вредит их собственному движению. Я не агрессор; я не враг им. Их процветание всегда в моих интересах. В интересах моего гуру, Свами Махараджа и Махапрабху. Пусть весь мир будет побежден их проповедью! Я буду удовлетворен, потому что это наше общее дело. Но в то же время, я не думаю, что все эти новички – совершенные Вайшнавы.
Преданный: Я тоже, но они думают, что теперь, если у кого-то другие представления, они могут поступать, как им захочется, считая, что им не нужно кому-либо следовать.
Шрила Шридхар Махарадж: Мы все искатели, все ученики, и никто из нас не совершенен. Всякий раз, когда мы начинаем думать: «Я достиг совершенства», нам конец. Мы всегда зависим от тех, кто выше нас. Это отношение следует поддерживать на протяжении всей жизни. Мы всегда зависимы. Как только мы начинаем думать: «Все это в моем распоряжении», нам конец. Это всегда жизнь нищего, а не царя.
В случае трех ачарьев, я просил Джи-Би-Си: «Не делайте это. Не бросайте вызов прямому указанию Свами Махараджа. Их не следует столь легко объявлять преступниками перед вашим судом». Но они приговаривают сами себя. То, что их положение ачарий несовершенно, уже подтверждено их предыдущими действиями. Положение ачарьи уязвимо, и я еще раньше предостерегал их: «Не говорите, что совершенны», но также объяснял им, что такое положение поможет им в достижении цели. Но когда возник, казалось бы, конфликт со мной, они стали говорить, что совершенны? Что это такое? Глупость? Даже Свами Махарадж, их гурудева, имел некоторое уважение ко мне, я знаю это; мы доверительно беседовали здесь, и он также имел мужество открыто признать: «Я питаю уважение к Шридхару Махараджу». Тем не менее, они считают, что я преступник, сидящий на скамье подсудимых перед их парламентской конституцией.
Сатананда: В таком случае, если преданный расходится во мнении с Джи-Би-Си, он думает иначе, думает, что «это неправильно», тогда как, по вашему мнению, он должен действовать ради мирного…
Шрила Шридхар Махарадж: Объединяя усилия, они должны стараться решать любую проблему, с которой сталкивается их миссия. И, когда они испытывают затруднения, им следует обращаться ко мне. Я испытываю к ним теплые чувства. В связи со Свами Махараджем и в связи с моим Гуру Махараджем, который хотел проповедовать на Западе, в связи с Махапрабху, Бхагаватам и сознанием Кришны, ради торжества принципа, я благосклонен к ним. Поэтому им не нужно испытывать какие-либо подозрения в мой адрес. Я хочу служить вам, помогать вам, но не в ущерб принципу, не в ущерб тому, что является, в моем понимании, истиной. Поступая так, я стану предателем своего собственного дела, своего наставника. На хи калйана хрт кашчид, дургатим тата гаччхати. Будьте искренни, и вы поймете все. Арджавам брахмане сакшад: простота – квалификация брахмана. Более того, не только простота, но горячее желание служить плюс искренность – это качества Вайшнава. Не брать, но давать. Речь о том, чтобы «не быть хозяином»; то было любимое выражение моего гурудева – «быть хозяином». Быть не хозяином, но слугой, видя, что «все принадлежит моему божественному наставнику». Когда эти качества добавляются к простоте и искренности, тогда, в целом, человек вступает в область Вайшнавизма. Затем, приверженные расчету и спонтанные, добровольные и рефлективные – существуют два типа Вайшнавов.
Преданный: Мы опасаемся, что организация распадается. Кажется, они не в состоянии понять, что в организации есть некая суть, а сама организация подобна оболочке.
