монизма.
Книгу, составленную Патанджали, называют Йога-шастрой. В главе под названием «Садхана-канда» можно прочитать следующие афоризмы: «Бог — это Личность, относящаяся к особой категории. Его не могут коснуться страдания, материальная деятельность с её последствиями, а также носители этих трёх явлений. В Нём находится безграничное и непревзойдённое семя всеведения. Кроме того, Он — учитель самых древних учителей, поскольку Он неограничен временем».
Увидев в его философском учении подобное описание Бога, многие приходят к выводу о том, что Патанджали один из тех, кто обладает истинной преданностью Личности Бога. Однако, если внимательно рассмотреть Йога-шастру Патанджали до самого конца, это заблуждение развеется.
В последнем стихе последней главы под назвнием «Каивалйа-пада» написано: «Полная обособленность (каивалйа) – это возвращение в изначальное состояние гунн материальной природы, лишённых индивидуальной личности в качестве своего объекта; другими словами, это энергия сознания, утверждённая в своей изначальной природе. Таков конец книги».5
В этой сутре можно увидеть странное явление:
Обычно материальные качества (гуны) находятся в распоряжении живой личности (пуруши). Он, живой субъект, может ими владеть или оставить их, мертвых. Однако здесь мёртвые гуны описаны в качестве активного начала. Они оставляют живое существо, переставая иметь его в качестве своего объекта. Можно дать несколько объяснений этому. Одно из них состоит в том, что йога-даршана многие положения своей философии заимствовала у атеистической санкхйи, согласно которой пуруша (душа) в своём изначальном состоянии, до взаимодействия с пракрити (материальной природой) полностью бездеятелен. Чтобы подчеркнуть эту бездеятельность, последняя сутра Йога-шастры описывает его как пассивный объект гун.
В комментарии к Йога-сутрам под названием «Бходжа-вритти» смысл этой сутры разъясняется таким образом: «При исчезновении согласованности между тонкоматериальными функциями и энергией сознания как таковой возникает состояние, когда сознание пребывает только в своей изначальной природе. Такое состояние сознания называется полной обособленностью». Итак, «полная обособленность», или каивалйа,- это название состояния энергии сознания в её изначальном положении.
Здесь следует подумать вот над чем. Какой смысл в полной обособленности энергии сознания? Другими словами, будет ли душа, достигшая полной обособленности, заниматься какая-нибудь деятельностью? Какими будут её взаимоотношения с Личностью Бога, о котором шла речь ранее, во 2-ой главе Йога-шастры? В книге Патанджали, к несчастью, нет ответов на эти ключевые вопросы.
Если разобрать это произведение, тщательно изучив его множество раз, станет понятно, что Бог, описанный во 2-ой главе под названием «Глава о методе достижения цели», — это особый объект, придуманный исключительно ради достижения успеха в поклонении. По достижении совершенства, Его больше невозможно найти на страницах этой книги или в сознании последователей этого учения. Является ли это произведение в целом теистическим? Не атеистическим? Ответ на этот вопрос найдите сами.
Итак, в различных странах, на разных языках люди проповедовали разновидности философии атеизма под разными именами.
Текст 1.18
Логика, перемешанная с кармой и гъяной, состоит из догадок и предположений. Она порождает в человеке разнородные учения, теории и взгляды и даёт множество материальных результатов, относящихся к миру рождений и смертей.
Комментарий Бхактивиноды Тхакура
Существует два вида логики: чистая и смешанная. Функцию размышления в сознании чистого «я» следует называть «чистой логикой». Она безупречна и является совершенным по природе свойством, присущим истинному «я» или душе.
Рассмотрим, что происходит, когда индивидуальная душа приходит в контакт с материей и обуславливается ей. При этом её естественная функция, описанная выше, определённым образом видоизменяется и затем, смешавшись с материалистичным образом мысли, образует смешанную логику.
