великими душами, и все-таки, я живу. Почему? У меня есть некий проблеск надежды. И перспектива и качество моей надежды очень велики и возвышенны. Но мое терпение подошло к концу. Я не в силах больше выносить это. Я не могу ждать. Я у последней черты, я больше не могу ждать. Если сейчас Ты не подаришь мне Твою милость, мне конец. Я навеки утрачу этот шанс. У меня не будет желания продолжать жизнь. Все это будет тщетным.
«Без Твоей милости, я не смогу прожить ни мгновения. А Вриндаван, который более дорог мне, чем даже сама моя жизнь, — я испытываю к нему отвращение. Он причиняет мне боль; он непрестанно ранит меня. Что говорить о чем-то еще, я испытываю отвращение даже к Кришне. Стыдно произносить такие слова, но я не могу любить даже Кришну, пока Ты не примешь меня в Твой сокровенный лагерь служения. К такому очарованию я пришел. Я увидел разгадку такого очарования в служении Твоему лагерю. Без него, все безвкусно для меня. И я не могу продолжать жизнь даже во Вриндаване. И даже Кришна, что говорить о других, не очаровывает меня». Это молитва Рагхунатха Даса Госвами
Служение Шри Радхе
Итак, говорится, что Радха-дасйам, служение Шримати Радхарани, является высочайшим достижением живого существа в школе, основанной Махапрабху. Это суть Шримад-Бхагаватам. Вот версия Самого Кришны. Он говорит в Шримад-Бхагаватам (11.14.15):
на татха ме прийатама
атмайонир на шанкарах
на ча санкаршано на шрир
наиватма ча йатха бхаван
«О Уддхава! Ни Брахма, ни Шива, ни Баладева, ни Лакшми, ни даже Я Сам не дороги Мне так, как дорог Ты». И этот Уддхава прославляет Вриндаван, Браджа Гопи и Радхарани следующим образом (10.47.61):
аса махо чарана-рену джушам ахам сйам
врндаване ким апи гулма-латаусадхинам
йа дустйаджам сваджанам арйа-патхам ча хитва
бхеджур мукунда-падавим шрутибхир вимргйам
«Гопи Вриндавана оставили общество своих мужей, сыновей и других родственников, которых очень трудно отвергнуть, и пожертвовали даже своими религиозными принципами, чтобы обрести прибежище лотосных стоп Кришны, которого ищут даже Веды. О! Даруй мне удачу родиться травинкой во Вриндаване, чтобы пыль стоп этих великих душ могла посыпать мою голову».
Поиск Шри Радхи
Уддхава показал нам возвышенное положение гопи. И между всеми гопи и Радхарани существует радикальное отличие. Это было доказано в раса-лиле. Когда Кришна и гопи открыто проявляли свои сердечные взаимоотношения, и течение этой божественной расы переполняло все направления, Радхарани тоже была там. Она внесла высочайший вклад в обычную раса-виласу, проявление паракийа-мадхура-расы, вкуса внебрачной любви. Затем, в сердце Радхарани внезапно возникла неудовлетворенность. Она стала думать: «Разве Я тоже принадлежу к обычному потоку расы?» Некая реакция возникла в Ее уме, и внезапно Она исчезла. Явив особый тип превосходящего всякое совершенство танца и пения, представив там поток нового вида, внезапно Она исчезла. Она покинула круг танца раса. И неожиданно Кришна обнаружил: «Радхарани нет здесь. Все стало безвкусным». Поток расы сохранялся, но суть, качество, немного понизились. Он почувствовал: «Почему он перестал приносить такое удовлетворение Моему сокровенному существу?» Он почувствовал некий отлив расы. А затем, проверив, Он обнаружил, что Радхарани не было там. Разочарованный, Он покинул круг танца раса и отправился искать Ее.
