Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
По ту сторону рождения и смерти. А.Ч. Бхактиведанта свами Прабхупада

души, но ошибка духовной души в том, что она пытается наслаждаться материальными объектами.

Здесь все ищут наслаждения в материальном и по мере своих возможностей накапливают знания. Одни становятся химиками или физиками, другие — политиками, художниками или кем-нибудь еще. Каждый знает обо всем понемногу или все о чем-нибудь одном, и это обычно называют знанием. Но когда мы покидаем тело, всему этому знанию приходит конец. В предыдущей жизни человек мог иметь огромные познания, но в этой жизни он вынужден начинать все сначала и снова ходить в школу, учиться читать и писать. Мы начисто забываем все, что знали в своей прошлой жизни. На самом деле мы ищем непреходящего знания, но его невозможно обрести с помощью материального тела. Все мы стараемся получить наслаждение с помощью своего тела, однако плотское наслаждение нельзя назвать подлинным наслаждением. Оно противоестественно. Мы должны понять, что пока у нас сохраняется желание испытывать эти противоестественные наслаждения, мы не сможем вернуться в свое изначальное состояние непреходящего блаженства.

Пребывание в теле нужно считать болезненным состоянием живого существа. Больной человек не может по-настоящему наслаждаться. К примеру, человеку, заболевшему желтухой, леденец покажется горьким, однако

здоровый человек может ощутить его сладость. И в том и в другом случае леденец остается леденцом, но в зависимости от своего состояния мы по-

разному воспринимаем его вкус. И до тех пор пока мы не излечимся от этой болезни (отождествления себя с телом), мы не сможем почувствовать сладость духовной жизни. Более того, она покажется нам горькой на вкус. Те, кто все больше и больше предаются материальным удовольствиям, только усугубляют свою болезнь. Человеку, заболевшему брюшным тифом, твердая пища противопоказана, и если кто-то даст ему такую пищу, чтобы он насладился ею, и он будет есть ее, то этим он только ухудшит свое состояние, подвергая опасности свою жизнь. Тот, кто действительно хочет избавиться от страданий, должен свести к минимуму потребности своего тела и плотские удовольствия.

На самом деле материальное наслаждение вообще нельзя считать наслаждением. Истинное наслаждение никогда не прекращается. В «Махабхарате» есть стих (раманте йогино ’нанте), в котором говорится о том, что йоги (йогино), то есть те, кто пытается подняться на духовный уровень, испытывают настоящее наслаждение (раманте), и их наслаждение непреходяще (ананте). Это объясняется тем, что источником их наслаждения является верховный наслаждающийся (Рама), Шри Кршна. Истинный наслаждающийся — Бхагаван Шри Кршна, и это подтверждается в «Бхагавад-гите» (5.29):

бхоктарам йаджна-тапасам

сарва-лока-махешварам

сухрдам сарва-бхутанам

джнатва мам шантим рччхати

«Мудрецы, знающие, что в конечном счете лишь Я наслаждаюсь всеми жертвоприношениями и плодами всех аскез, что Я — Верховный Господь всех планет и полубогов, благодетель и доброжелатель всех живых существ, избавляются от всех страданий, присущих материальному существованию». Бхога означает «наслаждение», и мы сможем испытать подлинное наслаждение только тогда, когда поймем, что по своему положению мы — доставляющие наслаждение. Истинный наслаждающийся — Верховный Господь, мы же — те, кто доставляет Ему наслаждение.

Примером таких взаимоотношений в материальном мире служат отношения меду мужем и женой: муж считается наслаждающимся (пурушей), а жена — доставляющей наслаждение (пракрти). Слово при означает «женщина». Пуруша, то есть дух, — это субъект, а пракрти, природа, — объект. Однако получают наслаждение оба: и муж, и жена. Когда они действительно испытывают наслаждение, нельзя сказать, что муж получает большее удовольствие, чем жена. Хотя мужчина занимает господствующее положение, а женщина — подчиненное, эта граница стирается, когда они испытывают наслаждение. По большому счету ни одно живое существо не является наслаждающимся.

