Скачать:PDFTXT
Сборник бесед Б.Р. Шридхара Махараджа

Сборник бесед Б.Р. Шридхара Махараджа.

Глава 1 Вера.

1.1. Наука веры

Независимая от религиозных концепций

Прежде всего, мы должны понять, что существую три измерения жизни: мирское наслаждение, отречение и преданность. Измерение наслаждения – это мир, в котором мы, в большей или меньшей степени, находимся в настоящее время. Мирское наслаждение подразумевает эксплуатацию; и, без эксплуатации, ничто не может существовать в этом мире:

ахастани сахастанам

ападани чатушпадам

лагхуни татра махатам

дживо дживасйа дживанам

«Те, у кого есть руки, живут за счет тех, у кого нет рук. Четырехногие звери живут за счет травы, растений, и т. д., а большие живут за счет малых».

Все полно жизни: растения, трава, и деревья также обладают жизнью, но без эксплуатации никто не способен поддерживать тело в этом мире. Это мир эксплуатации, и, как гласит третий закон Ньютона, на каждое действие существует равное противодействие. Посредством эксплуатации, человек берет взаймы, и, чтобы вернуть этот долг, ему придется опуститься вниз. Таким образом, существуют многочисленные дживы (души), которые возвышаются и опускаются, возвышаются и опускаются благодаря своим действиям и их следствиям в мире эксплуатации. Общество пытается эксплуатировать в наибольшей степени; повсюду существует попытка жить за счет других. Без этого жизнь невозможна в этой области бытия, потому что это мир экплуатации.

Буддисты, джайны, последователи Шанкары и столь многие другие стараются выбраться из этой ловушки эксплуатации и найти жизнь, в которой нет эксплуатации, нет действий и последствий. Чтобы избежать действий и следствий, они пытаются найти положение отречения, и приходят к концепции, схожей со сном без сновидений, самадхи: полностью устраниться из объективного мира, и оставаться в субъективном измерении. Не позволяя своим чувства действовать в низшем измерении, они всегда сохраняют субъективное положение, и это нечто, подобное сну без сновидений.

Ваишнавы – те, кто служат Верховной Личности Бога – придерживаются мнения, что существует другой мир, мир преданности. Природа этой преданности прямо противоположна эксплуатации. В материальном мире, каждое существо стремится эксплуатировать окружение, но в мире преданности, каждый его обитатель стремится служить окружению; и не только окружению, но истинный ключ к жизни в том мире состоит в служении Центру. Мы живем в органическом целом, поэтому каждая его часть должна быть верна органическому Центру. Шримад Бхагаватам объясняет это, приводя аналогию со служением корню дерева:

йатха тарор мула-нишечанена

трпйанти тат-сканда-бхуджопасакхах

пранопахарач ча йатхендрийанам

татхаива сарварханам ачйутеджйа

(Ш. Б. 4.31.14)

В ведической литературе мы также находим утверждение: «Попытайся найти того, познав которого, ты познаешь все»:

йасмина гйате сарвам идам вигйатам бхавати

йасмина прапте сарвамидам праптам бхавати

тад виджигйасасва тадева брахма

Существует центр, познанием которого достигается познание всего, достижение которого приводит к достижению всего. Все советы Вед сводятся к этому: попытаться найти этот Центр. Поэтому пытайтесь найти его.

Вначале, кто-то может подумать, что это нелепое заявление: «Познав это, ты обретешь все – что это такое? Только безумец может сказать подобное!» Поэтому в Шримад Бхагаватам приведена аналогия: «Когда ты поливаешь водой корень дерева, все дерево получает питание, а если ты помещаешь пищу в желудок, насыщается все тело, схожим образом, если ты служишь Центру, ты служишь всем. Это возможно, и сделать это, значит, войти в измерение преданности. Избегая мир эксплуатации, а также отречения, постарайся войти в мир преданности. Твоя атма, твоя истинная душа принадлежит этому миру. Это настоящий мир, тогда как здесь мы находим извращенное отражение.

