– прекрасная земля. Ты должен стремиться к нему. Почему ты постоянно обеспокоен ужасами войн, эпидемий, землетрясений, нежелательных болезней, воровства, разбоя и ссор с многочисленными соседями? В основании всего этого лежит то обстоятельство, что ты отождествил себя с этим материальным миром и этим телом из плоти и крови. Ты должен отыскать свой путь и вернуться обратно домой». Вот что необходимо. Наша родина – столь прелестное, прекрасное и божественное место. Саннйас Шри Чайтаньи Махапрабху предназначен для нас, для того, чтобы вернуть нас домой, где мы сможем обрести домашний уют, домашнюю сладость. Если в нас есть какое-либо сознание дома, мы должны по достоинству оценить такое предложение: дом, сладостный дом.
Поверхностно, саннйас Шри Чайтаньи Махапрабху очень жесток для Его преданных и членов Его семьи, но он был предназначен только для того, чтобы вернуть нас домой. Чтобы проявить экстаз единения, Шри Чайтанье Махапрабху было необходимо показать разлуку со Своими преданными и родственниками. Разлука и единение помогают друг другу. Саннйас Махапрабху, Его отречение – великая трагедия разлуки.
Когда вернулся в Набадвип спустя пять лет Своего саннйаса, все мужчины, женщины и дети в безумии бросились увидеть Его, взглянуть на Его лицо. Шрила Бхактивинод Тхакур, основатель движения сознания Кришны девятнадцатого столетия, в своей внутренней концепции игр Шри Чайтаньи Махапрабху проводит параллель с играми Кришны на Курукшетре. Там произошла встреча Дварака-Кришны и Гопи Вриндавана, и Гопи и Гопы хотели забрать Кришну из Двараки обратно во Вриндаван. Бхактивинод Тхакур выражает схожее стремление. Когда Шри Чайтанья Махапрабху вернулся в Набадвип, и толпы людей бросились увидеть Его, Он стоял на крыше дома Вачаспати Пандита в красной одежде саннйаси. Считая себя вечным жителем Набадвипа и одним из членов Шриваса Ангама, Бхактивинод Тхакур созерцает себя смотрящим на Шри Чайтанью Махапрабху на крыше. Когда Кришна уехал в Двараку и не вернулся во Вриндаван, сердца всех преданных были отягощены горем. Схожим образом, Бхактивинод Тхакур горячо молится: «Когда наступит тот день, когда Нимай Пандит оставит одежды отречения и вновь придет и присоединится к киртану в доме Шривасы? Сейчас, будучи саннйаси, Он не может придти. Он не может вернуться в Свой старый дом. Сейчас мы покинуты Им, но наше стремление таково: как Гопи хотели, чтобы Кришна отверг Свои царские одежды и вновь одел пастушеское платье, чтобы они могли забрать Его обратно во Вриндаван и играть и веселиться с Ним, мы хотим, чтобы Махапрабху снял одежды саннйаси и вернул Свое старое одеяние. Таким образом, мы вернем нашего Нимая Пандита, одного из нас, в Шриваса Ангам, и вместе мы будем радоваться, призывая имя Кришны. О, когда этот день станет моим?»
7.2. Реальность танцует: Бог, которому мог бы поклоняться Ницше
14 марта 2002 г.,
Соквел, Калифорния
Наступал вечер, воздух был напоен благоуханием цветущих ночных жасминов. Шрила Шридхар Махарадж сидел в своем длинном кресле, казалось, погруженный в себя. Я сел у его стоп послушать. Он засмеялся и подался вперед с указательным пальцем, воздетым в небо:
«Реальность танцует! Что ты думаешь? Я утверждаю, что высшая концепция реальности – это идея танцующей реальности. Что ты скажешь?».
Я был сбит с толку. Я не понимал этого. Я никогда не слышал, чтобы философ говорил что-то, даже отдаленно напоминающее «высшая реальность должна танцевать».
