нет одинаковых умов. Поговорка гласит: «Сколько Риши, столько и умов ( столько и мнений )». Уму легче держать волка за уши, чем утвердить себя в духовной жизни.
Уловки ума.
Остерегайся ума, который подобно плохому вожаку является перед тобой и другими в овечьей шкуре со всей свирепостью голодного волка и который подобно убегающему опытному вору кричит «вор! вор!». В нижеследующей песне нашего наставника полно и ясно описывается обманчивая природа ума:
«О негодный ум! Ты вовсе не Ваишнав. Ты притворно повторяешь святое имя в уединенной тишине для достижения мирского почета, это ничто иное как чистое лицемерие!
Разве ты не знаешь, что мирская слава еще менее ценна, чем испражнения свиньи, и что это один из покровов Майи, иллюзии? Все это переменчиво и преходяще!
Когда ты считаешь богатство своей собственностью, это проявляет в тебе стремления к наслаждениям. Мадхава — Господин всех богатств, и все богатства должны служить только ему. Почему ты испытываешь вожделение к женщинам, которые являются вечной собственностью Йадавы-Кришны, очаровательнейшего из всех наслаждающихся?
Равана — воплощение вожделения, сражался и был побежден Рагхавой — воплощением любви, за воображаемое дерево превосходства, которое ничто иное как мираж. Превосходство, которое ты ищешь, подобно зыбучему песку, всегда уходящему из-под твоих ног. Ты никогда не сможешь стоять на этом песке, но если ты будешь настойчиво пытаться делать это, то это изнурит и погубит тебя. Если ты сможешь поместить себя на устойчивую и твердую почву, на которой всегда стоит Ваишнава, твои ноги никогда не поскользнутся.
Духовное возвышение.
Зачем ты страдаешь, имея ложную надежду оскорблять слух преданных Хари и при этом достичь их естественно высокого положения, хвастаясь своими бесплодными и глупыми усилиями? Немирское и вечное превосходство спонтанно следует за святыми стопами Ваишнава.
В отношениях между Ваишнавом ( преданным ) и Вишну ( Господом ) нет ни малейшей примеси Майи, или иллюзии, и мирского обмана. Знай, что твое кажущееся превосходство такое же предательское, как женщина, пожирающая мясо собаки, и твое притворное одиночество имеет полностью адскую природу.
Напрасное стремление.
«Я должен прекратить киртан — воспевание имен Господа — и запачкать себя поиском превосходства», — что хорошнго в таком поиске самовозвышения? Знай наверняка, что если ты думаешь о самовозвеличивании, то Мадхавендра Пури никогда не позволит обмануть себя и допустить такого вора, как ты, в свою сокровищницу духовных откровений! Ты никогда не должен сравнивать смиренное, непритязательное возвышение в следовании Мадхавендре Пури подобно заботливой служанке, с твоим видением возвышения, которое по сути является испражнениями свиньи. Твое завистливое стремление продвинуться утопит тебя в грязных водах наслаждения и остановит совершение Киртана.
Уединенная преданность ума невозможна.
О негодный ум, знай, что уединенная преданность пропагандируется замаскировавшимися носителями зла. Снова и снова думай с наивысшим вниманием о том, чему Верховный Господь Гауранга милостиво учит нас, обращаясь к Санатане Прабху. Ни на мгновение не забывай двух самых ценных слов, которым Он учил — ложное и истинное, безразличие и пристрастностие, свобода и рабство — никогда не путай одно с другим. Громко пой святое имя Господа.
Ваишнав — это тот, кто никогда не становится жертвой тигров богатства, красоты и славы. Он к этому глубоко безразличен и воистину является чистым преданным. Преходящий материальный мир для него, как змея для ее заклинателя.
По-настоящему безразличен тот, кто урегулированно участвует в деятельности необходимой и благоприятной для преданности — не больше и не меньше, чем нужно, избегает всех чувственных греховных наслаждений и всегда свободен от болезней.
