Скачать:TXTPDF
Кришна. Верховная личность Бога. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада

возносящие вдохновенные молитвы.

На этом заканчивается двадцать восьмая глава книги Бхактиведанты «Кришна», которая называется «Спасение Махараджи Нанды из плена Варуны».

ГЛАВА 29: Танец раса. Пролог

В «Шримад-Бхагаватам» говорится, что танец раса проходил в ночь полнолуния в осеннюю пору — шарат. Из предыдущих глав явствует, что Говардхана-пуджа была устроена сразу после новолуния в месяц картика, а затем состоялась церемония бхратри-двития. После этого Индра излил свой гнев в виде дождя и града, и Кришна в течение семи дней держал над головой холм Говардхана до девятого дня прибывающей луны. Затем весь десятый день жители Вриндавана говорили о чудесных деяниях Кришны, а на следующий день Махараджа Нанда соблюдал экадаши. В день двадаши он отправился к Ганге, чтобы совершить омовение, и там его схватил один из слуг Варуны. Господь Кришна освободил Махараджу Нанду и после этого показал ему и другим пастухам духовное царство.

Так минула ночь полнолуния сезона шарат. Ночь полнолуния ашвина называется шарат-пурнима. Из «Шримад-Бхагаватам» мы узнаем, что, прежде чем насладиться танцем раса с гопи, Кришна ждал такого полнолуния еще год. В семилетнем возрасте Он поднял холм Говардхана, значит, танец раса проходил, когда Ему было восемь лет.

В ведических писаниях говорится, что танец, в котором профессиональный танцор танцует сразу со многими танцовщицами, называется раса. Когда наступила ночь полнолуния и Господь Кришна увидел обычное для осени убранствомножество цветов, в особенности душистой малики, — Он вспомнил молитвы гопи к богине Катьяяни, в которых они просили о том, чтобы Он стал их мужем. Кришна подумал, что ночь полнолуния поры шарат — самое подходящее время для чудесного танца. Так должно было исполниться желание гопи, мечтавших выйти за Него замуж.

Приступая к описанию танца раса, Шукадева Госвами, рассказчик «Шримад-Бхагаватам», говорит: бхагаван апи. Будучи Верховной Личностью Бога, Кришна в полной мере обладает шестью совершенствами и потому ни от кого не зависит в исполнении Своих желаний. И все же Он хотел насладиться танцем раса в обществе гопи. Бхагаван апи означает, что этот танец отличается от танцев обычных юношей и девушек. В «Шримад-Бхагаватам» сказано: йогамайам упашритах. Это значит, что Кришна танцевал с гопи под покровом йогамайи, а не махамайи. Юноши и девушки в материальном мире танцуют, находясь во власти махамайи, внешней энергии Господа. Но танец раса Кришны с гопи проходил под покровом йогамайи. Как сказано в «Чайтанья-чаритамрите», различие между йогамайей и махамайей такое же, как между золотом и железом. С точки зрения металлургии и золото, и железо — металлы, но они отличаются друг от друга по качеству. Точно так же, хотя танец раса и свидание Господа Кришны с гопи может казаться обыкновенной встречей юношей и девушек, качество их совершенно разное. Эту разницу сознают все великие вайшнавы, поскольку им известно различие между любовью к Кришне и вожделением.

В царстве махамайи танцующие стремятся удовлетворить собственную чувственность. Но когда Кришна, играя на флейте, созвал к Себе гопи, они устремились к месту танца раса, движимые духовным желанием угодить Кришне. Автор «Чайтанья-чаритамриты» Кришнадас Кавираджа Госвами разъяснил, что вожделение — это стремление удовлетворить чувственность. Любовь также означает желание удовлетворить потребности чувств, но чувств Кришны. Другими словами, деятельность ради удовлетворения потребностей своих чувств является материальной, а деятельность ради удовольствия Кришны — духовной. Цель и той, и другой деятельности — удовлетворить потребности чувств. Но на духовном уровне живое существо стремится доставить удовольствие Верховному Господу Кришне, а на материальном — удовлетворить самого себя. К примеру, на материальном уровне, когда слуга работает на хозяина, он трудится не ради хозяина, а ради себя. Он не будет служить хозяину, если тот перестанет ему платить. Это значит, что слуга служит хозяину, только чтобы удовлетворить потребности собственных чувств. Однако на духовном уровне тот, кто служит Верховному Господу, делает это без всякой платы и продолжает служить при любых обстоятельствах. В этом разница между сознанием Кришны и материальным сознанием.

