заявляет, что преданный безгрешен, скоро сам станет безгрешным.
Кришна говорит, что, почитая чистого преданного, душа очень скоро займёт своё естественное положение и обретёт вечный мир. “Поэтому Я прошу тебя, о сын Кунти, объяви всем и каждому: тот, кто предан только Мне, никогда не падёт – каунтейа пратиджанихи на ме бхактах пранашйати – ты обретёшь благо, как всякий, кто ведёт правильную жизнь”.
Кришна не случайно просит Арджуну открыто говорить всем и каждому, что Его преданный никогда не падет жертвой греха. Это Он делает для блага Арджуны. Тот, кто заявляет, что чистый преданный Кришны, что бы он ни делал, всегда остаётся святым, сам скоро станет праведником. Если Арджуна будет всем говорить об этом, он станет дхарматмой, получит благо. Поэтому Кришна просит Арджуну: возьми на себя смелость и объяви об этом открыто. Тогда ты получишь благо, о котором Я говорю.
Разумеется, Арджуна сам вечный спутник Кришны, паршада. Он уже праведник. Но Кришна говорит ему в назидание нам: объявляйте всем, что Мой преданный никогда не падёт. В данном случае Арджуна играет роль несведущего человека, который задаёт наставнику вопросы.
Когда я собирался издать Бхагавад-гиту со своими комментариями и переводом, один мой духовный брат попросил меня не делать этого, поскольку некоторые начинающие преданные под видом ананйа-бхак-бхакти (чистой преданности) наверняка будут заниматься грязной деятельностью. Скрытый смысл Гиты не должен быть доступен всем. Это сокровенное знание: апи чет су-дурачаро бхаджате мам ананйа бхак, садхур эва. Пусть на вид он последний грешник, но если этот человек – ананйа-бхак, предавшаяся душа, его следует считать самым добродетельным. Мой духовный брат опасался, что когда я дам такое толкование, любой заявит, что он преданный ананйа-бхак и будет как ни в чём не бывало предаваться пороку. Лучше не раскрывать тайного смысла этих слов.
Несмотря на его доводы, я опубликовал свои комментарии, поскольку считаю: то, что скрыто в этом стихе, чрезвычайно важно. Кто предался Кришне, тот принадлежит Кришне. Кришна в праве поступать как Ему угодно. При этом Он непогрешим. И того, кто принадлежит Ему, тоже не затрагивает грех. Это подтверждается в Шримад-Бхагаватам: атма буйайа ча калпате – “Мой преданный принадлежит Мне”. Тот, кого вдохновляет Кришна, поступать так или иначе, не должен считаться грешником. Если эта душа действительно предалась, она может наслаждаться чем угодно во имя Кришны. Она Его собственность. В её распоряжении всё, что принадлежит Кришне. Мне возражали, что такое толкование слишком смелое. Прочтя его, обычные люди под видом преданного служения будут творить ужасные вещи, при этом называя себя вайшнавами. Они объявят себя ачйута-готрами, принадлежащими Кришне и владеющими правом распоряжаться Его собственностью и наслаждаться.
Справедливый вопрос – как распознать ананйа-бхак-бхакти, безраздельную преданность? Это очень непросто. Объявить себя чистым преданным не значит быть преданным. Настоящий преданный никогда не считает себя таковым. Он убеждён, что до преданности ему далеко. Чистая преданность не дешёвая вещь. Истинный преданный полагает, что он не может быть ананйа-бхак-бхактой – это настолько трудно, что ему никогда не достичь этого уровня. Он думает, что движется в противоположном направлении. Таково мироощущение чистого преданного.
