Скачать:PDFTXT
Сборник бесед Б.Р. Шридхара Махараджа

конце концов, обращения Нимая Пандита успокоили толпу, и незадолго до полудня постепенно произошло неизбежное: церемония саннйасы совершилась. Чандрашекхар Ачарйа, дядя Нимая Пандита по матери, был уполномочен проводить ритуалы в ходе церемонии. Когда пришло время передать мантру, Нимай Пандит спросил Кешаву Бхарати: «Та ли это мантра, которую ты дашь Мне? Я слышал ее во сне». Он прошептал мантру в ухо гуру, который согласился, говоря: «Да, это мантра, которую я дам Тебе». Затем, эта мантра была дана.

А имя, данное этому саннйаси, также не было обычным. Через Кешаву Бхарати пришло самое необычное имя: «Кришна Чайтанья». Нимаю Пандиту не было дано ни одно из десяти имен, обычно даваемых саннйаси, но Его назвали Кришна Чайтанья. Как только они услышали это имя, собравшиеся люди стали кричать: «Шри Кришна Чайтанья Махапрабху ки джайа! Вся слава Шри Кришне Чайтане!»

Отец Шриниваса Ачарйи был школьным другом Нимая Пандита. По дороге в дом тестя, он услышал, что Нимай Пандит пришел принимать саннйас. Он побежал туда, и, увидев все происходящее, он потерял дар речи – он был сокрушен и наполовину сошел с ума. После этого, ничто не исходило из его уст, кроме «Чайтанья». После того, как он услышал имя «Кришна Чайтанья», кто бы и что бы ему ни говорил, он произносил только «Чайтанья!» С тех пор, его имя стало «Чайтанья дас». Его прошлое имя забылось, и все стали называть его Чайтанья дас. Он не смог вынести зрелище саннйаса Нимая Пандита.

Шри Чайтанья Махапрабху, только что облаченный в красные одежды, обнял Своего гуру, и они оба стали танцевать, воспевая имя Кришны. Спустя какое-то время, было открыто значение имени. Кешава Бхарати Махарадж сказал: «Шри Кришна Чайтанья означает, что Ты пробудил сознание Кришны по всему миру. Ты низошел, чтобы сделать всех людей сознающими Кришну. Поэтому, самое достойное имя для Тебя не может не быть Шри Кришна Чайтанья».

Мир нектара

Махапрабху ликовал, думая: «Я собираюсь освободить столь многие души от их вечных страданий и боли. Я пообещал спасти весь мир из океана страданий и привести их в мир нектара, и сейчас Я собираюсь приступить к этой задаче». Он ликовал, но все вокруг Него были погружены в океан отчаяния и скорби.

Некоторые ученые подчеркивают, что Чайтанья Махапрабху принял саннйас от Кешавы Бхарати, который был майавади, имперсоналистом. Но, хотя внешне Кешава Бхарати мог представать в таком обличии, мы видим, что соприкоснувшись с Махапрабху, он стал преданным. Иначе, мы также можем думать, что он был преданным, пришедшим в облике имперсоналиста, чтобы помочь проповеди Махапрабху, оказав Ему помощь в социальной формальности принятия саннйаса. В те времена по всей Индии майавади саннйаси пользовались большим признанием, чем Ваишнава саннйаси, а Кешава Бхарати уже занимал это положение. Махапрабху принял от него одежду саннйаси ради Своей собственной цели, чтобы помочь Своей проповеднической деятельности. Все это можно объяснить по-разному. В любом случае, после того, как Махапрабху принял саннйас, Кешава Бхарати стал петь и танцевать с Ним. Он присоединился к санкиртане и был немедленно обращен.

Единение в разлуке

Таким образом, саннйас Нимая Пандита состоялся. Каков смысл Его саннйаса? Это нечто излишнее, вспомогательное, или необходимая часть духовного продвижения? Желательно ли это? Хотя внешне, это нечто нежелательное, тем не менее, в нем есть своя необходимость. В Кришна концепции теизма, существует глубоко укорененная взаимосвязь между единением с Господом и разлукой с Ним. Без разлуки, единение не может быть глубоким. Боль разлуки может проникнуть в глубины сердца больше, нежели ликование. Подобное опасение увеличивает наше удовлетворение. Чем более велика наша нужда, тем глубже удовлетворение. Это особенно справедливо в любви. Если в каком-то предмете нет нужды, он не представляет ценности. Этот принцип можно обнаружить повсюду. Стакан воды – нечто заурядное, но его ценность будет возрастать соответственно степени нужды в нем. Самое важное – степень необходимости. Необходимость означает разлуку. Неудовлетворенная потребность – это разлука, голод.

