Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Субъективная эволюция сознания. Шридхара Махараджа

к нам благосклонность. Мы обязаны упросить Всевышнего принять нас. А это зависит не столько от наших умений, сколько от покорности и преданности — от жажды получить милость. Другими словами, не от того, насколько мы велики, а от того, насколько мы сознаём свою ничтожность. Я не могу стать субъектом по отношению к безграничному, т.е. сделать Его объектом анализа. Бесконечное всегда останется Высшим Субъектом. Бога нельзя превратить в объект исследования. Он — Сверхсубъект и не поддается анализу. Он субъект по отношению ко мне. Чтобы Господь низошел до моего уровня и проявил благосклонность, нужно занять положение молящего. Логика и знания не имеют ценности, если не приводят к преданности. Чтобы Бог обратил на тебя внимание, нужна преданность. В конечном счёте, всё решает Он. Его власть ничем не ограничена. Всё подчиняется Его воле. Главная задача того, кто решил идти духовным путем, — добиться милости Господа. Для этого нужно признать собственную ничтожность, предаться и стараться снискать Его расположение. Чтобы Господь обратил на тебя внимание, нужно обнаружить в себе не позитивное, а негативное: качества, показывающие твою ничтожность — преданность, покорность и смирение. Тогда можно с полным основанием молиться: “О мой Господин, я самый несчастный, без Твоей милости мне не жить. Я беспомощен. Без Тебя я пропаду”. Чтобы Господь оказал милость, нужно неподдельно умолять о ней. Иначе говоря, нужно признать свою ничтожность, т.е. обнаружить свою “негативную” сторону. Тогда это привлечёт “позитивное” — Кришну.

Только потом можно использовать логику, поскольку наша субъективная природа уже будет действовать как проводник Его воли. Он изнутри вдохновляет нас поступать так или иначе. Предавшись, мы используем логику и рассуждения для исполнения Его повелений. У нас не остаётся собственных интересов, собственных мнений. Мы подчиняемся воле Господа или Его высокопоставленных представителей. На этом этапе работу мысли можно использовать для решения задач более низкого порядка, связанных с исполнением Его воли. Но по отношению к Господу я всегда останусь смиренным, покорным, преданным и верным рабом. На высший уровень бытия можно проникнуть, лишь признав себя рабом. Тот, кто искренне ощущает себя ничтожным и нищим, обретёт милость свыше. Нужно всегда иметь в виду: есть высшее и низшее начала, субъективное и объективное. Кришна не подчиняется никаким правилам. Его власть абсолютна. Это нужно хорошо уяснить и никогда не забывать. Всё происходит по Его воле, а потому наша главная задачапривлечь Его внимание. Это возможно лишь через самоотрицание. Господь может проявить ко мне милость, если я на деле докажу, что больше всех в ней нуждаюсь. Тогда мышление и знание можно будет направить в надлежащее русло, то есть использовать для исполнения Его воли.

Вопрос: В Ишопанишад есть такая мантра:

видйам чавидйам ча йас

тад ведобхайам саха

авидйайа мритйум тиртва

видйайамритам ашнуте

В переводе этой шлоки Шрипад Бхактиведанта Свами Махарадж говорит: “Тот, кто способен научиться незнанию и трансцендентному знанию одновременно, может покинуть круговорот рождений и смертей и вкусить бессмертие”. Что он имеет в виду, говоря об одновременном постижении незнания и знания?

Шридхар Махарадж: Первое — негативное начало, второе — позитивное. Знание означает умение отделить истинное от ложного и затем принять первое и отвергнуть второе. Постичь ложное и истинное значит понять: “Это ложное, это нужно отвергнуть. А это истина, её нужно принять”. Данный стих следует рассматривать в таком ключе. Познать зло или, как здесь сказано, научиться злу, значит увидеть его и отвергнуть, а научиться истине значит принять её. В данном случае “научиться” не значит освоиться в невежестве, чтобы потом пребывать в нём. Эта мантра призывает признать истину и отвергнуть ложь. Нужно проанализировать, чем плоха иллюзия, майя, какова её природа, чем она вредна и опасна. Чтобы не попасть в иллюзию, нужно знать, что это такое. Нужно отвергнуть невежество и постараться принять знание. Увидеть, откуда исходит свет, и устремиться к нему. Чем больше света, тем ближе истина.

