ме прабхо: моя вера может быть столь сильной, такого качества, что наималейшее предложение божественного служения ему может удовлетворить меня. Мне не следует питать амбиции подняться наверх, получить шанс служить в высшем эшелоне. Имея самую низкую связь с божественным, я могу идти вперед, удовлетворенный моим идеалом. Гаура Харибол: пада дхули, Махапрабху говорит: «Просто считай меня пылью у стоп твоих, Кришна».
айи нанда-тануджа кинкарам патитам мам вишаме
бхавамбудхау
крпайа тава пада-панкаджа-стхита-дхули-садришам
вичинтайа
Считай меня частицей пыли твоих стоп. Это должно быть нашим руководством. Даже это – слишком много. Наша вера должна стать такого качества, чтобы мы могли быть удовлетворены бытием частицы у его стоп. Затем, по его сладостной воле, все может случиться, но нашей смиренной целью должна быть самая ничтожная связь с божественным – реальная – не выдумка, не выдуманный Кришна.
Пуджала рага-патха гаурава бханге – очень сладостно… Рага патха над нашей головой. Мы слуги рага патхи. Мы следуем видхи-маргу, правилам шастр. Мы должны жить и действовать согласно правилам шастр и всегда держать рага патху над нашей головой.
Однажды, когда Прабхупада был на Радха-кунде, один панда в своей беседе небрежно заметил, что, дескать, мы – Брахмины из Браджа и можем благословить Даса Госвами. Прабхупада был крайне задет столь высокомерным замечанием. «Дас Госвами – высочайший ачарйа в нашем стане Гаудийев, а этот человек заявляет, что способен благословить Даса Госвами, и я должен слышать это!» Он отказался от пищи. Он сказал: «Если бы я был обычным бабаджи, мне было бы все равно – я ушел бы отсюда. Но я приехал сюда на машине, как ачарйа. Находясь здесь в роли ачарйи, я несу ответственность защищать сампрадайу. Я буду вычищать грязь, все нежелательное из сампрадайи. Я разъезжаю по Вриндавану на автомобиле, как я могу терпеть подобное замечание, направленное против моего гуру?» Он отказался от пищи: «Нет – я не буду есть, я не могу принимать пищу до тех пор, пока ситуация не будет исправлена».
Прабхупада начал поститься; мы все постились. Тогда один влиятельный человек, когда до него дошли известия об этом, пошел к этому Брахмину и указал ему на ошибочность его позиции, и последний стал молить о прощении: «Простите меня. Я обычный человек, падшая душа, мне неведомо величие Даса Госвами. Он происходит из семьи шудр, а я из семьи Брахминов; располагая только этими общими сведениями, я сделал подобное замечание. Но теперь я вижу, что совершил ошибку, пожалуйста, простите меня». Тогда, конечно же, тяжесть оскорбления была уменьшена, и Прабхупада принял пищу, и все мы прервали пост. Пуджала рага патха гаурава бханге – гаурава бханге: он неизменно занимал позицию защитника, не только защитника – слуги-защитника сампрадайи. Он заметил, что Бхактивинод Тхакур говорил о себе: «Я джхадудар», что значит тот, кто убирает грязь, дворник. Бхактивинод Тхакур говорил о себе как о дворнике в Нама Хатте Нитйананды Прабху, а Прабхупада сказал: «Я одна из соломинок метлы в руках Бхактивинода Тхакура. Бхактивинод Тхакур – дворник, в его руках метла, а я – одна их соломинок его метлы». И если это замечание искреннее, не имитация или какая-либо ложная самонадеянность, тогда это единица измерения, используя которую нам следует создавать себя, и тогда мы отважимся надеяться войти в мир Вайкунтхи, Голоку, лагерь Бриджабаси.
