и описаниях слова, соотносящиеся с теми, что в своем прямом смысле обозначают черты извращенной расы. Мы просим наших читателей обязательно проводить самое ясное различие между Духом и безжизненной материей, иначе падение неминуемо. Тот, кто изучает Имя, Образ, Качества и Лилу Кришны, как Они описаны в Шримад Бхагавате, искренними сердцем, умом и всеми силами своими в обществе того, кому открылся Дух, тот обязательно поймет Их под воздействием Бхакти. Тот, кто склонен подвергать всё дотошному логическому анализу, едва ли когда-либо придет к истине в вопросах Духа, поскольку, по воле Бога, рассудок в его теперешнем состоянии сферы Духа не достигнет никогда.
Углубляться в это обсуждение дальше нет нужды. Те, у кого будет возможность пройти уже описанный нами путь, спросят у своего сердца, что дальше, и Бог Красоты поможет им осознать Дух и всё выше и выше подниматься в Его Царство. Но покуда человек имеет ошибочные представления о Духе, подняться над материей и материальной зависимостью для него невозможно. Принимать ум, искаженное эго (аханкар) за душу или Дух есть та величайшая ошибка, которую, увы, допускает большинство западных философов.
Подытоживая, можно сказать, что в своем теперешнем состоянии человек состоит из трех различных начал: 1. стхул, то есть грубая материя, из которой состоит его тело.2. Линга-тонкая материя, обнаруживающая себя как ум, внимание, рассудок и искаженное эго, через которое личность смешивает себя с материальным миром. Такое состояние вызвано Майей, иллюзорной энергией, чтобы исправить душу в ее ложном стремлении к наслаждению, возникающем вследствие забвения о том, что служить Богу-ее естественное предназначение. 3. Действительный человек полностью независим от Майи и всего, что его с ней может связывать. Единственное, что может избавить его от теперешнего несчастья,-это воздействие чистой Бхакти, воспринятой от истинного Бхакты. Бхакти как средство возносит человека к Кришне, Богу непостижимой Красоты, а как цель питает его вечной Кришна-Премой.
Находясь в мире Майи, человек должен вести мирную жизнь, посвятив ее своим духовным идеалам. В окружающем его обществе он должен жить чистой жизнью, избегать греха и насколько только возможно заботиться о благе своего брата-человека. Смиренный, он должен стойко сносить трудности жизни, никогда не хвалиться своими положительными качествами и достижениями, а к другим относиться с подобающим почтением. Брак ради мирной и праведной жизни и для того, чтобы росло число Господних слуг, является для Ваишнава хорошим жизненным укладом. Духовное продвижение-главный смысл жизни. Делайте всё, что способствует ему, и воздерживайтесь от всего, что идет с ним вразрез. Имейте твердую веру, что только Кришна защищает вас, и никто другой. Признайте Его своим единственным Хранителем. Делайте что-либо только тогда, когда знаете-этого хочет от вас Кришна, и никогда не делайте ничего с мыслью, что поступаете независимо от святого желания Кришны. Что бы вы ни делали, делайте это с чувством своего ничтожества. Никогда не забывайте, что вы скиталец в этом мире, и готовьтесь к возвращению домой. Исполняйте свои обязанности и отдавайте себя Бхакти как средству достичь величайшего назначения-Прйти к Кришне. Займите тело, ум и душу в служении Шри Мурти. Каждым своим поступком поклоняйтесь своему великому Господу. Так, вкратце, мы изложили нашим читателям жизнь и учение Махапрабху. Наши уважаемые читатели могут теперь понять, что Чаитанйа Махапрабху проповедовал чистое Единобожие и преследовал идолопоклонство. Мы показали, что Он проводит ясное различие между служением Шри Мурти и идолопоклонством. Он говорит нам, что идолопоклонство-это преклонение перед вещами и существами, не являющимися Самим Богом. Когда саннйаси Бенареса обратились к Нему как к Богу, Махапрабху сказал им, что называть дживу Богом-худший из всех грехов. Кроме того, Он несколько раз предал осуждению поклонение предметам или образам, отличным от истинного Образа Бога (по которому был создан человек). Бог Един и нет второго. «У Него нет соперников»-таков девиз религии Махапрабху.
