Скачать:TXTPDF
Кришна. Верховная личность Бога. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада

В таких сведениях для Него мало пользы.

И уж конечно, Он не станет интересоваться теми, кто не являются членами Его семьи. Дружба с посторонними всегда основывается на корысти, так с какой стати беспокоиться о них? В особенности привязанность к чужим женам — она сохраняется, только пока есть необходимость удовлетворять потребности чувств. Шмель вьется вокруг цветка лишь до тех пор, пока не соберет нектар. Продажная женщина порывает с любовником, как только он лишится денег. Когда правительство неспособно защитить своих подданных, они покидают страну. Закончив образование, ученик порывает всякую связь с учителем и школой. Жрец, получивший вознаграждение, забывает о том, кто его наградил. Когда деревья заканчивают плодоносить, птицы уже не прилетают к ним. Поев в доме хозяина, гость сразу же уходит оттуда. Когда в лесу от пожара выгорает трава, олени и другие животные покидают лес. И мужчина, вдосталь насладившись своей подругой, отворачивается от нее». Вот так, прибегая ко множеству сравнений, гопи, хотя и не прямо, обвиняли Кришну в невнимании к ним.

Уддхава понял, что все вриндаванские гопи только и думают, что о Кришне и Его детских играх. Разговаривая о Кришне, они совсем забыли о домашних делах. Они даже забыли о самих себе, так велико было их желание слушать о Кришне.

Одна из гопи, Шримати Радхарани, которая особенно близко общалась с Кришной, была так поглощена мыслями о Нем, что даже заговорила со шмелем, который летал вокруг, стараясь коснуться Ее лотосоподобных стоп. Пока другие гопи разговаривали с посланцем Кришны, Уддхавой, Шримати Радхарани решив, что шмель тоже посланник Кришны, обратилась к нему с такими словами: «Шмель, ты привык перелетать с цветка на цветок, собирая нектар, поэтому, видно, ты и захотел стать посланцем Кришны, который очень схож с тобой нравом. Я вижу на твоих усиках красную кункуму: она осталась на гирлянде Кришны, когда Он прижимал к груди какую-то другую девушку, Мою соперницу. Ты, видимо, гордишься тем, что притрагивался к этой гирлянде и что твои усики от этого покраснели. Ты принес Мне весть от Кришны, и теперь стараешься припасть к моим ногам. Но дорогой шмель, предупреждаю тебя — не прикасайся ко Мне! Я не хочу слышать никаких вестей от твоего ненадежного господина. Ты — ненадежный слуга ненадежного господина!» — Шримати Радхарани, видимо, нарочно обращалась к шмелю с язвительными словами, чтобы таким образом уязвить посланца Уддхаву. Как и другие гопи, Шримати Радхарани видела, что чертами Уддхава очень похож на Кришну, и даже более того, она воспринимала Уддхаву как равного Кришне. Поэтому Радхарани намекала, что Уддхава столь же ненадежен, как и Сам Кришна. Она также не преминула изложить особые причины Своего недовольства Кришной и Его посланцем.

Шримати Радхарани снова обратилась к шмелю: «Твой хозяин Кришна очень схож с тобой нравом. Ты посидишь на одном цветке и, как только соберешь нектар, тут же перелетаешь на другой. Таков и твой хозяин Кришна. Только один раз дал Он Мне вкусить нектар Его губ, а затем покинул нас совсем. Я знаю, что Кришне неустанно служит богиня процветания Лакшми, восседающая на цветке лотоса. Но Я не понимаю, почему она так пленилась Кришной, так к Нему привязалась, ведь ей известно Его непостоянство. Может быть, ее заворожили обольстительные речи Кришны, и она уже не может понять Его истинный нрав. Но мы не столь глупы, как богиня процветания. Мы не позволим себя обманывать ни Самому Кришне, ни Его посланцам».

