научите нас». Вы говорите «джайа» своему Гуру Махараджу, и мы также хотим прославлять Йадубара Махараджа. Они хотели использовать в прославлении слово «вишнупада». В шастрах написано, что это должный способ прославления; тогда другие стали протестовать. «Нет, немыслимо, чтобы они звали его «вишнупада», — заявили Мадхав Махарадж и Шанта Махарадж. Они воспротивились. Позже, проведя больше месяца на Говардхане, я приехал и жил уединенно, наняв в этих местах дом за две рупии в месяц. Вышеназванные саннйаси пришли ко мне за решением. «Его ученики говорят или «вишнупада» или «парамахамса паривраджакачарйа йадубара махараджа ки джайа!» — мы не в силах терпеть это. Они не должны так говорить». Но я сказал, что если происходит посвящение, ученик должен смотреть на своего гуру как на уполномоченного представителя, ачарйа мам виджанийам, как этому можно воспрепятствовать? Я не думаю, что это следует делать. Им следует позволить во всей полноте выражать чувства своего сердца по отношению к гуру. Эти чувства немыслимо остановить. Необходимо позволить им выражать полноту их веры в утверждение шастры и почтения в адрес гуру. Но эти преданные были недовольны, и приняли саннйаса мантру и сами стали ачарйами.
10.3. Беседа с Сатанандой Прабху
Сатананда: У меня есть вопрос о современном обществе ИСККОН. Оно очень обеспокоено недавними инициациями, которые были даны Вашей Божественной Милостью, особенно посвящениями в саннйасу. Я не могу понять этого. Я прошу прощения, если вы каким-то образом оскорблены, но не могли бы вы милостиво объяснить мне эту ситуацию? Она служит источником беспокойства для моего ума.
Шрила Шридхар Махарадж: Я могу высказаться, но не знаю, сумеете ли вы понять мои объяснения. Понимаете, попытайтесь понять следующее: существуют относительное и абсолютное суждения. Предположим, вы американец, а в глубине души вы социалист. Когда происходит столкновение капиталистов и социалистов… в целом, вам следует сохранять в жизни гармонию, но, когда возникает конфликт, какую сторону вам следует принять: капиталистов или социалистов? Ваше кредо – социализм, но вы живете в стране капиталистического большинства. Когда все мирно, нет проблем, но в случае противостояния с какой стороной вам следует себя отождествить?
Сатананда Дас: Внутренне, я могу отождествляться с социалистами, но ради мира, ради блага страны…
Шрила Шридхар Махарадж: Предположим, вы убежденный социалист. В таком случае, вы постараетесь уехать из страны и присоединиться к социалистам, если необходимо. Вы можете пытаться утвердить социалистическую доктрину, но, в случае неудачи, вы будете стараться хранить свое кредо, свою чистоту веры в социализм. Вы попытаетесь покинуть страну и присоединиться к социалистам. Вы сделаете это?
Сатананда: Да, но…
Шрила Шридхар Махарадж: Или вы оставите социалистическое мировоззрение и примкнете к капиталистам? Что вы будете делать?
Сатананда: Я покину страну. Но…
Шрила Шридхар Махарадж: Итак, относительное и абсолютное – два класса интересов. И абсолютное начало мы находим более важным. Мы должны быть искренними по отношению к нашему кредо. Иногда нам следует оставлять окружение, если оно не подходит нам. В концепции чистоты Вайшнавизма существует чистота и форма. Форма также необходима, чтобы в целом помогать мне поддерживать мое нынешнее положение. В то же самое время, моя концепция высшего идеала будет всегда побуждать меня продвигаться, идти вперед, и, куда бы я ни пошел, меня ожидает более высокий образец, более великий идеал, которому я должен следовать. Жизнь прогрессивна; она не пребывает в стагнации. Вы понимаете? Она прогрессивна. Мы находимся в процессе садханы, мы идем вперед. Мы хотим идти вперед, а не назад. Таким образом, формальная позиция поможет мне поддерживать мое нынешнее положение, а моя сильная привязанность к идеалу будет побуждать меня идти вперед, как в любом прогрессивном начинании. Во многих движениях существуют многочисленные группы: прогрессивные коммунисты, прогрессивные христиане, католики, затем, опять же, протестанты, затем пуритане – таким образом. Развитие может осуществляться как правильным, так и ложным образом. Но, если оно динамичное, живое, тогда всегда происходит изменение позиции. И, соответственно, мы также должны менять наше нынешнее положение. Мы должны делать это ради того, чтобы не принести в жертву ту высшую идею, ради которой мы пришли. Это необходимо. Волею провидения человек может родиться в определенной семье, но иногда его высший идеал побуждает его покинуть родину. Ради высшего идеала жизни Эйнштейну пришлось покинуть Германию и поехать в Америку, и многие другие примеры тому можно увидеть в мире.
Идеал – это все и вся. Высший идеал в человеке – его самое большое сокровище. Наша величайшая драгоценность – наш идеал. В Бхагавад Гите Кришна говорит: сарва дхарман паритйаджйа, мам экам шаранам враджа. «Я — истинный смысл шастр». Священные писания рекомендуют многие явления, но они предназначены вести нас к истине косвенным образом. Когда вы приходите к положению прямого поиска, вы должны принять сва дхарме нидханам шрейа, пара дхармо бхайавахах. Также сказано, что ради ваших ближайших и самых дорогих друзей вы должны оставить свой идеал; это также рекомендуется. Но еще сказано: сарва дхарман паритйаджйа, мам экам шаранам враджа — если это необходимо для поддержания высшего идеала, вам следует оставить и друзей. Идеалисты высшего порядка оставляют страну, семью, друзей – все. Но они не могут оставить идеал. Мы духовные оппортунисты. Вы понимаете? Так же, как в случае шикша-гуру. Наша гуру-парампара – шикша-, а не дикша-парампара. Вы можете понять это?
