Скачать:PDFTXT
Сборник бесед Б.Р. Шридхара Махараджа

– бхур. Бхур – это мир, в котором мы сейчас находимся – Бху-лока – мир нашего опыта. Следующий мир – бхувах. Бхувар-лока – мир ментального приобретения. Это поддержка, основание нашего опыта. Наше нынешнее положение опыта есть следствие нашего ментального приобретения. То, что мы находимся здесь, в мире опыта, не случайно; мы обрели это положение благодаря нашей прошлой карме. Физическая сфера, мир нашего нынешнего опыта, — только продукт, результат наших прошлых ментальных импульсов. А тонкий мир прошлой кармы, ментальная сфера, известна как Бхувар-лока.

Следующее слово в мантре – свах. Выше Бхувар-локи пребывает Сва-лока. Ментальный мир (Бхувар-лока) означает принятие и отвержение: что делать и что не делать – «Мне нравится это, мне не нравится это». Сва-лока, однако, это измерение решения, мир разума (Буддхи-лока). Наш разум говорит нам: «Ты можешь хотеть этого, но не поступай так, ибо тогда ты останешься в проигрыше». Этот мир, мир рассудка, известен как Сва-лока. Таким образом, этот материальный мир состоит из трех общих уровней: бхур, физического мира, бхувах, ментального мира, и свах, мира интеллекта.

Конечно, более детальный анализ покажет семь уровней: Бхур, Бхувах, Свах, Маха, Джана, Тапа и Сатйалока. Это было подробно рассмотрено в Брхад-Бхагаватамртам Санатаны Госвами.

Здесь, эти семь сфер обобщены в три плана бытия: физический, ментальный и интеллектуальный. И три этих измерения опыта передаются одним словом, тат.

Следующее слово в Брахма-гайатри – это савитур. Обычно, савитур обозначает сурью, солнце. А солнце означает, образно, то, что показывает или освещает; нечто, посредством чего мы можем видеть. Три грубых и тонких сферы в этом мире показываются нам определенным началом, савитур. Что это? Душа. В действительности, мир показывает нам не солнце, но душа. Что на самом деле дает нам восприятие и позволяет нам видеть грубые объекты? Не солнце помогает нам видеть; мы видим с помощью души. Об этом говорится в Бхагавад-гите (йатха пракашайатй эках кртснам локам имам равих). Душа открывает нам этот мир, как делает это солнце. Солнце может показать нашим глазам цвет, ухо может явить мир звука, а рука – мир осязания. Но, в действительности, центром является душа. Именно душа освещает мир, дает понимание окружающего мира, мира восприятия. Все восприятие возможно только благодаря душе. Здесь, слово савитур, которое обычно означает солнце, может подразумевать только душу, ибо душа, подобно солнцу, показывает нам все.

Все семь сфер нашего опыта – представленных бхур, физическим измерением, бхувах, ментальным измерением, и свах, измерением интеллекта – сведены к одному существу: тат – «то». «То» показано солнцем, которое в этом контексте указывает на душу. Здесь душа обозначает индивидуальную душу. Индивидуальная душа является причиной этого мира. Вовсе не так, что ум пребывает в мире, но мир в уме. Беркли сказал, что мир находится в уме. Здесь выражена идея, что все воспринимается благодаря солнцу. Если нет солнца, все погружено во тьму – ничего нельзя увидеть. Без света ничего не видно. А в высшем смысле, свет означает душу. Душа является субъектом, а объект души – семь измерений опыта в этом мире.

Следующее слово в гайатри мантре – варенйам. Варенйам значит пуджйа: объект поклонения, почитания. Это указание на ту истину, что, хотя в этом мире – объективном мире – душа является субъектом, существует иное царство, которому душа должна поклоняться и почитать его. Это область Высшей души. Это трансцендентное существование, мир, которому поклоняются, известен как бхарго. Бхарго означает сверхсубъективная область, область Высшей души. Об этом сказано в первом стихе Шримад-Бхагаватам: дхамна свена сада нираста-кухакам сатйам парам дхимахи. Шрила Вйасадева говорит, что здесь он намеревается описать иной мир, чья первозданная слава столь велика, что его лучи рассеивают все заблуждения. Душа есть субъект, а ее объект – все эти миры опыта. А сверхсубъект – почитаемая область, которая выше субъекта, души – это сверхсубъективное измерение бытия.