Непривязанность в привязанности.
На каждую вещь он глядит, как на Господа, как на собственность Мадхавы, которая не предназначена для его личного наслаждения. Такое отождествление вещей с Мадхавой и непривязанность к вещам Мадхавы — это истинная непривязанность. На самом деле удачлив тот, кто сильно привязан к Хари и кто видит лилы, или великолепие Хари в материальной реальности. Тот, кто воспевает имя Господа в надежде возвышения, богат лицемерием.
Ум не может ни отречься от материи, ни наслаждаться материей.
И отвергающие материю из страха или желания, и наслаждающиеся ей — в одинаковой мере не-Ваишнавы. Избегай общества и тех, и других. Ты не сможешь ни отвергнуть, ни присвоить себе вещи Вишну, и поэтому будешь метаться между наслаждением или отречением.
Майавади.
Ум майавади никогда не может думать о Кришне и имеет настроение освобождения, осуждаемое Ваишнавом. О ум! Ты должен быть слугой Ваишнавов и всегда надеяться на достижение преданности. Почему ты хочешь уединения?
Ложно отреченный называет себя отрекшимся, и он никогда не может быть Ваишнавом, поскольку он отрекся от своего служения и утопил себя в уединении. Какой толк в этом кажущемся благе отречения?
Преданность — истинное отречение.
Всегда занимай себя служением Шри Радхе и держись в стороне от змеиного наслаждения. Пой имя Господа не для славы и превосходства. Зачем тебе ложно отрекаться от преданности, оставляя поклонение Шри Радхе, твоему вечному Объекту поклонения?
Проповедь — признак жизни. Пение о Кришне не переносит никакой попытки достижения превосходства. Обитатели Враджа — истинные объекты проповеди, и они, будучи живыми объектами проповеди, нуждаются в проповеди об отказе от стремления к превосходству и достаточно сильны, чтобы исподволь приучить их к жизни в слушании.
Смиренный слуга Шри Радхи и Ее Возлюбленного всегда стремится к киртану и молит всех громко воспевать имя Господа. Когда медитация будет спонтанно следовать киртану, тогда и только тогда уединенная преданность и отречение будут естественны.
ДВА УМА — МАТЕРИАЛЬНЫЙ И ДУХОВНЫЙ
Ум никогда не может быть праздным. Он будет либо рай превращать в ад, либо ад превращать в рай. Он подобен сплавляемому лесу, плывущему на приливе и отливе добра и зла, правильного и ошибочного, добродетели и порока. Как хороший почтовый голубь иногда ошибается адресом, так и ум всегда совершает ошибки, привязываясь к тому, что выглядит злом, и отвращаясь от того, что выглядит добром, и наоборот.
Каждый ум по-своему смотрит на вещи; то, что один ум устанавливает, другой ум разрушает, более того, тот же самый ум сегодня отвергает то, что он принял вчера. поскольку каждая жизнь — это череда неожиданностей и переживаний. Вещи, которые человек считает постоянными, уйдут друг за другом из его жизни, подобно упавшим зрелым плодам. Их сдует ветер, и ник-то не знает, куда : ландшафт, образы, Калькутта, Лондон, Нью-Йорк, Королевский Трон, Президентское кресло — все эти вещи так же мимолетны, как любые вещи прошлого или как струйка дыма. Это относится и к обществу, и ко всему мирозданию.
Какой-то человек вчера был соблазнительным и привлекательным для тебя, великой надеждой, морем, в котором ты купался. Но теперь ты обнаружил его берега, понял, что это не море, а пруд, и теперь тебя не обеспокоит, если ты никогда его больше не увидишь. Поговорка гласит: «Сегодня царь — завтра никто.»
Два ума.
