обстоятельствах, оно может быть дано дживе. Иногда люди могут видеть будущее. Когда Махапрабху был почти профессором, учителем, он общался с Тапаной Мишрой, и Тапане Мишре приснился сон, в котором ему открылось, что Нимай Пандит не смертный человек, это Сам Нарайана. Он пришел к Махапрабху и открыл Ему свой сон, и попросил взять с собой. Махапрабху сказал, что сейчас это невозможно. Когда Он примет саннйасу, Он пойдет в Бенарес, и там произойдет их втреча. А теперь Тапана Мишра должен отправиться в Бенарес и ждать там. После того, как Махапрабху принял саннйас, Он пришел в Бенарес. Тапана Мишра совершал омовение на Ганге, и там он встретил Нимая Пандита. «О, Он говорил мне, так Он принял саннйас, а сейчас пришел на берег Ганги». Тапана Мишра упал к стопам Махапрабху. То, что я говорю, смысл этого понятен или нет?
Прадйумна: Нет, все понятно.
Шрила Шридхар Махарадж: Махапрабху говорит Рамананде: «Я безумец и ты безумец. Мы обмениваемся безумными мыслями, произносим эти невнятные речи». (…) Они пришли издалека. Махапрабху объединил их, приехавших из далеких стран.
Прадйумна: Каким-то образом, привел нас сюда. Падшие души.
Шрила Шридхар Махарадж: (санскрит) Здесь приводится объяснение. Там, где мы находим имя Господа, призыв имени Господа с верой, мы должны прийти к выводу, что человек, произносящий его, в своей прошлой жизни свершил все благочестивые поступки. (санскрит) Аскезе здесь нет места, все аскезы были совершены в прошлом. Он не совершает огненную ягйу, он завершил выполение своих домашних обязанностей, предписанных Ведами, в прошлой жизни. Он не принял рождение в святом месте, все это уже имело место в прошлом. Мы не видим, что он совершает какие-либо добродетельные поступки, все это совершено им. Он не произносит ведические мантры, он произносил их в прошлой жизни. Тогда и только тогда становится возможно, что святое имя выходит из его уст. (…)
Мы видим в поведении Махапрабху и Его учеников, любой, кто кланяется, обращается к этой личности, как к высшему.
Прадйумна: Должен ли один Гурубхаи сидеть выше другого Гурубхаи?
Шрила Шридхар Махарадж: Так может быть, когда они наедине.
Прадйумна: Выше шишйа, но выше Гурубхаи.
Шрила Шридхар Махарадж: Когда они находятся в среде учеников. Когда Мадхава Махарадж приходит сюда, он оказывает мне почтение как старшему брату, на глазах у своих учеников также. Предположим, я сижу на кровати, тогда Мадхава Махарадж может сесть на подстилку на полу. Он может лечь там. Старшие братья. Подобно тому, как Кришна оказывает почтение Нанде и Йашоде, в такой доверительной манере.
Прадйумна: Но как это должно выглядеть в храме? Происходит встреча всех саннйаси и гурубхаи. Должны ли они сидеть на одном уровне или кто-то может быть выше?
Шрила Шридхар Махарадж: В большом месте различия сводятся к минимуму. Когда император восседает на троне, и на встречу собрались правители Индии, генералы и правители, занимающие разные места в иерархии. Когда солнце светит в небе, невозможно различить, какая звезда сияет ярче. В присутствии этого верховного существа, Господа, различия будут очень незначительны. А в среде равных гурубхаи, они, конечно, стараются оказывать большее уважение своему собственному гуру.
Прадйумна: В каждом мандире, где сидел Гуру Махарадж, мы помещали асану, постоянную тхайи тасану для Гуру Махараджа.
Шрила Шридхар Махарадж: Только гуру можно почитать перед Божеством, не других Вайшнавов. Мы должны склоняться перед гуру рядом с Божеством, но мы не можем кланяться в присутствии Божества другим Вайшнавам.
Прадйумна: Но он может сказать: «Я шикша гуру, кланяйся мне».
