как в нескольких случаях сам Махапрабху рассказывает такого рода глубокую лилу, высшую лилу Кришны. Говардхан лила, джала кели, когда он бессознательно прыгнул в океан и за несколько часов волны перенесли его из Чакра Дхары в Чакра Тиртху. Тогда он описал, как происходит джала кели Кришны, любовные игры в воде. И также в Чатак Парвате, та лила, когда его тело трансформировалось подобно тыкве (кусманда), он описывал лилу, но природа этого описания иная, чем любой книжный рассказ. Это нечто, что невозможно свести к черному или белому.
Итак, нас вновь и вновь предостерегают: не пытайся ворваться туда, все произойдет естественно. Следуй программе, данной гуру и шастрами. Если такая удача возможна для тебя, она придет. Это не вопрос опыта, не так обстоит дело: йатха йатха гаура-падаравинде; всю полноту своего внимания обрати на гаура-лилу, и это нечто возникнет в твоем сердце. Оно придет к тебе неведомым путем. Когда высшая обитель будет довольна тобой, она снизойдет на какое-то время, чтобы дать тебе представление, и ты будешь просто изумлен: «Что это!» А потом, когда оно уйдет, исчезнет, тебе останется только скорбеть. Это нечто живое, пытайся обрести его, надеяться. Мы не можем столь высокую реальность сделать объектом нашего опыта. Даже обращение обычного человека с его интимными друзьями нелегко наблюдать, что говорить о тайной Лиле Верховного Господа. Как можем мы дерзать войти туда! Особенно на людях, это немыслимо. Поверхностно, мы можем пытаться дать некое описание внешних возможностей, но не реальности как таковой. Мы не отважимся войти.
Наш учитель даже не позволяет нам читать книги, в которых описаны эти игры: Говинда-лиламритам, Става-мала, Вилапа-кусуманджали, Уджджвала-ниламани, он не позволял нам читать и обсуждать их. Скорее, он испытывал сильное беспокойство, когда слышал, что кто-то имеет дело с высшей лилой в этих книгах. Он не любил этого. Душта пхала корибе арджан, Бхактивинод Тхакур предостерегает нас, говоря, что результат будет дурным, если мы дерзнем пересечь черту, последствия будут плохими – апарадха. Начиная с низшего положения, анартхи, показаны ступени: шраддха, садху-сангха, шраван, киртан, затем анартха-нивриттих, когда все нежелательное уйдет, затем ништха, затем ручи, затем асакти, затем бхава бхакти, росток подлинной преданности, затем према бхакти, и снеха, мана, пранайа рага, анурага, бхава, махабхава. Проходя эти уровни, нам следует приближаться к тому миру.
Однажды Прабхупада заметил, не знаю, как вы это воспримите. Один джентльмен, разумеется, он был старшим, хотел обсуждать с Прабхупадой эти темы и делал на это большой упор. В конце концов, он оставил общество Прабхупады и стал вести уединенную жизнь. До этого он совершил большое служение миссии. Прабхупада сказал об этом человеке: «О! В своей настоящей жизни он замужем за Кришной и родил от него ребенка!» Такое замечание сделал Прабхупада. Имелось ввиду, что он был мужчина, но, считая себя Гопи, он хотел познавать жизнь Гопи и интимную связь Гопи и Кришны. Он горячо желал этого, и Прабхупада заметил: «О! Он превратился в женщину, в Гопи, и, вступив с Кришной в связь, она родила ребенка!»
В другом случае, гуру махарадж Прабхупады, Гаура Кишор Бабаджи, жил в хижине на берегу Ганги. Ученик Прабхупады, оставивший его, стал подражать Бабаджи Махараджу. Он построил маленькую хижину поблизости и стал имитировать его бхаджан, харинам, обсуждение работ Нароттама Тхакура, все это, и соблюдал строгую вайрагйу в своей физической жизни. Однажды Гаура Кишор Бабаджи заметил: «Если женщина входит в палату родильного дома и устраивает представление, имитируя крики роженицы, ребенок не появится на свет просто благодаря ее воплям. Многие важные события должны предшествовать рождению ребенка». Таким было его замечание в адрес этого джентльмена.
