Скачать:TXTPDF
Кришна. Верховная личность Бога. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада

известная как бахир-анга-майа, то есть внешняя энергия, непостоянна, тем не менее она является энергией Верховного Господа и поэтому не может быть ложной. Она только кажется таковой. Философы- майявади считают: поскольку и до сотворения мира, и после его разрушения материальная природа не существует, значит, она ложна. Но Веды утверждают обратное, используя пример с глиняными сосудами: хотя некоторые побочные продукты Абсолютной Истины временны, энергия Верховного Господа существует вечно. Глиняный сосуд может разбиться, может быть переделан во что-нибудь другое, например, в блюдо или чашу, но сам материал, глина, остается прежним. Основа материального космоса неизменна — это Брахман, Абсолютная Истина. Следовательно, утверждение философов- майявади о ложности материального мира не более чем досужий вымысел. То, что материальный космос изменчив и преходящ, не означает, что он ложен. Ложным является то, что никогда не существовало и существует лишь по названию. Так, кобыла, несущая яйца, кролик с рогами или цветок, растущий в небе, существуют только на словах. Кобылы не несут яиц, кролики не бывают рогатыми, и цветы не растут в небесах. Есть много такого, что существует лишь на словах или в воображении, но не имеет реального воплощения. Такие вещи можно назвать ложными. Однако вайшнавы не могут согласиться с тем, что материальный мир ложен, ложен только потому, что он существует временно — то возникает, то вновь подвергается разрушению.

Олицетворенные Веды сказали, что Сверхдуша, Параматма, и индивидуальная душа, дживатма, никогда не станут равными, хотя обе находятся в одном теле, подобно тому как две птицы сидят на одном дереве. Как сказано в Ведах, хотя две птицы сидят рядом как друзья, они не равны. Одна из них, Параматма, Сверхдуша — только свидетель. Другая птица, дживатма, поедает плоды, растущие на дереве. После сотворения материального мира дживатма, индивидуальная душа, появляется и живет в нем, получая различные тела, в зависимости от своих прошлых дел и поступков. И поскольку индивидуальная душа очень долго живет в забвении своей истинной сущности, она отождествляет себя с телом, которым ее наделяет материальная природа. Получив материальное тело, душа оказывается во власти трех материальных гун и, действуя под их влиянием, обрекает себя на новые рождения в материальном мире. Погруженная в невежество, она почти не проявляет присущие ей качества. Однако качества и достояния Сверхдуши, Верховной Личности Бога, не убывают, даже когда Господь является в материальный мир. Не подвережнный треволнениям материального мира, Он полностью сохраняет все Свои достояния и совершенства. Обусловленная душа запутывается в сетях материального мира, тогда как Сверхдуша, Верховный Господь, не затронутый материальной скверной, оставляет его, подобно тому как змея сбрасывает с себя кожу. Различие между Сверхдушой и обусловленной душой состоит в том, что Сверхдуша, Верховная Личность Бога, сохраняет все Свои достояния: шад-аишварйа, ашта-сиддхи и ашта-гуна.