Разлука играет самую важную роль в обеих лилах, Вриндавана и Набадвипа. Как много лет Кришна и Гопи были вместе? Кришна жил во Вриндаване только с семи до двенадцати лет: пять лет. Затем Он уехал в Матхуру. Конечно, в Падма Пуране говорится, что в особых или необычных случаях, рост следует измерять, умножая на полтора. Поэтому, когда Кришне восемь лет, следует считать, что Ему двенадцать. Когда Ему двенадцать, следует считать, что Ему восемнадцать лет. Поэтому, согласно Его росту, Кришна был во Вриндаване с двенадцати до восемнадцати лет, но, согласно Его годам, с семи до двенадцати лет.

Глубина Божественной Любви

Он оставался в Двараке долгое время; всего Он жил здесь, на этой Земле, сто двадцать пять лет. После того, как Он покинул Вриндаван в возрасте двенадцати лет, всю свою жизнь Гопи испытывали боль разлуки. Их долгая, долгая разлука сделала их преданность столь благородной; испытание разлукой показывает, является ли любовь настоящей. Такая длительная разлука и такое великое испытание никогда не были известны в истории; тем не менее, глубина их любви не уменьшилась. Скорее, там была найдена непостижимая, вечно возрастающая глубина божественной любви.

И в Набадвипе, и во Вриндаване предыстория схожа. В Набадвипе, чтобы одержать победу над оппозиционной стороной, Махапрабху оставил Свою семейную жизнь. И во Вриндаван-Лиле она аналогична. Во Вриндаван-Лиле оппозиция пришла из Матхуры, в форме Агхи, Баки, Путаны, Трнаварты и других демонов, которых посылал Царь Камса. Чтобы пресечь оппозицию, Кришне пришлось отправиться в Матхуру. А когда Он приехал туда, Он обнаружил, что она разрослась. Тесть Камсы, Джарасандха, Калайавана, Шишупала, Дантавакра и многие другие были враждебны к Кришне. И Кришна пообещал Гопи, что после того, как Он покончит со Своими врагами, Он возвратится во Вриндаван, чтобы умиротворенно играть с Ними. Чтобы покончить с оппозиционной стороной, Кришне пришлось уехать. И на Курукшетре Он сказал Гопи: «У Меня есть некоторые другие враги; покончив с ними, Я вновь соединюсь с вами».

Здесь также, чтобы победить оппозиционную сторону, Махапрабху пришлось покинуть Набадвип. Позже, после Его победы надо всеми индийскими учеными и религиозными лидерами различных положений и конфессий, когда Он вернулся в Набадвип пять лет спустя, все преобразились. Массы в безумии бросились к Нему. Трудно представить, насколько безумно массы бросились к Шри Чайтаньядеву, сыну их родного селения.

Ганга, полная человеческих голов

Они переправлялись через Гангу. Вся Ганга, насколько далеко можно было видеть, была полна человеческих голов. Они бежали к Нему со всех сторон так, что джунгли были вытоптаны человеческими ногами. Несколько дней Шри Чайтанья Махапрабху оставался неподалеку, в Видйанагаре, а затем пошел в сторону Вриндавана, воспевая святое имя Кришны. Тысячи преданных бежали за Ним, раскапывая землю, чтобы взять пыль Его святых стоп, и возникли огромные ямы.

Восемнадцать лет Шри Чайтанья Махапрабху жил жизнью ученого как Нимай Пандит. После этого, приблизительно шесть лет, Он странствовал по всей Индии, включая Вриндаван. Последние восемнадцать лет Своей жизни Он постоянно находился в Джаганнатха-Пури. Первые шесть лет Своей саннйасы Он общался с обычными людьми. Последние двенадцать лет Своей жизни Он почти полностью отошел от общества людей и глубоко погрузился в переживание единения в разлуке Радхи-Говинды. И Им были проявлены многие необычайные признаки экстаза, которые никогда и нигде не были переживаемы, о которых даже не слышали. Разлука может породить в теле и уме такие удивительные эффекты.

