Скачать:PDFTXT
Сборник бесед Б.Р. Шридхара Махараджа

в мире покорности и преданности, женская форма ума приносит большую награду, чем мужская. В связи с Кришной негативный аспект покорности обладает большей ценностью. Верховный позитивный – это Сам Кришна. А Его энергия обладает негативной природой. Мы относимся к этой группе негативной энергии, не группе господина. Сам Господь является обладателем энергии.

Вы говорите о Кришне как о «Нем». Означает ли это, что Кришна являет Себя как мужской образ?

Да, мужской. Он – господствующее начало. Повелевающая половина Абсолюта. А остальные должны быть подчинены Ему. Существуют две половины Абсолютной Истины: мужская половина, или господствующее начало, и женская половина, или подчиненное начало. Позитивное и негативное. Это схоже с идеей протона и электрона, позитивного и негативного. Протон находится в центре, а электрон и другие бесчисленные субатомарные частицы подобны многочисленным планетам, обращающимся вокруг центра.

Верите ли вы в общее представление о равенстве?

Никакие два явления никогда не могут быть равны – в этом мире или духовном мире. Два явления никогда не могут быть одинаковыми или равными. Все обладает своими специфическими характеристиками. Один атом отличен от другого атома, один электрон отличен от другого электрона. Иначе быть не может. Все обладает своим определенным уникальным характером.

Как вы определяете превосходство одного явления над другим?

Мы должны оценивать любое явление с универсальной точки зрения. Если мы должны дать оценку чему-то, мы должны оценивать его качество на основании его связи с центром. Это измерение может быть произведено согласно стандарту экстаза, расам, так же как золото – стандарт измерения ценности различных валют. Может быть множество валют – фунт стерлинга, рубль, доллар, рупия, йена – но общим стандартом определения их ценности является золото. Схожим образом, могут существовать различные виды оценки взаимоотношений человека с Абсолютом на основании расы, экстаза или божественного вкуса. Раса также подразделяется научным образом. Классификация расы включает в себя пять категорий: шанта, пассивное отношение; дасйа, служение; сакхйа, дружба; ватсалйа, родительство; и мадхура, супружество. А затем, вновь эти группы подразделяются согласно степени или интенсивности расы в каждой группе. В конечном счете, расам, анандам, счастьеобщий стандарт, на основании которого следует судить, какая религия выше или ниже.

Если мы хотим установить ценность явления, мы должны делать это, рассматривая, в какой степени оно удовлетворяет общие запросы. Например, еда является общей необходимостью. Во время голода мы не можем есть доллары. Но тот, кто владеет едой в это время, находится в выгодном положении. Еда неизбежна. Нам не всегда могут быть потребны доллары, но мы должны иметь пищу. Нация не может выжить без еды. Это абсолютно необходимо каждому. Схожим образом, радость – это врожденная необходимость каждой души, каждого живого существа. И, поэтому, о положении определенной религиозной концепции можно судить, исходя из развития расы, прослеживаемого в ней.

Существуют различные предложения в религиозных концепциях разных людей. Существуют христиане, буддисты, мусульмане и иудеи. Среди тех, кто следуют ведическим доктринам, есть Ваишнавы, Шанкариты и столь многие другие. Но если перед нами стоит задача сравнительного исследования ценности различных религиозных концепций, мы должны судить о них, исходя из трех явлений: сат, чит и анандам. Это значит, что мы должны судить о том, насколько религия непреходяща, вечна; каково качество того, что постигается в ее рамках; насколько далеко может простираться наше знание об этом; и каково развитие расы, анандам в ней. Эти три явления должны присутствовать: бытие, сознание, и пища сознания – экстаз, счастье. Мы должны сравнивать религии на основании трех этих явлений.

Таким образом, мы можем спросить: «Каково предложение ислама, христианства, иудаизма или буддизма относительно бытия, знания и экстаза, что является целью всех религий?» Христианство, ислам, Ваишнавизм – существует так много религиозных вер. Мы должны сравнить их, а затем принять лучшее. Каждая вера имеет свои характеристики. Не следует отбрасывать разные религии мира, ибо есть люди, для которых каждая из них будет – в настоящее время – полезной и существенной.