Есть два ума — духовный ум, т. е. ум души, и другой, материальный ум, который имеет желание, эмоции и восприятие этого материального мира. Духовный ум не может ни привязать, ни отвязать себя от объектов этого царства мяса и вина, так же как не подвержен он никаким изменениям и перестройкам этого мира чувств.
Язык может ударить кинжалом по материальному уму и продолжать бить по этой неизлечимой ране, но никакой удар не сможет ранить и убить духовный ум. Железный шар и огонь — две совершенно разные вещи, но когда первый находится в близком соприкосновении со вторым, то первый начинает исполнять роль второго, излучая жар, свет и сжигая другие вещи;, так же и материальный ум, являющийся чисто материальным, лишенным жизни и сопутствующей ей энергии, будучи в близком соприкосновении с духовным умом, имеющим природу вечности, проявляет заимствованную у него деятельность через десять органов восприятия и действия, в виде добра и зла, правильного и неправильного, добродетельного и порочного, филантропии и гедонизма, благожелательности и скупости и т. д., подобно взбесившемуся слону, не слушающемуся погонщика.
В духовном уме нет бодрствования, дремоты или глубокого сна, тогда как физический ум бодрствует, видит сны и глубоко спит ( без снов ); он творит, сохраняет и разрушает, «дает воздушным миражам местожительства и имена». Делая это, материальный ум иногда занимается быстротечными, легкомысленными и презренными наслаждениями этого мира, а иногда воздерживается от этих вещей и по своей прихоти выбирает какого-нибудь воображаемого бога объектом своей медитации и почтительного поклонения, считая себя медитатором и погружая себя в уединенную медитацию или поклонение идолу из дерева, глины или металла как реальному богу, с целью достичь 1) Салокйа ( существование на планете Господа ), 2) Самипйа ( близость к Богу ), 3) Сарупйа ( схожесть с Господом ), 4) Саршти ( слава, равная славе Господа ) , 5) Сайуджйа ( погружение в Господа или исчезновение ). Таким образом он превращает себя в идолопоклонника.
Подобно карлику, поднимающему свои руки, чтобы схватить луну, он иногда пытается ощутить полные сочной расы игры Господа в Его блаженной обители своими чувствами в гуне страсти, отождествляя искаженное отражение с реальным объектом. Ум, давая управлять собой страстям и желаниям и будучи в полном подчинении у горя, печалей и страданий, считает себя свободным от этих вещей и протягивает руку помощи другому уму, страдающему подобным же образом. Его знание о хорошем и плохом, счастье и страдании, давателе и получателе, законности и незаконности относительно вещей, отличных от Верховного Господом, является ничем иным, как грубыми ошибками и подобно спрыгиванию с раскаленной сковороды в пламя огня.
Его воспевание, будь оно сладкое и звучное, его медитация, хотя и глубокая, продолжительная и непрерывная, кажутся с виду истинными, но на самом деле ненастоящие и всегда подвержены перемене и разрушению. Иногда он имитирует деятельность духовного ума и тем самым обворовывает свой собственный карман. Нельзя считать, что ненормальная температура тела, вызванная держанием чеснока под мышкой, или температура, вызванная сидением на солнце, то же самое, что и высокая температура, вызванная лихорадкой, хотя с виду они одинаковы. Первый жар искуственный, эмпирический и индуктивный, тогда как жар от лихорадки естественный, спонтанный и дедуктивный; то есть деятельность микробов выходит наружу в виде жара, головной боли и т. д. Когда духовный ум возрождает свое дремлющее преданное служение и его врожденная любовь к Богу начинает расцветать, отвечая на прикосновение вечной высшей Энергии экстаза, приходящей как его спаситель, то на его теле появляются духовные перемены: дрожь ( кампа ), слезы ( ашру ), оцепенение ( стамбха ), пот ( сведа ), мурашки по коже ( пулака ), бледность ( ваиварнйа ), ликование ( харша ), смирение ( даинйа ), волнение ( випатху ) и т. д.