Шуддха саттва, мы должны обрести связь с тем началом, которое известно как шуддха саттва (без малейшей примеси материального). Вначале вишуддха саттва, мир ниргуна, шуддха саттва – это ниргуна. Саттва гуна, вишуддха саттва,обретение связи с ниргуной, только тогда возможны попытки приблизиться к тонким событиям того мира. Приблизиться не для того, чтобы удовлетворить любопытство: «Дураки рвутся туда, где ангелы боятся ступить». Итак, в таком духе мы должны приближаться к этой реальности. В то же самое время, милостью Божьей, мы можем избежать опасности стать неверующими: «Дайте мне в деталях оценить целое, тогда я приму то, что вы говорите». В низшем измерении бытия существуют многие явления, очарование и разумность которых достаточны, чтобы убедить человека принять их сторону. Но явления высшего порядка должны быть объектом нашего поклонения. Итак, нам следует крайне осторожно обращаться со всей лилой, особенно мадхура-лилой. Харе Кришна, Харе Кришна.
Недавно я думал: спустя год после того, как я присоединился к миссии, Прабхупада организовал во Вриндаване проповедническую программу в месяц Картик (Картик мас). Он попросил своего ученика Бхарати Махараджа объяснять седьмую песнь Шримад Бхагаватам, историю Прахлады, ни слова о Кришне, Радха Кришне, Йашоде, ничего о Вриндаване. Вначале проповедуй шуддха бхакти Прахлады. Люди заражены сахаджийаизмом, поэтому дай им понять, дай им войти в обитель бхакти, что говорить о Кришна Лиле, она гораздо, гораздо выше. И вот, жители Вриндавана удивлялись: «Во Вриндаване они объясняют Бхагаватам, но не десятую песнь, а всего-лишь седьмую, Прахлада лилу, низшее измерение бхакти!» Это было удивительно, странно.
Опять-таки, я увидел, как позже сам Прабхупада давал лекцию между Радха-кундой и Шйама-кундой. На границе между ними Прабхупада несколько дней объяснял Упадешамриту Рупы Госвами. Он читал и давал пояснения. Он говорил не о Радхарани, не о Кришне, но объяснял Упадешамриту, основу, его внимание всегда было обращено к этому; плод явится сам. Поливай водой корень! Поливай корень – плод явится сам. Сидя между Радха-кундой и Шйама-кундой он объяснял не Бхагаватам, но Упадешамриту. Вы знаете, Упадешамрита – это суть учения Махапрабху на языке Рупы Госвами. Что это? Вачо вегам манасах кродха-вегам джихва-вегам ударопастха-вегам; все эти истины; кршнети йасйа гири там манасадрийета дикшашти чет пранатибхис ча бхаджантам ишам, шушрушайа, все это, и, наконец:
кршнасйоччаих пранайа-васатих прейасибхйо пи радха кундам часйа мунибхир абхитас тадрг эва вйадхайи йат прештхаир апи алам асулабхам ким пунар бхакти-бхаджам тад премедам сакрд апи сарах снатур авискароти
Это последняя шлока в Упадешамрите, и ее объяснял Прабхупада, ничего из Говинда-лиламриты или Шри Кришна-бхаванамриты Вишванатха Чакраварти Тхакура; все это было оставлено в стороне. Наше обучение находится в этой линии. Пуджала рага-патха гаурава бханге: это всегда объект нашего поклонения, наша перспектива, будущее нашей жизни, и путь не может быть пройден жизнь за жизнью, скорее, мы будем лелеять надежду, чистую надежду, что однажды, быть может, нас возьмут в этот лагерь – такая идея. Харе Кришна, Харе Кришна, Гаура Харибол, Нитай Чайтанья…
Аудитория: иногда в Чайтанья-чаритамрите Кришнадас Кавирадж Госвами ссылается на Говинда-лиламриту, Уджджвала-ниламани и другие сокровенные, избранные произведения. Как нам относиться к этому?