Бог распространил Себя во многих, и мы представляем собой эти Его экспансии. Бог — один и только один, но Он захотел стать многими, для того чтобы наслаждаться. По своему опыту мы знаем, что сидеть в одиночестве и разговаривать с самим собой — небольшое удовольствие. Но когда собираются пять человек, мы получаем удовольствие от разговора, а когда нам представляется возможность говорить о Кршне перед огромными аудиториями, то с этим наслаждением ничто не может сравниться. Наслаждение подразумевает разнообразие. Бог стал многими для того, чтобы наслаждаться, и, следовательно, наше дело — доставлять Ему наслаждение. Это наше изначальное положение. С этой целью мы были сотворены. И наслаждающийся, и доставляющие наслаждение обладают сознанием, однако сознание доставляющего наслаждение подчинено сознанию наслаждающегося. Но, несмотря на то что Кршна — наслаждающийся, а мы — доставляющие наслаждение, каждый обладает способностью испытывать наслаждение. Однако истинное наслаждение мы можем испытывать только тогда, когда принимаем участие в насалждениях Бога. Мы не можем наслаждаться независимо от Него, на физическом уровне. Во многих местах «Бхагавад-гиты» дается совет избегать материальных плотских наслаждений.

матра спаршас ту каунтейа

шитошна-сукха-духкха-дах

агамапайино ’нитйас

тамс титикшасва бхарата

«О сын Кунти, постоянная смена жары и холода, приход и уход счастья и несчастья подобны приходу и уходу зимы и лета. Источник всего этого — чувственное восприятие, о потомок Бхараты, и нужно научиться терпеливо переносить эти перемены, не утрачивая душевного равновесия» (Б.-г., 2.14).

Грубое физическое тело возникает в результате взаимодействия гун материальной природы и обречено на уничтожение.

антаванта име деха

нитйасйоктах шариринах

анашино ’прамейасйа

тасмад йудхйасва бхарата

«Гибнет только тело неуничтожимого, не поддающегося измерению и вечного живого существа. Поэтому сражайся, о потомок Бхараты» (Б.-г., 2.18). Вот почему Шри Кршна советует нам подняться над плотскими представлениями о существовании и начать жить подлинной духовной жизнью.

гунан этани атитйа трин

дехи деха-самудбхаван

джанма-мртйу-джара-духкхаир

вимукто ’мртам ашнуте

«Если воплощенный в силах превзойти эти три гуны (благость, страсть и невежество), он сможет избавиться от реждения, смерти, старости и всех связанных с ними страданий и испить напиток бессмертия даже в этой жизни» (Б.-г., 14.20).

Чтобы подняться на чистый духовный уровень брахма-бхуты, возвысившись над тремя гунами, мы доолжны прибегнуть к методу сознания Кршны. Этому способствует повторение имен Кршны: Харе Кршна, Харе Кршна, Кршна Кршна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе, которое подарил нам Чаитанйа Махапрабху. Этот метод называется бхакти-йогой или мантра-йогой, и к нему прибегают лучшие из трансценденталистов. О том, как трансценденталисты осознают себя находящимися по ту сторону рождения и смерти, вне материального тела и переносятся из материального мира в духовный, говорится в последующих главах.

2

Возвышение в момент смерти

Есть несколько разновидностей трансценденталистов, которых называют йогами: хатха-йоги, джнана-йоги, дхйана-йоги и бхакти-йоги — и всем им открыт доступ в духовный мир. Слово йога означает «связывать», и системы йоги предназначены для того, чтобы мы могли установить связь с трансцендентным миром. Как уже упоминалось в предыдущей главе, изначально мы все связаны с Верховным Господом, но сейчас мы осквернены соприкосновением с материей. Наша задача состоит в том, чтобы вернуться в духовный мир, и метод установления связи с ним называется йогой. Другое значение слова йога — «плюс». В настоящее время мы, так сказать, «минус Бог», то есть лишены Всевышнего. Когда мы прибавляем Кршну, Бога, к своей жизни, наша жизнь в человеческом теле становится совершенной.

К моменту смерти мы должны завершить этот процесс самосовершенствования. Метод, позволяющий нам приблизиться к совершенству, необходимо практиковать на прояжении всей своей жизни, так чтобы в момент смерти, когда нам придется покинуть материальное тело, мы могли достичь этого совершенства.

прайана-кале манаса ’чалена

бхактйа йукто йога-балена чаива

бхрувор мадхйе пранам авешйа самйак

са там парам пурушам упаити дивйам

«Тот, кто в момент смерти собирает жизненный воздух между бровей и со всей преданностью сосредоточивает свои мысли на Верховном Господе, несомненно, достигнет Верховной Личности Бога» (Б.-г., 8.10).

