Скачать:TXTPDF
Хранитель преданности. Бхактивинод Тхакур

Рага-сильное желание служить Господу своего сердца. Очарованные красотой такого рода покорности Ему полны стремления развивать чувство по отношению к Кришне. Такова Рагануга-Садхана-Бхакти. Она сильнее, нежели Ваидхи-Садхана. Существует девять способов развивать дружественное чувство к Кришне: 1. Слушать духовные Имя, Образ, Качества и Лилу Кришны; 2. Произносить Их и петь; 3. Размышлять и вспоминать о Них; 4. Служить Его Святым Стопам; 5. Предлагать Ему служение в храме; 6. Поклоняться Ему; 7. Делать всё, чтобы Он был доволен; 8. Быть Ему другом;

9. Без остатка покориться Ему.

Из всех этих видов служения, Киртана-пение Имени, Образа, Качеств и Лилы Кришны-наилучший. Простое знание необходимо во всех этих видах служения, а бесплодных дискуссий требуется избегать. Есть те, кто отшатывается, услышав о поклонении Шри Мурти. «О нет,- говорят они,-поклоняться Шри Муртиидолопоклоничество. Шри Мурти-это идол, содеянный художником, рукой которого двигал сам Вельзевул и никто иной. Поклонение такому предмету навлечет на нас ревность Господа Бога и ограничит Его Всемогущество, Всеведение и Вездесущие!» Мы можем ответить им: «Братья! Подойдите к этому вопросу с открытым сердцем и не позволяйте себе идти на поводу у сектантских догм. Бог не ревнив, ибо нет равного Ему. Вельзевул или Сатана есть не что иное, как плод воображения или же предмет аллегории. Мы не должны позволить аллегорическому или воображаемому существу выступать препятствием для Бхакти. Исповедующие безличного Бога просто отождествляют Его с какой-то силой или качеством природы, хотя, в действительности, Он выше природы и ее законов. Закон-это Его святая воля, и было бы богохульством ограничивать Его беспредельное превосходство, отождествляя Его с такими качествами, как всемогущество, вездесущие и всеведение-качествами, присущим даже сотворенным вещам, таким как время, пространство и т. п. Его превосходство состоит в обладании взаимо-противоположными силами и свойствами, управляемыми Его Сверхъестественной Личностью. Он и есть Его Прекраснейшая Личность, обладающая таким Вездесущием, таким Всеведением и таким Всемогуществом, подобных которым не найти нигде и ни в ком. Его святая и совершенная Личность вечно пребывает в духовном мире и в то же самое время находится в каждом сотворенном предмете и месте во всей Своей полноте. Такая идея Божества превосходит все остальные.