Из-за скудости их знаний философы- майавади забывают о том, что Кришна всегда в полной мере обладает шестью достояниями, восемью трансцендентными качествами и восемью совершенствами. Его шесть достояний: богатство, сила, красота, слава, знание и отрешенность. Никто не может сравняться с Кришной или превзойти Его в этих шести достояниях. Первое из восьми трансцендентных качеств Кришны состоит в том, что Он не подвержен материальной скверне. Об этом также говорится в «Ишопанишад»: апапа-виддхам. Подобно тому, как солнце никогда не оскверняется чем бы то ни было, так и Верховный Господь никогда не оскверняется грехом. Некоторые поступки Кришны могут казаться греховными, но они не оскверняют Его. Второе трансцендентное качество Кришны состоит в том, что Он никогда не умирает. В четвертой главе «Бхагавад-гиты» Кришна говорит Арджуне, что и Он, и Арджуна неоднакратно появлялись в материальном мире, но только Он помнит все Свои деяния — прошлые, настоящие и будущие. Это означает, что Кришна никогда не умирает. Забвение приходит вместе со смертью. Умирая, мы переходим в другое тело — и забываем обо всем. Кришна, однако, ничего не забывает. Он помнит все, что случилось в минувшем. Иначе как бы Он помнил о том, что впервые поведал «Бхагавад-гиту» богу солнца, Вивасвану? Это значит, что Кришна никогда не умирает. И не стареет. Когда Кришна появился на поле битвы в Курукшетре, Он был уже прадедом, но отнюдь не выглядел стариком. Итак, Кришна не может быть осквернен грехом, Он никогда не умирает, никогда не стареет, никогда ни о чем не скорбит, никогда не страдает от голода и жажды. Все, чего Он желает, совершенно законно, и Его решений не может отменить никто. Таковы восемь трансцендентных качеств Кришны. Кроме того, Кришна известен как Йогешвара. Он обладает всеми мистическими совершенствами, например, анима-сиддхи — способностью становиться меньше мельчайшего. В «Брахма-самхите» говорится, что Кришна пребывает даже в атоме: андантара-стха-параману-чайантара-стхам. Как Гарбходакашайи Вишну Кришна возлежит в огромной вселенной. Как Маха-Вишну Он покоится на водах Причинного океана, и тело Его так огромно, что при каждом выдохе из него исходят миллиарды вселенных. Это — махима-сиддхи. Кришна также обладает мистическим совершенством лагхима: Он может стать легче наилегчайшего. В «Бхагавад-гите» говорится, что планеты плавают в воздухе потому, что Кришна пребывает в каждой вселенной и в каждом атоме. Таково объяснение невесомости. Кришна также обладает совершенством прапти: Он может получить все, что пожелает. Есть у Него и способность ишита — надзирать и властвовать. Поэтому Его называют Верховным Всеправителем, Парамешварой. Кроме того, Кришна может подчинить Себе любого. Эта способность называется вашита.

Таким образом, Кришна обладает всеми достояниями, всеми трансцендентными качествами и мистическими совершенствами. Ни одно живое существо не может сравниться с Ним. Поэтому теория майявади о равенстве Сверхдуши и индивидуальной души неверна. Кришна — всепочитаемый Господь, а живые существа — Его слуги. Понять это значит осознать себя. Любое другое представление о себе, не связанное с вечным служением Кришне, несомненно, навеяно майей. Говорится, что самая хитроумная ловушка майи — внушить живому существу, что оно равно Верховной Личности Бога. Философ- майявади утверждает, что равен Богу, но не может ответить, каким образом оказался в путах материального существования. Если он Верховный Бог, то почему грешит и тем самым отдает себя во власть сурового закона кармы? На этот вопрос майявади не могут дать убедительного ответа. Мнить себя равным Верховной Личности Бога — еще один грех. Не освободившись от всех грехов, нельзя обрести сознание Кришны. Одно то, что майявади претендуют на равенство с Верховным Господом, означает, что они еще не избавились от последствий своих грехов. В «Шримад-Бхагаватам» сказано, что такие люди — авишуддха-буддхайах — ошибочно считают себя освобожденными и думают, будто они равны Абсолютной Истине. А это значит, что их разум еще не очистился от материальной скверны. Олицетворенные Веды говорят, что, если йоги и гьяни не освободятся от греховных желаний, их попытки достичь самоосознания никогда не увенчаются успехом.

— О возлюбленный Господь, — продолжали Олицетворенные Веды, — если святые люди не вырвут с корнем все греховные желания, они не смогут ощутить присутствие Сверхдуши, хотя Она находится совсем рядом с индивидуальной душой. Достичь самадхи означает найти в своем сердце Параматму. Не освободившись от греховного бремени, нельзя увидеть Параматму. Если человек носит на шее драгоценный медальон, но забывает о нем, это почти равносильно отсутствию медальона. Точно так же, если индивидуальная душа медитирует, но не ощущает присутствия Сверхдуши в своем сердце, это означает, что она не осознала Сверхдушу».

