Скачать:TXTPDF
Хранитель преданности. Бхактивинод Тхакур

Учение

Теперь мы изложим Его учение для тех, кто с ним не знаком. Эта небольшая книга содержит в себе объяснение самых важнейших из Его Святых Догматов. Прежде всего Чаитанйа учит нас тому, что Божественное царство Духа недосягаемо для человеческого рассудка. Иукти, как называет Он интеллект, совершенно бессильно в подобных вопросах. Постичь Божественное способно только Ручи, религиозное чувство в человеке, каким бы ничтожно малым оно ни было. Только вдохновение свыше, и ничто иное, в состоянии пролить свет на предметы Духа. Откровения, нисходящие с Небес через чистых и благословенных душ, явили себя как Веды. Поэтому Веды наряду с Пуранами, объясняющими их Писаниями, являются единственным свидетельством в вопросах Духа и вечны по своей природе. Слова Вед должны быть приняты как единственный источник правды о высшем. Суждение, искренне помогающее вдохновенной Истине, может быть принято как вспомогательное свидетельство. Согласно Чаитанйе, Веды учат нас девяти основным положениям: 1. Хари (Всевышний) Един и нет второго; 2. Он вечно облачен безграничными Силами; 3. Он есть океан Расы; 4. Душа-Его вибхиннамиш, т. е. отделенная частица; 5. Одни души порабощены Пракрити-Его иллюзорной энергией; 6. Другие души свободны от рабства Пракрити; 7. Всё мироздание-духовное и материальное-есть бхеда-абхеда-пракаш [одновременно отличное и неотличное проявление] Хари, Всевышнего; 8. Бхакти-единственное средство достичь высшей цели духовного бытия; 9. Према к Шри Кришне-единственная и наивысшая цель духовного бытия. Мы объясним эти положения по порядку

1. Хари, Верховное Суще ство, Един, и нет второго

В арийской теологии Брахма олицетворяет творческое начало Божества, а Шива-разрушительное. Индра возглавляет более низкие ведомства власти. Следовательно, Всевышним никто из них не является-в них представлены различные качества Всевышнего. Они получили своё могущество из Истока всего. Потому они-подчиненные существа в служении Хари, Бхагавану, О самом Божестве существует, в свою очередь, три философских идеи: 1. идея негативного Брахмана пантеистической школы; 2. идея всеобщей Души-Параматмы, принадлежащая школе йоги, и 3. идея личного Бога [Бхагавана] во всем Его Величии, Могуществе, Славе, Красоте, Мудрости и Власти, соединяющимися в Верховной Личности.

Таким образом идеи Брахмана и Параматмы входят в идею Бхагавана. В духовном видении, Бхагаван-Хари, Верховное Существо. Человеческие представления могут быть либо умственными, либо духовными. Умственные представления ущербны, поскольку связаны с сотворенным началом материи. В духовных идеях заключается, безусловно, самый близкий подход ко Всевышнему. Духовные представления о Бхагаване бывают, в свою очередь, двух видов. В первом случае над Личностью Бога довлеет Его Собственное Величие, во втором Его личная Красота затмевает всё Его Величие. Первая идея представлена в великом Нарайане мира Ваикунтхи, Господе господствующих и Боге богов. Вторая-в прекраснейшем Кришне с Радхикой, представляющей Хладини- верховную природу Его наслаждения. Кришна кажется Человеком среди людей, но признаётся Богом над богами. Кришна привлекает и любит каждую душу, и каждой дарует Божественную радость. Его Личность и личные увлечения во всех отношениях духовны и не имеют никакого отношения к материальному миру. Он недосягаем для материальных органов чувств. Только дух в человеке может лицезреть Его и общаться с Ним. По причине своей деградации закованная в материю душа потеряла право видеть Кришну и Его духовную Лилу в духовном мире, но Кришна, всемогущий и совершенно свободный в Своих решениях, может явиться со всей Своей Вриндаванской Лилой перед взором каждого. Человеку рассудка едва ли возможно постичь Кришну и поверить в Него с Его Лилой. По мере того, как развивается его духовное существо, он начинает видеть Его и любить Его всем своим сердцем. В такой небольшой работе нам не удастся полно и исчерпывающе рассмотреть этот предмет, поэтому мы оставляем его нашим читателям с такими словами: «Постепенно оставляйте узы материи. Обратите свои помыслы вовнутрь, к душе.

