У меня есть вопрос, который попросил меня задать Бхавананда Махарадж, относительно инициирующих гуру. На Гауру Пурниму он инициировал нескольких бенгальских мальчиков, дал им второе посвящение. Таким образом, он их дикша гуру. Он хотел знать, в какой форме следует оказывать почтение дикша гуру. Они уже приняли Бхактиведанту Свами своим Нама гуру. Когда они видят Бхавананду Махараджа, должны ли они предлагать пранамы, или же поклоняться его изображению, или это не требуется в случае дикша гуру? Каково должное поклонение дикша гуру?
Шрила Шридхар Махарадж: Ученики Бхавананды Махараджа должны видеть также Нама гуру в нем, а во время арчаны, ему следует поклоняться как мантра гуру словами мантры. Арчана совершается согласно Панчаратре, в нее входят тантрические мантры; дикша гуру следует поклоняться во время арчаны, а Нама гуру – в бхаджане, Нама бхаджане. А в целом, насколько возможно, они оба должны рассматриваться как одно целое, то есть Нама гуру присутствует, приходит ко мне в дикша гуру.
Сатсварупа Махарадж: Но для саннйаса гуру такое поклонение не обязательно? (Бенгали)
Шрила Шридхар Махарадж: Обычно, саннйаса гуру не поклоняются, но это форма, которую мы принимаем для пропаганды. Конечно, в шастре мантра гуру отдается предпочтение. Но Нама гуру – это бхагавата дикша гуру, это более исчерпывающее явление, мантра призвана помогать Нама бхаджану.
Преданный: Изображению мантра гуру также совершается поклонение?
Шрила Шридхар Махарадж: Изображению поклоняются. В поклонении изображению, мантра гуру – это главное, а мантра оказывает, скорее, ограниченную помощь. Нама оказывает вечную помощь. Харинама. После освобождения, Нама будет продолжаться, а мантра исчезнет. Мантра действует вплоть до освобождения, до тех пор, пока я остаюсь в мире, в ментальном мире, мантра будет спасать меня от ментальных спекуляций, но Нама всегда со мной, даже после освобождения.
Преданный: Кама Гайатри, Кришна мантра действуют вплоть до уровня освобождения.
Шрила Шридхар Махарадж: Кама Гайатри, Кришна мантра. Это произойдет само собой. Мантра даст желаемый результат и исчезнет. С приходом освобождения, это произойдет автоматически.
Джайадвайта Махарадж: Теперь, некоторые наши духовные братья, которых мы знаем…
Другой преданный: (Бенгали) Вы скажите, а я объясню.
Джайадвайта Махарадж: Мы давно знаем их. Теперь они заняли это положение инициирующих гуру, и их ученики поклоняются им – никунджо йуно рати кели сиддхаи – этот стих. Так вот, нам очень трудно понять, как эти люди, которых мы знаем, как нам понимать, что теперь, заняв это положение, они общаются с Кришной? Как нам следует понимать это?
Шрила Шридхар Махарадж: Это может рассматриваться двояко – одно видение присуще ученикам, другое – духовным братьям. Понимаете, когда Кришна входит в Ранга-манчу, Он по-разному выглядит в глазах разных людей. Поэтому к ученикам придет истинный гуру, Кришна, и будет играть в этой линии, и это может быть невидимо, не показано духовным братьям. Так это следует (понимать).
Шрила Шридхар Махарадж: …так следует об этом думать. Вы понимаете?
Джайадвайта Махарадж: Да, очень ясно.
Шрила Шридхар Махарадж: Разным личностям Кришна может являть Себя по-разному. Понимаете, в мадхура расе, Кришну видят определенным образом, Йашода видит Его иначе, слуги по-своему, Гаргамуни рши имеет свое представление; каким Он пожелает показать Себя кому-то, таким Его видят. Вы можете воспринимать Его таким, каким Он себя показывает, но, тем не менее, вы должны вести себя так, чтобы шраддха новичка не была потревожена. Вы понимаете?
Джайадвайта Махарадж: Да.