Реальный мир – это мир, в котором каждая частица посвящает себя целому, представленному Центром, так же как в здоровом теле каждый атом будет работать на благо всего тела. Если атом работает на себя, он занят эксплуатацией в крайней степени, и подобная местная работа ради частных интересов однозначно дурна. Каждая часть тела, и каждый атом должны работать на благо всей системы. Существует Центр, и, принимая его руководство, они будут работать.

Каково положение Центра? Об этом сказано в Бхагавад Гите:

сарва-дхарман паритйаджйа

мам экам шаранам враджа

(Бх.18.66)

Кришна объясняет свое положение: «Отвергни все дхармы (обязанности) и просто предайся Мне».

Теперь я хочу представить эту философию с другой точки зрения: Гегель и его философия – перфекционизм. Он дал нам следующую идею: Абсолютная Истина, Высшая Причина всего, должна иметь два качества: она должна быть сама по себе и для себя.

Сама по себе означает, что Он является причиной Себяникто другой не сотворил Его. Если бы некто сотворил Его, этот творец обладал бы наибольшей важностью. Поэтому, чтобы быть Абсолютом, Он должен быть анади, вечно существующим и никем не сотворенным. Абсолют должен обладать такой квалификацией.

Следующее качество таково, что Абсолют существует для себя. Он существует для своего собственного удовлетворения, не для удовлетворения кого-то еще. Если Его бытие призвано удовлетворять другое существо, тогда Он будет занимать второстепенное положение, а те, ради удовлетворения которых Он живет, займут главенствующее положение.

Поэтому Абсолют должен иметь два этих качества: Он причина Себя Самого и Он существует только для того, чтобы удовлетворять Себя, чтобы достигать Свои собственные цели. Абсолют Сам по Себе и для Себя. Если какая-либо травинка колышется, это происходит для достижения цели Абсолюта. Все – любое событие, все, что происходит, — должно быть для Его удовлетворения. Итак, подлинный поток – это Его Лила, Его Игры, но мы сами руководимы отдельным интересом: интересами семьи, страны, общества или человечества и т. д. Но, с точки зрения безграничного, все это только крошечная часть, и мы все заняты деятельностью ради такого отдельного блага. Бесчисленные отдельные интересы сталкиваются между собой, и в этом источник проблем. Но мы должны оставить все наши так называемые особые интересы, освободиться из заблуждения и постараться достичь функции частицы, действующей в интересах целого.

Заключение Бхагавад Гиты, сделанное Кришной, это «сарва дхарман паритйаджйа – оставь все обязанности, которые, как ты сейчас думаешь, ты должен выполнять, и мам экам шаранам враджа – предайся Моим стопам».

ахам твам сарва-папебхйо

мокшаишйами ма шучах

«Я спасу тебя ото всех бед, о которых ты только можешь помыслить».

Иными словами, ты должен помнить, что следует сохранять верность Центру. В настоящее время, все выполняемые тобой обязанности преследуют частный интерес, но оставь отождествление с твоими личными интересами и без остатка слейся с интересами органического целого. Мы видим, если офицер полиции берет себе даже три рупии, его ждет наказание, но, если ради интересов страны он убивает очень многих, его представляют к награде. Схожим образом, все, что делается ради удовлетворения целого, хорошо, но если ты делаешь что-то для себя или какого-нибудь личного друга, ты будешь наказан. В промышленности, у нас нет права брать взятку, в тоже время, нет права объявлять забастовку, прекращать работу, поскольку тогда производство встанет.

