Скачать:PDFTXT
Распознавание Истины, или Опыт вечности, знания и блаженства. Бхактивинода Тхакур

странных взглядов наибольшее распространение на данный момент получил материализм, или учение о первичности материальной природы. При дальнейшей детализации это учение делится на два раздела: 1) философия материальных наслаждений, и 2) философия ликвидации себя как материи. Позднее мы подробно обсудим каждый из них, но сначала рассмотрим, что представляет собой материализм в целом.

Во всех видах материализма непреложная истина заключена в следующем: «Всё — как живые существа, так и неодушевлённая материя, — исходит из материальной энергии. До материальных элементов и их взаимодействия, сознания не существовало. Знание о Боге крайне бессмысленно и бесполезно. Вечностью обладает только материальная энергия. Если пытаться вообразить себе какую-то личность или абстрактное «нечто», именуемое «Богом», то нужно хорошенько поискать, и обязательно найдётся кто-то или что-то, что для этого «Бога» само будет «Богом». Поэтому любой так называемый Бог, несовершенен во всех отношениях. Все, что написано о Боге и потустороннем положении живого существа в разных религиозных книгах любой страны, всё это просто выдумки негодяев, под которыми нет реальной основы.

То, что мы называем словами «душа» и «сознание», представляет собой ничто иное, как скрытый в материи её особый атрибут. Он проявляется благодаря прогрессивным и регрессивным взаимодействиям материальных элементов. При разрушении этого взаимодействия описанный нами выше атрибут материи, именуемый «жизнь», снова растворяется в том, из чего он изошел. Иными словами, он вновь возвращается в изначальное положение, погружаясь в материальную субстанцию. Рождения в следующей жизни в состоянии той же самой души или «я», т.е. перевоплощения не может быть в принципе, для подобной души не может существовать и освобождения, признаком которого считается духовное знание. О каком освобождении может идти речь, если атрибут субстанции неотличен от самой субстанции? Мёртвая материя является совокупной субстанцией, всё остальное — её атрибут».

Все атеисты принимают и поддерживают это учение. Среди них одна школа учит, что целью жизни выступает счастье, которое напрямую можно извлечь из мёртвой материи. Поняв, что материальное счастье является мимолётным и крайне незначительным, другая школа атеистической мысли учит стремиться к счастью прекращения существования (или нирване). В первую очередь, мы рассмотрим взгляды тех, кто заявляет, что цель жизни — это материальные наслаждения. В этой школе есть два направления: первое объединяет учения об эгоистичном материальном наслаждении, второе — учения о самоотверженном труде ради материального счастья других людей.

Последователи учений первого направления отстаивают следующую позицию: «Поскольку нет ни Бога, ни вечной души, ни мира иного, ни последствий своей деятельности, за которые нужно будет там отвечать, то, слегка остерегаясь последствий своей нынешней деятельности, проведём эту жизнь в беспрестанном поиске счастья для наших чувств. Нет никакого прока в том, чтобы бессмысленно тратить время, пытаясь достичь какой-то духовной цели». Хотя из-за дурного общения и греховной деятельности убеждения такого рода проникали в человеческое общество с самых древних времён, не заметно, чтобы им удавалось утвердиться где бы то ни было надолго. В разных странах, среди разных народов это учение поражло отдельных личностей, которые впоследствии излагали его на бумаге. В Индии таким человеком был брахман Чарвака, в Китае — атеист Ян Чжу, в Греции — атеист Левкупп, в СреднейАзии — царь Сарданапал, в Риме — Лукреций. Подобно им, в разных странах многие люди написали великое множество других книг, поддерживающих и поощряющих это учение.

Французский философ 18-го века барон фон Гольбах утверждал, что достойна уважения только та религия, которая в каждом своем последователе вызывает рост его личного счастья. Он определяет религию как искусство делать себя счастливым посредством счастья других людей. Так и в наши дни, надеясь завоевать доверие людей, последователи материализма проповедуют в своих книгах подобную этой теорию бескорыстного труда ради материального счастья других людей.