С оттенком гегелевской логики он объяснил: «Высшая Реальность должна быть полна в себе, ибо Реальность существует для себя. Подразумевается осуществление бесконечных возможностей. Полнота подразумевает удовлетворение. Удовлетворение – это переживание счастья или Расам, Анандам – экстаза. А когда экстаз столь интенсивен, что переполняет, он выливается в экстатический танец. Шри Чайтанья Махапрабху не может не быть высшей концепцией Верховной Реальности. Безграничное переживает свою собственную сладость, результатом чего становится экстатический танец и распространение этой сладости другим через пение Святых Имен (нама санкиртан)»
Спустя годы я прочитал слова Ницше, однажды сказавшего: « Если бы я верил в Бога, ему следовало бы быть хорошим танцором». Я подумал, как плохо, что Ницше никогда не встречал Шрилу Шридхара Махараджа и не слышал его концепцию Шри Чайтаньи Махапарабху.
7.3. Единственная проблема в мире
8 июля 2002 г.,
Соквел, Калифорния
Шрила Шридхар Махарадж говорит о смерти, благотворительной работе и Кришна катхе
Каждый стремительно двигается в пасть смерти. Это совокупность новостей этого мира; это единственная новость. Каждую секунду все входят в пасть смерти. Это подлинная проблема – только это. Все проблемы, если суммировать их, предстанут следующим образом: каждую секунду каждый атом этого мира входит в пасть смерти. Это величайшая и единственная опасность в этом мире. Поэтому все остальные разговоры несущественны по отношению к реальным проблемам жизни; старайтесь помочь людям, спасти их от вхождения в пасть смерти. Это единственная проблема целого мира.
Идите и рассказывайте всем о Кришне. Что бы вы ни делали, побуждайте их говорить о Кришне, Кришне, Кришне. Спасайтесь и подготовьте себя к достижению высшей цели. Когда бы и где бы вы ни встретили кого-то, говорите только о Кришне. Все иные разговоры несущественны и излишни.
Махапрабху говорит: «Это мой приказ. Не думай, что, если ты последуешь ему и займешь положение гуру, принимая почести, воздаваемые тебе людьми, ты забудешь, что ты обычный человек, преисполнишься гордости и угодишь в ад; нет, нет, нет. Я приказываю тебе: «Вперед!» Тебя ждет благотворительная работа. Ты не можешь праздно стоять как наблюдатель. Итак, я говорю: «Прыгай! Начинай работу по спасению». Я приказываю тебе сделать это. И я приму всю ответственность на себя. Весь мир умирает. Поэтому всегда, каждую секунду, единственной необходимостью является Кришна катха. Ты обретешь мое общество, только повинуясь моим приказам и выполняя долг, который я возложил на тебя. В покорности моим приказам, в следовании предписанному тебе долгу ты найдешь меня».
Разумно ли это? Каждый из нас может рассудить. Что будет являться работой по спасению тех, кто находятся в смертном мире? Что окажет людям подлинную помощь? Не одежда и не еда, ничего подобного. Каждый в этом мире падает замертво. Однажды, когда я был в Матхе Мадраса, пришел один человек и стал критиковать нас: «О, вы только говорите о Кришне, а люди умирают голодной смертью. Вам все равно?» Я отвечал: «Нет». Он сказал мне: «Миссия Рамакришны занимается истинной благотворительностью, кормя множество голодных. Если человек умрет голодной смертью, как он услышит вас? Где вы найдете слушателя, если он умрет? Сначала дайте им возможность выжить, накормите их, а потом вы сможете рассказывать им о Кришне».
Я ответил ему: «Предположим, наступил голод. У меня есть пища. Я раздаю ее многим. Передо мной огромная толпа. Если, пока я занимаюсь раздачей, кто-то из толпы убегает, что мне делать? Должен ли я раздавать еду или бежать следом за ним?» Мой оппонент сказал: «Вы должны раздавать еду; это естественно». Я продолжал: «Толпа уже готова слушать от меня о Кришне. Почему я должен терять время в погоне за одним человеком? Столь многие люди приходят услышать от меня о Кришне, и я не могу уделить внимание им всем. Почему я должен остановить раздачу нектара и бежать за одним человеком? Это глупая затея».