Еще наши читатели смогут увидеть, что и Своим примером, и Своей проповедью Махапрабху показал: безупречная нравственность является неотъемлемой спутницей духовного продвижения. Естественным образом нравственность будет украшать характер Бхакты. Если она незаметна в характере человека, выдающего себя за Преданного, то его искренность оказывается под вопросом.
Существует четыре направления мысли: атеистическое, пантеистическое, нигилистическое и теистическое. Религия Чаитанйи отвергает первые три как враждебные по отношению к религии. Он проповедует только чистый теизм и призывает людей избегать трех остальных.
Он проповедует, что Варнашрама-Дхарма, и в том числе система сословий, является всего лишь социальным устройством, которое Риши ввели на благо человеческого общества. Подобному устройству можно позволить служить украшением Ариев до тех пор, пока оно не препятствует духовному продвижению. Послав Прадйумну Мишру, строгого брахмана, за духовным руководством к Рамананде Райу, Махапрабху показал, что Гуру-это тот, кто сознает Кришнататтву [истинное положение Кришны], независимо от того, шудра он, брахман или саннйаси.
Он проповедует, что все люди равны в том, чтобы испытывать счастье движения к духовному идеалу. Он проповедует братство всего человечества и особую сплоченность среди Ваишнавов, которые, по Его святому мнению, являются первопроходцами на духовном пути. Он проповедует, что для человеческой мысли непозволительно находиться в кабале у сектантских взглядов. Он говорит нам, что человек должен зарабатывать деньги праведным образом, в искренних взаимоотношениях с другими и их начальством, и ни в коем случае путем обмана. Когда раджа наказал за мошенничество Гопинатха Паттанайака, одного из братьев Рамананды Райа, Шри Чаитанйа предупредил всех Своих Близких о необходимости быть нравственным в отношениях с миром.
Ранним периодом Своей жизни Он учил грихастх (домохозяев) оказывать всю возможную помощь нуждающимся и беззащитным, а также показал, что тот, кто в силах, должен помогать другим в образовании, и что прежде всего это относится к брахманам, от которых ожидается изучение самых высоких предметов человеческого знания.
Религия, которую проповедует Махапрабху, предназначена для всех и не проводит между людьми никаких различий. Принять ее вправе и самые образованные и самые безыскусные. Люди образованные примут ее в знании о Самбандха-таттве [т. е. первых семи из перечисленных догматов]. Людям неграмотным возможность принять религию Махапрабху предоставляется просто через произнесение Имени Господа и близкое общение с чистыми Ваишнавам. Движение Киртаны как будущая всемирная Церковь приглашает всех без исключения, невзирая на происхождение и род занятий, посвятить себя высочайшей жизни в Духе. Нам видится, что эта Церковь распространится по всему миру и займет место всех сектантских церквей, изгоняющих «посторонних» за пределы мечетей, церквей или храмов.
Чаитанйа как Учитель учил и Своими словами, и Своей святой жизнью. В Его жизни невозможно найти ничего, что можно было бы подвергнуть критике. Некоторые ставят под сомнение необходимость принятия Им саннйасы или Его строгость по отношению к младшему Харидасу и другие подобные поступки, но мы считаем- и с этим, мы уверенны, согласится любой непредвзятый человек-что такие люди либо торопятся сделать вывод, либо руководствуются предрассудками.
