Скачать:TXTPDF
Кришна. Верховная личность Бога. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада

могут выполнять только какую-то определенную функцию: так, руки могут держать что-либо, но не могут видеть или слышать. Однако тело Верховной Личности Бога состоит из ананда-чинмайя-расы и поэтому является сат-чид-ананда-виграхой. Господь может наслаждаться всем, чем угодно, и делать все, что угодно, любой частью Своего тела. Те, кто считает духовное тело Господа материальным, пытается таким образом уравнять Верховную Личность Бога с обусловленной душой. Обусловленная душа наделена материальным телом. И если допустить, что тело Господа тоже материально, можно без труда утвердить имперсоналисткое представление о том, что живые существа тождественны Верховной Личности Бога.

В действительности же, тело, в котором Верховный Господь нисходит в этот мир, не является материальным, поэтому нет разницы между Его детским телом, когда Он лежит на коленях матушки Яшоды, и Его «взрослым» телом, когда Он сражается с демонами. В облике ребенка Господь тоже сражался с демонами: Путаной, Тринавартой, Агхасурой и другими. При этом Он явил такое же могущество, какое явил много лет спустя, когда сражался с Дантавакрой и Шишупалой. Когда обусловленная душа, живущая в материальном мире, меняет тело, она тут же забывает о своем прежнем теле. Но из «Бхагавад-гиты» мы узнаем, что, поскольку тело Кришны сач-чид-ананда (вечно, исполнено блаженства и знания), Он не забыл о том, как миллионы лет назад поведал «Бхагавад-гиту» богу солнца. Господь запределен и материальному, и духовному бытию, поэтому Его называют Пурушоттама. Он источник и духовного, и материального мира, поэтому Он — причина всех причин. Верховный Господь, Личность Бога, всемогущ и всеведущ. Это значит, что тело Господа не материально, ибо материальное тело не может быть ни всемогущим, ни всеведущим. Таким образом, утверждение философов- майявади о том, что Верховная Личность Бога нисходит на землю в материальном теле, нельзя признать верным.

Все теории философов-материалистов — порождения временного, иллюзорного бытия. Они подобны порождениям сна. Такие теории, конечно же, не могут привести к Абсолютной Истине. Абсолютную Истину можно постичь только с помощью преданного служения. Как Господь говорит в «Бхагавад-гите»: бхактйа мам абхиджанати: «Познать Меня можно только через преданное служение». Об этом замечательно сказано в одном из стихов Шрилы Шридхары Свами:

— О возлюбленный Господь, пусть другие предаются бессмысленным спорами и сухим рассуждениям о важных философских проблемах. Пусть скитаются во мраке невежества и иллюзии и мнят себя выдающимися учеными, хотя они не познали Верховную Личность Бога. Я же хочу обрести спасение, повторяя святые имена всепрекрасной Верховной Личности Бога: Мадхава, Вамана, Тринаяна, Санкаршана, Шрипати и Говинда. Повторяя Твои божественные имена, о Господь Мадхупати, я освобожусь от материальной скверны.

Олицетворенные Веды продолжали:

— О Господь, когда живое существо, по Твоей милости, узнает истину о Твоем высочайшем, трансцендентном положении, его уже не привлекают теории, созданные так называемыми философами и мыслителями.

Это в первую очередь относится к умозрительным теориям Гаутамы, Канады, Патанджали и Капилы (ниришвара). Есть два Капилы: один Капила, воплощение Бога, сын Кардамы Муни, другойатеист, живший в нынешнюю эпоху. Атеиста Капилу часто путают с Верховной Личностью Бога. Господь Капила, воплощение Бога, явился как сын Кардамы Муни очень, очень давно, во времена Сваямбхувы Ману, а нынешняя эпоха — это эпоха Вайвасваты Ману.