Махапрабху также отвергает идолопоклонничество, но принимает поклонение Шри Мурти как единственный и незаменимый путь духовного развития. Бог описывается как Личность и Абсолютная Красота. Святые, такие как Вйаса, созерцали Его Красоту глазами своей души. Они оставили нам описания. Конечно, слово несет в себе косность материи. Но через эти описания все равно воз- можно почувствовать истину. В соответствии с этими описаниями человек очерчивает Шри Мурти и с глубокой радостью видит в Нем великого Бога своего сердца. Братья! Разве это ошибочно или греховно? Те, кто говорят, что Бог не имеет ни материального, ни духовного облика, а затем воображают ложный облик для поклонения,-несомненные идолопоклонцы. Но те, кто видят духовный облик Божества глазами своей души, насколько только возможно переносят это впечатление в ум, а затем предают эти очертания Символу ради удовлетворения материальных глаз в непрерывном постижении высших переживаний, ни в коем случае не занимаются идолопоклонством. Глядя на Шри Мурти, не смотрите даже на сам по себе образ, сколько на духовный прообраз этого образа, и вы чистый теист. Идолопоклонство и поклонение Шри Мурти-совершенно разные вещи, но братья! по своей опрометчивости вы просто смешиваете одно с другим. Сказать вам правду, поклонение Шри Мурти-единственное истинное поклонение Божеству, без которого вы не сможете в достаточной степени развить свои религиозные чувства. Мир будет привлекать вас через ваши органы чувств до тех пор, пока вы не будете видеть Бога в том, что воспринимают ваши чувства; сейчас же вы живете в неловком положении, которое едва ли способствует вашему духовному продвижению. Поместите Шри Мурти в свой дом. Думайте, что Всемогущий Господь-Хранитель вашего дома. Пища, которую вы принимаете-Его Прасад (Его Милость). Цветы и благовония-тоже Его Прасад. Зрение, слух, обоняние, осязание, вкус-всё может быть задействовано в духовной жизни. Делайте это со святыми намерениями, и Бог поймет и будет судить вас по вашей искренности. В этом деле у вас не будет ничего общего ни с Сатаной, ни с Вельзевулом. Все виды поклонения основаны на принципе Шри Мурти. Взгляните на историю религии, и вы сами убедитесь в этой святой правде. Семитическая идея патриархального Бога как в дохристианский период иудаизма, так в последующую эпоху христианства и мусульманства есть ничто иное, как ограниченное представление о Шри Мурти. Монархическая идея Зевса у греков и Индры у ариев карма-канди является отдаленным взглядом на то же самое начало. Идея Силы и джйотирмайа Брахмана у приверженцев медитации или идея бесформенной энергии у Шакт-также расплывчатое представление о Шри Мурти. Принцип Шри Мурти есть истина, по разному открывающая себя разным людям в зависимости от уровня их мышления. Даже Джаимини и Конт, неготовые признать Бога-творца, ввели определенные аспекты Шри Мурти просто потому, что чувствовали какое-то внутреннее побуждение от души! Затем мы встречаем людей, принявших Крест, Шалаграм-шилу, Лингам и другие подобные символы как указание на внутреннюю идею Шри

Мурти. Более того, если Божественные сострадание, любовь и справедливость можно запечатлеть пером и передать резцом, то почему тогда личную красоту Божества, объемлющую все остальные качества, невозможно запечатлеть в поэзии или на картине или передать резцом для блага человека? Если слова могут выражать мысли, часы-показывать время, а один знак расскажет нам целую историю, то почему изображение или скульптура не может вызвать высокие мысли и чувства, связанные с красотой Божественной Личности, выходящей за пределы материального опыта? Поклоняющиеся Шри Мурти делятся на две школы: идеальную и физическую. Тех, кто принадлежат к физической школе, обстоятельства жизни и уровень мышления обязывают основывать храмовые учреждения. Те, кто по обстоятельствам своей жизни и по своему положению уполномочены поклоняться Шри Мурти в уме, склонны, с должным почтением к храмовым учреждениям, поклоняться Шраваной (слушанием) и Киртаной (громким пением), и их церковь-вселенская, приемлющая всех невзирая на происхождение или цвет кожи. Махапрабху предпочитает последнюю школу и показывает поклонение в Своей Шикшаштаке, напечатанной как приложение к этой книге. Поэтому служите- служите, не отвлекаясь ни на что иное, с чувством полного самопредания, и очень скоро вам будет ниспослана Према. 9. Према к Богу-окончательная цель духовного существования