Нас интересует помощь людям, осуществляемая через распространение Кришна катхи, и мы не уделяем внимание любой так называемой опасности. Все нуждаются в этом руководстве. Вы должны только занять себя в Кришна катхе. Продолжайте говорить о Кришне, продолжайте создавать эту вибрацию.
7.4. Киртан – это дезинфекция
2 июля 2002 г.,
Соквел, Калифорния
Шрила Шридхар Махарадж говорит об очистительной силе сознания Кришны.
Каждый хочет максимального счастья, будь то камень, дерево, или любая форма жизни, вплоть до полубогов, рши и муни. Это единственное, к чему следует стремиться. Тогда, как достичь его? Что и кто есть Господь? Это следует обсуждать и постигать. Кто он? Кто я? Какова моя цель? Как достичь ее? Каково мое назначение и как достичь его? Самбандха, абхидхейа и прайоджана, под этими тремя заголовками ведические писания обсуждают проблему в целом. Кто я? Где я? Затем, что является моим высшим благом – целью – и как достичь ее? Божественные взаимоотношения, практика и цель: самбандха, абхидхейа и прайоджана. Все это следует обсуждать под этими тремя заглавиями.
Это общий вопрос. Это вопрос каждого. Это не что-то ограниченное и не имеет ничего общего с любыми сектантскими или провинциальными интересами, или чем-то в этом роде. Подобные явления не могут противостоять кампании Гаудийа Матха. Махапрабху начал свой поход против Майи – заблуждения – и для сознательных, здравомыслящих людей, это единственное общее для всех требование в этом мире.
Следует ориентироваться не на безумных, но здравомыслящих людей; все они примут движение, начатое Бхактиведантой Свами Махараджей Прабхупадом по всему миру. И наш Гуру Махарадж предпринял эту попытку атаковать Майу, иллюзорную энергию, разрушить и сокрушить ее. Это киртана, это проповедь. Это Харинам. И Махапрабху пришел сюда таким посланием:
Не убегай, не беги прочь из страха перед Майей, заблуждением. В конечном счете, это заблуждение, но ты хочешь реальности, так чего тебе бояться? Твое основание реально – оно зиждется на фундаментальной реальности, поэтому тебе не следует поддаваться страху и бежать в джунгли или пещеру. Даже там, ты всегда будешь бояться появления Майи. Не так ведет себя мужественный солдат движения санкиртана, бесстрашно странствующий по миру и проповедующий Кришну, истину.
Истину!
Приступи к этой миссионерской деятельности и Майа не дерзнет приблизиться к тебе, потому что Майа – это заблуждение. Передавая свое сознание Кришны другим, ты разовьешь истинное сознание. С помощью сознания Кришны ты сумеешь вычистить всю заразу, раздавая и распространяя дезинфицирующие вещества. Это будет твоим долгом. Будь агентом дезинфицирующей службы, которая разбрасывает повсюду лекарства, должные очистить зараженную область. Будь таким агентом и так очисть окружающий мир.
Если ты будешь действовать таким образом, зараза не коснется тебя. Поскольку ты занимаешься дезинфекцией окружающего мира, болезнь не сможет атаковать тебя, и в то же время, другие тоже будут спасены.
7.5. Сверхсознательные строительные материалы
6 апреля 2005 г.
Словно в безумии, он выразил подобное желание: «Я хочу одеть землю Махапрабху Шри Чайтаньядева в золото… Продав один кирпич храма, я получу огромные деньги,сотни тысяч рупий, и с их помощью, я восстановлю всю дхаму».
Шрила Сарасвати Тхакур Прабхупада выразил идущее из глубины сердца желание, чтобы Майапур, земля Махапрабху, была украшена золотом и бриллиантами. Один из его старых учеников, занятый надзором над устройством Гаура Кунды, приобрел участок земли. Затем он договорился об обмене другого земельного участка поблизости (Нитай Кунда, ныне расположенная на восточной стороне). Прабхупада сказал ему: «Я просил тебя приобрести землю не для того, чтобы обменивать ее. Потому что та земля, которую ты