Философы- майявади утверждают, что сотворенный, то есть материальный мир митхйя или майя — ложен. Майявади провозглашают: брахма сатйам джаган митхйа: «Истинно лишь сияние Брахмана, материальный же мир иллюзорен, то есть ложен». Но согласно вайшнавской философии, материальный космос реален, ибо создан Верховной Личностью Бога. В «Бхагавад-гите» Господь говорит, что Он нисходит в одном из Своих всемогущих воплощений — и тогда возникает материальный мир. Из Вед мы также узнаем, что асат, временно существующий материальный космос, есть порождение сат, высшей реальности. В «Веданта-сутре» сказано, что все изошло от Верховного Брахмана. Поэтому вайшнавы не считают материальный космос иллюзорным. Верховный Господь в Своем равномогущественном воплощении вступил в материальный мир, и из Него изошло все сущее. Поэтому вайшнавские философы видят, что все в материальном мире связано с Верховной Личностью Бога.

Это замечательно объяснил Шрила Рупа Госвами. Он сказал, что, когда люди отвергают материальный мир как нереальный или ложный, не зная, что он изошел от Верховного Господа, их отрешение не имеет ценности. Вайшнавы, однако, не привязаны к материальному миру. Обычные живые существа ищут в материальном мире удовольствий, но вайшнавы не стремятся к этому и не испытывают привязанности к материальной деятельности. Вайшнав воспринимает материальный мир в соответствии с предписаниями Вед и действует без привязанности. Поскольку Верховный Господьизначальный источник всего сущего, вайшнав видит, что даже в материальном мире все связано с Кришной. Для того, кто обладает совершенным знанием, все одухотворяется. Иными словами, все в материальном мире уже духовно, и мы воспринимаем вещи как материальные только потому, что не обладаем истинным знанием.

Олицетворенные Веды привели такой пример: те, кому нужно золото, не откажутся от золотых серег, браслетов и прочих золотых изделий только потому, что у них другая форма, нежели у золотого самородка. Все живые существа, неотъемлемые частицы Верховного Господа, качественно одинаковы, но они имеют разные тела, принадлежащие к 8 400 000 формам жизни, подобно тому, как различные украшения, сделанные из золота, имеют разную форму. Человек, которому нужно золото, не откажется от разнообразных золотых украшений. Так и вайшнав, знающий, что все живые существа качественно неотличны от Верховной Личности Бога, воспринимает их как вечных слуг Господа. Поэтому вайшнав имеет широкие возможности служить Верховной Личности Бога, спасая заблудшие обусловленные существа, помогая им развить в себе сознание Кришны и вернуться домой, к Богу. Сейчас умы живых существ возбуждены тремя гунами материальной природы и живые существа, словно во сне, переселяются из одного тела в другое. Но когда их сознание меняется и становится сознанием Кришны, они сосредоточивают мысли на Кришне, пребывающем в их сердцах, и перед ними открывается путь к освобождению.

Во всех ведических писаниях говорится, что Верховная Личность Бога и живые существа качественно одинаковы: они четана, то есть духовны. Это подтверждается и в «Падма-пуране», где сказано, что есть два вида живых существ: джива и Верховный Господь. Все живые существа, от Господа Брахмы до муравья, — это дживы, тогда как ГосподьВерховный четверорукий Вишну, Джанардана. Строго говоря, слово атма приложимо лишь к Верховному Господу, но поскольку живые существа — Его неотъемлемые частицы, иногда слово атма употребляется и по отношению к ним. Поэтому живых существ называют дживатмами, а Верховного Господа — Параматмой. И Параматма, и дживатмы находятся в материальном мире, а это значит, что у материального мира есть и другое предназначение помимо того, чтобы давать живым существам возможность удовлетворять потребности своих чувств. Представление о том, что жизнь должна быть посвящена погоне за удовольствиями, иллюзия. Но то, что дживатма даже в материальном мире может служить Параматме, отнюдь не иллюзия. Человек, обладающий сознанием Кришны, полностью понимает это, поэтому он не считает материальный мир ложным, но действует в реальности трансцендентного преданного служения. Преданный повсюду в материальном мире видит возможность служить Господу. Он не отвергает ничего материального и использует все в преданном служении. Поэтому преданный всегда остается трансцендентным, и все, чем он пользуется, очищается и одухотворяется в его служении Господу.

