реализовавшие себя как женщины, занимают более высокое и благородное положение. Здесь, в мире эксплуатации, более выгодным считается положение мужчины, тогда как в мире покорности и преданности больше всего ценится женская природа. В отношениях с Кришной гораздо ценнее проявления негативной природы – покорность и самоотрицание. Кришна – высшее позитивное начало, а Его энергия – негативное. Мы относимся к категории негативной, подчинённой энергии, а не доминирующей. А Господь – тот, кто обладает этой энергией.
Вопрос: Вы говорите о Кришне – “Он”. Значит ли это, что Кришна мужского пола?
Шридхар Махарадж: Да, Он мужчина. Он – доминирующая половина единого целого, доминирующая часть Абсолюта. Все остальные подчиняются Ему. У Абсолютной Истины есть две половины: мужская – доминирующая – и женская – подчинённая. Положительное и отрицательное начала. Это сходно с моделью атома, который состоит из положительно заряженного ядра и отрицательно заряженных электронов. Ядро находится в центре, а электроны вращаются вокруг него, как планеты вокруг Солнца.
Вопрос: Значит, вы не сторонник всеобщего равенства?
Шридхар Махарадж: Ни в духовном мире, ни в материальном нет двух совершенно равных вещей. У каждой есть отличительные черты. Что бы мы ни взяли, даже атом, мы не найдём второго такого же. У любого объекта есть только ему присущие свойства.
Вопрос: На основе чего вы выстраиваете иерархию? Почему одно выше другого?
Шридхар Махарадж: Ценность чего-либо определяется универсальностью применения. Судить о предмете значит судить о его положении относительно Центра. Что касается отношений между субъектами сознания, то за основу измерения можно взять блаженство (расам), поскольку оно ценится всеми, подобно тому, как ценность бумажных денег определяется их обеспеченностью золотом. В мире существует много валют: фунты, рубли, доллары, рупии, йены – но их ценность определяется не тем, что на них напечатано, а насколько они обеспечены золотым запасом страны. Точно так же блаженством (расой) можно мерить взаимоотношения с Абсолютом. Раса имеет пять градаций: шанта – пассивность, дасья – служение, сакхья – дружба, ватсалья – родительские чувства и мадхура – супружеская любовь. Каждая из них оценивается по степени глубины чувств. В конечном итоге, раса, счастье (ананда), – тот критерий, по которому сравниваем религиозные концепции.
Ценность любой вещи определяется её необходимостью в повседневной жизни. Например, без пищи нельзя обойтись и дня. Во время голода ты не будешь есть доллары. Сколько бы денег у тебя ни было, преимущество у того, кто обеспечен едой. Как пища – естественная потребность каждого живого существа, так счастье – потребность каждой души. Поэтому любую религиозную доктрину следует оценивать по тому, насколько она позволяет испытать подлинное блаженство (расу).
У каждого народа свои религиозные представления: христианство, буддизм, ислам, иудаизм… Среди тех, кто следует Ведам, есть вайшнавы и имперсоналисты. Если судить о конкретном вероучении, то за основу следует взять три признака: сат, чит и ананду. (1) Насколько это учение выдержало испытание временем, как оно соотносится с вечностью; (2) качество идеи, или насколько оно доступно пониманию, и (3) насколько радостные переживания (расу, анандам) оно вызывает. Таким образом, при сравнении вероучений необходимо учитывать три аспекта: (1) бытие, (2) сознание и (3) то, в чём сознание нуждается, его “пища” – счастье, блаженство.
Используя эти критерии можно рассматривать любые религиозные доктрины: ислам, христианство, иудаизм, буддизм и т.д. Учения можно сравнивать с точки зрения бытия, знания и блаженства, которое, в конечном итоге, и есть цель религии. В мире очень много верований: христианство, ислам, вайшнавизм… Каждый вправе их сравнивать и выбирать то, что ему больше подходит. Каждая вера предлагает что-то своё. Нельзя отвергать ни одну религию – благодаря им, у каждого человека есть возможность выбрать то, что в данное время для него наиболее приемлемо и актуально.