Слово бхарго означает «более тонкое, чем душа», и «занимающая более важное положение, чем душа». Это значит, Высшая душа, Параматма. Конечно, в целом, слово бхарго обычно означает свет. Так же, как рентгеновский луч может показать нам то, что обычный глаз неспособен видеть, бхарго – это сварупа-шакти: высший, более могущественный свет, который может явить душу. И эта энергия – бхарго – кому она принадлежит? Она принадлежит деве. Каков смысл этого слова «дева»? Дева значит «тот, кто прекрасен и игрив», и это Шри Кришна: Прекрасная Реальность. Он не является недифференцированной субстанцией, но полон лилы, игр. Дева означает соединение игр и красоты, и это Кришна.

Его обитель бхарго, лучезарная, и она варенйам, объект почитания дживы души. Какова природа сварупа-шакти? Это ваибхава, распространение Шримати Радхарани. Она несет ответственность за всю полноту служения и является энергией, которая служит Кришне. Бхарго есть не меньше, чем ваибхава, распространение тела Шримати Радхарани, которое содержит все для служения Кришне. Бхарго представляет Махабхаву, подчиненное начало, а дева, Кришна, — господствующее начало.

В гайатри мантре, нас просят, бхарго девасйа дхимахи: «обратись к медитации». Какого рода медитация возможна в этом измерении преданности? Не абстрактная медитация, но культивирование служения, кршнанушиланам. Дхимахи означает «участвовать в спонтанном потоке преданности во Врндаване». И каков будет результат (дхийо йо нах прачодайат)? Способность нашего культивирования будет увеличена. В ходе служения, в качестве награды нам будут даны большие способность и желание служить – так же, как в банке к капиталу прибавляется процент (даса кари ветан море деха-према дхана). Таким образом, принцип жертвенности в нас будет увеличиваться еще и еще. Дхимахи означает арадхана, поклонение. Это нельзя не объяснить в терминах арадханы, пуджы, севы – поклонения, обожания, любящего служения. Слово дхи извлечено из слова буддхи, что обычно означает то, что мы культивируем с помощью нашего разума. Но здесь, дхи относится к тому почитаемому разуму, который нисходит в этот мир, чтобы помочь нам культивировать служение. Итак, дхимахи означает не абстрактную медитацию, но преданное служение. Это скрытый принцип гайатри мантры.

Гайатри, песня освобождения, также обозначает санкиртану. Киртану также поют, и она также приближает нас к высочайшей цели. Санкиртана Шри Чайтаньи Махапрабху также восстанавливает нас в нашем высочайшем положении служения. Поэтому Брахма-гайатри в связи с Махапрабху означает Кришна-Киртану. Затем она достигает Врндавана и киртану флейты. А когда мы войдем во Врндавану, мы увидим, что сладостный звук флейты Кришны помогает занять всех слуг Господа в их соответствующих обязанностях. Ночью, гопи, слыша звук флейты, будут бежать к Йамуне, думая: «О, Кришна там». А когда Йашода слышит песню флейты Кришны, она думает: «Мой сын там. Скоро он вернется домой». Таким образом, звук флейты занимает всех слуг Господа в их определенном положении и вдохновляет их помнить об их служении.

В моем санскритском комментарии к гайатри-мантре я написал, дхирарадханам эвананйадити тад радха-падам дхимахи: Все другие виды служения полностью представлены в Радхике. Словно ветви, они также часть ее. Мадхура-раса – это главная или мукхйа-раса, совокупность всех рас. Шримати Радхарани – это Махабхава – Она представляет все отношение служения.

Песня флейты Шри Кришны, выраженная как гайатри-мантра, напоминает нам о нашем служении и занимает нас в нем. И каково наше служение? Нашим служением должно быть вручение себя служению Шримати Радхарани – принять предложение Радхарани. Гайатри мантра побудит нас помнить о лотосных стопах Шримати Радхарани, повиноваться Ее указаниям. Главным образом, Она представляет всю область служения. Поэтому, попытки занять себя в Ее служении, под Ее началом – принимать Ее указания и следовать Ей – это служение Шри Радхе. Таким образом, смысл гайатри-мантры приводит к радха-дасйам, самоопределению (сварупена вйавастхитих).