Индийская карма-мимамса (или атеистическое учение о первичности благой деятельности), по всей видимости, является наиболее древней среди всех теорий подобного рода. Последователи карма-мимамсы поддерживают эту теорию, добиваясь первенства в педантичном следовании букве Вед. С самого начала они основывают своё учение на афоризме «Религия определяется правилами и предписаниями» (Пурва-мймамса-сут-ра, 1.1.2) и в итоге приходят к тому, что под Богом следует понимать однородный механистический принцип «апурва» (букв. «то, чего раньше не было»). Так они искажают смысл Ведических писаний, ценимых всеми духовно развитыми людьми. Греческий философ Демокрит заложил основы материализма в своей стране. Он учил: «Есть только атомы и пустое пространство. Они вечны. Пустое пространство, соединившись с атомами, становится творением; а их разъединение приводит к разрушению мира и полному уничтожению. Качественного различия между атомами не существует — только количественное. Знание — это ни что иное, как особое состояние, порождённое взаимным контактом внешних и внутренних объектов».

В теории Демокрита всё вещество или материал — это атомы. Из-за того, что в доктрине Вайшешик, которую в нашей стране (Индии) проповедовал философ Канада, различие между типами атомов считается постоянным, она отличается от атомистической теории Демокрита. В учении Вайшешики среди фундаментальных вечных элементов перечисляются также индивидуальная душа и Сверхдуша.

Греческие философы Платон и Аристотель не принимали Верховного Господа в качестве единственной вечной субстанции и единственного начала всей Вселенной. Поэтому в учении этих философов очевидны недостатки, также присущие теории Канады. Приняв атомистическую теорию, французский философ Пьер Гассенди пришёл к выводу о том, что атомы сотворил Верховный Господь. Во Франции Дидро и Ламетри проповедовали бескорыстную деятельность ради материального счастья других.

Постепенно, заняв ведущее положение, философия самоотверженного труда ради материального счастья других людей (или альтруизм) обрела полноту самовыражения в книге одного французского мыслителя по имени Огюст Конт (1798-1857). Свою не очень чистую доктрину он назвал «позитивизмом». Такое название совершенно безосновательно, поскольку в том, что он говорит, очень мало позитивного. Из его учения мы не получаем информации о чем-либо другом, кроме материальных впечатлений и правил, выведенных из наблюдения и анализа мёртвой материи. Его теория не дает нам каких-либо иных методов получения знания, кроме как при помощи чувств. Всевозможные мыслеобразы — это разновидности материальных впечатлений. В этой теории в качестве конечной причины всего сущего не предложено ничего позитивного. Ничего не известно ни об источнике этого материального мира, ни о его предназначении. В концепции создателя мира, выдвинутой этим учением, вообще не просматривается признаков какого-либо сознания.

Доктрина позитивизма предлагает следующее: «Необходимо выстроить все мысленные впечатления в последовательность, упорядочив их по следующим критериям: взаимосвязь, результат, взаимное сходство и различие. При этом неразумно соотносить все это с каким-либо нематериальным состоянием бытия. Сознание Бога — это младенчество мысли. Метафизическое философское размышление — это детство мысли. Позитивистское мышление — вот зрелости мысли. Все виды деятельности нужно производить из соображения их пользы и вреда».

В его [О. Конта] учении люди, посвятив себя помощи другим, и достижению общественного благосостояния, будут исповедовать продуманную им самим религию бескорыстия. И эта религия такова: «Следует принять во внимание склонность своего ума или сердца и постепенно развить её. Чтобы её развить, нужно поклоняться некоему женскому изваянию, вместе с молитвой о помощи, обращенной к некоему воображаемому объект. Хотя этот объект и является ложным, с помощью него люди смогут удовлетворять свою склонность поклоняться. Земля выступает Верховным Фетишем этого воображаемого объекта поклонения, страна — его Посредником, человеческая природа — его Верховным Существом. Необходимо создать некую женскую форму с ребёнком на руках и поклоняться ей в полдень и во время восхода и заката солнца. С мыслью, сосредоточенной на прошлом, настоящем и будущем, следует совершать воображаемое поклонение некоей женской форме, объединяющей свои собственных мать, жену и дочь. Не следует искать какого-либо результата от такого рода религиозного поведения».