Шрила Шридхар Махарадж: Когда, после ухода нашего Гуру Махараджа, один из нас стал ачарйей, мы все, я лично написал стихотворение для пранама, но оно было предназначено конкретно для учеников, отображая их взгляд на него, а мое собственное представление об этом человеке было иным. И такое личное представление следует держать в уме, не открывая его, потому что новички будут смущены, их шраддха будет потревожена. Новичка следует воодушевлять – очень трудно собрать нашу веру и даже почтение, и предложить их гуру. Это очень трудно для падшей души. Поэтому наше внешнее отношение должно быть таким, чтобы они смогли собрать максимум почтения, которое есть в них, и предложить гуру. Каким бы ни было мое представление о духовном брате, я могу питать его в сердце, но не буду смущать его учеников. Конечно, если, к несчастью, этот ачарйа падает, его поведение недвусмысленно указывает на недостаток способности действовать в этом качестве, и эта тенденция ярко выражена, тогда могут быть предприняты некоторые шаги. В противном случае, насколько возможно, следует до последнего оказывать уважение званию, но звание – это оттиск гинеи, а человек – золото, подтверждающее его ценность. Татхаста вичар и апекши вичар. Абсолютное суждение и относительное суждение. А ваш Эйнштейн говорит, что никакое абсолютное суждение не возможно в этом мире – все суждения относительны. Итак, относительное и абсолютное суждения должны идти рука об руку.
В основном, ученики будут руководствоваться относительными суждениями, а духовные братья более свободны выносить абсолютные суждения, но, тем не менее, они не должны беспокоить новичков в их начальном положении и состоянии; но, если происходит что-то дурное, тогда, конечно, мы можем принять некоторые прискорбные меры, но да избавит нас Бог от подобного бедственного положения. Таким должно быть наше чувство. Харе Кришна.
Шрила Шридхар Махарадж: На Радха-кунде, когда присходила наша парикрама Вриндавана, возможно, в 1932 г., на Брахма-кунде Прабхупада давал лекцию, и сказал, как я помню, что «совершенное Божественное начало низошло через моего гурудева, гурупада падму», это Сам Бог низошел; такое суждение возможно. Поэтому: ачарйам мам виджанийам – особой милостью Бога, это одна из Его функций: обращение к самым низким и постепенное их возвышение, это одна из вечных функций Верховного Господа. Существует градация, категории, иерархия.
Бог присутствует повсюду, и Его тенденция помощи также простирается повсюду; единственно, Он наделил всех свободой воли — и ачарйу, и каждую дживу; даже в мире растений, деревьев и животных, в сердцах этих существ присутствует Бог в форме Параматмы. Итак, существует градация.
алоке бава парокша бадха ведурйам баланам ушашанан
Подобно тому, как учитель ребенка будет открывать ему истину поэтапно; вся истина не может быть открыта сразу, но постепенно, частями. И шастра, писание также открывают этот путь поэтапно. Аналогичным образом действует гуру, учитель, обращаясь к низшему уровню, затем, выше, выше, выше. Так происходит развитие. Затем, на определенной стадии, приходит суть. В противном случае, развитие совершается, главным образом, в рамках майи. Майа не пребывает целиком и полностью вне сферы Божественного. Верховный присутствует везде. Иначе, Он не был бы Верховным. Везде есть Его влияние, в той или иной степени. Сейчас мы находимся в человеческом обществе, в человеческой культуре. Но в других формах жизни также существует некая культура – среди собак, тигров; у них есть культура, общество. Но шуддха бхакти – это атмосфера сути, истины. В любом случае, мы пришли. Мы должны действовать, исходя из этой позиции. Действовать с таким широким и благородным убеждением, что мы не можем как-либо ограничивать деяния Верховного Господа. Не можем ограничивать сострадание к самым обездоленным. Он всегда старается возвысить до высочайшего уровня. Это