Шри Гауранга Аватар

Шри Гауранга-аватара имеет двоякую природу: внешняя причина Его пришествия – спасти человечество от греха и дать ему высочайшее достижение жизни, приведя во Вриндаван, Браджа Лилу, через святое имя Кришны. В действительности, это функция йуга-аватары, воплощения Бога для этой эпохи. Господь приходит, чтобы распространить божественный звук и показать, как можно достичь высочайшего положения через божественный звук. Однако у Него есть еще одна цель.

Один раз в день Брахмы – в особую Кали-йугу – Сам Кришна приходит в настроении Радхарани, чтобы искать Себя. Он хочет пережить настроение Радхарани, понять природу Ее внутренней жажды Кришны, понять, как Своим настроением Она может переживать сладость Кришны, и какую радость Она черпает в этом.

Кришна хотел получить некий опыт того, почему Радхарани столь безумно любит Его. Он думал: «Что есть во Мне такого, что делает Ее столь безумной от Меня? Какую сладость Она может черпать во Мне? Я не в силах постичь это». Он хотел облечь Себя в настроение Шри Радхики и попытаться ощутить вкус Своей собственной природы с таким темпераментом. Поэтому Он пришел как Шри Чайтанья.

Когда Он обдумывал такое воплощение, и предложил Свою идею Шримати Радхарани, нам говорят, что Радхарани сказала: «Иногда Ты будешь в безумии кататься по земле, призывая Мое имя, но Я не смогу стерпеть это. Я покрою Твое тело Своей золотой формой. Я не позволю Тебе кататься по земле. Я покрою Тебя Своим объятием». Поэтому те, кто знают онтологический аспект Шри Чайтаньи, говорят: «Я выражаю Свое почтение Шри Чайтанье Махапрабху, чье настроение и цвет принадлежат Радхарани, и чья внутренняя природаКришна, ищущий Себя, переживающий Себя, и пытающийся понять, почему Радхарани сходит с ума от Его вкуса и какую сладость Она находит в Нем (радха бхава дйути сувалитам науми кршна сварупам).

Шри Чайтанья Махапрабху оставался в этом мире сорок восемь лет. Последние двенадцать лет Своей жизни Он с глубоким вниманием погрузился в переживание Своей природы. Как все сходят с ума от переживания сладости, Кришна, олицетворенная сладость, также сходит с ума от вкуса Себя.

Интроспекция означает познание Себя. Сознание может познавать сознание. И так же, как человек может чувствовать свое тело, или сознание может познавать себя, экстаз может познавать вкус экстаза. Сварупа Дамодара Прабху, личный секретарь Шри Чайтаньи, которого считают Лалитой-сакхи, ближайшей подругой Шримати Радхарани в играх Кришны, подтверждает это. Он сказал, что Шри Чайтаньядева – это:

радха кршна-пранайа-викртир хладини шактир асмад

экатманав апи бхуви пура деха-бхедам гатау тау

чаитанйакхйам пракатам адхуна тад-двайам чаикйам аптам

радха-бхава-дйути-сувалитам науми кршна сварупам

«Я поклоняюсь Шри Чайтанье Махапрабху, который является Самим Кришной, обогащенным чувствами и сиянием Шримати Радхарани. Как господствующее и подвластное начала, Радха и Кришна вечно едины, будучи отдельными индивидуальными существами. Теперь они вновь объединились как Шри Кришна Чайтанья. Эта непостижимая трансформация энергии внутреннего наслаждения Господа возникла из любовных отношений Радхи и Кришны».

В этом стихе, Сварупа Дамодара говорит, что игры Радхи-Кришны и Шри Чайтаньи Махапрабху параллельны и вечны. Трудно сказать, зима ли приходит первой, а за ней следует лето, или вначале лето, а следом за ним приходит зима. Схожим образом, в вечных играх Господа движение идет по кругу. Поэтому Сварупа Дамодара говорит: «Трудно сказать, является

Скачать:PDFTXT

Сборник бесед Б.Р. Шридхара Махараджа Вайшнавизм читать, Сборник бесед Б.Р. Шридхара Махараджа Вайшнавизм читать бесплатно, Сборник бесед Б.Р. Шридхара Махараджа Вайшнавизм читать онлайн