Смешанная логика, в свою очередь, также бывает двух видов: смешанная с кармой и смешанная с гьяной. По-другому смешанная логика определяется как процесс выдвижения предположений. В целом, она имеет сомнительную репутацию, поскольку в ней присутствуют четыре недостатка: 1) обладание несовершенными чувствами, 2) склонность впадать в иллюзию, 3) склонность совершать ошибки и 4) склонность обманывать других. Во всех случаях эти недостатки одни и те же.
Смешанная логика даёт начало множеству разнотипных учений, которые постоянно заняты тем, что постоянно опровергают друг друга. Дальнейшее материальное рабство – основной результат принятия любого из этих учений как руководства к действию.
Текст 1.19
Логика, порождённая мёртвой материей, не предназначена для того, чтобы выходить за пределы мёртвой материи. Принявшая прибежище в материи, она бесполезна в постижении трансцендентного. Поэтому, когда смешанная логика, ничуть не сомневаясь в собственной квалификации, принимается рассуждать о нематериальной реальности, она несёт сущий вздор.
Комментарий Бхактивиноды Тхакура
Смешанная логика рождается из мёртвой материи. Первоначально обусловленная материей душа при помощи чувств получает материальный образ, который затем поступает но нервному каналу в мозг. Этот образ сохраняется там с помощью способности запоминать. И когда обусловленный материей рассудок начинает производить над ним и всеми остальными сохранёнными образами различные операции, возникает множество измышлений и суждений. Затем, когда материальный рассудок классифицирует все эти образы в определённом порядке, красоту, представшую перед его взором, он именует термином «наука». Потом, прибегая к методам анализа и синтеза, рассудок выводит из этих образов общую картину реальности и множество оттенков в форме частных выводов о положении вещей. Это и называют логикой. Конт завещал: «Подготовив то, что было распознано, классифицируйте всё и, исходя из этого, исследуйте истину».
Теперь давайте рассмотрим следующие вопросы: «Разве нельзя рассудок, который может производить логические операции только над образами, взятыми из мира мёртвой материи, называть рассудком, порожденным самой мёртвой материей? Каким образом с помощью такого инструмента может быть познана субстанция, качественно превосходящая мёртвую материю? Как он может постичь свойства и законы нематериальной субстанции?» Несомненно, если существует какой-либо объект, превосходящий мёртвую материю, то для его постижения должен существовать другой, подходящий для этого инструмент или метод. Кто не знаком с этим высшим методом или, в силу предрассудка, не желает о нём ничего знать, находит опору только в рассудке, принявшем прибежище в мёртвой материи. Поэтому, когда ему случается говорить на духовные темы, он обречён нести вздор. Какие здесь могут быть сомнения?
Материальные логика и рассудок хорошо себя показывают лишь тогда, когда они изучают и исследуют сугубо неодушевлённую материю и ничего кроме. Смешанная логика эффективна в любых делах материальной сферы: будь то искусство или ремесло, промышленность или физическая работа, война или музыка и т.д.
Сначала смешанный рассудок, сочетаясь с материальным знанием (гьяной), приходит к определенным решениям в отношении объектов своей деятельности. Затем, соединяясь с материальной деятельностью (или кармой), он осуществляет свой замысел. Возьмём, к примеру, проект по строительству железной дороги. Когда эта задача разрешается в уме какого-либо человека, сведущего в сфере организации мертвой материи, тогда его рассудок смешан с материальным знанием (гьяной). В момент, когда это знание преобразуется в деятельность, рассудок, смешанный в данном случае уже с кармой, погружается в физическую работу.
Ремесло, промышленность, машиностроение и т.д. — это сферы, хорошо подходящие для смешанного рассудка. Но истина, выходящая за пределы материи, вне области его применения. Успеха от применения логики и разума к истине, выходящей за пределы материи, можно законно ожидать лишь в том случае, когда это будут логика и разум, выходящие за пределы материи.