Как мы говорили, Кришна наслаждался танцем раса с гопи, когда Ему было восемь лет. К тому времени многие гопи были уже замужем, так как в Индии, особенно в те времена, девушки выходили замуж очень рано. Было много примеров, когда девушки в двенадцать лет уже рожали детей. Поэтому все гопи, которые хотели получить в мужья Кришну, были уже замужем. Тем не менее они продолжали надеяться, что Кришна станет их мужем. Они мечтали о том, чтобы Кришна стал их возлюбленным, поэтому любовные отношения Кришны с гопи получили название паракия-расы. Так называют чувства женатого мужчины, стремящегося к близости с другой женщиной, или чувства замужней женщины, полюбившей другого мужчину.

В сущности, Кришнасупруг всех женщин, ибо Он — верховный наслаждающийся. Гопи хотели, чтобы Кришна стал их мужем, но Он не мог жениться на всех гопи. Однако, поскольку они стремились к общению с Кришной как с верховным супругом, отношения между ними и Кришной называются паракия-раса. Эта раса вечно существует на Голоке Вриндаване в духовном небе, где она не может быть осквернена, как паракия-раса в материальном мире. В материальном мире подобные отношения достойны осуждения, тогда как в духовном мире паракия-раса — это в высшей степени совершенные взаимоотношения Кришны и гопи. Существует несколько видов отношений с Кришной: отношения хозяина и слуги, дружеские отношения, отношения родителей с сыном и отношения влюбленных. Из всех этих рас самой возвышенной считается паракия-раса.

Материальный мир — искаженное отражение духовного. Оно подобно отражению дерева в воде, когда верхушка дерева кажется его нижней частью. Искаженное отражение паракия-расы в материальном мире считается чем-то низким и постыдным. Поэтому те, кто подражает танцу раса Кришны и гопи, довольствуются лишь искаженным, отталкивающим подобием духовной паракия-расы. В материальном мире невозможно наслаждаться духовной паракия-расой. В «Шримад-Бхагаватам» сказано, что паракия-расе нельзя подражать даже в мечтах или во сне. Тот, кто делает это, отравляет себя смертельным ядом.

Когда Кришна, верховный наслаждающийся, захотел встретиться с гопи в ночь полнолуния поры шарат, на небе в тот же миг во всей своей красе появилась царица звезд — Луна. Ночь полнолуния в пору шарат — самая прекрасная ночь года. В индийском городе Агра в провинции Уттар-Прадеш есть великий памятник архитектуры — Тадж-Махал, усыпальница, построенная из великолепного мрамора. В ночь полнолуния в сезон шарат много иностранных туристов приезжает туда, чтобы полюбоваться чудесными отблесками лунного света на стенах гробницы. Ночь полнолуния в сезон шарат славится своей красотой и поныне.

Луна, взошедшая на востоке, окрасила все вокруг в красноватый цвет, и все небо казалось посыпанным красной кункумой. Когда после долгого отсутствия муж возвращается домой, он припудривает лицо жены красной кункумой. Подобно этому, долгожданный восход луны в пору шарат раскрасил небо на востоке в алый цвет.

С появлением луны желание Кришны танцевать с гопи стало еще сильнее. В лесу, напоенном ароматом цветов, царила прохлада и праздничное настроение. Когда Господь Кришна заиграл на флейте, ее звуки очаровали всех вриндаванских гопи. Эти звуки стали в тысячу раз сладостнее благодаря восходу полной луны, алеющему небу и покою, который царил в лесу, благодаря прохладному воздуху и распустившимся цветам. Все гопи по самой своей природе испытывали влечение к Кришне, покоренные Его красотой, и, когда они услышали звуки флейты, их охватило чувство, похожее на вожделение — желание доставить Кришне радость.