Отбросьте предрассудки, привитые вам так называемыми здравыми мыслителями, отрицающими существование духа. Не гордитесь собой и учитесь чтить тех, кто стремится к духовному обретению. Делайте это всем сердцем своим, и всем умом, и всеми силами своими в обществе святых, сторонясь иного общения, и очень скоро вы увидите Кришну. Кришна-не воображаемое существо; у вас нет права думать о Нем и как о материальном явлении, которое глупцы возвели в ранг Верховного Существа. Кришну невозможно понять путем отделения субъективного от объективного; Его нельзя принимать и как некую идею, внушенную народу расчетливыми людьми. Кришна вечен, Он есть духовная Правда, нисходящая на душу человека, когда та избавляется из-под гнета неживой материи; Он есть Тот, на кого обращена Любовь, исходящая от души. Примите Его таким, и вы увидите Его глазами своей души. Слова бессильны описать Его надмирное Существо. Высочайший, наилучший, самый духовный идеал Божества выражен в Кришне. Выдвигать возражения против Него значит просто обманьшать самого себя и лишать себя благословений, уготованных человеку Богом. Потому все описания Его Имени, Личности, Качеств и Лилы следует принимать духовно, отбросив материальную долю смысла, которую неизбежно несут в себе слова».

2. Хари вечно облачен безграничными Силами

Под безграничными Силами следует понимать Силы, не ведающие ограничений ни в пространстве, ни во времени, поскольку одними Его Силами и сотворены пространство и время. Его Силы неотделимы от Его Личности [как неотделим мускус от своего запаха или огонь от своего жара]. В случае материи, личность разнится со своими способностями, вещь не является одним со своими свойствами, названием, формой и действием, но в духе предмет неотличен от своего имени, образа, качеств и поступков. Такова духовная правда. Эта правда неподвластна выхолощенной логике, имеющей дело с одной только косной материей. Кришна есть Высшая Воля; Он наслаждается Своим всесилием в Своё удовольствие, неограниченное никаким законом, поскольку все законы берут своё начало в Его воле и Его могуществе. Сила познается по ее приложению. В этом мире нашему опыту доступны только три проявления Его Силы. Мы видим материальное творение и понимаем, что в Его Силах творить материю. Это проявление описывается в Ведах как Майа-ишкти Мы видим человека и понимаем, что Высшая Сила может давать начало ограниченным и несовершенным душам. Такое проявление Его Силы Шастры [Священные Писания] называют Дживашакти. Мы чувствуем над собой Духовную Личность Всевышнего в царстве вечного духа. Мы понимаем, что в Его Силах являть совершенные духовные существа. Это проявление Веды зовут Атма-шакти или Чит-Шакти. Вместе все эти проявления образуют Одну Верховную Силу, которую Веды называют Пара-ишкти. В действительности, Сила (шакти) неотлична от Личности Высшего Существа. В то же время, Силы проявляют Свое отличие, когда действуют отдельно от Своего Обладателя. Такое отношение между Высшим Существом и Его Силами определяется как Ачинтйа бхедабхеда-пракаш-непостижимо одновременное существование отличия и единства. Будучи Волей превыше закона, Хари действует Своими безграничными Силами, Сам оставаясь незатронутым.1 Понять это невозможно, но возможно пережить в душе как интуитивную истину.