Хотя паракийа-мадхура-раса, высочайший вкус супружеской любви, Вриндаван и гопи – все было там, тем не менее, существует принципиальная разница в качестве между другими гопи и специфическим лагерем Радхарани. Во всех отношениях они отличны, как качественно, так и количественно. В своей Гита-говинде (3.1) Джайадева Госвами описал то, как Кришна покинул круг танца раса:
камшарир апи самсара
васана-баддхашрнкхалам
радхам адхайа хрдайе
татйаджа враджа сундарих
«Господь Кришна заключил Шримати Радхарани в Свое сердце, ибо Он хотел танцевать с Ней. Таким образом, Он покинул место танца раса и общество всех других прекрасных дев Враджы». Джайадева описал это так, что Кришна покинул круг танца раса, поместив Радху в Свое сердце. Кришна ушел искать Радхарани. Столь возвышенно Ее положение. Говорится: «Трансцендентные желания Господа Кришны взаимообмена любовью не могли быть удовлетворены даже среди миллиардов гопи. Так Он отправился на поиски Шримати Радхарани. Только представьте, какими трансцендентными качествами Она обладает!» (шата-коти-гопите нахе кама нивапна).
Там было великое множество других гопи, но их качества были несколько ниже. Их совокупность не могла удовлетворить Кришну. Присутствовало качественное отличие. Такое открытие сделано.
Рупануга Сампрадайа, последователи линии Шри Рупы, — это те, кто обладают уникальным вкусом служения в лагере Радхарани. В это измерение не проникает какая бы то ни было мирская эксплуатация или отречение, и даже узаконенная шастрическая преданность. Высочайший вид преданности не контролируется каким бы то ни было законом. Эта преданность спонтанная и автоматическая. Жертва высочайшей степени возможна только в этом лагере. Высочайший вид божественного чувства распространяется из лагеря Шримати Радхарани, и это никогда не может найти сравнение с любым достижением, до сих пор известным даже в вечном факторе времени и пространства.
Затем, существует другая стадия, к которой мы должны быть подготовлены. Почему мы должны пытаться войти в лагерь Радхарани? Должны ли мы думать, что там, в этой лучшей атмосфере, мы найдем более близкое присутствие Кришны? Должны ли мы думать: «Я буду очень тесно соприкасаться с Кришной», должны ли мы стремиться войти в эту группу? Нет – мы хотим избежать связи с Кришной, но сконцентрироваться на служении Радхарани. Почему? Какое большее благо возможно там, в служении Радхарани? Если мы обратимся непосредственно к Кришне, чтобы служить Ему, мы окажемся в проигрыше. Служение Кришне, оказываемое Радхарани, во всех отношения высочайшего порядка. Если мы посвятим нашу энергию помощи Радхарани, наша энергия будет использована в Ее служении. Таким образом, Она станет служить Кришне с большими ресурсами. Тогда через Нее к нам придет ответ, в качестве нашего вознаграждения. Этой наградой будет преданность высочайшей природы (махабхава).
Поэтому, в целом, сакхи, доверенные служанки Радхарани, склонны не вступать в прямую связь с Кришной. Они избегают этого. Но все-таки, время от времени великодушная и щедрая по Своей природе Радхарани под каким-нибудь предлогом соединяет их с Кришной. Но их врожденная природа – всегда избегать Кришну и концентрироваться на служении Радхарани. Это находит подтверждение в Чайтанья Чаритамрите (Мадхйа 8.209):
радхара сварупа – кршна-према калпалата
сакхи-гана хайа тара паллава-пушпа-пата
«По Своей природе Шримати Радхарани подобна растению любви к Богу, а гопи – веточки, цветы и листья этого растения». Веточки, цветы и листья вечно прорастают из растения Шримати Радхарани. Она – ствол, а они – ветки. Таковы их отношения. Тем не менее, все-таки существует другое, более высокое явление. Мы известны как рупануга, последователи Шри Рупы. Почему? Служение Шримати Радхарани отвергает все, даже Нарайану, ради Кришны. Существует Кришна Двараки, Кришна Матхуры и Кришна Вриндавана. Затем, во Вриндаване, где в других лагерях происходит свободное общение безо всяких колебаний, опять-таки, лагерь Радхарани высочайший. Прямое служение Радхарани, пренебрегающее всеми другими лагерями, считается высочайшим.
Тем не менее, существует другое явление.