Пошатнуть решимость Чаитанйи не могло ничто. Когда некоторые враждебные брахманы сказали, что император послал против Него войска, Чаитанйа ответил, что Ему хочется, чтобы правящий Государь узнал, наконец, о том, чем Он занят. Он был благожелателен к каждому и тверд в исполнении Своего долга. Брахмананда Бхарата, бывший духовным братом Кешавы Бхарати, Гуру Чаитанйи, пришел к Господу в тигровой шкуре. Чаитанйа не склонился перед ним до тех пор, пока тот не оставил тигровую шкуру и не одел полотняные каупину и бахирвасу [простую одежду саннйаси]. Он сказал, что человек перед Ним-не Бхарати. Разве мог бы Его Гуру одеть на себя шкуру животного?
Саннйаси не должны поддерживать убийство зверей ради своих личных нужд. Бхарати понял недовольство Чаитанйи и сменил своё облачение-и Чаитанйа склонился перед ним с почтением, подобающим брату Его Гуру! Чаитанйа настаивал, чтобы Его ученики проникались духом Шастр, не ограничиваясь их буквой. Пандит
Девананда, читая Бхагавату, не понимал духа Бхакти, но когда понял, Чаитанйа обнял его и простил за всё, что тот натворил прежде.
На протяжении всей Своей жизни Чаитанйа излучал радость. Хотя корни Его семьи были в восточном Бенгале, Он, будучи еще мальчиком, так шутил со Своими земляками, что те сердились на Него. Когда Валлабха Бхатта (прославленный Пандит), принес показать Ему улучшенный комментарий на Бхагавату и сказал, что ни в чем не уступит Свами (то есть Шридхаре Свами), Господь сказал, что это только женщины легкого поведения ни во что не ставят своего свами (то есть мужа). Этой насмешкой Господь поставил Пандита на место и удержал его впредь от непочтительных замечаний в адрес Шридхары Свами, комментатора Бхагаваты.
Мы оставляем нашим читателям решать, как им относиться к Махапрабху. Ваишнавы приняли Его как Самого Всевышнего Господа Кришну. Некоторые считают Его Бхакта-аватаром (нисшествием Преданного). По просьбе некоторых Ваишнавов мы написали стихи Смарана Мангалы как молитву для ежедневного чтения во время поклонения. Те, кто не готовы относиться к Нимаю Пандиту в духе этих стихов, могут принять Его как святого и благородного Учителя. Это самое большее, во что мы просим поверить наших читателей. Читатель! Если вы чувствуете в себе стремление, изучив эти страницы, принять Чаитанйу как Кришну, то мы смиренно просим вас не считать Его воплощенным Богом, ибо, по нашему убеждению, Богу нет необходимости находиться во плоти, подобно падшим людям. Его Высшее Могущество способно перенести Его в этот смертный мир во всей Его славе и во всем Его окружении без вмешательства низшей энергии, Майи, создавшей материальную оболочку. Любые другие убеждения будут грехом принижения Его Духовного Могущества.
Мы не возражаем, если вы не поверите в Его чудеса, ибо просто чудотворство еще не указывает на Бога. Демоны наподобие Раваны также творили чудеса, из чего совершенно не следует, что они были Богами. Безграничная Према и ее всепокоряющее воздействие-вот то единственное, что есть в Одном Боге и больше ни в ком.
Дорогие читатели! Простите нашу навязчивость на этих страницах. Мы слуги Чаитанйи, поэтому наш долг — проповедовать Его Наивысшее Учение, и мы заслуживаем быть прощенными за все те беспокойства, что причинили вам, исполняя свой долг. Мы уроженцы Бенгала, и, пытаясь выразить свои мысли на иностранном языке, вполне могли допустить ошибки, за которые также просим вашего прощения.
В заключение нам хотелось бы сказать, что мы будем рады ответить на любые вопросы, которые наши братья посчитают нужным поставить перед нами по этим важным темам Мы глубоко заинтересованы в том, чтобы постараться помочь нашим друзьям найти путь к Духовной Любви. Возлюбить Бога
Первым это сказал Христос Иисус: «Возлюби Бога всем сердцем своим, и всем умом, и всею душею, и всей крепостию своей, и возлюби человека, как брата твоего».1 Это, несомненно, абсолютная истина, хотя разные люди выступают с различными толкованиями этих