Вопрос: В пятнадцатом веке немецкий философ-католик Николай Кузанский выдвинул доктрину учёного неведения. Как она согласуется с философией вайшнавов?

Шридхар Махарадж: Это блестящая формулировка: мудрое неведение. С нашей точки зрения, это гйана-шунья бхакти — преданность, свободная от знания. Мудрое неведение — это отказ от попыток сосчитать всё в этом мире. Это значит предаться, понять тщетность расчётов и положиться на Всевышнего. Так толкуется понятие гйана-шунья бхакти. Мудрое неведениебогатство того, кто понял, насколько он ограничен и ничтожен, насколько ничтожна его учёность, которая не делает никого подлинным соискателем знания о Безграничном. Лучше предаться Безграничному, и пусть Он решает, что для тебя благо, а что нет. Вершина учёности — преданность и покорность воле Безграничного. Учёное неведение значит понимать, что ты не в силах познать Безграничное. Его возможно познать, только если Оно само пожелает этого. Иного способа нет.

Вопрос: Николай Кузанский говорил: “Бог непостижим для мысли”. Что Вы на это скажете?

Шридхар Махарадж: Верно. Бога можно познать, только отдавшись Ему на милость. Накопление знаний не приведёт к Богу. Знание здесь бессильно. Нельзя изучить бесконечное. Бога можно обрести только Его милостью. Поэтому следует занять позицию преданности и отвергнуть знание. Что может быть абсурднее попыток познать Безграничное? У любого знания есть предел. Там, где кончается знание, начинается вера. Поняв бесполезность знания, душа обретает веру. Нужно развить веру и перестать уповать на знание. Лабораторные опыты не приведут вас к Богу. Когда русский космонавт Юрий Гагарин вернулся из космоса, одна пожилая дама спросила его: “Вы были так высоко: Вы видели Бога?” Будучи атеистом, Гагарин ответил: “Бог — это лошадка, тянущая нашу телегу. Зачем вам Бог? Теперь Он служит нам, с помощью знания и науки мы Его заставили нам служить”. Наука самодовольно заявляет, что заставила Бога подчиняться людям, люди стали выше Бога. “Мы Его сотворили — и Он нам служит”. Как будто Он и вправду творение полусумасшедшей части общества.

Вопрос: Николай Кузанский также учил, что в Боге совмещаются противоположности, что в Нём одновременно существуют малое и великое. Как Вы к этому относитесь?

Шридхар Махарадж: Не только малое и великое, но даже добро и зло. В Боге обретают гармонию любые противоположности. В Нём вмещается и гармонизируется всё: хорошее и плохое, друзья и враги. В Боге антагонизм теряет губительную силу и оборачивается во благо. Господь прямо или косвенно вмещает в Себя всё, Он все гармонизирует и облагораживает. В Кришне, как в высшем понятии Божественности, тезис и антитезис сливаются в высочайший синтез.

Наука против лженауки

Студент: Я закончил учебу и теперь у меня каникулы.

Шридхар Махарадж: Не принимайте, пожалуйста, на свой счёт, но современное образование всё больше тянет человека в невежество, открывает новые глубины в океане заблуждений.

Студент: Что вы хотите этим сказать?

Шридхар Махарадж: Сегодня науку подменили лженаукой. Изучая её, человек движется в сторону прямо противоположную истине. Людям внушают, что они – субъекты, вокруг которых вращается вселенная, а все остальное – объекты эксплуатации. Мы – потребители, а окружающий мир состоит из предметов потребления. На этой ложной идее строится современное образование.

