другая сила Его высшей энергии, в форме теневой энергии. В ней проявляются 24 элемента, а именно: 5 фундаментальных стихий, 5 тонких объектов чувств, 10 чувств, ум, осквернённое сознание, разум и ложное эго. Общее название этого конгломерата — материальная сфера творения Господа Брахмы, а имя теневой энергии — материальная иллюзия.
Текст 2.4
Верховный Господь — солнце. Его свет, индивидуальная духовная душа, — вечная личность, которая всегда верно следует за Ним. Её дхарма — любовь. Она обладает законным правом переживать даже высочайшее блаженство.
Комментарий Бхактивиноды Тхакура
В этом стихе важную роль играет слово «дхарма», которое в данном случае, означает долг, религия или неотъемлемое свойство.
Верховный Господь подобен солнцу, а совокупность индивидуальных душ — скоплению крошечных частиц солнечного света. Только следование с преданностью за Верховным Господом является их дхармой. Каждая душа обладает формой духовной частицы, подходящей для исполнения этой дхармы. В истинном состоянии душа есть искра духа, поэтому чистая душа — это духовное «я».
Каждая индивидуальная душа подобна атому чистого духа. Возвышенная любовь — это единственная дхарма любого духовного объекта. Поэтому дхармой души считается только крупица её любви. Следовательно, можно сказать, что душа — это «то, чьей дхармой является любовь».
Даже если душа будет находиться в своей духовной природе и хранить присущее ей свойство любви, всё же, поскольку она очень мала, её природа и её дхарма любви, взятые отдельно, останутся неполными. У души, по природе, есть частица блаженства, и это блаженство можно назвать блаженством безличного Абсолюта (брахмананда).
«Если блаженство безличного Абсолюта преумножить в 100 тысяч миллиардов раз или во сколько угодно раз, оно никогда не сравнится даже с одним мельчайшим атомом океана счастья чистого экстатического преданного служения» (Бхакти-расамрита-синдху, 1.1.38).
Как законный наследник имеет все права на получение собственности, индивидуальная душа по природе имеет все основания испытывать высочайшее блаженство, которое приходит на возвышенной стадии преданного служения.
Когда душа осознаёт, что блаженство безличного Абсолюта ничтожно, она вступает на путь преданного служения Верховному Господу. После того, как душа удовлетворяет Верховную Личность Бога своим служением, Он наделяет её природу Своей внутренней духовной энергией. Обретя силу этой внутренней духовной энергии, индивидуальная душа получает непосредственный доступ к наивысшему блаженству.
Текст 2.5
Тень Его высшей энергии создаёт материальный мир, в котором отвернувшиеся от Личности Бога индивидуальные души, по собственному желанию вращаются в круговороте рождений и смертей.
Комментарий Бхактивиноды Тхакура
Посвящая себя преданному служению Шри Кришне, индивидуальная душа становится законным наследником наивысшего блаженства. Подобно этому, злоупотребив своей свободой выбора и отвернувшись от Господа, она падает в материальный мир, где её главным занятием становится борьба за существование. Ровно настолько, насколько внутренняя духовная энергия Господа помогает и покровительствует душе на пути