Шрила Шридхар Махарадж: Если они ищут истину, они будут бесстрашными и «безрассудными»: «Это Его движение; если Он захочет, Он сохранит его». Оно распространяется волей Господа. Столь обширным и наглядным образом, за столь короткое время Свами Махарадж распространил его по всему миру. Это воля божественного. По воле свыше, он совершил этот великий, немыслимый труд. Эта божественная воля – все и вся. Мы должны стараться рассматривать происходящее таким образом. Тем не менее, подразумевается, что, насколько это в наших силах, мы будем продолжать работу с полученным нами капиталом, каков бы он ни был, и будем искренне пытаться использовать его в служении Господу. Но, в то же время, существует риск вступить в противоречие с истиной.
Преданный: Их положение таково, что сейчас они испытывают большие трудности, и в глубине сердца знают, что не все в порядке, и они просто ищут, кого в этом обвинить. Себя они винить не хотят. Они просто ищут козла отпущения за рамками их организации.
Шрила Шридхар Махарадж: Такова человеческая природа, обычная человеческая слабость.
Преданный: Но они не понимают, что в духовной жизни нам следует проявлять осторожность, смотря, кого мы обвиняем.
Преданный: Махарадж, у меня есть вопрос относительно шикша-гуру. Как мы можем понять тот факт, что временами в истории бывают пробелы, когда шикша-гуру отсутствуют? В начале нашей Бхагавад-гиты, Шрила Прабхупада приводит список ученической преемственности от Кришны вплоть до него самого. Тем не менее, в истории были периоды, когда личность шикша-гуру отсутствовала. Верно ли наше понимание, что иногда такое происходит?
Шрила Шридхар Махарадж: Нет, физическая связь – не единственное суждение. Посредник – не человек из плоти и крови, как мы обычно думаем. Допустим, кто-то хочет проследить линию научной мысли. Он может увидеть связь между Галилеем, Ньютоном и Эйнштейном, оставляя в стороне многих других, менее значительных ученых. Если рассматривается их вклад, тогда в поле зрения оказывается все явление; другими можно пренебречь. Например, когда необходимо обозреть большое расстояние, расстояние между планетами, оно оценивается в световых годах. Вы понимаете?
Преданный: Да.
Шрила Шридхар Махарадж: Расстояние измеряется в световых годах, а не в милях или километрах. Так же обстоит дело в ученической преемственности. В расчет принимаются светила. Там, где Кришна дал центральное явление, эти личности принимаются для осуществления работы. Нечто в этом роде.
Преданный: Тогда каково истинное положение человека, стремящегося к духовному прогрессу, в вопросе принятия одного или многих духовных наставников?
Шрила Шридхар Махарадж: Понимаете, здесь мы видим, что, в целом, грхастхи принимают посвящение от Адвайта- и Нитьянанда-вамша гуру. Но если гуру следует своей грхастха-дхарме, живет семейной жизнью, а ученик хочет исключительным образом посвятить свою жизнь преданности, как в положении бабаджи, тогда, отдав дань традиции, он идет к бабаджи и принимает его своим гуру, оставляя дикша-гуру. Дикша-гуру принадлежат к Адвайта-вамше или Нитьянанда-вамше, и некоторые грхастха-гуру говорят: «Гуру – представитель Бога. И, если ты хочешь жизни исключительной преданности, все равно ты должен принять бабаджи-мантру от меня, хотя я домохозяин». Но бабаджи скажет: «Нет, нет, саннйасу следует принимать от саннйаси, не от грхастха гуру». Грхастха гуру заявляет: «Ты игнорируешь меня! Ты совершаешь оскорбление!» Но, тем не менее, обычно происходит так, что шишйа принимает саннйасу от другого гуру, и, в целом, следует наставлениям этого бабаджи гуру. Однако первому наставнику оказывается уважение.