Но, согласно нашему пониманию, олицетворением экстаза и красоты является Кришна. Поэтому высочайшим религиозным процессом, ведущем к достижению совершенного экстаза, будет поиск Шри Кришны, Прекрасной Реальности. Но как мы будем искать? Через преданность. И какова ее природа? Посвящение себя. Что есть это посвящение? Преданность, самопожертвованиеумереть, чтобы жить. А что такое жизнь? Жизнь в любви, кршна-преме, божественной любви. Вся картина может быть описана в двух словах, кршна-према. Поиск Шри Кришны – это самбандха гйана, понимание наших взаимоотношений с объектом нашего высшего достижения. Тогда, каков этот поиск и какова его цель? В нескольких словах, мы описали суть всего этого на титульной странице нашей книги, «Поиск Шри Кришны, Прекрасной Реальности».

И это может быть понято с помощью Шри Гуру и Его Милости: можно объяснить, что существует необходимость в гуру, она универсальна. Человеку свойственно ошибаться, но безошибочность также является нашей внутренней тенденцией. Шри Гурудева приходит, чтобы дать нам избавление от наших внутренних страданий. Таким образом, может быть развита концепция гуру. Заключение о необходимости гуру может быть сделано, исходя из универсальной основы природы, которая присутствует вокруг нас.

И оттуда она будет постепенно двигаться в сторону Абсолюта. В конечном счете, концепция гуру придет к Кришне. В этом высшем смысле, Кришна есть гуру. Кто может устранить все наши сомнения и удовлетворить все наши запросы? Один только Кришна. Постепенно наша вера разовьется и приведет нас к тому, кто сумеет устранить все наши сомнения. Мы можем иметь сомнения на сомнениях. Одно сомнение может уйти, а тысячи других придут на его место, но гуру – это тот, кто может рассеять все наши сомнения, бхидйате хрдайа-грантхис чхидйанте сарвасамшайах (Ш. Б. 1.2.21). Кто способен изгнать все подозрения из нашего ума; это Он, тот, кто полон. Так мы должны прогрессировать. Рождение нашей веры может быть в интеллектуализме, но ее цель трансцендентна. Рождение нашего поиска и его конечное достижение встретятся. Вера рождается из энергии Кришны, и, пройдя через все безграничное, она вновь придет к энергии, в которой мы займем наше вечное положение.

Сознание Кришны означает безграничное в ограниченном; любящая связь ограниченного с безграничным помогает ему жить в безграничности. Ограниченное, при поддержке безграничного, может обрести безграничные ресурсы. Наш Гуру Махарадж приводил пример: если бедная девушка выходит замуж за принца, хотя у нее может ничего не быть, благодаря своей любви к принцу, она становится принцессой. Поэтому тот, у кого ничего нет, только отношения дружбы, получает в свое распоряжение все. Это природа сознания Кришны.

Таким образом, наши ресурсы могут увеличиться. По своей сути, джива душа незначительна; это бесконечно маленькая точка точки точки, но, вступая в любящую связь с Абсолютом, она обретает способность всех преимуществ жизни с Абсолютом. Тогда он или она обладает целым. Мы не можем подлинным образом утверждать чью-либо силу или могущество, не учитывая его взаимоотношения с другими. Израиль – маленькая страна; Россия могла бы захватить его за пять минут, но – за ним стоит Америка. Итак, для понимания силы некоего явления следует принимать в расчет отношения, связи и друзей.