В целом, нам не позволено обращаться к трем главам Чайтанья-чаритамриты: это глава четвертая Ади-лилы, Рамананда Самвада, до известной степени восьмая глава Мадхйа-лилы, тот раздел, где упоминается часть лилы Радхи-Говинды и восемнадцатая глава Антйа-лилы, джала-кели; для нас закрыт доступ в эти лилы. Разумеется, когда происходит парайан, мы читаем эти разделы, но не входим в подробности.
Аудитория: что вы подразумеваете под парайаном?
Парайан означает чтение всей книги от начала до конца.
Совершая парайан, мы читали, не уделяя специфического внимания высочайшей Лиле Радха Кришны; это было запрещено. Не пытайтесь обращаться к подробностям этого. Это придет само в должное время. Не делайте это предметом публичного обсуждения. Не открывайте это взорам публики. Все это настолько серьезно, что однажды во Вриндаване друг детства Прабхупады, адвокат, пришел увидеться с ним, и Прабхупада пожелал нанести ответный визит. Когда он пришел, ему сказали, что хозяин наверху, он отправился наверх и увидел, что Прана Гопал Госвами объясняет Бхагаватам, раса-лила адхйай. Прабхупада поклонился и немедленно ушел оттуда. Тогда его друг покинул это собрание и тоже спустился вниз: «Там объясняют раса-лилу, а ты не стал слушать? Ты просто преклонил голову. В чем причина?» Прабхупада сказал: «Наш гуру говорил, что если мы посещаем объяснение раса-лилы, мы совершаем оскорбление (апарадху), поэтому я не могу оставаться там ни секунды. Я должен уйти. Таков наказ моего гуру». Он демонстрировал нам столь строгое поведение, и мы поступаем соответственно этому, особенно я.
В столь многих других местах устраивают кукольные представления джхулан лилы, раса лилы – я никогда не делаю этого. В силу моего понимания воли и слов моего гурудева, я не устраиваю какие бы то ни было представления джхуланы, или раса-лилы, ничего подобного. Я нахожу в своем сердце, что это идет вразрез с желаниями Прабхупады. Однако, я вижу и слышу, что в наши дни во многих других матхах (храмах) делают это. Но я строго воздерживаюсь от таких представлений джхулан-лилы, раса-лилы – я считаю это слишком высоким для нас. Я должен быть правдив в слушании слов моего гурудева, если я хочу реализации, а не положения или какой-то популярности, пытаясь привлечь людей такими шоу. Чтобы зарабатывать деньги или создавать «благоприятную почву для проповеди» они могут делать это, но не я. Я не хочу популярности или положения великого Ачарьи. Я ученик, я по-прежнему считаю себя учеником, имеющим веру в то, я слышал от моего гурудева. Изо всех сил я пытаюсь придерживаться этой линии, хранить верность истинам, которые я услышал от него. Я не желаю искажать их в угоду своим целям. Я стараюсь не делать этого. Конечно, ради «большой пропаганды» они могут принимать разные пути соответственно своим представлениям, теперь они свободны делать это, но я не желаю принимать в этом участие.
Когда Прабхупада предложил мне отправиться на запад, я просто сказал, что не считаю себя пригодным для этого, потому что не смогу добиться успеха там. Я указал на два изъяна: неспособность уловить их интонацию и нежелание близко общаться с ними. Тогда некоторые саннйаси выразили мне большое уважение: «Как же так? Этого желают столь многие, а вы упускаете такой шанс? Вы пренебрегаете возможностью занять такое положение – положение мирового проповедника? Разве вы этого не хотите?» Я сказал: «Да, Махарадж, я не стремлюсь занять такое положение. Мое единственное смиренное стремление – быть причисленным к искренним преданным Махапрабху, Шри Чайтаньдева. У меня нет иных желаний – стать великим проповедником и тому подобное. Такова моя природа. Я хочу истину и надеюсь, молю Вайшнавов и всех вас, чтобы во мне не было иных желаний, кроме желания быть самым смиренным, смиреннейшим слугой Господа и не отклоняться от истинного пути.
Я могу быть занят в служении низшего порядка: тад даса даса дасанам дасатвам дехи