Когда я учусь в начальной школе, я оказываю учителю большое уважение. Впоследствии, когда я обращаюсь к высшему образованию, если я встречаю своего учителя из первого класса, все-равно я выражаю почтение в его адрес. Он не враг мне. Я начал с него мою жизнь образования, поэтому я питаю к нему определенное уважение, но, тем не менее, есть высшие профессора, которым я обязан в большей степени. Таким образом, я получил начальную помощь от определенного вартма-прадаршака гуру, затем от дикша-гуру, затем саннйаса-гуру, а концепция шикша-гуру широка и либеральна: я могу принимать шикшу из любого источника. Откуда бы я ни получал ее, все это адвайа-гйана, все это в интересах Кришны. Мы не должны испытывать ревность. Нас заботит только Кришна. Но существует градация. И в моем сердце, благодаря моей прошлой хорошей карме, моя бхаджана может набрать большую скорость; не все будут стоять на месте. И также в нашей миссии, столь многие пришли вначале, но, в силу меньшей квалификации, они продолжают оставаться в начальной позиции, каништха-адхикари. Но другие пришли позже, а поднялись до стадии мадхйама-адхикари. Пришедший позже также достиг прогресса. Поэтому сутью является не старшинство, но качество. Как бы оно ни пришло, следует уважать его. Это не вопрос истории. Это нечто, приходящее свыше, из неведомой области. Пришедший поздно может, тем не менее, подняться высоко. Наполеон не следовал традиционным правилам ведения войны, но изобретал новые методы; это также возможно.
Это дары Бога. Когда в мир пришли Упанишады, они принесли некое туманное представление. Затем, перед самым началом Кали-йуги, через Бхагаватам пришла полноценная теистическая концепция. Полноценный теизм пришел гораздо позже. Веды рассматриваются как дерево, а зрелый плод, Шримад-Бхагаватам, появился гораздо позже. Поэтому вопрос истории следует понимать в правильном свете. Новички могут подняться высоко, а старшие могут отстать от них. Это божественное устройство. Но как судить, что есть что? Существует критерий. Пути Кришны не есть нечто застывшее. Это не застой, не стагнация. Это динамичное явление, и его можно увидеть, но для этого необходимо самому быть знакомым с его природой. Оно самоочевидно, оно сияет своим собственным светом. Атма паригйана-майо. Так же как атма лучезарна, Кришна также, в еще большей степени, в высшей мере лучезарен. Существует спор, противоречие двух сторон. Одни говорят: «Атма существует». Другие заявляют: «Нет, нет». Атеист не допускает существования души, независимой от материи, но Кришна говорит, что это не означает, что материя может затронуть бытие атмы. Она самоочевидна и обладает реальным существованием. Но этот спор не прекратится, поскольку, когда люди привержены определенным взглядам, они всегда будут испытывать сомнения. Хотя солнце существует, слепцы будут утверждать, что его нет. Это мнение будет сохраняться в их среде. Так же и неполное знание. Полу-истина будет существовать всегда. Поэтому сравнительный анализ также необходим, а иначе, прогресс равен нолю. Харе Кришна, Харе Кришна.
10.4. Уход духовного учителя
26 февраля 1981 г.
Набадвипа Дхама, Индия
В этой беседе инициирующий гуру (духовный учитель) и два саннйаси задают Шриле Шридхару Махараджу вопросы, касающиеся «ухода» их духовного учителя, Его Божественной Милости А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады.
Тамал Кришна Госвами: Мы хотели бы задать вам некоторые вопросы.
Шрила Шридхар Махарадж: Да.
Саннйаси: Первый вопрос таков: что происходит с духовным учителем после того, как он покидает этот мир?
Шрила Шридхар Махарадж: Звучит, как теософский вопрос. Я думаю, что он (Шрила Прабхупада) дал намек на это в своей «автобиографии». Когда он направлялся в Америку, он выразил это чувство – свое желание играть с Кришной в сакхйа-расе (отношениях дружбы).
ката бане чутачути бане кхаи лутапути сеи дин кабе хабе мор
«Бегая и резвясь в многочисленных лесах Враджы, я буду кататься по земле в духовном экстазе. О, когда же придет этот день».
А. Ч. Бхактиведанта Свами
«Молитва лотосным стопам Кришны»
Когда он плыл через Атлантический