Скачать:TXTPDF
Кришна. Верховная личность Бога. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада

Господь Рамачандра, они были учеными, знатоками Вед, и хотели, чтобы их отношения с Господом Рамачандрой были подобны супружеским. Рамачандра дал им благословение и пообещал, что они родятся на земле во время прихода Господа Кришны, который исполнит их желание. В пришествие Господа Кришны эти мудрецы родились как гопи во Вриндаване. Став юными гопи, они получили возможность общаться с Кришной и так обрели то, о чем мечтали в своей предыдущей жизни. Поскольку их желание было совершенным, они достигли высшей цели и были так счастливы, что у них не осталось никаких других желаний. В «Бхагавад-гите» также сказано, что у человека, достигшего Верховного Господа, не остается никаких желаний. Когда Кришна появился среди гопи, они перестали горевать и оплакивать разлуку с Ним. Они чувствовали, что получили все, чего желали. Совершенно счастливые в присутствии Кришны, они разостлали на земле свою одежду. Эта одежда, сшитая из тонкого полотна, была осыпана красной кункумой, которой девушки припудривали грудь. С большой заботой и любовью они приготовили для Кришны место. Он был самой их жизнью, и они постарались сделать для Него удобное сиденье.

Устроившись на сиденье среди гопи, Кришна стал еще прекраснее. Великие йоги — Господь Шива, Господь Брахма и даже Господь Шеша — всегда хранят образ Кришны в своем сердце, но гопи видели Кришну воочию, сидящего на их одеждах. В окружении гопи Кришна выглядел необычайно красивым. И гопи, собравшиеся вокруг Кришны, были самыми прекрасными девушками во всех трех мирах.

Могут спросить: каким образом, находясь среди такого множества гопи, Кришна сидел подле каждой из них? В этой связи в «Бхагаватам» употреблено очень важное слово — ишвара. В «Бхагавад-гите» сказано: ишварах сарва-бхутанам. Слово ишвара относится к Верховному Господу, который как Сверхдуша находится в сердце каждого. Встречаясь с гопи, Кришна также явил Свои воплощения, подобные Параматме. Он сидел рядом с каждой из гопи, оставаясь невидимым для других. Он был так добр к гопи, что вместо того, чтобы находиться в их сердцах, где Его можно увидеть только с помощью йогической медитации, Он сидел рядом с ними. Так Кришна явил особую милость гопи, самым красивым девушкам во всем мироздании. Встретившись наконец со своим любимым Господом, гопи старались понравиться Ему, поводя бровями, улыбаясь и время от времени бросая на Него сердитые взгляды. Они клали Его лотосоподобные стопы к себе на колени и растирали их. Улыбаясь, они осторожно высказывали Кришне скрытую обиду: «О Кришна! Мы простые вриндаванские гопи и плохо знаем учение Вед. Мы не разбираемся в том, что хорошо и что плохо. Поэтому мы хотим задать Тебе один вопрос, и поскольку Ты такой ученый, то сумеешь дать на него правильный ответ. С теми, кто их любит, разные люди ведут себя по-разному: одни отвечают любовью только на любовь, другие любят, даже если не встречают взаимности, а третьи не отвергают любовь, но и не принимают ее. Кого из них Ты считаешь лучше, честнее?»

В ответ Кришна сказал: «Милые подруги! Люди, которые отвечают взаимностью только на проявления любви, похожи на торговцев. Они в любви отдают ровно столько, сколько получают от другой стороны. По сути, в этом случае нет и речи о любви. Это только корысть и ловкий расчет. Даже те, у кого нет и намека на любовь, лучше, чем такие торгаши. Второй тип лучше первого, поскольку такие люди любят, даже если не находят ответа. Такую искреннюю любовь питают к своим детям родители, хотя дети зачастую пренебрегают ими. Третий тип людей не отвечает взаимностью, но и не отвергает любящего. Таких людей можно разделить на две группы. К первой относятся те, кто находит удовлетворение в себе и не нуждается ни в чьей любви. Их называют атмарама: они поглощены мыслями о Всевышнем, поэтому им все равно, любит их кто-нибудь или нет. Другая группа — это просто неблагодарные, бессердечные люди. Люди этой категории восстают против старших. Например, сын, получающий от любящих родителей все, может быть черствым и не отзываться на их чувства. Таких людей называют гуру-друхах: получая блага от родителей или духовного наставника, они тем не менее пренебрегают ими».

Кришна косвенно ответил на вопросы гопи, даже те, в которых они намекали, что Он не откликнулся на их чувства. В ответ на это Кришна сказал, что Он, будучи Верховной Личностью Бога, самодостаточен. Он не нуждается ни в чьей любви, но в то же время Он не относится и к числу неблагодарных.

«Дорогие подруги, — продолжал Кришна, — может быть, Мои слова и поступки огорчают вас, но знайте, что иногда Я не откликаюсь на чувства, которые питают ко Мне преданные. Мои преданные очень привязаны ко Мне, но порой Я не отвечаю им взаимностью, чтобы еще усилить их любовь. Если Я буду легко доступен, они подумают: «К Кришне совсем нетрудно подступиться». Поэтому иногда Я не откликаюсь на их чувства. Если бедняк разбогатеет, а затем опять лишится богатства, он будет с утра до вечера думать о своей потере. Так и Я, чтобы усилить любовь преданных, иногда кажусь им потерянным, но, вместо того чтобы забыть обо Мне, они чувствуют, что любят Меня еще больше. Дорогие подруги, ни минуты не думайте, что Я отношусь к вам как к обычным преданным. Я знаю вас. Вы отказались от всех мирских и религиозных обязательств, порвали связи со своими родителями. Не думая о моральном и религиозном долге, вы пришли ко Мне и отдали Мне свою любовь. Я столь многим обязан вам, что не могу относиться к вам как к обычным преданным. Не думайте, что Я был далеко от вас. Я всегда оставался с вами и только хотел посмотреть, как сильно вы тоскуете в разлуке. Поэтому не корите Меня. Если Я действительно дорог вам, прошу, простите Мою вину. Даже жизни полубогов на райских планетах не хватило бы Мне, чтобы отплатить вам за вашу безграничную любовь. Вас невозможно вознаградить или отблагодарить. Поэтому удовлетворитесь собственными праведными делами. Вы явили идеал любви ко Мне, преодолев огромные трудности, созданные семейными узами. Прошу вас, довольствуйтесь вашими собственными добродетелями, ибо Я не в силах выплатить вам Свой долг».

