дом ее мужа, но ее восьмой ребенок убьет его. Камса пришел в ярость и, схватив сестру за волосы, был готов перерезать ей горло. Тогда Васудева защитил ее. Что это? Ты же герой? Неужели ты боишься смерти? Разве ты не храбрец? Так он стал говорить, и объяснил, что Камсе следует бояться не сестры, но ее ребенка. Он заверил Камсу, что отдаст ему всех детей. Тот волен делать с ними, что хочет, но пусть оставит Деваки в покое. Как бы то ни было, в ходе разговора Васудева высказал некоторые философские суждения, и сказал, что следующая жизнь человека начинается прежде его смерти. Каким образом? Когда приближается смерть, его прошлые действия собираются и приходят к нему, и каждое из них требует следующего рождения, «Я хочу». Соответственно своей интенсивности или приоритету, они предлагают, чтобы каждое из них воспользовалось следующим шансом. Таким образом, рождение определяется прежде самой смерти. И определенная идея удерживает живое существо. Когда оно умирает, завладевшая им идея приводит его в некое общество. Общество родственных идей, а оттуда – в физическое измерение. Это может быть умонастроение буйвола, или кровожадное умонастроение тигра, приводящее в общество тигров и соответствующее тело. В случае Бхараты, он оставил царство и в юности стал садху, но, умирая, он подумал, что после его смерти олененок, которого он спас, останется без пищи и тоже умрет. Когда он думал об этом, его душа покинула тело, и он стал оленем. Он был вынужден отправиться в это общество, эти мысли привели его туда. И он родился в теле оленя.
Тамал Кришна Махарадж: О каком периоде сроком в год идет речь? Вы использовали бенгальское слово…
Шрила Шридхар Махарадж: Так описывает раздел карма-канды. Когда вы находитесь «под следствием», в это время рши, ведические карма-канди, стараются оказать помощь. Покойный оставляет некую собственность, и наследник или новый владелец делает необходимое, чтобы помочь ушедшей душе. На протяжении года, ей предлагают пинду. Когда этот срок истекает, в течение которого идет следствие, душу спрашивают о ее желаниях, и принимается окончательное решение. Таким образом. В целом, раздел карма-канды описывает такой процесс. Но он носит общий характер, а существуют конкретные случаи, соответственности тяжести преступления, и они рассматриваются особо.
Дхира Кришна Махарадж: Сколько длятся адские страдания, описанные в Пятой Песни Бхагаваты?
Шрила Шридхар Махарадж: Страдания также разнятся, в зависимости от тяжести содеянного. Существуют страдания разных видов. Возможны страдания вне физического тела, в ментальном теле. Нам могут сниться как хорошие сны, так и кошмары. Во сне мы также можем страдать. Когда, в отсутствие грубого тела, наше тонкое тело чувствует вечную и интенсивную боль, это нарака. Не физическое тело, но ментальное тело.
Тамал Кришна Махарадж: Тонкое тело.
Шрила Шридхар Махарадж: Ментальное тело сохраняется, существуют интенсивные страдания различных типов, разные ады. Физическое тело отсутствует.
Тамал Кришна Махарадж: Как долго…
Шрила Шридхар Махарадж: Это зависит от серьезности проступка; происходит суд, осуществляемый администратором, Йамараджем, он выносит приговор, и человек вынужден страдать. Подобно тому, как в этом физическом мире существует правительство, в ментальном мире также есть правительство. Там пребывает множество астральных тел, подобных тому телу, что мы имеем во сне, и есть свое правительство. Обитателям этого мира еще не вынесен приговор, они мертвы, ожидая решения своей участи. Обычно этот мир известен как Питрлока. Там пребывают души, покинувшие тело. Но…
Тамал Кришна Махарадж: Иногда, когда человек умирает, его родственники приглашают нас совершить киртан, воспевая Харе Кришна. Поможет ли это ушедшим душам?