По мнению людей знающих, Лакшми, богиня процветания, исходит от Шримати Радхарани и подчинена Ей. Как у Самого Кришны есть многочисленные воплощения вишну-мурти, у Его энергии наслаждения, Радхарани, тоже есть множество воплощений — богинь процветания. Поэтому богиня процветания Лакшмиджи всегда стремится возвыситься до положения гопи.

«Глупый шмель, — продолжала Шримати Радхарани, — ты славишь Кришну в надежде угодить Мне и получить награду, но это пустая затея. Мы лишены всего, что имели. У нас больше нет ни дома, ни семьи. Мы многое знаем о Кришне. Знаем даже больше, чем ты. Поэтому, что бы ты ни говорил о Нем, для нас все это старые сказки. Кришна сейчас живет в городе, где известен как друг Арджуны. У Него много новых подружек, которые, несомненно, очень счастливы с Ним. Да и как им не быть счастливыми, если Кришна смог утолить жгучее томление, переполнявшее их грудь! Если ты полетишь к ним и станешь славить Кришну, возможно, они и соблаговолят наградить тебя. Я вижу, ты стараешься задобрить Меня своим угодливым поведением и потому склоняешься головой к Моим ногам. Но Я знаю, какую шутку ты хочешь сыграть со Мной. Мне известно, что ты хитрец, присланный еще более великим хитрецом — Кришной. Поэтому, прошу, оставь Меня.

Мне ведомо, что ты умеешь очень искусно мирить ссорящихся, но знай, что Я не могу доверять ни тебе, ни твоему господину — Кришне. Ради Кришны мы оставили своих мужей, детей и родственников, но Он всегда вел Себя так, будто ничем не обязан нам.

Наконец, Он уехал, бросив нас совсем. Ты думаешь, мы сможем доверять Ему снова? Мы знаем, что без общества молодых женщин Кришна не может прожить и минуты. Таков Его характер. Но жить в Матхуре совсем не то же самое, что жить в деревне, среди простодушных пастушек. Теперь Он вращается среди знати, где не так-то легко подружиться с юными девушками. А может, ты прилетел сюда, чтобы снова расположить нас к Нему или отвести в Матхуру? Нет, Кришна вряд ли хочет, чтобы мы отправились туда. Он, как никто другой, способен покорить всех девушек не только во Вриндаване или Матхуре, но и по всему свету. Его чарующая улыбка столь неотразима, а движения бровей так прекрасны, что любая девушка с райских, средних или адских планет явится к Нему по первому зову. Даже Маха-Лакшми, величайшая из богинь процветания, жаждет оказать Ему хоть какую-нибудь услугу. Что мы по сравнению с этими обитательницами вселенной? Да мы просто ничтожества!

Кришна всюду говорит о Своем великодушии, и все великие святые поют Ему хвалу. Но Его достоинства нашли бы себе лучшее применение, если бы Он явил нам хоть немного милосердия, ибо мы чувствуем себя глубоко униженными, оскорбленными Его пренебрежением. Бедный посланец, ты всего лишь неразумный слуга. Ты так мало знаешь о Кришне, о том, каким неблагодарным и бессердечным Он бывал не только в этой жизни, но и в предыдущих. Мы слышали об этом от нашей бабушки Паурнамаси. Она рассказывала нам, что прежде Кришна был сыном кшатрия и носил имя Рамачандры. Тогда Он убил Вали, который был врагом Его друга, но не так, как подобает кшатрию, а как это делают охотники. Охотник прячется в засаде и убивает зверя, даже не показываясь ему на глаза. Господу Рамачандре, родившемуся кшатрием, следовало сразиться с Вали лицом к лицу, но по наущению Своего друга Он убил его из-за дерева. Так Он нарушил религиозные заповеди кшатриев. Кроме того, Он был так пленен красотой Ситы, что отрезал сестре Раваны, Шурпанакхе, нос и уши, превратив ее в страшилище. Шурпанакха хотела, чтобы он утолил ее страсть, и, как истинный кшатрий, Он должен был исполнить ее желание. Но Ситадеви так поработила Его, что, не в силах ее забыть, Он обезобразил Шурпанакху. Еще до того, как родиться кшатрием, Он появился на свет мальчиком- брахманом по имени Ваманадева и просил подаяние у Махараджи Бали. Махараджа Бали в своем великодушии предложил Ему все, чем владел, но неблагодарный Ваманадева-Кришна пленил его, словно ворона, и отправил в подземное царство Патала. Мы хорошо знаем Кришну, знаем, каким неблагодарным Он может быть. Но вот незадача! Хотя Он так жесток и бессердечен, мы не можем перестать говорить о Нем. Не только мы — даже великие мудрецы и святые непрестанно ведут о Нем разговоры. Мы, гопи Вриндавана, не желаем продолжать дружбу с этим темноликим юношей, но не представляем себе, где найти силы, чтобы не вспоминать о Нем и не говорить о Его деяниях».