Приверженцы кармы (карма-марги) заявляют, что наслаждение в этом мире, а затем на небесах,-это всё, что требуется человеку. Карма-деятельность-бывает двух видов: карма, нацеленная на материальные результаты, и карма, совершаемая ради удовлетворения Бога. У карма-марги оба вида кармы имеют своей целью наслаждение. Они служат Богу только для того, чтобы Тот вознаградил их наслаждением. Здесь пролегает граница между Бхакти и Кармой. Бхакти стремится к обретению Прити, Према-Бхакти, как к окончательному следствию всех поступков, в то время как карма имеет конечной целью личное наслаждение. С другой стороны, джнана-марги развивают джнану, духовное знание, чтобы в конечном итоге достичь таким образом мукти, спасения. Говорится о двух видах мукти. В мукти первого рода достигается растворение души в Боге, другими словами, уничтожается отдельное от Бога существование души. В другого рода мукти душа вечно остается существом, отдельным от Бога, и когда приходит освобождение, отправляется в Чит-джагат, обретая там салокйу-проживание в Господней области Чит, самипйупроживание подле Божества, сарупйу-духовный облик, подобный Облику Самого Бога, и саршти- власть, подобную власти Бога. Мукти второго рода неизбежно, когда Всевышний милостиво ниспошлет его нам. Но затем, обретя такое мукти, мы служим Богу с Прити-с чистой любовью. Первого рода мукти отвергается Бхактами как непригодное из-за того, что сводит на нет высочайшее начало любви. Мукти второго рода не может быть окончательной целью, поскольку служит переходным состоянием души на пути к Прити как к наивысшему достижению. Поэтому к мукти следует относиться как к промежуточному следствию освобождения нашего духовного существа из материального плена. Кроме того, жажда мукти вредит духовному развитию, будучи желанием чего-то иного, нежели совершенства в Бхакти. Желание мукти окрашено личной корыстью, несовместимой с бескорыстием чистой Бхакти. Потому мы должны посвятить себя Бхакти, всегда избегая двух состязающихся наклонностей: желания бхукти, личного наслаждения, и желания мукти, освобождения. Мы должны положиться на Кришну, а Он уже даст нам мукти или нет по Своему желанию. Молиться мы должны только о том, чтобы развитие нашего религиозного чувства, Бхакти, никогда не прекращалось. Прити, чистая любовь,-окончательная цель нашего существования.

Как уже объяснялось выше, Рати (Бхава-Бхакти) является первым слагающим чистой духовной любви к Кришне. Смешанная с ужасом (рвением). Рати переходит в Прити. Прити порождает безраздельную любовь к Кришне и отвращение от всего, кроме Кришны и того, что с Ним связано. Когда к Прити добавляется чувство, что Кришна мой, Прити становится Премой. Отсюда начинается отношение к Богу как к моему Господу, а я Его слуга. Прибавьте к Преме доверительность, и она становится Пранайей. Здесь возникают дружеские взаимоотношения с Кришной. В Пранайе дух почтения ослабевает. Добавьте к Пранайе представление о Кришне как о моем единственном и драгоценном Любимом, и Пранайа удивительным образом превращается в ман (гнев). Кришна, со всем Его величием и могуществом, проявляет покорность такому гневу. Когда в Преме сердце не может не таять, она переходит в Снеху. Отсюда между Кришной и Преданными возникают взаимоотношения сына и родителей. На этой ступени естественным образом Преданный начинает много плакать по Кришне, встреча с Ним не приносит утоления и хочется заботиться о Его благе. Когда к Смехе добавляется желание, она становится Рагой. На этой ступени даже мгновение разлуки невыносимо. Здесь между Кришной и Преданным начинаются взаимоотношения мужа и жены. Огорчение, сопровождающее неудовлетворенную потребность быть вместе, есть счастье. Рага, видя своего желанного каждое мгновение новым, и сама каждый миг новая, преображает себя в Анурагу. На этой ступени главные отличительные черты: взаимная покорность и сильное желание сопровождать любимого повсюду. Анурага, бесконечно и поразительно возрастая, доходя до, казалось бы, безумия, становится Махабхавой. Это неописуемо! Начало, заключающее в себе всё от Рати до Махабхавы мы назвали ранее Стхайи-бхавой. В соединении с вибхавой, анубхавой, саттвика и санчари, Стхайи-бхава становится Кришна-ПремаРасой, вечным Ликованием, или Благодатью.

Искаженную картину этой чистейшей Расы мы находим в человеческой жизни, подобно тому, как человеческая жизнь в рабстве у Майи есть всего лишь искаженное отражение духовной жизни. Когда чистая душа обращена к подлинному предмету своего чувства, Духовному Герою Кришне, Раса чиста; когда ум и органы чувств обращены к ложным предметам, раса деградирует и становится отвратительной. Извращенная раса дает человеку ключ к пониманию святой духовной Расы, поэтому мы попытались использовать во всех этих доводах

Скачать:TXTPDF

Хранитель преданности. Бхактивинод Тхакур Вайшнавизм читать, Хранитель преданности. Бхактивинод Тхакур Вайшнавизм читать бесплатно, Хранитель преданности. Бхактивинод Тхакур Вайшнавизм читать онлайн