Скачать:PDFTXT
Сборник бесед Б.Р. Шридхара Махараджа

учителю. Не иди к нему с колебаниями или наобум, но с чистым и искренним сердцем».

Не следует обращаться к духовному учителю, «взяв обратный билет» Шрила Сарасвати Тахакур имел обыкновение упрекать: «Вы пришли сюда, взяв обратный билет». Мы не должны обращаться к духовному учителю с таким отношением. Скорее, мы должны думать, что мы все видели, что мы получили весь опыт этого смертного мира, и нам нечего желать здесь. С этим ясным сознанием, мы должны обратиться к гуру. Это единственный способ выжить для нас. Этот мир смертен. Нет способа, нет возможности жить здесь, и, тем не менее, желание жить – это врожденная тенденция повсюду.

«Я только хочу жить и спасти себя. Я стремлюсь к истинному прибежищу». С таким искренним желанием, ученик принесет своему духовному учителю необходимые материалы для жертвоприношения. Он не пойдет к духовному учителю, чтобы беспокоить гуру, но обратится к нему со всем необходимым, уже собранным. Он пойдет туда со своей собственной постелью и вещами. Вовсе не так, что он выкажет некую доброту к духовному учителю и подарит ему имя и славу, став его учеником.

А каким будет положение духовного учителя? Он будет сведущ в богооткровенной истине, не заурядном знании. Откровение, низошедшее из высшей области, распространилось в этом мире в разных формах, но гуру должен иметь обширное, наглядное знание. Он должен обладать широким знанием истины откровения. И он всегда должен практиковать подлинную духовную жизнь. Все его поступки связаны с духом, не с бренным миром. Он связан с Брахманом, измерением бытия, которое способно принять в себя все, фундаментом, основанием всего сущего (брахма-ништхам). Его жизнь не должна быть наполнена мирскими и смертными явлениями. Он всегда живет в трансцендентном измерении бытия и поддерживает связь с этим измерением всю свою жизнь. Все, что он делает, он будет делать только с этим сознанием. Такова версия Упанишад.

8.7. Сила общения с подлинным преданным Кришны

15 апреля 2003г.,

Санкт-Петербург, Россия

Начинающие могут быть расстроены такой идеей: «Вы говорите, что между мной и Кришной появится кто-то еще и станет помехой нашей непосредственной связи? Это недопустимо». Но прогресс преданности влечет за собой осознание того, что Господь в большей степени присутствует в преданном. Это будет ключевым моментом в развитии от позиции третьего класса ко второй, промежуточной стадии (мадхйама адхикара).

Наиважнейшим фактором является наше искреннее отношение. Настроение поиска. Поиска Кришны и ничего другого. Это настроение обладает великой ценностью. Кршнанусандхан, поиск Кришны, неудовлетворенность тем или этим, множеством разных явлений. «Мое сердце болит, и это боль моего сокровенного сердца. Каким-то образом, из определенного источника я услышал о Кришне, и я хочу быть очень близко к Нему». Но близость к преданным – более осязаемое и реальное явление.

Когда у нас есть практическая вера в Его истинных слуг, мы обретаем нечто подлинное. Положение того, кто испытывает абстрактное влечение к Кришне, считается начальным. Однако, лучшее положение занимает тот, кто стремится к обществу Его слуг даже больше, чем к Самому Кришне (ишваре тад-адхинешу… арчайам эва харайе…).

Начинающие хотят Кришну, а не Его преданных. Но те, в ком есть тенденция заводить дружбу и общаться с преданными Кришны, обрели нечто осязаемое. Это реальное и более высокое положение. Их духовная жизнь застрахована. Поэтому эта позиция считается высшей.

Те люди, в центре чьего внимания находится культивирование сознания Кришны посредством поклонения Божеству (арчан), чтения книг или любым другим образом, являются обычными преданными начального уровня. Они, скорее, избегают слуг. Но когда в сердце есть чувство некой практической симпатии к преданным, достигается более прогрессивное, безопасное и надежное положение. В этом случае, человек обрел нечто осязаемое.