Шрила Шридхар Махарадж: Конечно, он может говорить, но на самом деле, если мы подумаем, кланяться шикша гуру также не принято, только дикша гуру почитают перед Божеством. Если это шикша гуру высшего типа, гуру моего гуру и мой шикша гуру, тогда, конечно, позволено выражать почтение. Но вы (…)
Прадйумна: Махарадж, как приходит трансцендентный звук? Когда Гурудев дает звук, как этот звук приходит в сердце ученика? Также, когда кто-то говорит Хари-катху, как приходит этот звук?
Шрила Шридхар Махарадж: Это не приобретенное явление, но нечто, приходящее согласно высшему выбору, высшему решению. Он приходит в определенной линии. Господь передает его через посредников, которые странствуют по брахманде. Если Он желает распространить Свое имя, божественный звук, Свою милость в низшем измерении бытия, звук нисходит от Него. Вера – вот квалификация посредника. Особенно, вера в Гурудева, непосредственного представителя центра. Непосредственныый к нему высший центр должен инспирировать всю его деятельность, он должен подтверждать свою веру в него. Прежде всего, в непосредственного представителя. Только тогда придет помощь свыше. Иногда посредник может не знать, что приходит через него. (санскрит) Вйаса ветти на ветти ва. Но эта истина приходит через Вйасу. Это татастха-вичара. Это Абсолют. С Абсолютной точки зрения, говорится, что даже Вйаса может не знать, но истина приходит через Вйасу, чтобы благословить других. Иногда это возможно. Но, тем не менее, мы не должны слишком легко утверждать, что Вйаса не знает. Мы не говорим так. Однажды я сказал моему Гуру Махараджу, что составил санскритскую шлоку о Бхактивиноде Тхакуре, Гуру Махарадж был очень доволен. В Дарджилинге я показал ему эту поэму о Бхактивиноде. Он прочитал ее. В то время его секретарем был Шанти Махарадж. Прабхупада диктовал, а Шанти Махарадж записывал письма. Но из Англии пришло письмо от Бона Махараджа с некими жалобами. Прабхупада спросил, кто сообщил Бону Махараджу такое? Шанти Махарадж отвечал: «Прабху, вы сами сообщили ему эти новости». «Нет, нет, я никогда не писал такое Бону Махараджу». Шанти Махарадж смиренно возразил: «Я писал, а вы диктовали, я помню. Вы сообщили ему эти новости». «Нет, я не помню». Тогда я сказал, вйаса ветти на ветти ва. Такое замечание я сделал, вйаса ветти на ветти ва. Прабхупада рассмеялся. Поблизости был Парамананда Прабху. Он сказал, шридхара сакалам ветти. Шри нрсимха парамананда прасадатах – ответил я.
Прадйумна: Он сказал, шридхара сакалам ветти, а вы ответили, парамананда прасадатах.
Шрила Шридхар Махарадж: «По милости Парамананды». Парамананда был личным слугой Прабхупады, помощником. Он сказал, шридхара сакалам ветти… вйасадева на викрийа. Прабхупада не знает, сказал Парамананда, шридхара сакалам ветти. Я сказал, парамананда прасадатах.
Прадйумна: Когда Шрила Прабхупада (Шрила Сарасвати Тхакур – прим. пер.) уходил из этого мира, он был несколько разочарован. Гуру Махарадж (Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж – прим. пер.) говорил, что Шрила Прабхупада был несколько разочарован, потому что он думал, что некоторые ученики враждовали или были несогласны.
Шрила Шридхар Махарадж: Так было не во время его ухода, но до этого, в его последние дни, такое чувство разочарования пришло к нему. Поэтому он просил нас сотрудничать как единое целое. «Среди вас есть множество квалифицированных личностей, работайте сообща ради распространения доктрины Махапарабху». Таким было его… В целом, это характерная черта умонастроения ачарйи перед его уходом. Мадхава хам корийа анудас. Это выражение принадлежит Видйапати. Мадхава, хам пуринама ниваса. Ниваса значит разочарование. Я разочарован в отношении будущего. Бхактивинод Тхакур также проявлял такое чувство. «О, Махапрабху, никто не получит Твою милость. Я полностью разочарован, что я могу сделать? Позволь мне воспевать Твое имя, пожалуйста, позволь. Никто не примет Тебя». Бхактивинод Тхакур также говорил это. Несколько раз мы слышали это выражение из уст Прабхупады: Мадхава, хам пуринама ниваса. «О, Мадхава, я разочарован в будущем». Перед тем, как ачарйа покидает прапанчу, этот мир, это тело, обычно к нему приходит такое настроение. Последователи нисколько не привержены той деятельности, которую они начали, во всех отношениях они остались за бортом.