Сатананда: Я не уверен…
Шрила Шридхар Махарадж: Махапрабху шри чайтанья радха кршна нахе анйа, рупануга джанера дживана. В нашей гуру-парампаре вы увидите, что линия нисхождения высочайшей истины сознания Кришны проходит через канал шикша-гуру. Те, кто имеют реализацию, соответствующую определенному стандарту, в должной линии, занесены в список гуру-парампары. Дикша – это более или менее формальное явление; сутью является шикша. И если наши шикша-гуру и дикша гуру согласны между собой, нам в высшей степени повезло. Шастра сообщает нам о гуру лакшане и шишйа лакшане – о характеристиках гуру и ученика. В писаниях содержатся признаки как гуру, так и ученика: «Гуру должен обладать такими качествами, а ученик такими, и, когда они соединяются, приходит желанный результат». Также в Хари-бхакти-виласе говорится, что, когда доступна более великая личность, относящиеся к низшей категории не должны осмеливаться принимать учеников.
Предположим, у вас есть земля и семена высшего качества. Эти лучшие семена следует сажать в первую очередь, а если они недоступны, тогда можно использовать семена низшего качества. Вы понимаете? Ради всеобщего блага лучшим семенам нужно отдать предпочтение. Если мы беспристрастны, если мы чисты сердцем, если мы бескорыстны, тогда следует позволить лучшим семенам быть посаженными в первую очередь, где бы они ни были доступны, — насколько это возможно. Семена низшего типа должны остаться в стороне. Поэтому, когда какому-либо кругу людей доступен гуру высшего типа, гуру более низкой категории не должны вмешиваться. Это на благо целого, и это воля Верховного Господа. Это не чья-либо монополия. Это должна быть монополия Кришны, и нас интересует сознание Кришны, где бы оно ни было доступно. Кришна говорит в Гите и, особенно, во многих местах в Бхагаватам: «Я начинаю движение, но постепенно, в силу ослабляющего влияния материальной атмосферы, оно приходит в упадок. А когда я вижу, что оно значительно ослабло, Я должен вновь придти и начать свежее движение. Затем, Я снова вижу, что оно приходит в упадок, испытывая враждебное влияние окружающего мира, и Я вновь посылаю одного из Моих людей, чтобы прояснить положение и вдохнуть свежую энергию, вложить новый капитал». Так развивается этот процесс.
Мы должны смотреть на стандарт знания. Что есть сознание Кришны? Гуру должен стараться дать способность понимания природы подлинного сознания Кришны и быть искренним. Это не ремесло; не монополия. Где есть сознание Кришны? Искренние души должны жаждать его и благодарить свои счастливые звезды: «Я могу ценить сознание Кришны». Где бы оно ни было, я способен оценить: «О, это сознание Кришны». Мы должны благодарить свои счастливые звезды, если способны чувствовать его, понимать, считать подлинным сознанием Кришны. Таким образом, моя изначальная идея была такова: столь многие искренние души, которые обрели связь со мной, становятся неудовлетворенными и равнодушными к нынешнему движению ИСККОН. Они избегают этого общества и уходят. Это тронуло мое сердце, а Свами Махарадж неоднократно просил меня: «Позаботься о них. Я привел их к тебе «в сыром виде». Именно к тебе. Пожалуйста, окажи им заботу». В то время я не знал, что он уйдет прежде меня. Более того, я имею некоторую связь с тем делом, ради которого мы пришли к нашему гуру, ради движения Махапрабху, ради истины Бхагаватам; поскольку такая вера пришла к нам, в целом, я должен быть заинтересован в этом, и если кто-то приходит в поисках сознания Кришны, но уходит разочарованный, естественно, в моем сердце не может не возникнуть некое сострадание, желание помочь, облегчить его участь. С таким представлением я оказываю помощь, ту помощь, которая в моих силах, хотя она очень скудна.
Я просто сижу здесь. Я не бегаю повсюду, смущая умы последователей ИСККОН. Я не бегаю, а сижу здесь, праздный человек, и те, кто приходят ко мне – как я могу отослать их прочь? В моем сердце живут некие добрые чувства к Гуру Махараджу, Свами Махараджу, Махапрабху, Бхагаватам и Кришне. Если во мне есть некая симпатия к ним, приходящим ко мне – как я могу праздно сидеть и не давать им то, что я знаю, чувствую, не оказывать такую помощь этим людям? Но администрацию ИСККОН интересует только формальная сторона. Говоря с точки зрения абсолютного суждения, я считаю этих нескольких джентльменов студентами, не профессорами; однако они стали самозваными авторитетами и думают, что я буду повиноваться всему, что они диктуют? Я не такой человек. Моя совесть чиста перед Богом, Кришной, Махапрабху, перед моим гурудевом и Свами Махараджем. Я чувствую, что мои действия оправданы.
Преданный: Тогда, для проповеди по всему миру …
Шрила Шридхар Махарадж: Да, я ценю то, что они делают. В целом, они могут идти в этом направлении, до известной степени, но в особых случаях, тем, кто не удовлетворены администрацией ИСККОН, как им быть? С чистым сердцем они пришли к Свами Махараджу, чтобы получить что-то, и теперь они разочаруются и уйдут с пустыми руками, в слезах, и станут неприкаянно бродить, а Джи-Би-Си будет торжественно шагать своим богоизбранным путем? Пусть они продолжают осуществлять в этом мире широкую работу. Они могут работать, но если считаным единицам, не удовлетворенным их политикой и поведением, дается некая пища, позволяющая поддерживать их религиозную жизнь, их духовную жизнь, почему они раздувают из этого глобальный конфликт? Это