Скачать:TXTPDF
Кришна. Верховная личность Бога. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада

оличаются от несчастий, постигающих обычных карми.

Кто-то с недоумением спросит: если Верховный Господь всемогущ, то почему Он пытается исправить Своего преданного, насылая несчастья? Когда Верховный Господь подвергает преданного страданиям, Он действует с определенной целью. Иногда Он делает это для того, чтобы преданный еще сильнее привязался к Нему. Так, когда Кришна попросил у Кунтидеви разрешения покинуть столицу Пандавов и вернуться домой, она сказала: «О Кришна, все время, пока мы бедствовали, Ты был с нами. Теперь же, когда мы царствуем, Ты покидаешь нас. Я сочла бы за лучшее беспрестанно страдать, лишь бы Ты не уезжал». Когда преданный попадает в беду, он еще ревностнее служит Господу. Поэтому, желая оказать преданному особую милость, Господь иногда насылает на него невзгоды. К тому же говорят, что счастье сладостней для тех, кто испытал горький вкус страданий. Верховный Господь нисходит в материальный мир для того, чтобы защитить Своих преданных, терпящих страдания. Другими словами, Господь не пришел бы сюда, не будь Его преданные в беде. Демонов и грешников могут легко убить многочисленные энергии Господа. Так, множество асуров было убито внешней энергией Господа — богиней Дургой. Господу не нужно Самому приходить, чтобы убить [убивать] демонов, но [ , ] когда преданный оказывается в беде, Господь не может не прийти ему на помощь. Господь Нрисимхадева явился не для того, чтобы убить Хираньякашипу, а для того, чтобы спасти Прахладу и дать ему Свои благословения. Иначе говоря, Господь явился потому, что Махараджа Прахлада оказался в большой беде.

Рассвет, наступающий после непроглядно-темной [непроглядно темной (раздельно)] ночи, доставляет особую радость. Холодная вода особенно приятна в летнюю жару, а горячая — в зимние холода. Преданный Господа, испытавший беды материального мира, с особой радостью наслаждается духовным счастьем, которое дарует ему Господь, — оно кажется ему еще сладостнее и чудеснее.

— Когда Мой преданный, — продолжал Господь, — лишается всех материальных богатств, когда родственники и друзья отвергают его, он, забытый и беспомощный, находит прибежище у Моих лотосоподобных стоп».

В одной из песен Шрилы Нароттамы даса Тхакура есть такие слова:

— О возлюбленный Господь Кришна, сын Махараджи Нанды. Ты стоишь передо мной со Шримати Радхарани, дочерью царя Вришабхану. Я всецело вверяюсь Тебе. Прошу, не отвергай меня, ибо Ты — мое единственное прибежище».

Когда преданный Господа, лишившись богатства и семьи, бедствует, он пытается вернуть утраченное. Но вопреки его стараниям, Кришна вновь и вновь отбирает все, что ему удалось собрать. Потерпев неудачу во всех своих начинаниях, преданный разочаровывается в материальной деятельности и полностью предается Верховной Личности Бога. Тогда Господь, находящийся в его сердце, направляет его к Своим преданным. Благодаря общению с преданными у него появляется желание служить Верховной Личности Бога, и тогда Господь дает ему все необходимое для того, чтобы совершенствоваться в сознании Кришны. Те же, кто не предан Господу, изо всех сил стараются сохранить свои материальные приобретения. Обычно такие люди поклоняются не Верховной Личности Бога, а Господу Шиве или другим полубогам ради сиюминутных материальных благ. В «Бхагавад-гите» сказано: канкшантах карманам сиддхим йаджанта иха деватах — «Чтобы преуспеть в материальном мире, карми поклоняются различным полубогам». Господь Кришна также говорит, что почитающие полубогов не слишком разумны. Преданные Верховного Господа очень привязаны к Нему, и они не настолько глупы [+ привязаны к Нему и не столь глупы] , чтобы поклоняться полубогам.

Господь Кришна сказал царю Юдхиштхире:

— Моего преданного не остановят никакие трудности, он всегда тверд и целеустремлен. Поэтому Я отдаю Себя такому преданному и помогаю ему достичь высшей цели жизни».