Однажды один заминдар попросил Прабхупаду Сарасвати Тхакура конфиденциально побеседовать с ним в уединенном месте. Очень искренне он спросил: «Вы видели Кришну?» И Прабхупада ответил: «Если я скажу, что видел или скажу, что не видел, что вам это даст? Вам необходимо узнать, кто такой Кришна и как увидеть Его». Другой человек может обмануть вас: «Да, я видел Кришну!» Но вы не знаете, какова природа Кришны и как видеть. Он может обманывать, эксплуатировать вас. Необходимо узнать, кто такой Кришна, где Он, и каково положение тех, кто достигли Его: что есть что. Мы должны знать это. Подобные утверждения лишены ценности: может ли кто-то видеть Кришну или нет. Это зависит от знания спрашивающего: прямой реализации. В противном случае, все это пустые слова, ни для кого не представляющие какой-либо ценности.

Но тем не менее, подобное утверждение может дать нам некоторую надежду: «Да, я хочу попытаться». Но проверка должна совершаться подлинным образом; она не должна основываться на ложном представлении. На этом пути существует так много испытаний и трудностей. Могут придти столь многие явления, которые мы можем ошибочно посчитать Кришной. Также существует возможность того, что на пути к совершенству (сиддха) явятся различные таинственные силы и многочисленные видения, по мере того как человек приближается к цели (садхана). Всегда необходимы руководство свыше и безопасное приближение. Мы должны принимать руководство писаний и живых святых: всегда.

кршна-бхакти-джанма-мула хайа «садху-сангха»

Самим корнем Кришна Бхакти, его семенем и основанием является общение с истинным преданным Кришны. Даже когда человек достиг высочайшего явления, любви, премы к Кришне (кршна-према джанме тенхо пунах мукхйа анга). В это время и на этой стадии также садху играет самую важную роль. Ни при каких обстоятельствах садху не могут быть выставлены за пределы круга нашего бхаджана, преданности. Мы всегда будем оставаться под руководством гуру: Рупы Манджари, Лалиты Сакхи, Йашоды, Нанды, Шридамы, Судамы, Субалы; только под их руководством и в их обществе мы сможем выполнять нашу часть служения.

Даже когда человек освобожден, садху играют самую важную роль. Итак, самое главное – это садху, истинное общение: от начала до конца, и ни при каких обстоятельствах они не могут быть отвергнуты, даже на высочайшем уровне, когда я занят в реальном служении. На этом уровне также так много руководителей. Таким образом, в обществе многочисленных друзей я выполняю свой долг. Не в одиночестве, никогда не в одиночестве.

От начала до конца общению придается первостепенное значение. Начинающие могут не принимать это очень счастливо: «Вы говорите, что между мной и Кришной встанет кто-то еще, создавая помеху нашей непосредственной связи? Это нестерпимо». Так кажется начинающим. Но, придя к реализации более высокого порядка, они почувствуют прямо противоположное. Как пример с очками, который я обычно привожу: между глазами и рассматриваемым предметом возникает некая преграда, но она усиливает зрение, не ослабляет его. Поэтому садху никогда не препятствует, но способствует нашим внутренним взаимоотношениям с Господом. Так же, как телескоп представляет собой набор линз, у меня так много хранителей, все они мои доброжелатели, поэтому я в безопасности. Чем больше у меня хранителей в высшем круге, тем в большей я безопасности. Такова эта линия.

Поэтому я всегда слуга слуги слуги слуги, об этом молят истинные преданные (твад-бхртйа-бхртйа-паричарака-бхртйа-бхртйа-бхртйасйа бхртйа). Поверхностно, кто-то может думать: «Что это такое! Я не желаю занять столь низкое положение, чтобы между мной и Господом стояло так много людей». Внешне будет казаться так. Но в действительности, все обстоит прямо противоположным образом. Гаура Харибол! Нитай Гаура Харибол!

Эти преданные не являются помехой, не затемняют видение, но делают его все более и более ясным, помогают нам, сочувствуют нам. И не отнимают и малой толики того, что принадлежит мне. Это не хлеб, не ограниченный предмет. Вовсе не так, что если они придут принять участие в процессе служения, я окажусь в проигрыше. Напротив, они придут ко мне с безграничными запасами, чтобы дать мне знание о безграничной природе Господа. Они прольют свет понимания различных аспектов этого, дадут разные оттенки понимания. Они придут ко мне, чтобы представить Его: все они доброжелатели, все они несут дары.

