Скачать:PDFTXT
Распознавание Истины, или Опыт вечности, знания и блаженства. Бхактивинода Тхакур

нирвана достигается, если постоянно практиковать отречение от желания существовать, пост, смирение и добровольный отказ от объектов чувств, непринудительное принятие телесных страданий, чистоту и бесстрастность. В учении Гартмана нет необходимости в принятии каких-либо страданий. После смерти нирвана приходит сама собой. Один человек по имени Гарри Бенсон предполагал, что нирвана недостижима, потому что страдание вечно.

Здесь следует отметить, что среди распространённых в наши дни монистов есть много последователей материалистского учения о самоликвидации. Учение тех монистов, которые ожидают по достижении нирваны духовного счастья брахмананды, т.е. блаженства растворения в Абсолюте, будет рассмотрено далее. Последователями учения о ликвидации себя как материи мы называли всех тех, кто, уверовав в исчезновение своего существования по достижении нирваны, не принимают какого-либо другого вида блаженства, кроме этого.

Теория материалистической нирваны является ложной по следующей причине. Используя такое понятие как «живое существо», она не даёт ясного определения живого существа, его категориальной принадлежности.

Если живое существо возникает из мёртвой материи, то такое учение имеет те же недостатки, что и рассмотренная ранее философия материальных наслаждений. Это чистой воды неверие.

Если же живое существо относится к некоей категории, независимой от материи, то каким образом будет происходить ею исчезновение? И где вообще доказательство, что его существование может прекратиться? В целом, все учения такого рола в высшей степени атеистичны.

Если эти учения ошибочны, почему они получили такое широкое распространение? Возникшие сначала для того, чтобы противостоять развращенности последователей карма-мимамсы, эти учения затем продолжали расширять своё влияние за счет умственного напряжения и упорства своих проповедников.

Из-за того что в Индии в ходе проповеди атеистической карма-мимамсы и единовластия класса брахманов все сословия, начиная с класса кшатриев, были подавлены, объединившиеся вместе кшатрии стали проповедовать буддизм, а объединившиеся вместе вайшйи — джайнизм. Распри между соперничающими группами, возникшие из-за мирской вражды, постепенно накаляли атмосферу, так что людям было совсем некогда думать о том, что на самом деле верно, а что — нет. Сбившись во враждующие группы, они с большим возбуждением сражались друг с другом. Так происходила проповедь буддизма и джайнизма в Индии.

Далее буддизм проник и в другие страны. В тех из них, где люди не отличались умением мыслить философски, он был принят как учение, посланное Самим Богом.

Современные европейские последователи пессимизма развернули проповедь учения о нирване в западном варианте вследствие своей ненависти к христианству. Это то, что видно из истории.

Текст 1.14

Иные философы учат, что творцом миров является лишь олицетворённая иллюзорная энергия (Майа). Они говорят, что Она вечна, тонка, имеет природу энергии, а также создаёт и приводит в действие как дух, так и материю.

Комментарий Бхактивиноды Тхакура

Существует ряд учений, согласно которым мир сотворен Майей, предвечной совокупностью всех энергий. Эта Маяйя обладает тонкой природой. Она даёт начало двум философским категориям: категории духа, обладающего сознанием, и категории неодушевлённой материи. После того как буддизм, о котором шла речь в прошлом стихе, приобрёл определённую известность, из-за его сухости и мрачности упорство проповедников этого учения начало ослабевать. Тогда была предпринята попытка выразить это учение в новой форме. В результате постепенно буддийская религия преобразилась в тантризм. По всей видимости, доктрина о Майе появилась в то же самое время, войдя в состав буддизма под именем «буддистского тантризма». Однако среди тех, кто не принял буддизм, доктрина о Майе начала распространяться в виде скрытого буддизма, формально согласованного с философской терминологией Вед. В этот же период начали свою деятельность ведантисты-майавади. Однако в горных районах, то самое учение было изложено по-другому, а именно в соответствии с тантрическими писаниями. Там учителя тантризма проповедовали доктрину Майа-шакии, т.е. учение об иллюзорной энергии.