Услышав звуки флейты, гопи сразу бросили все дела и устремились туда, где их ждал Кришна. Они бежали очень быстро, и серьги у них в ушах раскачивались из стороны в сторону. Все они спешили к месту, называемому Вамшивата. Некоторые гопи доили коров, но оставили это занятие и бросились к Кришне. Одна из гопи только что подоила корову и поставила молоко на огонь, но, не беспокоясь о том, что оно убежит, тоже покинула дом, чтобы увидеться с Кришной. Другие гопи кормили грудью детей или подавали еду родным, но и они бросили свои занятия и кинулись туда, где Кришна играл на флейте. Некоторые гопи подавали еду мужьям, другие сами ужинали, но, не заботясь о том, чтобы накормить мужей или поесть самим, они ушли из дому. Некоторые гопи, прежде чем отправиться к Кришне, хотели нарядиться и подкрасить лицо, но не смогли как следует сделать это из-за желания скорее увидеться с Кришной. Они подкрашивались наспех и кое-как, а некоторые второпях перепутали нижнюю часть одежды с верхней, да так и надели ее.

Когда гопи начали поспешно покидать свои дома, их мужья, братья и отцы были ошеломлены, не зная, куда они направляются. Женщины были молоды, и их мужья, старшие братья и отцы, под опекой которых они находились, запретили им идти к Кришне. Но гопи не обратили на это внимания. Когда человека влечет к Кришне и он в полной мере обладает сознанием Кришны, его не заботят мирские обязанности, даже очень важные. Сознание Кришны столь могущественно, что избавляет человека от бремени материальных дел. Шрила Рупа Госвами написал прекрасные стихи, в которых одна гопи советует другой: «Дорогая подруга, если хочешь наслаждаться дружбой и любовью в материальном мире, не ходи на свидание с улыбающимся юношей Говиндой. Он стоит на берегу Ямуны, играя на флейте, и уста Его сияют, озаренные светом полной луны». Шрила Рупа Госвами тем самым говорит, что тот, кого пленило прекрасное улыбающееся лицо Кришны, теряет интерес к мирским удовольствиям. Это признак, по которому можно судить о совершенствовании человека в сознании Кришны: совершенствуясь все больше и больше, он постепенно становится равнодушным к материальной деятельности и наслаждениям.

Некоторым гопи мужья все же помешали пойти к Кришне и насильно заперли их в доме. Тогда эти гопи, закрыв глаза, стали медитировать на божественный облик Кришны, и Он был с ними в их мыслях. Так они доказали, что были величайшими из всех йогов. Как сказано в «Бхагавад-гите», лучший йог тот, кто хранит Кришну в своем сердце, непрестанно с верой и любовью думая о Нем. По сути, йог должен сосредоточить ум на образе Господа Вишну, ибо такова истинная йога. Кришнаизначальный источник всех вишну-таттв. Поскольку гопи не могли пойти к Кришне, они начали медитировать на Него, как великие йоги.

Занимаясь кармической деятельностью, обусловленные существа получают два вида плодов: грешники обретают страдания, а праведники — возможность вкусить материальных удовольствий. Но в любом случае, страдая или наслаждаясь, живое существо остается во власти материальной природы.

Гопи, подруги Кришны, пришедшие на свидание с Ним, занимали разное положение. Большинство из них были вечными спутницами Кришны. В «Брахма-самхите» сказано: ананда-чин-майа-раса-пратибхавитабхих. В духовном мире те, кто общается с Кришной, в особенности

Скачать:TXTPDF

Кришна. Верховная личность Бога. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать, Кришна. Верховная личность Бога. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать бесплатно, Кришна. Верховная личность Бога. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать онлайн