Гаура Харибол! Гаура Харибол! Гаура Харибол! Нитай Гаура Харибол! Нитай Гаура Харибол! Нитай Гаура Харибол! Дайал Нитай Чайтанья!

Глава 9 Избранные жемчужины

9.1. Откровение Гайатри Мантрам

От Песни Флейты Кришны к Шримад Бхагаватам к Радха Дасйам

Смысл брахма гайатри должен привести нас к заключению Шримад Бхагаватам. Гайатри мантра и Шримад Бхагаватам суть одно. Это сама суть Веданта-сутры. Шримад-Бханаватам представляет собой развернутый комментарий к гайатри:

артхо йам брахма-сутранам

бхаратартха-винирнайах

гайатри-бхашйа-рупау-сау

ведартхах парбрмхитах

(Гаруда Пурана)

Смысл гайатри мантры должен быть в линии Шримад-Бхагаватам. Если мы проанализируем, как это возможно, мы откроем ступени, приводящие гайатри мантру к Шримад Бхагаватам.

Каков смысл гайатри? Слово гайатри является комбинацией двух санскритских слов: ганат (то, что поют) и трайате (дающее освобождение). Это значит: «Род песни, посредством которой мы можем обрести спасение, избавление, освобождение». Гайатри известна как веда-мата, мать Вед. И Гайатри породила всю Веду. Если мы изучим заключение Веды с самого сжатого афоризма до самого обширного его выражения, мы обнаружим, что он начинается с омкары: ведического слога ом. Эта истина выражена как гайатри мантра, затем она является в форме Вед, а затем, как Веданта-сутра. Наконец, наиболее полное выражение ведического заключения дано в Шримад-Бхагаватам. Поскольку смысл, цель ведического знания развивается в этой линии, гайатри мантра должна содержать в себе смысл Шримад-Бхагаватам – Кришна концепцию Бога как высочайшую.

Это должно быть смыслом гайатри, мантры, но проблема в том, как экстрагировать Шримад-Бхагаватам – Кришна концепцию – из лона гайатри. Я слышал, что Джива Госвами дал такую интерпретацию, но я не смог найти, где это записано. Я слышал, что он дал значение гайатри, приводящее к сознанию Кришны. Во всяком случае, во мне возникла склонность извлечь значение, ведущее к сознанию Кришны.

Обычный смысл гайатри – это «та песнь, которая дает освобождение». Освобождение должно иметь некий позитивный смысл. Освобождение означает не свободу от негативной стороны, но позитивное достижение. Это определение, данное в Шримад-Бхагаватам: муктир хитванйатха рупам сварупена вйавастхитих: пока мы не достигли высочайшего возможного позитивного положения, подлинное мукти, подлинное спасение не обретено. Простое устранение из негативного измерения бытия не может быть названо освобождением. Гегель сказал, что целью нашей жизни является самоопределение. Мы должны определить, какова наша нормальная функция в органическом целом – не просто освобождение от негативной стороны, но участие в позитивной функции в царстве служения. Это считается высочайшим достижением жизни. Это истинный смысл гайатри.

Слово гайатри происходит от двух санскритских корней: ганат и трайате. Трайате означает позитивное достижение окончательной стадии (сварупена вйавастхитих). А ганат означает не просто звук, но музыкальный звук. Этот музыкальный звук, который дарует нам высочайшее позитивное освобождение, указывает на санкиртану Шри Чайтаньи Махапрабху и песню флейты Шри Кришны.

Смысл брахма-гайатри мантры таков: Первое слово – ом. Ом – это мантра семя, которая содержит в себе все. Следующее слово

Скачать:PDFTXT

Сборник бесед Б.Р. Шридхара Махараджа Вайшнавизм читать, Сборник бесед Б.Р. Шридхара Махараджа Вайшнавизм читать бесплатно, Сборник бесед Б.Р. Шридхара Махараджа Вайшнавизм читать онлайн