Многие утверждают, что тантрическое учение произошло от атеистической санкхйи псевдо-Капилы. По нашему мнению, это не так. Даже если в учении атеиста-Капилы материальная природа (или Пракрити) является создательницей материального мира, тем не менее, благодаря следующему афоризму Капила-сутр: «Пуруша, подобно лепестку лотоса, не смачивается (пушкара-палаша-ван нирлепах)», — становится ясно, что согласно санкхйе, у категории чистого духа также не существует источника. Думается, что атеистическая философия санкхйи могла породить учение о поклонении Шиве (или шиваизм). Далее, из-за того, что в шиваизме выражается особое почтения Природе (Пракрити), несведущие люди отождествили его с тантризмом. Хотя в некоторых местах тантрических писаний взаимоотношения Пракрита и Пуруши сравниваются с двумя семядолями4 нутовой горошины, всё же в итоге учителя тантризма утверждают, что чистый дух как философская категория возникает из Пракрити, т.е. из Природы. При этом они воображают себе даже некую нирвану, когда живое существо, которое они, по сути, отождествляют с материальным веществом, постепенно угасает и прекращает своё существование. Любая философия, в которой неодушевлённая энергия считается началом всех начал, атеистична от начала и до конца.

Последователи философии первичности духовной энергии возносят в духовном настроении молитвы Верховному Господу, обладающему чистой духовной природой. Осмеивая их, последователи философии первичности мёртвой энергии, временами также возносят молитвы неодушевлённой природе. Радикальный атеист фон Гольбах взывал к неодушевлённой энергии таким образом:

«О Природа, о владычица всех фундаментальных элементов и категорий. Тебя всегда сопровождают Твои потомки, Праведный разум и Истина. Пожалуйста, всегда храните нас. Пусть люди поют хвалу Вашим удивительно прекрасным качествам. О Госпожа Природа, пожалуйста, укажи нам путь желанного для Тебя счастья. Изгони из наших умов заблуждение. Устрани из наших сердец порок. Останови моральное разложение и предотврати нежданные препятствия на пути прогресса в нашей деятельности. Позволь нам безгранично развивать наше знание. Наполни наши души добродетелью и успокой наши сердца».

Автор этих строк, материалист фон Гольбах, считал, что души нет, Бога нет, и жизни после смерти этого тела также нет. Он говорил: «Только та религия достойна уважения, которая в каждом своём последователе вызывает рост его личного счастья. Верховной властью надо всем обладает материальная энергия».

В «Маха-нирвана-тантре» Господь Шива так возносит хвалу олицетворённой Природе Богине Дурге:

«В начале творения была лишь Ты одна, в виде тьмы, недоступной для восприятия. Затем, благодаря творческому желанию Верховного Брахмана, из Тебя был рождён весь материальный мир».

Здесь взгляды этой тантры соответствуют философии санкхйи, которая утверждает существование Пракрити (созидающей материальной Природы) и трансцендентного по отношению к ней Пуруши. Именно так можно понять этот стих. Далее в этой Тантре встречается следующее:

«После полного разрушения материального мира, остаёшься только Ты одна, бесформенная. Обретя своё изначальное положение в форме тьмы, Ты пребываешь в состоянии, недоступном для речи и ума».

«В этом мире только Ты являешься живым существом.Только Ты являешься Верховной Богиней в форме олицетворённого знания».

Здесь нет никаких различий между сознающей себя душой и материальной энергией, что противоречит взглядам философии санкхъи.

«До тех пор, пока хорошая и дурная карма людей не разрушены, они не смогут получить освобождения даже по прошествии сотен кальп (дней Брахмы)».

«Человек, который постоянно совершат благостивые поступки, даже пройдя через сотни трудных испытаний, не достигнет освобождения, пока не обретёт трансцендентного знания».

«Трансцендентное знание возникает у мудрых людей, которые прошли через все виды аскезы и достигли чистоты сердца, благодаря размышлениям над Истиной, а также благочестнвым поступкам без ожидания награды».

«Освобождения невозможно достичь благодаря чтению мантр, подношений огню, и даже при помощи сотен постов. Лишь осознав: «Я ни что иное, как Брахман», — тот, кто воплощён в материальном теле, становился освобождённым».