Люди, идущие по пути духовного самоосознания, должны всячески остерегаться оскверняющего влияния майи. Шрила Рупа Госвами говорит, что у преданного не должно быть никаких материальных желаний. Он не должен испытывать последствий кармы и гьяны. Ему нужно только познать Кришну и исполнять Его желания. Это ступень чистого преданного служения.

Олицетворенные Веды продолжали:

— Йоги -мистики, оскверненные желанием материальных удовольствий, никогда не добьются успеха в своей практике и не смогут осознать Сверхдушу в сердце. Так называемые йоги и гьяни напрасно теряют время, когда ради собственного удовольствия погружаются в умозрительные размышления или демонстрируют свои ничтожные мистические силы. Они никогда не освободятся от обусловленной жизни и будут продолжать вращаться в круговороте рождений и смертей. Таких грешников и в нынешней, и в следующей жизни ожидают одни страдания, поскольку им не удалось в совершенстве познать себя. Несмотря на все попытки достичь совершенства, такие йоги, оскверненные желанием материальных удовольствий, будут страдать и в нынешней жизни, и в следующей».

В этой связи Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакура замечает, что если санньяси (те, кто отрекся от мирской жизни и ушел из дома, чтобы достичь самоосознания) не посвящают себя преданному служению Господу, и вместо этого занимаются благотворительной деятельностью: открывают школы, больницы или даже монастыри, церкви и храмы полубогов — эти занятия приносят им только одни несчастья как в этой жизни, так и в следующей. Санньяси, которые не пользуются дарованной им жизнью для постижения Кришны, напрасно тратят время и энергию на дела, не имеющие ничего общего с санньясой. Однако преданный с пользой употребляет свою силу и энергию, когда, например, возводит храм Вишну. Подобные занятия называются кршнартхе акхила-чешта, различными видами деятельности в угоду Кришне. Открытие школы филантропом и сооружение храма преданным — отнюдь не равнозначные занятия. Открытие школы, конечно, благое дело, однако на него воздействуют законы кармы, тогда как сооружение храма Вишну — это преданное служение.

Законы кармы не распространяются на преданное служение. Как сказано в «Бхагавад-гите»: са гунан саматитйаитан брахма-бхуйайа калпате — «Преданные Верховной Личности Бога не подвержены воздействию трех материальных гун. Они познали Брахман и достигли духовной сферы». Преданные остаются освобожденными и в этой жизни, и в следующей. Все, что мы делаем в материальном мире ради Ягьи, (Вишну, или Кришны), ведет к освобождению, но без связи с Ачьютой, непогрешимой Верховной Личностью Бога, нельзя выйти из-под действия закона кармы. Жить в сознании Кришны — значит достичь освобождения. Преданный, по милости Господа, свободен и в этой жизни, и в следующей, чего нельзя сказать о карми, гьяни и йогах.

— О возлюбленный Господь, — продолжали Олицетворенные Веды, — тот, кто по Твоей милости осознал величие Твоих лотосоподобных стоп, остается безучастным к материальным радостям и невзгодам.

Пока мы находимся в материальном мире, нам не избежать страданий, но преданный Господа не обращает на них внимания, поскольку знает, что они — последствия его благих или греховных дел. Преданного не выводят из равновесия ни осуждение, ни похвалы обычных людей. Преданного иногда превозносят за его трансцендентные деяния, а иногда над ним злословят без всякой на то причины. Однако чистый преданный равнодушен и к похвалам, и к нападкам людей. Преданный действует на трансцендентном уровне. Его не

Скачать:TXTPDF

Кришна. Верховная личность Бога. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать, Кришна. Верховная личность Бога. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать бесплатно, Кришна. Верховная личность Бога. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать онлайн