Таким образом, трнад апи суничена — не метафора и не красивые слова, но нечто реальное, подлинное. Если мы думаем так, понимаем, какого уровня нам следует достичь, будем ли мы считать себя достойными вступить в царство Господа? Требование Голоки не меньшее, чем безраздельная преданность. Нижайший из низких: такая идея, такова квалификация, позволяющая войти в это царство. Вот что требуется от нас: трнад апи суничена тарор апи сахишнуна, ибо в полном смирении не может быть ни малейшего следа духа наслаждения. Невозможна какая-либо агрессия. Нижайшие из низких, те, кто полностью искоренили агрессивною природу. Агрессивной природе там нет места. Наслажденец не может не быть агрессором. Агрессия – достояние этого мира эксплуатации. Чтобы войти в это царство, необходима жертвенность такой природы. Такая жертвенность реальна, в противном случае мы имеем дело с выдумкой, воображением. Если это нечто воображаемое, тогда духовный мир также плод воображения. Если же это конкретная реальность, тогда Голока для них реальна. В этом измерении бытия они соприкоснутся с Голокой. В столь тонком и фундаментальном измерении бытия они соприкоснутся с этим подлинным образом. В противном случае, все это рай дураков: жизнь в раю дураков. Если у нас есть вера в это, тогда духовный мир реален для нас, а иначе, нашим стремлением будет желание жить в раю дураков.
Джайа Чайтанйа Дайал, Нитай Чайтанйа, Гаура Харибол!
Я думаю, сегодня я сделал что-то для того, чтобы выразить чувство моего Гурудева: его позицию, сделать ясной его позицию. Я сделал что-то сегодня – Гаура Харибол!
Пуджала рага патха гаурава бханге – этого достаточно! Тад даса даса дасанам дасатвам дехи ме прабхо, это не метафора. Это не просто поэзия. Махапрабху говорит:
нахам випро на ча нара-патир напи ваишйо на шудро
нахам варни на ча грха-патир но ванастхо йатир ва
кинту продйан-никхила-параманада-пурнамртабдхер
гопи-бхартух пада-камалайор даса-дасанудасах
Это не просто метафора; это реальность. Реальность! Мы должны стать нижайшими из низких, воистину, чтобы стать пригодными для высшего служения. Подобная бескорыстность, подобная самоотверженность необходимы для частицы низшего порядка, чтобы войти в это царство. Подобная самоотверженность необходима. Тогда мы сможем войти в тот мир. Это сокровенное измерение бытия, и если мы действительно стремимся соприкоснуться с ним, мы должны стать в высшей степени тонкими, никаких требований; благодаря самоотрицанию, произойдет трансформация нашей природы. Тогда мы соприкоснемся с тем миром. Самая ничтожная склонность эксплуатировать или малейший след амбициозности закроют нам доступ туда. Это другое препятствие – пратиштха. Пратиштха значит самоутверждение: твердость, стабильность, быть устойчивым, быть бессмертным, быть неуязвимым. Не жертвенность, но самоутверждение – пратиштха. Я должен стоять; я должен жить. Напротив, если необходимо, я должен умереть ради интересов Кришны: мароби ракхоби джо иччха тохара, солдат-смертник, готовый умереть ради дела страны. Если это необходимо, я должен умереть. Я должен уничтожить себя, я должен быть уничтожен, если это необходимо, само мое существование может быть уничтожено, если это необходимо для удовлетворения Кришны. Харе Кришна, Гаура Харибол, Гаура Харибол! Нитай Чайтанья. Само мое существование может быть прекращено, если нужно. Подобный темперамент, бескорыстие такой степени необходимы. Найдите эту плоскость, такую тонкость. Да будем мы благословлены Прабхупадой, Сарасвати Тхакуром, Гаура Харибол, Джайа Чаитанйа!
Аудитория: Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев Госвами Махараджа ки джайа!
Аудитория: Джайа!
Шрила Шридхар Махарадж: Гаура Харибол! Гаура Харибол! Гаура Харибол! Ганди сказал одному джентльмену, который вопил «Ганди Ки джайа! Махатма Ганди Ки джайа!»: «Вот они воздают хвалу, поют славу определенной форме, но если я оставлю это положение? Тогда они будут скандировать: «Долой Ганди! Долой Ганди!» Итак, он говорит, что его это не касается.
Гаура Харибол! Гаура Харибол! Поэтому «джайа» обращено не ко мне. Вся слава Гуру и Гауранге! Вся слава Гуру и Гауранге! Бхактиведанта Свами Махараджа ки джайа! Сева Вринда ки джайа! Гаура Харибол! Гаура Харибол!