Ни эксплуатация, ни отречение не годятся. Эксплуатация однозначно плоха, а поскольку у нас нет права объявлять забастовку, отречение тоже плохо. В органическом целом, общий интерес состоит в том, что каждый должен быть предан Центру, что означает, предан целому. Когда мы помещаем пищу в желудок, он будет должным образом распространять ее всем частям тела соответственно их потребностям. Такой жизнью является Ваишнавизм. Существует органическое целое, и мы являемся его частью. В связи с целым, у нас есть наши особые обязанности, и это подлинное посвящение себя целому. Мы не должны помещать пищу в глаз, или нос, или ухо, или любое другое место, за исключением желудка, только тогда она будет распространяема должным образом и весь организм будет здоров. Все мы являемся частью всей вселенной, и наш долгработать для целого, и это преданность, посвящение себя, самопредание. И как мы узнаем об этом? Мы получим помощь от богооткровенных Писаний, и от многочисленных святых и посредников, которые также приходят из того мира, чтобы привести нас к гармонии.

Религия высочайшей гармонии была дана Махапрабху Шри Чайтаньядевом, который объяснил преданность, опираясь на Шримад Бхагаватам, книгу, которая рассматривается как истинное заключение всех богооткровенных писаний. Так Он объяснил, что энергия или сила не являются высочайшим явлением, но выше них стоит знание. Знание может контролировать силу и дать благоприятный результат, но далее, само знание также занимает низшее положение: выше него стоят любовь и нежность, и это высочайшее начало. Ни знание, ни сила, но только нежность, любовь могут дать нам жизненную полноту.

Милость выше справедливости. Справедливость существует только там, где есть необходимость законов, правил и т. д., но в царстве Абсолютного Самодержца, который также есть Абсолютное Благо, не может быть речи о каких-либо подозрениях относительно Него. Он – Абсолютное Благо, и Абсолютное Благо есть Абсолютная Любовь и Нежность, и это дом! Обратно к Богу, обратно домой. Что такое дом? Это место, где мы видим, что окружены нашими доброжелателями. Если мы не заботимся о нашем собственном благе, тогда столь многие вокруг позаботятся о нас – по сути, весь окружающий мир будет проявлять заботу о нас – и это дом. Это царство Абсолюта, и мы можем войти в служение Ему, обрести высочайшее положение и так увидеть нежность, любовь, гармонию и красоту, которые существуют там. Все эти качества схожи и они образуют природу Высшей Причины и Блага, и мы должны отправиться туда. Злоупотребляя свободой воли, мы каким-то образом сбились с пути, но теперь нас зовут: «Иди домой, обратно к Богу, обратно домой, в высочайшее положение, на землю любви». В целом, это суть того, что я представил вам – это Кришна концепция в Бхагавад-гите и в Шримад-Бхагаватам, и эта концепция была дана Шри Чайтаньядевом. Этот Шри Чайтанья Сарасват Матх и вся Гаудийа Миссия проповедует только это. «Иди к Центру, используй свою жизнь для полного посвящения себя Центру, и Центр выше справедливости. Он полон милосердия, он нежен, любящ и прекрасен».

Вот фундаментальные положения религии Ваишнавов, Шримад Бхагавад Гиты и Шримад Бхагаватам, и краткая история всех концепций религии: эксплуатация, отречение и преданность суть три измерения жизни, и подлинное «я» принадлежит земле преданности. Все живые существа являются частицами преданности, но каким-то образом, злоупотребив своей частичной свободной волей, они вступили в мир эксплуатации. Будда, Джаин, Парешанатх и другие хотят устраниться из этого мира, выбраться из ловушки эксплуатации – действий и их следствий – посредством полного отречения. Они сказали, что после этого душа может жить счастливо. Тем не менее, возможно снова попасть в эту западню, но в мире, где живут действительно свободные души, все являются частицами преданности, и когда мы хотим проследить, что объединяет их и поддерживает в этом измерении бытия, мы увидим, что все они трудятся для целого, и целое представлено одним Абсолютным Благом. Мы должны увидеть все эти явления, и для этого человеческое рождение крайне ценно. В связи с садху – святыми,

Скачать:PDFTXT

Сборник бесед Б.Р. Шридхара Махараджа Вайшнавизм читать, Сборник бесед Б.Р. Шридхара Махараджа Вайшнавизм читать бесплатно, Сборник бесед Б.Р. Шридхара Махараджа Вайшнавизм читать онлайн