Что говорить о преданных низшего ранга, если сама Шримати Радхарани признаётся: “Люди полагают, что мы с Кришной близки. Что между мной и Кришной есть интимные отношения. Но это неправда. Наоборот, я скорблю о том, что не могу отдать Кришне всё своё сердце. Как мне хотелось бы полностью принадлежать Ему. Все считают, что я целиком отдала себя Кришне, но это не так. Я не против принадлежать Ему и даже иметь с Ним порочную связь, беда в том, что я не могу:” Так мыслит о себе настоящий преданный, который целиком отдался Кришне ананйа-бхак-бхакта. Настоящий преданный не чувствует себя преданным. В действительности, кто привязался к Кришне, тот не испытывает вкуса ко всему остальному, поэтому не может быть дурачара, человеком, склонным к отвратительным поступкам. Внутренне он постоянно связан с Кришной, а внешне ко всему безучастен. То, что он делает, совершается не им. Личность, находящаяся на таком уровне реальности, может в одно мгновение уничтожить тысячи вселенных, при этом не совершая никаких действий – хатвапи са имал локан на ханти на нибадхйате. Она действует на высшем уровне бытия – ниргуна. Эту душу нельзя судить с точки зрения добра и зла этого мира, потому что она здесь не живёт.
Всё, что связано с Кришной, – благо. Оно находится в мире ниргуна, который сверхсубъективен и лишён материальных качеств. В материальном мире любая истина относительна. То, что истина для вас, не истина для меня. Здесь мы все делим на своё и чужое. Если преданный украдёт у вас цветок, чтобы предложить Кришне, вы возмутитесь. Но с чего вы взяли, что это ваш цветок? “Моё” и “твоё” – это разное восприятие ложной реальности. И то, и другое относительно, поэтому не имеет ценности. Крестьянин, получивший в распоряжение участок земли, непременно объявит себя её собственником. Но землевладелец, которому принадлежат земли в округе, возразит, что, на самом деле, он здесь хозяин и лишь временно разрешил крестьянину пользоваться этой землей. Над землевладельцем стоит царь, который правит всей страной и распоряжается всеми землями. Так что право землевладельца на землю тоже относительно. Таким образом, разные относительные истины вступают в противоречие. Вся мораль этого мира основана на понятиях “моё” и “твоё”.
Идея обладания чем-либо ложна. Эти относительные “моё” и “твоё” постоянно сталкиваются друг с другом, но все они – иллюзия, поскольку не имеют отношения к Абсолютной Истине. Неблаговидный, на первый взгляд поступок преданного, в действительности может быть высоконравственным.
‘дваите’ бхадрабхадра-джнана, саба — ‘манодхарма’
‘еи бхала, еи манда’, — еи саба ‘бхрама’
Чайтанья-чаритамрита, Антья-лила 4.176
“В материальном мире понятия добра и зла, правды и лжи – вымышленные. Поэтому говорить: “это хорошо, а это плохо” ошибка”. В глубинных слоях реальности, где вечно распространяется волна сознания Кришны, танцуют бесчисленные души. И это абсолютный танец, в котором каждая душа предаётся Кришне как во Вриндаване: сарва дхарман паритйаджйа мам экам. Всё принадлежит Кришне, и ради Его удовлетворения можно делать всё что угодно. Это единственное, чем руководствуется преданный в своих поступках. Ему нет дела до моральных норм и правил ложной реальности. Высшая реальность – ниргуна. На том стороне бытия нельзя рассчитывать на собственность. В сознании Кришны не может быть претензий на обладание чем-либо.
Этот стих из Чайтанья-Чаритамриты можно проиллюстрировать ещё одним примером. Однажды мудрецу Парашаре нужно было перебраться через реку. Лодкой управляла юная девушка. Когда челнок достиг середины реки, мудрец вдруг почувствовал, что очарован красотой девушки и предложил ей соединиться с ним. Она согласилась. Так на свет появился Ведавьяса… Хотя Парашара умел управлять чувствами, когда пришло время родиться Вьясе, в нём пробудилось соответствующее желание. Его внезапно захлестнуло вожделение, и он поддался чувствам. От союза с этой девушкой на свет появился Вьясадева, составитель всех ведических писаний. Так что это событие было предопределено Вселенской Волей. Парашару не в чем обвинять. Он здесь ни причём. Он действовал как орудие в руках Высшей Воли. Его поступок не следует рассматривать как проявление похоти и осуждать мудреца за безнравственное поведение. Им руководила Божественная сила, высшая воля Кришны, которая по природе ниргуна. Всё это произошло только по воле свыше.