Милость, которую Верховный Господь оказывает преданному, прошедшему испытание, называется брахма, ибо величие этой милости можно сравнить только с величием вездесущего Брахмана. Брахма означает безгранично великий, не имеющий предела. Эта милость также называется парамам, ибо в материальном мире с ней ничто не может сравниться. И еще она называется сукшмам, чудесной. Эта милость не только велика и беспредельна — она обладает тем же чудесным свойством, что и трансцендентная любовь между преданным и Господом. Эта милость называется также чин-матрам, полностью духовной. Слово матрам означает, что милость Господа всецело духовна, в ней нет ни грана материальной скверны. Эту милость также называют сат (вечной) и анантакам (безграничной). Если преданному Господа даруется безграничное духовное благо, [то] зачем ему почитать полубогов? Преданный Кришны не поклоняется ни Господу Шиве, ни Брахме, ни другим полубогам, подвластным Верховному Господу. Он всецело посвящает себя трансцендентному, полному любви служению Верховной Личности Бога.

Шукадева Госвами далее сказал:

— Господу Брахме, Господу Шиве, Индре, Чандре, Варуне и другим полубогам легко угодить хорошим поведением, но их так же легко разгневать дурными поступками. Однако Верховная Личность Бога, Вишну не таков».

Это означает, что все живые существа в материальном мире, даже полубоги, находятся во власти трех материальных гун, поэтому в материальном мире преобладают гуны страсти и невежества. Те, кто получает дары от полубогов, тоже осквернены материальными гунами, особенно страстью и невежеством. Господь Шри Кришна говорит в «Бхагавад-гите», что только неразумные люди ищут милости полубогов, ибо их благословения недолговечны. Почитая полубогов, можно легко достичь материальных благ, но последствия порой бывают губительными. Поэтому дары полубогов ценят лишь неразумные люди. Получая от полубогов материальные дары, они преисполняются гордыни и начинают пренебрежительно относиться к своим благодетелям.

Шукадева Госвами сказал царю Парикшиту:

— Почтеннейший царь, Господь Брахма, Господь Вишну и Господь Шива — божественная триада, которая управляет материальным миром. Они могут благословить или проклясть любого. Господу Брахме и Господу Шиве очень легко угодить, но их столь же легко и разгневать. Довольные своими преданными, они не задумываясь раздают им дары, а когда разгневаны, они также не задумываясь проклинают своих почитателей. Но Господь Вишну не таков. Господь Вишну очень предусмотрителен. Когда преданный просит Его о чем-либо, Господь Вишну прежде всего учитывает, действительно ли Его дар будет для преданного благотворным [будет благотворным для преданного]. Он никогда не дает Своим преданным того, что может их погубить. По Своей божественной природе Господь всегда милосерден. Поэтому прежде чем дать преданному какой-нибудь дар, Он учитывает, будет ли этот дар полезен для преданного. Поскольку Верховный Господь всемилостив, даже если Он убивает демона или гневается на преданного, Его деяния неизменно благотворны. Поэтому Верховного Господа называют всеблагим. Все, что Он ни делает, приносит благо».

Чтобы показать истинную ценность даров, раздаваемых Господом Шивой и другими полубогами, великие мудрецы рассказывают о таком событии. Однажды Господь Шива наградил благословением демона по имени Врикасура, сына Шакуни, и навлек на себя беду. Врикасура долго обдумывал, к кому из трех главных богов обратиться за благословением. Как раз в это время он встретился с великим мудрецом Нарадой и стал советоваться с ним о том, кого из трех полубогов он может скорее ублаготворить своим подвижничеством. «Кому из трех богов легче всего угодить: Господу Брахме, Господу Вишну или Господу Шиве?» — спросил он. Нарада разгадал замысел демона и дал ему такой совет: «Поклоняйся Господу Шиве, тогда ты быстро получишь то, чего желаешь. Господа Шиву легко ублаготворить — и столь же легко разгневать. Попробуй же угодить ему». Нарада рассказал Врикасуре о том, как Равана, Банасура и другие демоны завладели великими богатствами, после того как угодили Господу Шиве своими молитвами. Великий мудрец Нарада хорошо знал нрав Врикасуры и не стал посылать его к Господу Вишну или Господу Брахме. Демоны, подобные Врикасуре, находятся во власти гуны невежества и не могут поклоняться Вишну.