Есть басня, показывающая, как маленькая птичка смогла обеспокоить и даже подчинить себе весь океан. Однажды маленькая птичка снесла свои яйца на берегу океана, но океан смыл их волнами. Когда океан похитил их, птичка рассердилась и попросила вернуть их обратно, но океан отказался это сделать. Птичка пошла к своей госпоже, та птица к своей госпоже, и так они, наконец, дошли до Гаруды, владыки всех птиц. Гаруда – это птица, которая носит Вишну, Его слуга. И Гаруда пришел на помощь к этой маленькой птичке. Он пригрозил океану: «Если ты немедленно не вернешь яйца этой маленькой птички, я выпью тебя до последней капли». Океану пришлось покориться. Так безбрежный океан был побежден маленькой птичкой. В качестве морали этой истории Пандит Вишну Шарма дает такое заключение:

«Когда мы рассматриваем какую-то личность, мы должны принимать в расчет ее друзей и друзей друзей. Без этого, нам не следует пытаться определить силу определенного явления». Благодаря дружеской связи птички, океан был побежден. Схожим образом, благодаря дружбе с безграничным, человек может покорить безграничное.

9.3. Линия Шри Рупы

Радха Дасйам – Служение Шри Радхе

Трансценденталисты имперсональной школы утверждают, что как только мы достигаем независимости от связи с плотью, сознание человеческой души является высочайшим явлением и существование более высокого, тонкого явления невозможно. Но писания говорят, что бытие Высшей душа, Параматмы, превосходит бытие индивидуальной души, а концепция Бхагавана, идея Бога как личности, даже выше. Ее началом служит концепция Васудевы: один только Кришна. Концепция Нарайаны опять-таки выше, а Кришна концепция высочайшая. И даже в Кришна концепции существуют категории: Дварака, Матхура и Вриндаван. Шри Чайтанья Махапрабху и Шримад-Бхагаватам утверждают, что Кришна – Верховная Личность Бога: кршнас ту бхагаван свайам.

Концепция Кришны Вриндавана как Верховного Существа является высочайшей, потому что красота превыше всего. Красота выше всего величия и силы. Не физическая, ментальная, интеллектуальная или любая другая сила, но красота и любовь являются высшей контролирующей силой. Абсолютное благо – это абсолютная красота, и она является абсолютным контролирующим началом. Милость выше справедливости.

В целом, мы не способны помыслить, что может быть нечто более высокое, чем справедливость; мы думаем, что справедливость должна быть высочайшим принципом. И кто может явить милость? Не обычный человек, но только царь. Тот, кто может компенсировать утрату справедливости, может даровать милость. И высочайший двор может компенсировать все. Такая сфера бытия существует. И там Господь занят играми со Своим окружением равной Ему природы. Существует такой закон, постановление, превосходящие чувство справедливости в наших щенячьих мозгах.

Уддхава признан главным преданным Господа, и его утверждение о милости можно найти в Шримад-Бхагаватам (3.2.23):

ахо баки йам стана-кала-кутам

джигхамсайапайайад апй асадхви

лебхе гатим дхатрй-учитам тато нйам

кам ва дайалум шаранам враджема

Он говорит: «Где еще мне обрести прибежище? Как могу я предаться кому-то более милосердному, чем Кришна, когда я вижу, что демоница Путана, надев личину материнской нежности, пришла убить Кришну, но вместо этого получила такое удивительное благословение – высочайшее положение в качестве одной из матерей Кришны? Мой Господь столь добр, столь великодушен. Где еще мне предаться? Она поместила свою отравленную грудь в рот младенца Кришны, и была благословлена столь высоким, полным любви положением! Так как можем мы измерить Его благодать, Его безграничную милость? Его пути и милость превосходят все ожидания». Скорее, вместо справедливого отношения к ней, мы видим прямо противоположное. Он отнесся с великодушием к своему величайшему врагу. Итак, выше справедливости существует милость, и милость столь высокой степени, милость такого качества и такой интенсивности, что ее невозможно

Скачать:PDFTXT

Сборник бесед Б.Р. Шридхара Махараджа Вайшнавизм читать, Сборник бесед Б.Р. Шридхара Махараджа Вайшнавизм читать бесплатно, Сборник бесед Б.Р. Шридхара Махараджа Вайшнавизм читать онлайн