Шрила Шридхар Махарадж: Конечно. Конечно, это поможет им. Эта связь, эта святая вибрация принесет им благо. Это более высокая помощь, чем обычная шраддха, — бхагавата-прасадам, если мы подносим его. Но киртана также может помочь. Помочь ушедшим душам.
Тамал Кришна Госвами: Когда душа падает из Брахмалоки и рождается в материальном мире, какова вечная раса души с Кришной в духовном мире?
Шрила Шридхар Махарадж: Души?
Тамал Кришна Махарадж: Когда душа падает, установлены ли определенные отншения этой души с Кришной на Голоке?
Шрила Шридхар Махарадж: Понимаете, все сущее обладает некими возможностями или внутренней перспективой. Если рассмотреть эту перспективу, подвергнуть сварупу анализу, можно увидеть, что после освобождения одна душа может отправиться на Вайкунтху, и это ее предел. А другая может достичь Голоки, и там также существуют различные расы, одни присоединяются к ватсалйе, другие к сакхйе, мадхурйе, некоторые – к шанта расе. Это их внутреннее положение, сварупа. По достижении освобождения, существует такая классификация. И в майическом мире также, соответственно своей внутренней сущности, они могут занять то или иное положение. Из положения Брахмы, душа может опуститься до любого уровня. Различия будут присутствовать, но, тем не менее, живое существо обладает неким врожденным неизменным началом, внутренней перспективой. Ее следует определить.
Тамал Кришна Махарадж: Предположим, душа…
Шрила Шридхар Махарадж: Каков был ваш вопрос?
Тамал Кришна Махарадж: Вы ответили на него. Предположим, душа желает стать матерью Кришны в духовном мире.
Шрила Шридхар Махарадж: Ранг, звание матери. Не матерью как таковой. Мать – Йашода, это неизменно. Душа может занять аналогичную позицию.
Тамал Кришна Махарадж: Не могли бы вы объяснить, какова природа этого положения? Иными словами, Йашода – мать Кришны, а другие, совершающие это служение…
Шрила Шридхар Махарадж: Они помогают в этом лагере разными способами. Помогают ей в ватсалйа-расе. Также коровы, когда они видят Кришну, благодаря их любви молоко начинает струится из …
ГС: Когда Кришна приходит сюда, во Вриндаване присутствует множество домохозяев и семей. На Голоке также есть множество семей с родителями и детьми?
Шрила Шридхар Махарадж: Конечно, все эти реалии приходят сюда. И в то же время, они остаются там. Отражение, или не отражение, но та же самая реальность, некое распространение, вайбхава…
Тамал Кришна Махарадж: Экспансия.
Шрила Шридхар Махарадж: Приходит в этот мир.
ГС: Когда Брахма похитил мальчиков и телят, Кришна создал их копию, и некоторые из этих старших жителей получили возможность быть непосредственными родителями Кришны. Происходит ли это иногда на Голоке?
Шрила Шридхар Махарадж: Это Кайавйуха. Человек может распространить себя в несколько мест одновременно. Даже йоги могут, находясь в определенном месте, поылать свои копии в другие места. В случае Кришны, вполне возможно, что Он распространяет Себя в разные места в различных формах, наделенных ранообразными характеристиками. В Чайтанья Чаритамрите упоминается, что в Двараке у Него было 16 000 жен, или около того, и Он присутствовал повсюду. Нарада был изумлен, увидев это. Говорится, кайа-вйуха хаиле нарадер висмайа нахайа. Кайа-вйуха сиддха-йоги имеет ограниченную природу. К примеру, если здесь он стоит, его копия в другом месте также будет стоять. Если он ложится, его копия также будет лежать. Но в случае Кришны, каждая Его форма может действовать независимо. Таким образом, Он способен распространять Свою лилу разными способами. В конце концов, мы должны думать, что ограничены, а пытаемся говорить о безграничном. Если эта мысль делает нас смиренными, тогда мы должны пытаться приблизиться к этому явлению. Адхокшаджа. Не все может быть мне доступно, но, насколько возможно, мы получаем некое представление, приблизительное представление о характеристиках безграничного.