В понимании вайшнавов, Кришна – олицетворение блаженства и красоты. Поэтому высшая религия, приводящая к совершенному блаженству, – это поиск Шри Кришны, Прекрасной Реальности. Встаёт вопрос: как искать Кришну? С помощью преданности. А что такое преданность? Это безусловное служение, самопожертвование – готовность умереть ради кого-то. Умереть, чтобы жить. В чём смысл жизни? В любви. Жить значит жить в любви, кришна-преме, Божественной любви. Без любви жизнь невозможна. Всё бытие выражается двумя словами – кришна-према. Поиск Кришны есть самбандха-гйана, результат осознания своих отношений с предметом самых сокровенных надежд. В чём смысл этого поиска и какова его цель? Ответ содержится в названии нашей книги “Поиск Шри Кришны, Прекрасной Реальности”.
До конца это осмыслить можно только по милости Шри Гуру. Гуру абсолютно необходим. Человеку свойственно ошибаться, но ему также свойственно желание избегать ошибки. И в этом может помочь Гуру, духовный проводник. Тому, кто искренне ищет и верит, Шри Гурудев приходит на помощь и избавляет от тревог. Это одна из ступеней видения Шри Гуру. Необходимость принятия гуру продиктована самой природой окружающего мира.
По мере духовного роста понимание Гуру постепенно приводит нас к Абсолюту. В конце концов, мы начинаем видеть в Гуру Самого Кришну. В высшем смысле гуру – Сам Кришна. Кроме Кришны, никто не может развеять все сомнения и удовлетворить все надежды. Вера, развиваясь, постепенно приводит к личности, способной сделать это. Человек всю жизнь сомневается. Одно сомнение уходит, а на его место приходят тысячи других. Тот, кто сумеет избавить нас от всех сомнений, и есть Гуру: бхидйате хридайа-грантхиш чхидйанте сарва-самшайах (Ш.Б. 1.2.21). Кто поможет очистить ум от страхов и подозрений? Только тот, кто Сам совершенен. Так происходит духовное развитие.
Вера зарождается на уровне интеллекта, но её цель духовна. Хотя поиск начинается в материальном мире, он приводит в сферу духа. Вера зарождается в недрах внутренней энергии Кришны, затем, проделав путь через целую бесконечность, вновь возвращается туда, и душа обретает вечность.
Сознание Кришны означает, что Безграничное умещается в ограниченном. Благодаря любовным и доверительным отношениям, Безграничное позволяет ограниченному жить в Себе, в Безграничном. Безграничное предоставляет ограниченному доступ к неограниченным ресурсам. Наш Гуру Махарадж приводил пример с девушкой из бедной семьи, которая вышла замуж за принца. Она выросла в нищете, но, благодаря любви к принцу, стала королевой. Благодаря любви, кто был ничем, тот станет всем. В этом суть сознания Кришны.
Так мы умножаем свои богатства: душа по природе бесконечно мала, ничтожная частица ничтожно малой части, но благодаря любовным и доверительным отношениям с Всемогущим Абсолютом, она получает все преимущества жизни с Ним. Она получает неограниченный доступ ко всему, чем Он обладает. О могуществе человека можно судить только по его отношениям с другими. Сила и власть предполагает возможность влиять на других. Израиль – маленькая страна. Россия могла захватить его в считанные минуты, но на стороне Израиля была Америка – и Россия оказалась бессильна. Чтобы судить о возможностях кого бы то ни было, следует знать, какие у него связи и друзья.
Есть замечательная история о маленькой птичке, которая заставила волноваться и даже подчинила себе целый океан. Однажды она отложила яйца на берегу, но их смыло волной. Тогда она разгневалась и потребовала у океана вернуть яйца обратно. Он не послушался. Тогда птица обратилась к своему покровителю, тот – к своему, так весть о происшедшем долетела до Гаруды, повелителя всех птиц. Гаруда – гигантская птица, на которой летает Господь Вишну, – согласился помочь маленькому собрату. Он пригрозил океану, выпить его до дна, если тот немедленно не вернёт яйца. Пришлось подчиниться. Безбрежный океан покорился маленькой птичке. Как справедливо замечает мудрец Вишну Шарма: “Прежде чем выяснять с кем-то отношения, узнай, кто его друзья и друзья его друзей. Иначе не испытывай судьбу”. Благодаря добрым отношениям с сильними мира сего, можно одолеть океан. Подружившись с Безграничным, можно Его покорить.