Материализм, учение о поклонении материальной энергии, философия уничтожения себя как материи и идеализм — все эти учения пытались выяснить, что представляет собой причина материального мира, выходящая за пределы материи. Однако из-за того, что они пользовались рассудком, основанным на мёртвой материи, никто из них не достиг удовлетворительного результата. Инструмент, который они для этого избрали, — просто посмешище. Все книги, составленные людьми, стоящими на таких позициях, будут неизбежно содержать в себе один лишь вздор.
Текст 1.20
Ради достижения совершенства собственной души, материальный рассудок, продолжая говорить глупости, начинает сокрушаться и раскаиваться. В конце концов, измученный страхом, он принимает Верховного Господа.
Комментарий Бхактивиноды Тхакура
Хотя совершенный разум является атрибутом души, безупречным по своей природе, обусловленная материей душа не использует его в мышлении и принятии решений. Обусловленная душа ощущает на себе тяжкий груз материи. Всегда сосредоточенная только на этом бремени, она чувствует глубочайшее почтение перед смешанным рассудком. По этой причине большинство людей, населяющих материальный мир, являются приверженцами смешанной логики, вследствие чего чистая логика, превосходящая материю, встречается здесь крайне редко. Только тот, кто по счастливой случайности начинает поклоняться интроспективной функции сознания (или духовной природе), сознаёт величие кристально чистого разума и логики. Другими словами, величие полной сосредоточенности, которая свойственна душе.
С давних времён, мир, отвернувшийся от Бога, свято почитал смешанный рассудок в надежде получить от него Истину. С каждым учением, вооружившись которым смешанный рассудок выходит на ниву проповеди, случается одна и та же история. Поначалу, радостно приветствуя это учение, рассудок принимает его всем сердцем, а в конце не получает от него никакого удовлетворения.
Хотя рассудок обусловлен или смешан, он всё равно способен быть вне всякой связи с душой. Время от времени он пытается помочь душе. Породив множество разнообразных взглядов, теорий, учений, нагородив много разной чуши, смешанный разум, в конце концов, не получает от этого никакого удовлетворения. Когда это происходит, он начинает ненавидеть самого себя. Продолжая нести вздор, он начинает раскаиваться: «Увы! Чрезмерно погрязнув в мирской суете, я отверг собственную природу. Как далеко я ушёл от души, которая вечно связана со мной». Сокрушаясь таким образом, он испытывает сильный страх и в итоге принимает Верховную Личность Бога в качестве причины и источника всех обязанностей и видов деятельности.
В таком состоянии человеческий ум в разных странах разворачивает проповедь о Боге, существование которого он утверждает при помощи логики и рассудка. В этом состоянии Удаяначарья составил книгу под названием «Кусуманджали». Когда люди переходят в такое состояние, они приветствуют и принимают возникшие в Америке и Европе учения Естественной теологии и Деизма (или дословно, «сухой философии о Боге»).
Истина, которую смешанный рассудок пытается утвердить в отношении Бога, крайне отрывочна, несовершенна и уязвима. Почему? Потому что представление о Боге, которое пребывает в рассудке, связанном с мёртвой материей, ничтожно. Так в чем заключена ничтожность его представлений о Боге? В том, что смешанный рассудок характеризует Бога исключительно как причину мёртвой материи. Такое представление о Боге является неестественным, поскольку в этой концепции нет ничего, что по-настоящему могло бы возвысить душу, Такое представление не даёт душе прямого руководства к действию и вообще не рассматривает этот вопрос подробно. Этот вопрос мы разберем ниже.
Текст 1.21
Даже приняв существование Бога, рассудок, введённый в заблуждение материей, продолжает говорить глупости. Иногда он старательно приписывает сущности Бога двойственность, тройственность или иную множественность.
Комментарий Бхактивиноды Тхакура
Из-за материального заблуждения городящий всякую чушь смешанный разум, даже приняв существование Верховного Господа, не может смириться с тем, что Он — единая сущность. Иногда, когда он считает, что две сущности представляют собой Бога, согласно его мнению, категория духовного сознания проявляется как один Бог, а категория мёртвой материи — как некий