10.5. Беседа с Дайадхарой Прабху
Шрила Шридхар Махарадж: Харе Кришна. Я должен услышать нашего Дайадхару Прабху. Что он говорит? Вы уже знакомы, но он не знаком. Я не могу видеть, я вижу только через слух. Харе Кришна, Харе Кришна. Солнечный свет падает на лицо, беспокоит. Вы можете сесть вон там. Хотя там все равно светит солнце. Свами, вы можете сесть здесь. Солнце режет мне глаза. Харе Кришна. Гаура Харибол.
Преданный: Я чувствую, как мне повезло, что я приехал сюда, только по вашей милости, потому что, как кажется, было так трудно добраться сюда. Казалось, так много препятствий возникало на моем пути. Но по дороге сюда, я пытался смотреть на все препятствия с высшей точки зрения, глазами Гиты, в свете четвертой главы, я думаю, это 33-ий стих, шрейан дравйамайад йаджнадж, гйана-йагйах парантапа, сарвам кармакхилам партха, гйане парисамапйате. Я удивлялся, вроде бы Прабхупада дает в комментарии некоторые указания, но все-равно я чувствовал, что чего-то не понимаю. Конечно, это стих, говорящий о предпосылках принятия духовного учителя. Я задавался вопросом о важности этих истин. Почему Кришна делает это утверждение, почему именно эта шлока?
Шрила Шридхар Махарадж: Садху Свами, что он говорит, вы должны ясно сказать это.
Садху Свами: переводит на бенгали
Шрила Шридхар Махарадж: шрейан дравйамайад йаджнадж, гйана-йагйах парантапа, сарвам кармакхилам партха, гйане парисамапйате (Б. г. 4.33) Самое важное – обрести основу, получить общее руководство. Руководство из любого источника может увести в ложном напрвлении. Поэтому нам крайне важно иметь надежное руководство, и оно дано здесь: тад виддхи пранипатена, парипрашнена севайа, упадекшйанти те гйанам, гйанинас таттва-даршинах. Он дал нам общее руководство, точку отсчета, мерило, благодаря которому мы можем получить понимание, которое придет из реального звука, подлинного источника; нам следует принимать истинный стандарт отсюда. Стандарт оценки истины, это самое важное, и его источником должно быть подлинное измерение, не обычное, ущербное, несовершенное измерение. Тад виддхи пранипатена, парипрашнена севайа, упадекшйанти те гйанам, гйанинас таттва-даршинах. Его источником должно быть такое измерение, где присутствуют два эти качества – гйани и таттва-дарши, концепция истины и практическое благо. Два вида квалификации должны присутствовать там, откуда я принимаю стандарт оценки истины и заблуждения. Также мое отношение будет такой природы, пранипатена парипрашна, севайа; пранипат означает преданность такому знанию, которое имеет сверхсубъективную природу, а не принадлежит к разряду обычного знания, которое мы, в качестве субъектов, можем сделать своим объектом. Пранипат, я должен предаться, я стремлюсь к явлению, которое выше меня. Я хочу Его, а не объективное явление, которое я могу сделать своим объектом, в качестве субъекта. Также пранипат означает, что я покончил с опытом внешнего мира, я не очарован чем-либо в измерении бытия, странствие по которому я уже совершил, я предлагаю себя на Твой алтарь исключительным образом, желая обрести Твою милость – в таком настроении мы обращаемся к высшему знанию. Пранипат парипрашна, честные вопросы всегда позволительны, искренние вопросы, в которых осутствует стремление дискутировать, без следа тарки, аргументации. Но все наши усилмя должны быть сконцентрированы на понимании истины в позитивном свете. Все сомнения и подозрения должны быть оставлены; со всем вниманием вы должны стараться понять ее, поскольку она приходит из высшей области, природа которой мне неизвестна, где все новое для меня. Парипрашнена севайа, и самое главное – я стремлюсь к этому знанию не для того, чтобы воспользоваться помощью того мира, и использовать этот опыт в интересах обитателей этого мира. Высший мир не станет служить этому низшему миру, но я должен просить