Чистая преданность
Однажды Бхактивинод Тхакур видел сон: он путешествует по небу и воспевает Святое Имя. Неожиданно он оказался возле дворца царя смерти Ямараджа, где Брахма, Нарада, сам Ямарадж и другие небожители обсуждали тридцатый стих девятой главы Бхагавад-гиты:
апи чет судурачаро
бхаджате мам ананйа-бхак
садхур эва са мантавйах
самйаг вйавасито хи сах
Обычно этот текст переводится так: “Кто поклоняется Мне одному и служит Мне с преданностью, не осквернённой кармой и гйаной, должен считаться святым, даже если совершает самые отвратительные поступки, поскольку все его деяния ради Меня. Он – ананйа-бхак, его преданность непоколебима”.
Кришна говорит: “Что бы такой человек ни делал, если это посвящено Мне, его следует считать Моим преданным”. Самйаг вйавасито хи сах. Всё, что он делает, абсолютно правильно. Затем Кришна продолжает: кшипрам бхавати дхарматма – “очень скоро он станет праведником, дхарматма, человеком, который добросовестно исполняет свой долг”.
В ходе беседы у Ямараджа, Брахмы и Нарады возник вопрос. Кришна говорит: бхаджате мам ананйа-бхак – “тот, кто безраздельно предан Мне”. Но что значит “безраздельно предан”, ананйа-бхаджана? На это Он отвечает: “тот, кто отказался от всех религиозных идей и предался Мне одному”. Сарва дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа. Это и есть безраздельная преданность. Но тот, кто целиком предан Кришне, уже дхарматма, праведник. Почему тогда в следующем стихе Кришна говорит: “Он скоро станет дхарматма ?” Как это понимать?
кшипрам бхавати дхарматма
шашвач-чхантим нигаччхати
каунтейа пратиджанихи
на ме бхактах пранашйати
“Скоро он станет праведником (дхарматма) и обретет вечный покой. О сын Кунти, смело провозглашай, что Мой преданный никогда не погибнет”.
Так обычно переводят эти стихи. “Скоро он станет дхарматма. Мой преданный никогда не погибнет. Можешь смело заявлять об этом каждому”. Кришна говорит, что после того, как преданный стал ананйа-бхак, то есть отказался от всех обязанностей и предался Ему, он снова станет праведником, человеком религиозного долга.
Обсуждая это, Брахма, Нарада и Ямараджа увидели в небе Бхактивинода Тхакура, который воспевал Святое Имя. Тогда кто-то из них предложил: “Давайте спросим у чистого преданного. Он наверняка знает ответ”. И, пригласив Бхактивинода Тхакура в свой круг, они задали ему вопрос: “Как объяснить слова Кришны? Если кто-то безраздельно предался Ему и ради Него оставил все обязанности, почему потом он снова становится праведником, человеком религиозного долга?”
Тогда Бхактивинод Тхакур объяснил, что слова “он скоро станет праведником” относятся не к преданному, а к тому, кто считает этого преданного безгрешным во всех обстоятельствах. Тот, кто видит в преданном садху, святого, даже если тот совершает предосудительный поступок, скоро сам станет дхарматма, праведником.
В переводе Бхагавад-гиты я придерживался точки зрения Бхактивинода Тхакура. Я тоже полагаю, что преданный ананйа-бхак уже дхарматма. Ему не нужно становиться праведником. Кришна говорит, что тот, кто безраздельно предан Ему, должен считаться садху, благочестивым. И кто принимает это, кто признает, что человек, целиком посвятивший себя Кришне, безгрешен, что бы он ни делал, тот скоро сам станет праведником. Это абсолютная истина. Об этом говорит Кришна: кто