В Бхагавад-гите Кришна говорит: “Важно не то, как поступает человек, а чем он при этом руководствуется”. Нужно видеть не только поступок, но и его мотив. Человека обвиняют не за действие, карму, а за мотив. У Драупади было пять мужей, но она приняла их не по своей воле, не ради наслаждений, а как свой долг. Её нельзя осуждать за безнравственность. С материальной точки зрения, женщина, у которой несколько мужей считается нецеломудренной, но в священных писаниях говорится, что тот, кто прославляет Драупади или Кунти, очищается от грехов. Прежде чем осуждать кого-то, нужно смотреть не на поступок, а на его внутренний мотив.
Если правила и нормы материального мира вступают в противоречие с законами высшего порядка, через первые нужно переступить. С точки зрения материальных законов, может казаться, что преданный совершает преступление, но Кришна говорит: “Если ты почитаешь такого преступника, ты духовно совершенствуешься”.
аджнайаивам гунан дошан
майадиштан апи свакан
дхарман сантйаджйа йах сарван
мам бхаджета са ту саттамах
Шримад-Бхагаватам 11.11.32
Кришна говорит: “Через писания Я устанавливаю законы. Но если кто-то нарушает их ради Меня, он предан Мне больше остальных”. Порой, чтобы доказать верность царю, подданному приходится нарушать его же указы. Бог выше любых законов. Рассматривая природу Абсолюта, нужно учитывать, что Кришна стоит над ними. Они существуют для нас. Он их создал и вправе им не подчиняться. Он – Абсолют. Тому, кто на самом деле соприкоснулся с Ним, приходится пренебрегать законами, предназначенными для обычных людей. Смысл этих слов не в том, что преданные под видом служения начнут нарушать законы общества, просто что Кришна превыше всего. Он создал все законы, и поэтому может их нарушать, а особенно Ему дороги те, кто ради Него готов преступить любой закон и не боится отвечать за последствия своих поступков.
Во Вриндаване любые личные интересы принесены в жертву Кришне. Такова природа враджа-лилы. Там душа являет высшую форму самопожертвования. В жертвенный огонь летят все собственные интересы и эгоистические желания. Во Вриндаване можно родиться, лишь достигнув такой стадии самопожертвования, не раньше. Поэтому Кришна заканчивает Бхагавад-гиту словами:
сарва дхарман паритйаджйа
мам экам шаранам враджа
ахам твам сарва-папебхйо
мокшаишйами ма шучах
“Откажись от будущего в этом мире, рискни всем, что у тебя есть, Я хочу быть для тебя всем. Я не потерплю, чтобы в твоём сердце был кто-то, кроме Меня. Я не хочу, чтобы между нами стояли твои личные интересы. Я не желаю, чтобы наши отношения были чем-то обусловлены. Я не хочу ни с кем и ни с чем делить сердце Моего преданного. Ты должен принадлежать Мне целиком. Пожертвуй всем, что сейчас тебе кажется важным, надеждами на будущее и личной выгодой. Тогда мы встретимся с тобой во Вриндаване”.
Субективная Бхагавад-гита
В нашей духовной преемственности Бхагавад-гиту комментировали Вишванатх Чакраварти Тхакур, Баладев Видьябхушан и другие учителя. Объяснения к некоторым стихам дал Джива Госвами. Что касается Бхактивинода Тхакура, то при переводе Гиты на бенгальский язык, он, в основном, пользовался комментариями Баладева и Вишванатха Чакраварти. Изначальными же комментариями к Бхагавад-гите и Шримад-Бхагаватам считаются те, которые составил Шридхар Свами. Их признавал авторитетными Сам Шри Чайтанья Махапрабху.
Я тоже попытался пролить новый свет на некоторые стихи Бхагавад-гиты. Взяв за основу объяснения предыдущих учителей, я показал, как в Гите развиваются идеи мадхура-расы и, в частности, высшего её проявления