Скачать:TXTPDF
Кришна. Верховная личность Бога. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада

людей — царей или состоятельных торговцев — давать средства для больших жертвоприношений, такая раздача богатств тоже воспринимается как нектар. Четыре сословия человеческого общества: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры — должны жить в мире и сотрудничать друг с другом. Это возможно, если ими руководят брахманы, знатоки ведических писаний, которые совершают жертвоприношения и справедливо распределяют богатства.

И вот после дождей лес Вриндавана стал еще прекраснее. В нем было много спелых фиников, плодов манго, ежевики и других ягод и фруктов. Верховный Господь Кришна вместе со Своими друзьями и Господом Баларамой отправился в лес, чтобы насладиться красотой нового времени года. Коровы, питаясь свежей травой, очень поздоровели, их вымена наполнились молоком. Когда Господь Кришна стал звать Своих коров по именам, из любви к Нему они немедленно подошли, и от радости у них из вымени потекло молоко. Господь Кришна испытывал огромное удовольствие, проходя через лес недалеко от холма Говардхана. На берегу Ямуны Он видел висевшие на деревьях улья, из которых сочился мед. С холма Говардхана низвергалось много водопадов, и Господь Кришна слышал их радостный шум, когда заходил в пещеры Говардханы. На исходе сезона дождей, когда уже чувствуется приближение осени, бывало, что Кришна и Его спутники, особенно если в лесу шел дождь, укрывались под деревом или в одной из пещер Говардханы, ели там спелые фрукты и весело переговаривались. Когда Кришна и Баларама были в лесу, матушка Яшода обычно присылала Им фрукты, сладости и рис, смешанный с йогуртом. Получив их, Кришна садился на камень на берегу Ямуны и приглашал друзей разделить с Ним трапезу. Когда Кришна и Баларама с друзьями ели, они одновременно приглядывали за коровами, быками и телятами. Порой коровы уставали стоять из-за тяжести переполненного молоком вымени. Тогда они опускались на землю и, жуя сочную траву, выглядели совершенно счастливыми, поэтому Кришне доставляло удовольствие смотреть на них. Он с гордостью любовался красотой леса после дождей: ведь эта красота была творением Его энергии. Тогда Кришна превозносил природу за чудеса, вершимые ею в пору дождей. В «Бхагавад-гите» говорится, что материальная энергия, материальная природа, не может быть независимой в своей деятельности — она действует под надзором Кришны. Это подтверждается в «Брахма-самхите», где сказано, что материальная природа, которую называют Дургой, следует за Кришной, подобно тени, и беспрекословно выполняет любое Его приказание. Красота природы в пору дождей тоже была явлена по велению Кришны, и Он очень гордился ею.

Пока Кришна и Баларама наслаждались дарами сезона дождей, постепенно наступила осень. Воды озер, рек и ручьев стали чистыми и прозрачными, повеяли свежие, ласковые ветерки. С приходом осени небо очистилось от туч и снова обрело свой естественный голубой цвет. Лотосы, распустившиеся на чистой глади лесных озер, напоминали людей, которые перестали заниматься йогой, но потом вернулись к духовной жизни и благодаря этому снова обрели красоту. С приходом осени все естественным образом преображается. Подобно этому, когда материалист приобщается к сознанию Кришны и духовной жизни, он тоже становится чистым, как небо и вода в осеннюю пору.