Шридхара Свами замечательно сказал об этом в одном из своих стихов:

— Я поклоняюсь Верховному Господу, ибо даже в материальном мире, который некоторые считают иллюзорным, Он всегда остается реальностью.

Представление об иллюзорности материального мира вызвано отсутствием знания, но тот, кто обрел сознание Кришны, видит, что Верховная Личность Бога пребывает всюду. В этом истинный смысл ведического афоризма: сарвам кхалв идам брахма: «Все суть Брахман».

— О возлюбленный Господь, — продолжали Олицетворенные Веды, — люди не столь разумные прибегают к другим методам духовного самопознания, но очиститься от материальной скверны и разорвать череду рождений и смертей можно только став чистым преданным. О Господь, все покоится на Твоих многообразных энергиях, и Ты даешь каждому все необходимое для жизни. Поэтому в Ведах сказано: эко бахунам йо видадхати каман. Ты, о Господьхранитель всех живых существ: полубогов, людей и животных. Ты поддерживаешь всех и находишься в сердце каждого. Ты — корень всего мироздания. Поэтому те, кто неустанно служит Тебе и всегда почитает Тебя, орошают корень вселенского дерева. Тот, кто посвятил себя преданному служению, радует не только Верховную Личность Бога, но и всех остальных, ибо Господьхранитель и опора каждого. Преданный, который знает, что Верховный Господь вездесущ — самый лучший филантроп и альтруист. Чистые преданные, полностью посвятившие себя сознанию Кришны, с легкостью разрывают череду рождений и смертей и в действительности «наступают на голову смерти».

Преданный не боится смерти, не боится переселения в другое тело. Его сознание стало сознанием Кришны, и даже если он не вернется к Богу и получит новое материальное тело, у него нет причин для страха. Замечательный пример тому Махараджа Бхарата. Хотя он и был обречен родиться оленем, в следующей жизни он полностью очистился от материальной скверны и вознесся в царство Бога. Поэтому в «Бхагавад-гите» сказано, что преданный никогда не погибнет. Он непременно достигнет духовного царства, вернется домой, к Богу. Даже если в одной из жизней он сойдет с пути преданного служения, сознание Кришны, которое он в себе развил, даст ему возможность совершенствоваться в будущем до тех пор, пока он не вернется домой, к Богу. Чистый преданный способен очистить не только себя, но и своих учеников, и они в конце концов смогут без труда войти в царство Бога. Иными словами, чистый преданный не только сам легко преодолевает смерть, но и помогает в этом своим последователям. Сила преданного служения так велика, что чистый преданный своими трансцендентными наставлениями может воодушевить другого человека и помочь ему пересечь океан невежества.

Наставления, которые чистый преданный дает своим ученикам, очень просты, и каждый может без труда следовать примеру такого преданного. Если человек следует примеру прославленных преданных: Господа Брахмы, Господа Шивы, Кумаров, Ману, Капилы, царя Прахлады, царя Джанаки, Шукадевы Госвами, Ямараджи и их последователей в цепи духовных учителей, перед ним очень скоро откроется путь к освобождению. Те же, кто отверг преданное служение и обратился к менее действенным методам духовного самопознания — гьяне, йоге или карме, все еще поражены материальной скверной. Даже если кажется, что такие люди достигли успеха на пути духовного самопознания, они не способны освободить ни себя, ни своих последователей. Такие непреданные подобны посаженным на цепь животным, ибо они лишь формально следуют избранной вере. В «Бхагавад-гите» они с осуждением названы веда-вада-рата. Они не понимают, что предписания

Скачать:TXTPDF

Кришна. Верховная личность Бога. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать, Кришна. Верховная личность Бога. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать бесплатно, Кришна. Верховная личность Бога. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать онлайн