Английский философ Джон Стюарт Милль, приняв во внимание материализм в виде эмпиризма, развил, в итоге, ту же философию бескорыстного труда ради материального счастья других, по многим вопросам согласующуюся с учением Конта. Идентичный их учениям секуляризм (или учение об атеистическом Существовании в материальном мире) к настоящему времени привлёк сознание многих молодых людей Англии. У истоков этого учения стоят уже упомянутый нами Д. С. Милль, а также другие английские философы и писатели — Джордж Генри Льюис, Томас Пейн, Томас Карлейль, Иеремия Бентам, френолог Георг Кум и прочие логики. Учение секуляризма подразделяется на два направления. Георг Гольек был замечательным создателем одного течения. Смилостившись, он немного допустил существование Бога. Создатель другого раздела секуляризма Чарльз Брадлаф — законченный атеист.

Хотя «бескорыстный» материализм немного отличается от корыстного, оба варианта представляют собой всё тот же материализмучение, которое провозглашает высшей целью достижение счастья в мёртвой материи. Чем глубже мы будем рассматривать взгляды вышеназванных авторов, тем больше глупости будет открываться в философских положениях материализма в целом. Разум, берущий начало в абсолютно чистом сознании, лишь раз взглянув на эти безосновательные учения, отбросит их все как ничтожные. Даже рассудок, основанный на мёртвой материи, станет отвергать эти учения как неразумные всякий раз, когда будет рассматривать их беспристрастно. Например:

Материализм отвергает сознание и Сверхсознанание (т.е. Бога) и сводит всё до уровня мёртвой материи. Такое сокращение всех фундаментальных категорий до единственной материальной категории они провозглашают научным подходом. Затем, чтобы свести воедино всевозможные объекты, они объявляют материю началом всех начал. Однако, поскольку материя весьма разнородна, они приступают к усиленной практике, нацеленной на познание и овладение единым, основополагающим материальным началом.

Такая динамика «научной» мысли указывает на крайнюю степень заблуждения. В чём оно состоит? Материализм провозглашает материю основой всего сущего, однако это утверждение влечет за собой следующие последствия:

— бесчисленное множество атомов вечно;

— пустое пространство, в котором они существуют, вечно;

— непостижимые взаимоотношения пустого пространства и вещества вечны;

* исходящие из атомов энергии, качества и воздействия вечны.

Если материяначало всех начал, то необходимо признать вечность всех только что перечисленных нами категорий. А иначе творение этого мира не состоялось бы никоим образом.

Вспомним, что у истоков материализма лежит принцип сокращения или сведения всей реальности до одной материальной категории. Но если признать все названные выше категории вечными, то сокращение числа категорий до одной единственной навсегда останется в мечтах. Более того, чем больше мы станем изучать материю с позиций материализма, тем дальше численность таких категорий будет возрастать в сторону бесконечности.

Как насчёт такой категории как время? Оно, кроме всего прочего, непостижимо, поскольку не поддаётся экспериментальному изучению.

Даже если назвать попытку материалистов свести всё к одной материальной категории ребячеством, это не будет преувеличением.

Материализм в своём полном выражении является неестественным и ненаучным.

Материализм неестественен, т.е. противен природе (и, как ни странно, даже материальной природе) по следующей причине. Природа ищет свою причину и занимается тем, что предоставляет себя и свои ресурсы в её распоряжение. Если это так, то лишать сознание

Скачать:PDFTXT

Распознавание Истины, или Опыт вечности, знания и блаженства. Бхактивинода Тхакур Вайшнавизм читать, Распознавание Истины, или Опыт вечности, знания и блаженства. Бхактивинода Тхакур Вайшнавизм читать бесплатно, Распознавание Истины, или Опыт вечности, знания и блаженства. Бхактивинода Тхакур Вайшнавизм читать онлайн