Осень прогоняет черные тучи с неба и грязную воду из водоемов. В эту пору земля тоже очищается от грязи. Так человек, пришедший к сознанию Кришны, быстро очищается от грязи и снаружи, и внутри. Поэтому Кришна известен под именем Хари, «забирающий». Кришна сразу забирает все нечистые привычки у того, кто обращается к сознанию Кришны. Осенние облака имеют белый цвет, поскольку не несут в себе воды. Так же и человек, ушедший от мирских дел и освободившийся от семейных забот (содержания дома, жены и детей), целиком посвящает себя сознанию Кришны. Избавившись от тревог, он становится таким же чистым, как белые осенние облака. Иногда осенью водопады льются с горных вершин и приносят чистую воду, а иногда они иссякают. Так и великие святые порой несут людям чистое знание, а порой молчат. Маленькие пруды, наполнившиеся водой в пору дождей, осенью постепенно высыхают. Но живущие там рыбешки не понимают, что их убежище с каждым днем становится все мельче и мельче. Закоренелые материалисты тоже не могут понять, что срок их жизни день ото дня сокращается. Мысли таких людей заняты коровами, имуществом, детьми, женой и друзьями. Под горячими лучами солнца вода в маленьких водоемах постепенно убывает, и это наполняет тревогой их обитателей, которые похожи на людей, неспособных обуздать чувства. Такие люди всегда страдают из-за того, что не могут наслаждаться жизнью или содержать семью. Покрытая илом земля постепенно высыхает, а молодые растения вянут. Так же и у того, кто приобщился к сознанию Кришны, со временем пропадает стремление к радостям семейной жизни.

С приходом осени воды океана становятся спокойными и безмятежными. Так и человек, осознавший свою духовную сущность, освобождается от беспокойств, причиняемых тремя гунами материальной природы. Осенью крестьяне сохраняют воду на полях, огораживая их валами, чтобы находящаяся на них вода не утекала. Вряд ли можно надеяться на новые дожди, поэтому крестьяне стараются сберечь хотя бы ту воду, что осталась на полях. Так и тот, кто достиг высокой ступени самоосознания, бережет свою энергию, держа чувства под контролем. Когда человеку исполняется пятьдесят лет, он должен оставить семью, чтобы сохранить энергию тела, и совершенствоваться в сознании Кришны. Тот, кто не способен управлять своими чувствами и использовать их в трансцендентном, полном любви служении Мукунде, не сможет обрести освобождение.

Осенью в дневное время солнце палит нещадно, однако ночью, благодаря лунному свету, можно отдохнуть от изнуряющей дневной жары. Человек, нашедший убежище у Мукунды, Кришны, избавляется от страданий, которые испытывают те, кто, заблуждаясь, отождествляет себя с материальным телом. Мукунда, Кришна, приносит утешение и девушкам Вриндавана. Эти девушки всегда страдают от разлуки с Кришной. Когда же они встречаются с Ним лунной осенней ночью, их страданиям приходит конец. Когда небо очищается от туч, звезды по ночам светят очень ярко. Так и люди, которые обрели сознание Кришны, очищаются от скверны и становятся столь же прекрасными, как звезды в осеннем небе. Веды содержат указания для тех, кто хочет обрести знание (гьяну), и для тех, кто желает заниматься мистической йогой или кармической деятельностью (совершать жертвоприношения). Но конечная цель Вед указана в «Бхагавад-гите»: тщательно изучив Веды, человек должен обратиться к сознанию Кришны. Чистое сердце преданного, обладающего сознанием Кришны, можно сравнить с чистым осенним небом. Осенью луна, окруженная звездами, ярко светит на ночном небосклоне. А на небе династии Яду явился Сам Господь Кришна, и, окруженный Ядавами, Он был точно луна среди россыпи звезд.

Когда в лесу распускается много цветов, свежий, напоенный их ароматами ветер приносит огромное облегчение людям, которые страдали от жары летом и от ливней в дождливую пору. К сожалению, этот ветер не приносил облегчения гопи, сердца которых были отданы Кришне. Все остальные могли радоваться ласковому осеннему ветру, но гопи радовались, только когда находились в объятиях Кришны.