Кришна абсолютен, поэтому Его так называемые жестокие поступки столь же привлекательны, как и Его добрые дела. Вот почему ни святые люди, ни такие великие преданные, как гопи, ни при каких обстоятельствах не могут отречься от Кришны. Недаром Господь Чайтанья в Своих молитвах говорил: «Кришна, Ты полностью свободен и независим. Ты можешь обнять Меня или попрать ногами, как пожелаешь. Можешь разбить Мое сердце, не позволяя лицезреть Тебя до конца дней, но Ты единственный, кому отдана вся Моя любовь».

«По-Моему, — опять заговорила Шримати Радхарани, — лучше ничего не слышать о Кришне, ибо тот, в чьи уши попала хоть капля нектара из рассказов о Его божественных деяниях, перестает испытывать как приязнь, так и неприязнь к чему бы то ни было. Он полностью освобождается от скверны материальных привязанностей и отрешается от материального мира: от семьи, дома, жены, детей и всего, что так дорого каждому. Тот, кто лишился всех материальных приобретений, становится несчастным сам и делает несчастными своих родных. Словно птица, блуждает он в поисках Кришны, добровольно избрав удел нищего странника. Истинно понять Кришну, Его имя и Его качества, Его облик, Его лилы, Его символы и окружение очень и очень трудно».

Обращаясь к черному шмелю, посланцу Кришны, Шримати Радхарани добавила: «Прошу, не говори больше о Кришне. Лучше поговорим о чем-нибудь другом. Бывает, что пятнистую лань в лесу завораживают сладкие звуки охотничьего рожка, неся ей гибель. Вот так обречены и мы. Так и мы зачарованы сладкими речами Кришны. Вновь и вновь вспоминая о сиянии, исходящем от ногтей на пальцах Его ног, мы все сильнее жаждем встретиться с Ним. Поэтому прошу тебя: отныне ни слова о Кришне».

Все эти разговоры Радхарани с вестником-шмелем, Ее многочисленные упреки в адрес Кришны, а также признание Своей неспособности не говорить о Нем, являются признаками высочайшего трансцендентного экстаза, который называется маха-бхава. Проявления экстаза маха-бхавы могут наблюдаться только у Самой Радхарани и Ее приближенных. Великие ачарьи — Рупа Госвами и Вишванатха Чакраварти Тхакура — тщательно изучили вызванные маха-бхавой речи Шримати Радхарани и описали их разновидности, такие как удгхурна, или слова, произнесенные в замешательстве, и джалпа-пратиджалпа — сбивчивые речи. Все это признаки удджвала-расы, — сверкающей жемчужины любви к Богу.

Пока Радхарани говорила, шмель летал вокруг нее, а затем вдруг скрылся из глаз. Она глубоко тосковала в разлуке с Кришной и, беседуя со шмелем, чувствовала прилив экстатической любви. Но, как только шмель исчез, Радхарани

Скачать:TXTPDF

Кришна. Верховная личность Бога. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать, Кришна. Верховная личность Бога. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать бесплатно, Кришна. Верховная личность Бога. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать онлайн