вопрос, актуальный для всех, но он не является практическим в чрезвычайной степени. Однажды я спросил одного доктора: «Знаете ли вы все? Вы лечите человека, но знаете ли вы все? Вы можете причинить ему вред, предписав неверное лекарство, или какое-то лекарство может стать причиной другой болезни. Обладаете ли вы совершенным знанием? Как вы осмеливаетесь лечить?» Он согласился, но в моем уме возник ответ. Тогда как мир продолжал бы существовать? Нигде нет абсолютной истины, полноты знания. В таком случае, врачи, учителя – их песня спета. Разве возможен отказ от сотрудничества, это нереально. Насколько… Искренность – лучший способ суждения. Что бы я ни делал искренне – я думаю, это всегда лучше, чем отказ от всякой деятельности. На днях, я говорил об этом: когда я чувствую, что Харинама, Кришна Нама избавила меня от страданий, я могу рекомендовать это другому человеку, который получит помощь. «Это поможет тебе». Если я искренне чувствую, что это лекарство помогло мне, тогда у меня есть право давать его другим, предлагать его. «О, прими Кришна Наму. Она спасет тебя от всех бед». Деятельность ачарйи начинает оказывать помощь с самого низкого уровня. «Я почувствовал, что получил избавление». Тогда, с добрыми намерениями, я предложу это другому человеку, «просто делай это». Позиция ачарйи может начинаться на любом уровне. Понимаете, а далее, прогресс. Понимаете, мы тоже что-то делаем, что в наших силах. Оказываем обществу какое-то скромное служение, и Свами Махарадж совершал служение, но его служение подобно океану, а наше – многочисленным прудам, озерам. Но, тем не менее, мы должны продолжать, йаре декха, таре каха кршна-упадеша.
Сатсварупа Махарадж: Большое вам спасибо, Шрила Шридхар Махарадж.
Преданный: Вирудха – виродха.
Шрила Шридхар Махарадж: Виридха.
Шрила Шридхар Махарадж: Расстройство. Аномалия, отсутствие гармонии. Началом, противоположным гармонии, является расстройство, дисгармония, заблуждение. Отсутствие гармонии. Ошибочная позиция, майа. Майа обладает двумя функциями – скрывать и уводить в ложном направлении. Викшеп. Аверон и викшеп – это две тенденции майи. Вначале, она покрывает, окутывает, а затем…
Преданный: Заставляет блуждать.
Шрила Шридхар Махарадж: Вводит в заблуждение; уводит в неверном направлении.
Преданный: Викшепа значит вводить в заблуждение?
Шрила Шридхар Махарадж: Вначале, возникает занавес, покрытие, подобно тьме. Находясь во тьме, мы не можем понять, куда идти; мы хаотично блуждаем.
Преданный: Аверон-атма, викшеп-атма.
Шрила Шридхар Махарадж: Викшеп-атма. И начало гармонии. Сваруп шакти – это также гармонизирующая энергия. Сила гармонии. Энергия раздора, противостояния – это майа. Энергия гармонии – сваруп шакти, Йога-майа. Харе Кришна.
Джайадвайта Махарадж: (на заднем плане): Можем мы спросить? (Бенгали)
Преданный: Чтобы поддерживать сотрудничество между…
Шрила Шридхар Махарадж: Это вопрос шраддхи. Лила Бога не имеет конца. Лила Бога пребывает в Его чувстве также, нет предела, поэтому, прикосновение к океану также… Стоя на берегу, я прикасаюсь к океану, это тоже прикосновение, и, если я опущусь на глубину мили, это некий прогресс – но явление, с которым я соприкасаюсь, бесконечно. По сравнению с бесконечным, этот прогресс – ничто. Разве нет? Поэтому, с подлинной шраддхой, мы можем приближаться к этому положению, и мои усилия – это и есть никунджо йуно, все эти явления. Солнце светит, но, предположим, я смотрю сквозь черное стекло, тогда я не могу видеть солнце в первозданном виде, не так ли? И, если мне показывают, но, все равно, я вижу солнце сквозь черное стекло.
Преданный: Да.
Шрила Шридхар Махарадж: Затемняющая, скрывающая природа препятствует чистому восприятию, и, насколько препятствие устранено, я вижу истинное явление, но с этим явлением нас может связать шраддха, шараддха должного качества, не ложная шраддха, не имитация шраддхи, реальная шраддха может