Между тем, частичные проявления в ватсалйа и сакхйа расах также являются частью изначального вкуса супружеской любви, мадхура расы. Преданный ватсалйа расы станет служить Нанде и Йашоде, преданный сакхйа расы будет служить Шридаме и Судаме, но, в конечном счете, вся система в одной концепции включена в Радхарани.

Радха-дасйам, служение Шримати Радхарани, — это высший смысл, который должен быть извлечен из гайатри мантры. Это высшая цель нашей жизни. Иначе не может быть. Шримад-Бхагаватам – это конечный, полноразвитый теизм, извлекаемый из Вед, Упанишад и столь многих писаний. Вся истина откровения достигает своего зенита, своего высочайшего положения, в концепции, данной Шримад-Бхагаватам. И Шримад-Бхагаватам учит нас, что высочайшая реализация, самоопределение, присутствует в служении Шримати Радхарани – что под Ее руководством мы можем служить Шри Кришне. Мы стремимся к прямой связи с Ее служением.

Каково, тогда, внутреннее значение и смысл слова бхарго? Бхарго ваи вршабхануджа-атма-вибхава-эка-арадхана-шри-пурам. Бхану значит солнце, или «тот, кто показывает нам светом». Радхарани – дочь Вршабхану. Поэтому я выбрал слово бхану. Чтобы представить распространение Ее личности, я поместил слово ваибхава. Ваибхава означает «то, что исходит», или «расширение личности». Прабхава – центральное представление, а ваибхава – внешнее расширение. Самая суть сварупа-шакти – это Шримати Радхарани, и вся сварупа-шакти есть расширение Ее личности. Город Ее прекрасного служения, страна, обитель Ее прекрасного служения – это вся сварупа-шакти.

Так же, как лучи солнца исходят из солнца, вся внутренняя энергия является расширением Махабхавы, Шри Радхики. Она распространила Себя в такую прекрасную область сияния, внутренней энергии, и так Она служит Своему Господу. Все эти необходимые явления изошли из Нее. Чтобы помогать Ей в служении Ее Господу, все они проявились. Когда вся внутренняя энергия конденсируется в сознательной форме, это Махабхава, Радхарани. А когда Радхарани желает служить, Она распространяет Себя безграничными разнообразными способами. Некоторый вклад вносят Баладева и Йогамайа, и весь духовный мир, включая Врндаван, Матхуру и Ваикунтху, и весь духовный мир развивается, чтобы помогать Шримати Радхарани в служении Шри Кришне.

Таким образом, я извлек радха-дасйам, служение Шримати Радхарани, в качестве значения гайатри-мантры, и постарался представить его санскритской поэзии.

Гаура Харибол!

9.2. Женственность и Божественное

Женщины, мужчины и духовная природа

Мне хотелось бы больше узнать о положении женщин в вашей традиции. Позволяется ли женщинам принимать участие в процессе практики, молитвы и выражения преданности?

Женщина в этом мире может не быть женщиной в сфере высшего бытия; мужчина здесь может не быть мужчиной там. Тело – всего-лишь одежда. Душа имеет свою ментальную одежду, и мы носим соответствующую ей физическую одежду, одежду плоти. Половое отождествление подразумевает тело и ум. Какой тип полового отождествления будет представлен в душе в духовном мире, в настоящее время неясно здесь, в этом мире. Но в высшем мире женщины наделены более высокой перспективой, более светлой перспективой.

В духовном мире, те души которые являются женщинами — которые достигли такого формирования реализации души, — занимают высшее и лучшее положение, нежели мужчины. Здесь, в мире эксплуатации, лучшее положение занимают мужчины. Но там,

Скачать:PDFTXT

Сборник бесед Б.Р. Шридхара Махараджа Вайшнавизм читать, Сборник бесед Б.Р. Шридхара Махараджа Вайшнавизм читать бесплатно, Сборник бесед Б.Р. Шридхара Махараджа Вайшнавизм читать онлайн