Шрила Рупа Госвами – Шри Рупа Манджари
Кто есть Рупа? Рупа Манджари. В целом, иерархия духовного мира вечна. Те, кто приходят туда, могут занять определенное положение манджари, помощницы в мадхура-расе. А руководительницей всех манджари является Шри Рупа Манджари. Какова особая характеристика лагеря манджари, которую не найти в среде сакхи, подруг Кришны? Сначала Радхарани, потом идет лагерь Ее наперсницы и правой руки, Лалиты. Затем, под началом Лалиты пребывает Шри Рупа Манджари. Каково уникальное положение последовательниц Шри Рупы? Новички, приходящие в духовный мир, могут получить этот статус. Сейчас мы должны крайне внимательно и почтительно рассмотреть привилегию этого класса манджари.
Когда Радха и Говинда тайно встречаются в уединенном месте, сакхи, которые сведущи в искусстве такой игры, поскольку они довольно взрослые, не желают приближаться и тревожить Их интимное общение. Если более взрослые сакхи войдут туда, и Радха, и Говинда почувствуют смущение. Итак, их присутствие может вызвать определенное беспокойство. Но младшие девушки могут войти туда, и тогда Радха и Говинда не смущаются Своего свободного общения. Итак, на этом высочайшем уровне общения Радхи-Говинды, свободной игры Радхи-Говинды, эти младшие девушки, манджари, могут быть допущены туда. Но взрослые сакхи не могут получить доступ. Новички могут возвыситься до класса манджари. И манджари, принимающие руководство Шри Рупы Манджари, имеют такое особое преимущество. Таким образом, они получают лучшее преимущество там, чистое служение самой священной природы, которое не открыто даже для сакхи, открыто для манджари. Такое явление можно найти в лагере Радхарани. Поэтому положение рупануг, последователей Шри Рупы, приносит высочайшую награду. Таков дар Шри Чайтаньи Махапрабху. Это положение было показано Им, и утверждено как высочайший предел нашей удачи в связи с Кришной. Это вне ожиданий, расчетов и надежд, но наша перспектива заключена там, в этом тонком лагере Шри Рупы Манджари, Рупы Госвами.
Итак, лагерь, сампрадайа Шри Чайтаньи Махапрабху, известны как рупануга сампрадайа. Там пребывают наши судьба и удача. Сейчас мы должны вести себя таким образом, чтобы естественным образом мы смогли соединиться с этой высочайшей, чистейшей духовной концепцией, из этого измерения бытия. Мы не должны позволять себе удовлетворяться чем бы то ни было меньшим, чем этот высочайший идеал. Это должно быть высочайшей целью нашей жизни. И мы должны приближаться к этим реалиям, исходя из нашего нынешнего положения.
Духовное наследство
Мы несовершеннолетние. Наш отец оставил нам великое множество важных документов относительно собственности, которую мы должны унаследовать. Будучи несовершеннолетними, мы должны постараться выяснить, какая собственность принадлежит нам по этим документам. Когда мы повзрослеем, мы вступим во владение нашим законным наследством. Рагануга шастра, писания линии спонтанной преданности, были даны нам, оставлены нам нашим гуру, нашим хранителем, нашим отцом. И, по мере нашего роста в духовной линии, мы должны будем определить, какова наша перспектива, каково наше истинное богатство. Мы должны вернуть его. Должны владеть им. По завещанию, оно наше. Это наше положение. Мы несовершеннолетние, но мы должны повзрослеть и потребовать служение, завещанное нам нашим хранителем.
Преданный: Мы уповаем на вас. Мы думаем, что, в отсутствие отца, суд назначил хранителя, призванного удерживать нас от недостойного поведения и оберегать наше наследство.
Оно не мое. Это собственность моего гурудева. А Бхактиведанта Свами Прабхупада дал вам разгадку. Он всем раздал ключи и дал разгадку: «С этим ключом пойди и открой железный сундук и достань драгоценные украшения и камни, хранящиеся в сундуке». Конечно, никто не поймет нас, когда мы говорим такое. Кто оценит это по достоинству? Они скажут: «Все это порождение расстроенного мозга. Эти люди пытаются достать электричество с неба, оставляя в стороне конкретную землю. Они как птица чатака». Рупа Госвами говорит, что существует разновидность птиц, известных как чатака, которые никогда не берут с земли ни