С приходом осени коровы, лани, птицы и все существа женского пола зачинают потомство, ибо в это время их мужья становятся особенно сладострастными. Такие беременные похожи на трансценденталистов, которые, милостью Всевышнего, обрели надежду достичь цели человеческой жизни. Шрила Рупа Госвами в «Упадешамрите» говорит, что человек должен служить Господу с большим воодушевлением, терпением и убежденностью. Он должен следовать всем правилам и предписаниям, избегать материального осквернения и всегда оставаться в кругу преданных. Следуя этим шести заповедям, он непременно получит желанный плод преданного служения. Для того, кто терпеливо выполняет все правила преданного служения, обязательно придет время, когда он достигнет желаемого результата, подобно тому как женщина, забеременев, в конце концов получает желанное дитя.

Осенью, когда на озерах нет лилий, там расцветает множество лотосов. И лилии, и лотосы цветут на солнце, но палящее осеннее солнце благотворно только для лотосов. Так и в стране, где царь или правительство очень сильны, не могут процветать преступники — воры и грабители. Когда люди уверены, что не будут ограблены, они работают с радостью. Сильное правительство подобно палящему осеннему солнцу, лилии похожи на грабителей или других преступников, а цветы лотоса — на довольных граждан.

Осенью на полях созревают зерновые. В эту пору земледельцы радуются урожаю и совершают различные обряды, один из которых наванна — подношение зерна нового урожая Верховной Личности Бога. Сначала зерно подносят Божествам в различных храмах, после чего всех угощают сладким рисом из зерна нового урожая. Существуют и другие религиозные обряды и виды поклонения, в особенности в Бенгалии, где проводится самая большая из подобных церемоний — Дурга-пуджа.

Во Вриндаване осень тогда была особенно хороша благодаря присутствию Кришны и Баларамы, каждый из которых был Верховной Личностью Бога. Торговцы, царские чиновники и великие мудрецы могли теперь свободно передвигаться, чтобы достичь желанных целей. Трансценденталисты тоже достигают желанной цели, когда освобождаются от оков материального тела. В пору дождей торговцы не могут переезжать с одного места на другое и поэтому не получают прибыли. Царские чиновники тоже не могут ездить по стране и собирать налоги. И святые, которые должны путешествовать и нести людям трансцендентное знание, в пору дождей вынуждены оставаться на одном месте. Но осенью все они словно выходят из заточения. Трансценденталисту, будь он гьяни, йог или преданный, материальное тело мешает обрести плоды духовной деятельности. Но, оставив тело, гьяни сливается с духовным сиянием Всевышнего, йог переносится на одну из высших планет, а преданный отправляется на планету Верховного Господа, Голоку Вриндавану, или на одну из планет Вайкунтхи и там наслаждается вечной духовной жизнью.

На этом заканчивается двадцатая глава книги Бхактиведанты «Кришна», которая называется «Описание осени».

ГЛАВА 21: Гопи очарованы звуками флейты

С приходом осени реки и озера стали кристально чистыми и покрылись благоуханными цветами лотоса. Дул легкий ветерок, наполняя воздух приятной прохладой. В эту чудесную пору Кришна и Его друзья-пастушки вместе с коровами появились в лесу Вриндавана. Кришне очень понравилось в лесу, где вокруг распустившихся цветов радостно гудели пчелы. Птицы, деревья и другие растения, казалось, радовались приходу Кришны, который вместе со Шри Баларамой и другими пастушками присматривал за коровами. Войдя в лес, Кришна заиграл на Своей божественной флейте. Когда гопи во Вриндаване услышали ее звуки, они вспомнили о Кришне и стали переговариваться между собой, восхищаясь Его чудесной игрой. Описывая чарующие звуки Его флейты, гопи вспоминали о Своих встречах с Кришной и от волнения едва могли говорить. Восторгаясь звуками божественной флейты, они вспомнили и о том, как одет Кришна. Словно актер, танцующий на сцене, Он носит на голове павлинье перо, а за ушами — голубые цветы. На Нем яркие золотисто-желтые одежды

Скачать:TXTPDF

Кришна. Верховная личность Бога. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать, Кришна. Верховная личность Бога. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать бесплатно, Кришна. Верховная личность Бога. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать онлайн