В действительности мы не субъекты и не центр вселенной. Источник и центр всего находится в высшем мире. Кришна – Высшая Абсолютная Истина. Всё появляется на свет и существует благодаря Его воле. Он говорит: “Да будет свет!” – и появляется свет; “вода!” – и появляется вода; “Земля” – и появляется земля. Его воля всесильна. Тот, кто понимает это, – по-настоящему образованный человек, который обладает сверхценным субъективным знанием. От Божественной воли Абсолюта зависит то, как мы воспринимаем мир. Господь, как фокусник, вам показывает одно, а мне – совершенно другое. Таково свойство Сверхсубъекта, Субъекта мироздания. Этим наше мировоззрение отличается от дарвинизма, примитивной формы материализма. Мы не считаем, что некогда неодушевлённая материя, развиваясь, превратилась в субъективный мир чувственного опыта. Всё происходит наоборот. Поэтому, рассматривая мир с точки зрения эволюции материи, люди всё глубже погружаются в океан невежества.

Бхактиведанта Свами Махарадж просил своих учеников, имеющих отношение к науке, сокрушить материалистическую теорию Дарвина, которая гласит, что сознаниепродукт материи. Эта теория должна быть разбита. Она ошибочна.

Окружающий мир нисходит свыше. То, что мы воспринимаем вокруг себя, – своего рода результат внушения. Во время сеанса внушения гипнотизёр уводит наше сознание от окружающего мира и показывает иную реальность. Так и Господь, будучи совершенно свободным, делает реальностью всё, что пожелает. Что бы Он ни вообразил, становится реальностью – сатйа-санкалпа. Он заставляет нас видеть мир именно так, как Он хочет.

Если понять эту истину, становится очевидно, что для Бога нет ничего невозможного. Тогда появляется вера в Божественное начало, которое является источником мироздания, но даже это мироздание представляет собой крошечную частицу природы Бога. Его качества и деяния безграничны, а мир, в котором мы обитаем, – ничтожная часть космоса. На Нём покоится всё сущее. Эволюция происходит сверху вниз, а не наоборот. Мы категорически не согласны с тем, что мир развивается от низшего к высшему. Одной материи недостаточно для возникновения мира в том виде, в каком мы его воспринимаем. Только глупец станет утверждать, что мёртвая материя порождает разум.

Между тем, присутствие разума обнаруживается везде. Если как следует разобраться, за всем стоит высший закон, высший разум. УчёныеВысший Закон, Высший Разум. Учёные поражаются, насколько в природе все продуманно. Они открывают всё новые и более сложные законы. Но эти законы существовали всегда. Наличие закона предполагает наличие разума. Следовательно, разум тоже существовал всегда. Мир всегда был разумно устроен – даже до того, как это “открыли”. Удивительные законы природы существовали задолго до того, как были сформулированы людьми. Они появились не потому, что их озвучил человек. Люди не создают законы природы. Хотя разум учёных сотворил много интересного, Разум, как таковой, стоящий за законами природы, существовал всегда.

Всё вокруг пронизано духом и сознанием. Они присутствуют в деревьях, камнях, земле, эфире и воздухе – везде. Чтобы познать истину, нужно своё сознание соединить с Безграничным сознанием. А Безграничное безгранично во всём – власти, знании, силе, красоте и любви. Абсолют безграничен во всём. Живому существу остаётся лишь желать вступить с Ним в непосредственные отношения, пренебрегши соблазнами сотворённого мира. Предметом “сделки” должна стать возможность иметь прямые отношения с Творцом реальности.

Он не просто Творец нашего мироздания. Мир опытного восприятия – творение низшего порядка. За пределами этого мира простирается иная, неизмеримо более высокая реальность. Она лежит по ту сторону эксплуатации и отречения. На каких условиях можно туда войти? Высшая реальность, царство сознания состоит из множества уровней, и чтобы достичь наивысшего из них, нужно постепенно миновать более низкие. Важно знать об этом

Скачать:TXTPDF

Субъективная эволюция сознания. Шридхара Махараджа Вайшнавизм читать, Субъективная эволюция сознания. Шридхара Махараджа Вайшнавизм читать бесплатно, Субъективная эволюция сознания. Шридхара Махараджа Вайшнавизм читать онлайн