Вы помогаете мне извлечь из глубин моего сердца столь многие прекрасные и ценные вещи. Благодаря вашему сердцу эти старые воспоминания становятся снова свежими для меня. Я не могу не извлекать все это из внутренней природы моей прошлой жизни: богатство, которое я получил от моего Гурудева. Я вновь обрел шанс видеть эту сокровищницу: эти воспоминания дали мне возможность соприкоснуться с тем, что я услышал у божественных стоп моего наставника. Гаура Харибол! Гаура Харибол! Гаура Харибол!
Вы не удовлетворены?
Аудитория: Нет! Нет! Мы полностью удовлетворены!
Шрила Шридхар Махарадж: Нечто столь ценное и это наше образование, то, что я получил от божественных стоп Шрилы Сарасвати Тхакура. Я просто искренне даю это всем вам. Такова его природа. Гаурасундар. Гаура Харибол! Гаура Харибол! Пуджала рага патха гаурава бханге. Он говорил, что нам не следует идти жить на Радха-кунду. Однажды, возле Лалита-кунды, там находится Сванананда Сукхада Кунджа, был построен первый этаж здания, и наш Гуру Махарадж сказал, что второй этаж необходим, «но я не смогу жить там». Я спросил: «Если вы не будете жить на втором этаже, тогда кто будет жить там? Какая необходимость в дальнейшем строительстве?». Он ответил: «Нет, ты не знаешь. Лучшие личности будут жить там: Бхактивинод Тхакур, Гаура Кишор Бабаджи Махарадж, они будут жить там. А мы будем жить на первом этаже и служить им».
Опять-таки, в другой раз он сказал: «Я буду жить на Говардхане. Радха-кунда — высочайшая обитель, обитель нашего гуру махараджа, нашего гурудева. Они будут жить здесь, тесно связанные с лилой, а мы не достойны жить здесь. Мы будем жить на Говардхане, в некотором удалении, потому что мы будем приходить и служить нашему гурудеву, поэтому нам следует жить неподалеку, но не в тесной связи с ними. Мы не пригодны для этого». Пуджала рага патха гаурава бханге. Все направление нашей жизни было таким: пуджала рага патха гаурава бханге. Это высоко, высоко; из низшего положения мы должны почитать это. Мы стремимся утвердить такого рода отношение во всем мире: что это очень высоко.
Это было в Аллахабаде, возможно, в тот самый год, когда принял посвящение Свами Махарадж. В Малакхе, в парке, наш Гуру Махарадж бросил вызов: «Я бросаю вызов». Вызов борца любому выйти на арену, лицом к лицу; как человек, который обратился из христианства в ислам, Мохаммед Али – бросил миру вызов. «Я готов сражаться с кем угодно, чтобы показать, что высшее положение занимает мой гурудев, Бхактивинод Тхакур, Гаура Кишор Бабаджи, Махапрабху. Кто бы ни принял мой вызов – я готов!» Он говорил: «Я готов бросить вызов кому угодно. Пусть приходят и сражаются со мной. Я хочу возвести моего гурудева на трон, на высочайший пьедестал. Гаура Харибол! Гаура Харибол! Пуджала рага патха гаурава бханге. Нитай Чайтанйа…
4.3. Ученость – это яд
21 июня 2002 г.,
Соквел, Калифорния
Шрила Шридхар Махарадж говорит об учености, знании, невежестве и преданности.
Ученость – это яд (гйане прайасам удапасйа). Готовы ли мы признать это? То, что мы накопили – глупость! Мы барахтаемся в грязи. И наше так называемое знание – это ложное понимание, не мешок, полный денег, но мешок, полный камней. Наши мозги переполнены всяческими заблуждениями. Но готовы ли мы признать это? Не так скоро. Мы хвастаемся нашим знанием, но школа Бхакти обрушивает молоток на голову знания. Скорее, невежество лучше знания. Способны ли мы принять это? Знание более опасно, чем невежество.
Почему?
Потому что так называемые ученые горды