Студент в течение четырех или пяти лет изучает какой-нибудь предмет, а затем сдает экзамен и получает ученую степень. Так же обстоит дело с предметом, которым является наша жизнь: если мы на протяжении всей жизни готовимся к экзамену, который нам предстоит держать в момент смерти, и выдерживаем этот экзамен, то переносимся в духовный мир. В момент смерти проверяется вся наша жизнь.

йам йам вапи смаран бхавам

тйаджатй анте калеварам

там там эваити каунтейа

сада тад-бхава-бхавитах

«Какую бы форму существования ни вспомнил человек, покидая тело, эту форму он и получит» (Б.-г., 8.6).

Есть бенгальская пословица, гласящая: все, что делал человек для своего совершенствования, будет проверено в момент смерти. В «Бхагавад-гите» Кршна рассказывает о том, что нужно делать, оставляя тело. Обращаясь к дхйана-йогам (тем, кто занимается медитацией), Шри Кршна говорит следующее:

йад акшарам веда-видо ваданти

вишанти йад йатайо вита-рагах

йад иччханто брахмачарйам чаранти

тат те падам санграхена правакшйе

сарва-дварани самйамйа

мано хрди нирудхйа ча

мурдхнй адхайатманах пранам

астхито йога-дхаранам

«Великие мудрецы, принявшие отреченный образ жизни, сведущие в Ведах и произносящие омкару, входят в Брахман. Во имя того, чтобы достичь такого совершенства, они дают обет безбрачия. Теперь Я опишу тебе этот метод, при помощи которого можно обрести спасение. Состояние йоги — это состояние отрешенности от всякой деятельности чувств. Закрыв все двери чувств и сосредоточив ум на сердце, а воздух жизни в верхней части головы, человек утверждается в йоге» (Б.-г., 8.11 — 12).

В системе йоги этот процесс называется пратйахарой, что означает «прямо противоположное». Хотя в течение всей жизни мы созерцаем земную красоту, во время смерти нужно отвлечь чувства от их объектов и созерцать красоту внутри. Аналогичным образом, наши уши тоже привыкли слушать звуки,

которыми наполнен мир, но в момент смерти нужно слушать омкару, трансцендентный звук, звучащий внутри.

ом итй экакшарам брахма

вйахаран мам анусмаран

йах прайати тйаджан дехам

са йати парамам гатим

«Человек, пребывающий в состоянии йоги, произносящий священный слог ом, высшее сочетание букв, и думающий о Верховной Личности Бога, в момент расставания с телом, несомненно, достигнет духовных планет» (Б.-г., 8.13). Таким образом, необходимо прекратить всякую внешнюю деятельность чувств и использовать все их, чтобы сосредоточиться на форме вишну-мурти, форме Бога. Ум очень беспокоен, но его необходимо сосредоточить на Господе, пребывающем в сердце. Когда ум человека сосредоточен на сердце, а воздух жизни поднят в верхнюю часть головы, он может достичь совершенства йоги.

В этот момент йог решает, куда ему направиться. В материальной вселенной есть бесчисленное множество планет, а за пределами этой вселенной находится духовная вселенная. Йоги знают об этих планетах из ведических писаний. Перед тем как ехать в Америку, человек уже может составить себе некоторое представление об этой стране, читая книги о ней. Так же и о духовных планетах можно узнать, читая ведические писания. Йог знает все эти планеты по описаниям, содержащимся в ведической литературе, и по своему выбору может перенестись на любую пранету без помощи космического корабля. Космические путешествия с помощью механических средств нельзя считать приемлемым методом возвышения на другие планеты. Может быть, несколько человек ценой огромных затрат времени, денег и сил смогут достичь других планет с помощью материальных средств: космических кораблей, скафандров и т. д., — но это очень трудоемкий и непрактичный способ. Но в любом случае с

Скачать:TXTPDF

По ту сторону рождения и смерти. А.Ч. Бхактиведанта свами Прабхупада Веды читать, По ту сторону рождения и смерти. А.Ч. Бхактиведанта свами Прабхупада Веды читать бесплатно, По ту сторону рождения и смерти. А.Ч. Бхактиведанта свами Прабхупада Веды читать онлайн