Прадйумна: Я хотел спросить о миссии. Когда Шрила Прабхупада начал, он только совершал нирджана бхаджан в Майапуре. Затем он отправился в Калькутту и хотел…
Шрила Шридхар Махарадж: Бхактивинод Тхакур оказал на него давление, желая, чтобы он взял на себя миссию пропаганды учения Махапрабху. Вначале Прабхупаде не нравилась эта идея, но Бхактивинод Тхакур просил и ругал его. «Ты думаешь, что Махапрабху это нужно? Это наслаждение? Ты хочешь от всего отречься, не заботясь об учении Махапрабху? Это будет Майавада. Испытывать апатию к долгу перед Махапрабху. Это Майавада. Не погружайся во все это, не становись безразличен к словам Махапрабху». Таким было наставление Бхактивинода Тхакура. Тогда Сарасвати Тхакур спросил у своих гуру, что же ему делать. Бхактивинод Тхакур ушел, Гаура Кишор Дас Бабаджи Махарадж ушел, и их слова не давали ему успокоиться. «Мои гуру не хотели, чтобы я посвящал себя исключительно философии, размышлениям над книгами и Святому Имени. Они хотели, чтобы я служил обществу и этой линии Махапрабху. Пусть они подскажут мне, что делать». Тогда ветер принес ему обрывок страницы из книги. Он обнаружил, что это фрагмент Шри Чайтанья-чаритамриты, этот клочок. И в нем Махапрабху дает Санатане указание… пратиштха и шастра грантха пракаша — задача, выполнить которую Махапрабху попросил Санатану Госвами. Этот эпизод описывался там. Прабхупада понял, что Бхактивинод Тхакур, Бабаджи Махарадж, Махапрабху хотят, чтобы он приступил к выполнению этих задач и следовал этой программе. Но как это практически осуществить? Тогда появился Кунджа Бабу. Прабхупада увидел в нем посредника Божественного. «Я человек философского склада ума, и мне не нравится любая практическая связь с мирскими людьми; возможно, этот человек послан мне, чтобы построить мост между моим философским умом и умами публики». Кунджа Бабу осуществлял эту функцию практическим образом. Он приводил к Прабхупаде образованных людей, заботился об организации, а Прабхупада давал лекции о философии Махапрабху. Так началась миссия. Кунджа Бабу взял на себя административную ответственность.С помощью четырех других духовных братьев, он снял дом в Калькутте, эти преданные принимали участие в программах, а одну комнату наверху отвели Прабхупаде. Эти четыре ученика готовили прасадам для Прабхупады. Таким было начало калькуттского Матха, Бхактивинода Ашрама. Со временем, пришли Пушта Махарадж и брат Васудевы Прабху, ученик Бхактивинода Тхакура, он принял саннйасу от Прабхупады. Потом появились другие саннйаси, грхастхи, брахмачари, началась обширная проповедь, пропаганда идей Махапрабху. До этого, Бхактивинод Тхакур издавал один ежемесячный журнал, «Саджджани Тошани», после его ухода редактором стал Прабхупада, а впоследствии, он начал издавать «Гаудийу». Потом «Надийа Пракаша», «Параматхи», «Бхагават», «Киртана», «Гармонист» — все эти периодические издания. По всей стране были посланы люди проповедовать доктрину Махапрабху. Таким образом.
Прадйумна: Долгое время меня мучает один вопрос. Я расспрашивал, я разговаривал с Бабаджи Махараджем, Кришнадасом Бабаджи Махараджем, а также с Боном Махараджем. Они говорили, что в начале Гаудийа Матха жизнь была очень простой, а в центре внимания находилась проповедь. Но позже, сказали они, когда появились деньги и большие возможности, они принесли с собой проблемы.
Шрила Шридхар Махарадж: Конечно, это естественно. Понимаете, Прабхупада объяснял то