Выслушав совет Нарады, Врикасура отправился в Кедаранатху, место паломничества, находящееся недалеко от Кашмира и сохранившееся до сих пор. Оно почти всегда занесено снегом, и только летом, в июле, туда стекаются паломники, чтобы увидеть божество и почтить его. В Кедаранатхе собираются преданные Господа Шивы. Согласно предписаниям Вед, поднося божеству еду, ее нужно класть в огонь [+ еду, они должны класть ее в огонь]. Поэтому все обряды сопровождаются огненным жертвоприношением. В шастрах особо оговорено, что богам можно предлагать еду только через огонь. Поэтому, прибыв в Кедаранатху, Врикасура в угоду Господу Шиве разжег жертвенный огонь.

Затем он начал срезать с себя куски плоти и приносить их в жертву Господу Шиве. Это поклонение в гуне невежества. В «Бхагавад-гите» рассказывается о различных видах жертвоприношений: о жертвоприношениях в гуне благости, страсти и невежества. В материальном мире есть разные типы людей и поэтому существуют разные виды тапасьи и поклонения. Но наивысшая тапасья — сознание Кришны. Это наивысшая система йоги и наивысшее жертвоприношение. Как сказано в «Бхагавад-гите», совершенство йоги состоит в том, чтобы всегда думать о Господе Кришне, пребывающем в сердце, а наивысшее жертвоприношение — это санкиртана-ягья.

В «Бхагавад-гите» говорится, что люди, почитающие полубогов, утратили разум. Как мы узнаем позднее, Врикасура поклонялся Господу Шиве, чтобы получить от него недолговечный и в сущности ничтожный материальный дар, который не принесет ему истинного блага. Асуры, существа, находящиеся под влиянием гуны невежества, не гнушаются такими дарами полубогов. В отличие от жертвоприношений в гуне невежества, метод поклонения Господу Вишну, Кришне, называемый арчана-видхи, очень прост. Господь Кришна говорит в «Бхагавад-гите», что Он примет от Своего преданного плод, цветок, немного воды — подношение, которое может совершить любой человек, богатый или бедный. Конечно, богатые люди не должны ограничиваться столь скромными пожертвованиями, их подношения должны соответствовать их средствам. Но если преданный очень беден, Господь примет от него даже самый скромный дар. Метод поклонения Господу Вишну или Кришне совсем не сложен, он по силам в этом мире любому. Но поклонение в гуне невежества, подобное тому, которое вершил Врикасура, не только мучительно трудно, но и бесполезно. Поэтому в «Бхагавад-гите» сказано, что те, кто поклоняется полубогам, лишены разума: избранный ими метод поклонения очень труден, а результаты, которых они добиваются, преходящи.

Врикасура совершал жертвоприношение в течение шести дней, но так и не смог добиться своей цели: увидеть Господа Шиву лицом к лицу и попросить у Него благословение. В этом еще одно различие между демонами и преданными. Преданный Господа уверен, что любой дар, который он с любовью предлагает Божеству, будет принят Господом, но демон хочет воочию увидеть почитаемое божество и получить благословение от него самого. Преданный поклоняется Вишну или Господу Кришне не для того, чтобы получить от Них какой-нибудь дар. Поэтому преданного называют акама, свободным от желаний, а того, кто не предан Господу, именуют сарва-кама, исполненным всевозможных желаний. На седьмой день Врикасура решил отрезать себе голову и принести ее в жертву Господу Шиве. Он совершил омовение в близлежащем озере и, не дожидаясь, пока тело и

Скачать:TXTPDF

Кришна. Верховная личность Бога. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать, Кришна. Верховная личность Бога. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать бесплатно, Кришна. Верховная личность Бога. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать онлайн