3. Он есть океан Расы

Раса определяется как экстатическое начало, охватывающее стхайи-бхаву, вибхаву, анубхаву, саттвик и санчари. Вибхава подразделяется на аламбан и уддипан. Аламбан делится на еишайа и ашрайа. Ашрайа-это личность, обладающая стхайи-бхавой, а еишайа-это та личность, на которую стхайи-бхава обращена. Стхайи- бхава объясняется как Рати-влечение чистого духовного сердца, [ауддипаном является всё то, что пробуждает в душе это влечение].2 В соприкосновении ашрайа и еишайа стхайи-бхава переходит в стадию действия. На этой стадии появляются определенные знамения. Они называются анубхавой. Их насчитывается тринадцать [танец, катание по земле, пение, громогласные крики и другие]. Восемь других бхав, являющихся в сознании, зовутся саттвик-бхавой. Это слезы, дрожь и другие. Тридцать три других бхавы, таких как харша, вишад [ликование, горе] и другие, относятся к санчари-бхаве. Все вместе, соединяясь в душе, образуют Расу. Описанная последовательность проявления Расы относится к проявлению Расы в человеке, всё еще связанном материей. Но сама по себе Раса-вечное начало, которым является Сам Всевышний Господь, Хари. Хари-океан Расы, и только каплю этого океана может пережить человеческая душа. Естественная Раса духовна, но в человеке, покоренном Майей, прародительницей материи, раса, извращенная, воспринимается как чувственное удовольствие, которое человек получает в соприкосновении с материальными объектами, когда душа теряет себя в уме, а ум действует через органы чувств, наслаждающиеся извращенной расой в пяти разновидностях потребляемой чувствами пищи. Так авидйа, невежество о своем духовном «я», уводит душу прочь от ее настоящего дома. Обратив свой взор вовнутрь, душа обретает свою духовную Расу, и насколько развивается духовная раса, настолько же убывает искаженная. В духовной Расе, взаимоотношения одной души с другой и всех-с Богом Красоты, поднявшись над материальными временем и пространством, достигают полной раскованности во Вриндаване. Хари, Личность безграничной верховной свободной воли, находит Своё вечное счастье в Своей духовной Силе-Чит-шакти. Свойство Хладини, принадлежащее Чит-шакти, дарует Ему безграничное наслаждение. Другое из ее свойств, Самвит (духовная мудрость), служит источником всех бхав: взаимоотношений, любви и привязанности. Свойство Сандхини дает начало всему сущему (помимо свободной воли), в том числе Дхамам (обителям), неповторимым личным чертам и всему остальному, связанному с жизнью духовной Расы. Всё это-проявления Читшакти, духовной Силы.

Порождение Майи-материальное творение, включающее в себя время, пространство и неживые предметы,- не имеет места в Чит-джагат, духовном мире, которым и является Вриндаван. Майа-шакти-искаженное отражение Читшакти. Следовательно, подробности майик джагат-мира Майи-схожи с подробностями Чит-джатат, духовной вселенной, но разнятся по сути. Чит-джагат является прообразом мира Майи, но они не одно и то же. Мы должны беречься мысли о том, что человек вообразил духовный мир, исходя из опыта материального мира. Это пантеистическая идея, которую можно в равной степени назвать атеистической. Неодухотворенные суждения часто приводят к подобному сомнению, но желающий пережить духовную любовь должен отбросить его как заблуждение. Вечная Раса Кришны присутствует духовно в Чит-джагат. Завеса отделяет великую духовную панораму Кришна-Лилы от наших, обитателей низшего мира, глаз. Когда по милости Кришны завесу поднимают, нам выпадает удача видеть Божественную жизнь Кришны, но стоит Всевышнему пожелать, и завеса снова падает, скрывая за собой великую Вриндаванскую Лилу. Постарайтесь проникнуться этой мыслью, и ваша убежденность будет такой же, что и моя. Братья! Не оставляйте настолько важный предмет без достаточного и непредвзятого исследования.

4. Душа-Его вибхиннамиш, отделенная частица

Под душой подразумеваются все виды душ: и души животных, и человека, и небесных существ. Необходимо понять, что Махапрабху верил в очень широкую теорию переселения души. Часть читателей может отвергнуть эту идею на основании того, что она не находит поддержки в определенных вероисповеданиях. Отрицать теорию из-за того, что с ней расходятся догмы определенных сектантских вероисповеданий,-признак предвзятого подхода. Поистине, этот вопрос не из тех, что можно решить рассудком. Рассмотрев его честно и открыто, мы не видим никаких веских доводов против теории перевоплощения. Более того, свободное от предрассудков мышление тяготеет отстаивать ее. Верование о

Скачать:TXTPDF

Хранитель преданности. Бхактивинод Тхакур Вайшнавизм читать, Хранитель преданности. Бхактивинод Тхакур Вайшнавизм читать бесплатно, Хранитель преданности. Бхактивинод Тхакур Вайшнавизм читать онлайн