Жители Вриндавана явили идеал чистого преданного служения. В шастрах, достоверном источнике знания, говорится, что преданное служение должно быть ахаитуки и апратихата. Это означает, что служение Кришне не может быть ограничено общественными или религиозными условностями. Преданное служение всегда трансцендентно. Гопи служили Господу с такой любовью, что Он чувствовал Себя их должником. Поэтому Господь Чайтанья говорил, что преданное служение вриндаванских гопи превосходит все остальные формы поклонения Верховной Личности Бога.

На этом заканчивается тридцать вторая глава книги Бхактиведанты «Кришна», которая называется «Кришна возвращается к гопи».

ГЛАВА 33: Описание танца раса

Гопи с радостью слушали утешительные речи Верховного Господа Кришны. Слушая Кришну и касаясь Его божественного тела, они избавились от мучений, вызванных разлукой. Затем Верховный Господь начал танец расатанец в кругу многих девушек. Кришна танцевал с самыми прекрасными и счастливыми девушками трех миров. Гопи Вриндавана, которые так беззаветно любили Кришну, танцевали с Ним, взявшись за руки.

Танец раса, который явил Кришна, нельзя сравнить ни с одним танцем в материальном мире, бальным или народным. Танец раса совершенно духовен. Чтобы это стало очевидно, верховный мистик Кришна явился во множестве форм и встал рядом с каждой гопи. Положив руки на плечи девушек, стоявших по обе стороны от Него, Кришна стал танцевать с ними. Девушки не знали, что танцуют с мистическими воплощениями Кришны: каждая из них видела только одного Кришну. Каждой казалось, что Кришна танцует именно с ней. Над местом, где проходил этот чудесный танец, парили воздушные корабли небожителей, которым не терпелось увидеть, как Кришна танцует с гопи. Гандхарвы и киннары вместе со своими женами запели и стали осыпать танцующих цветами.

Гопи и Кришна танцевали под аккомпанемент чудесных звуков, которые издавали надетые на них браслеты, колокольчики и другие украшения. Кришна казался зеленоватым сапфиром в ожерелье из золота и драгоценных камней. Танцующие гопи и Кришна являли удивительную картину. Движения их ног, сплетение рук, движение бровей, улыбки, вздымающиеся груди и развевающиеся одежды пастушек, их подрагивающие серьги и украшенные цветами прически — все это в ритме танца и пения казалось похожим на облака, гром, снег и молнию. Тело Кришны походило на череду облаков, песни гопи звучали, словно гром, их красота сверкала, как молния на небесах, а капли пота на их лицах напоминали тающие снежинки. Так Кришна и гопи кружились в вихре танца.

От все возрастающего желания насладиться общением с Кришной шеи у девушек порозовели. Чтобы доставить им удовольствие, Кришна стал хлопать в ладоши в такт их пению. На самом деле весь мир наполнен пением Кришны, но разные живые существа воспринимают его по-разному. Это подтверждается в «Бхагавад-гите»: йе йатха мам прападйанте тамс татхаива бхаджамй ахам. Кришна танцует, и все живые существа тоже танцуют, но танцы в духовном и материальном мире отличаются друг от друга. Автор «Чайтанья-чаритамриты» в этой связи говорит, что в танце Кришнагосподин, а все остальные — Его слуги. Все стараются подражать танцу Кришны. Те, кто действительно обладает сознанием Кришны, правильно понимают смысл Его танца и не стремятся танцевать по-своему. Но живущие в материальном мире пытаются подражать Кришне как Верховной Личности Бога. Живые существа танцуют по указке майи, энергии Кришны, и воображают, что равны Ему. Но это совсем не так. Человек, обладающий сознанием Кришны, свободен от подобных заблуждений, поскольку знает, что Кришнаверховный господин, а все остальные только Его слуги. Танцевать надо, чтобы угодить Кришне, а не подражать Ему или пытаться сравняться с Богом. Гопи хотели доставить Кришне радость и потому, когда Он пел, хвалили Его, восклицая: «Замечательно! Прекрасно!» Иногда они сами выводили голосом чудесные мелодии, чтобы порадовать Его, и Он отзывался похвалами.

Некоторые гопи, устав от танца, положили руки на плечи Шри Кришне. Их прически пришли в беспорядок, и украшавшие их цветы попадали на землю. Когда девушки положили руки на плечи Кришне, их опьянил аромат Его тела, украшенного лотосами, другими душистыми цветами и сандалом. Гопи неудержимо влекло к Кришне, и они стали целовать Его. Некоторые девушки прижимались щекой к Его щеке, и Кришна в поцелуе перекладывал из Своих уст в их уста бетель, который они с радостью принимали, тем самым еще более возвышаясь духовно.

После долгих танцев и пения гопи устали. Шри Кришна танцевал рядом с ними, и, чтобы прогнать усталость,

Скачать:TXTPDF

Кришна. Верховная личность Бога. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать, Кришна. Верховная личность Бога. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать бесплатно, Кришна. Верховная личность Бога. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать онлайн