«Если бы люди освобождались, поклоняясь образу, выдуманному в уме, то, просто мечтая о царстве, они становились бы царями»,

«Знание, объект познания и познающий» — три этих элемента порождены Майей, Иллюзией. Если их рассмотреть как следует, то отстанется лишь единое «я»».

«Только тот человек знает истину о духовной душе, кто понимает что знание — это духовная душа, объект познания — это духовная душа, и что сознающий — также душа».

В действительности, взгляды тантрических писаний разнотипны. Нельзя сказать, что тантрическое учение об энергии появилось из лона какой-нибудь одной философской школы. То, что принимается в одной части тантр, начисто опровергается в другой.

В одном фрагменте тантрических писаний Творцом всего сущего признается Верховный Брахман, в другом – материальная природа, в третьем – индивидуальная душа. В одной шлоке утверждается, что индивидуальная душа иллюзорна, в другой – что она реальна. В одном стихе положение Творца всего сущего отдаётся назализированному отзвуку буквы М в священном слоге ОМ, в другом — Верховной Божественной Личности совместно с материальной природой, в третьем — исключительно материальной природе.

Вывод из этого таков: во взглядах тантрических произведений царит такая неразбериха, что их содержание никак не может послужить основой для сколько-нибудь упорядоченного логического мышления.

Если согласиться с процитированным выше стихом, начинающимся со слов «В начале творения…», то до творения существовала только одна Природа, и из неё, по желанию Верховного Брахмана, произошло творение материального мира. Что представляет собой упомянутая выше Природа? Что представляют собой Верховный Брахман, о котором идёт речь, и индивидуальная душа? А в шлоке, начинающейся со слов «твам эва джйва локе ‘смин», Природа вообще отождествляется с индивидуальной душой. Это идёт в разрез со всякой логикой.

Также стоит упомянуть о методиках, описанных в тантрах, — ритуальный незаконный секс, ритуалы употребления спиртных напитков, практика «пяти эм» (так называемая панча-ма-кара), т.е. совокупность пяти действий, начинающихся на букву «м»: мамса (мясо), матйа (рыба), мадйа (алкоголь), мудра (высушенные или поджаренные зерна, возбуждающие половое влечение) и маитхуна (половой акт вне брака). Невозможно себе представить, что истинно божественная и религиозная школа философской мысли выработала такого рода методики самосовершенствования.

Нельзя сказать, что тантрическая теория об энергии (Шакти-вада) чем-то принципиально отличается от поклонения материальной Природе, выдуманной такими людьми, как Конт. Это такое же искусственное измышление, как принцип апурвы атеистической карма-мимамсы или «божество», созданное молитвами Гольбаха.

Текст 1.15

Мыслители другого рода говорят: «Существуют только мысленные представления или идеи. Нет ни Бога, ни других живых существ, ни внешнего мира. Мысленное представление — это вечная и многообразная сущность. Оно никогда не исчезает».

Комментарий Бхактининоды Тхакура

Считая себя мудрецами, некоторые люди утверждают, что нет ничего другого, кроме мысленного представления. Они говорят, что в действительности не существует объективного мира, а существует только наше представление в уме. Не является реальным даже то, что мы называем себя прибежищем субъективного мысленного представления. Воистину, вообще ничего не существует кроме представлений.

Некоторые, начиная с английского епископа Джорджа Беркли, являются до известной степени идеалистами (или сторонниками философии мысленных представлений). Им принадлежит заслуга того, что за учением об умственных представлениях, о котором здесь идет речь, закрепился термин «идеализм». Джон Стюарт Милль также в некоторой степени признавал идеализм.

Не следует путать идеализм с духовностью, т.е. с учением чисто духовного сознания. Рассмотрим механизм возникновения идей. Представление или идея возникает при умственном сосредоточении на объекте. Такая концентрация ума на объекте в действительности, представляет собой ни

Скачать:PDFTXT

Распознавание Истины, или Опыт вечности, знания и блаженства. Бхактивинода Тхакур Вайшнавизм читать, Распознавание Истины, или Опыт вечности, знания и блаженства. Бхактивинода Тхакур Вайшнавизм читать бесплатно, Распознавание Истины, или Опыт вечности, знания и блаженства. Бхактивинода Тхакур Вайшнавизм читать онлайн