Скачать:PDFTXT
Ригведа. Мандала 1

вами, о Ашвины, для вашего чудесного появления, Два голоса направляют к ее цели (?). Молодая благородная женщина для дружбы Вступившая с вами в брак, выбрала вас в мужья.

6. Ребху вы освобождаете от угнетенности. Для Атри снегом (остановили) жар, жгущий со всех сторон. В корове Шаю вы делаете набухшим питание. Вандана был наделен долгим сроком жизни.

7. Вандану, развалившегося от дряхлости, Вы собираете, о удивительные, как мастера — колесницу. Под восхваления вы вызываете рождение вдохновенного (певца) из чрева. Да проявится здесь ваша чудесная сила для почитающего (вас)!

8. Вы отправились к стенающему вдалеке (Бхуджью), Измученному из-за враждебности отца своего. Ведь сейчас ваша помощь полна света. Яркими были в нужный момент (ваши) поддержки.

9. А та пчела прошептала вам связанное с медом. В опьянении сомой сын Ушидж громко говорит: «Вы хотите расположить мысль Дадхьянча». Тогда конская голова вам поведала.

10. Вы почтили Педу, о Ашвины, белым (конем), Очень желанным, победителем врагов, Сверкающего (?) стрелами, трудно одолимого в сражениях, Достойного воспевания, завоевателя народов, как Индра.

{mospagebreak}1.,120. «К Ашвинам»

1. Какая жертва вам, о Ашвины, достигнет цели? Кто вам обоим на радость? Как служить (вам) неразумному?

2. Таких двоих знатоков пусть спросит о вратах Незнающий, любой другой, лишенный разума, И никогда ведь (они) не бездеятельны в отношении смертного!

3. Мы призываем вас, таких знатоков. Как знатоки такие подскажите нам сегодня тему (молитвы). Ваш приверженец, наделяемый (наградой), запел (восхваление).

4. Я расспрашиваю в простоте (своей) не (других) богов, (а вас), О таинственном (соме), приготовленном под (возглас) «Вашат!», о удивительные. Защитите нас и от более сильных и от более хватких!

5. (Речь,) что про (звучала), как у Бхригавапы, чтобы громко возвещать (и) блистатьРечь, которую вас почитает Паджрия, — (Ее я) про(изнес) как желающий вознаграждения знаток.

6. Слушайте пение Такаваны — Ведь это я восхвалил вас, о Ашвины! Сюда глаза (свои обратите), о повелители красоты, (вы, -) повелители дома!

7. Ведь вы были (повелителями) великой радости, Когда вы что-либо вытряхивали (из колесницы). Будьте нам добрыми пастухами, о два бога! Сохраните нас от лютого волка!

8. Не выдайте нас никакому недоброжелателю! Да не уйдут дойные коровы от наших домов неизвестно куда! Они приносят пользу выменем (даже) без телят.

9. Пусть доятся они, чтобы сделать вас друзьями! Предназначьте нас для богатства, несущего награду, И предназначьте нас для подкрепляющего напитка, связанного с коровами!

10. От награждающих Ашвинов Получил я колесницу без коня. Очень я этому рад!

11. Тащи меня как-нибудь! Пусть двинется вслед за людьми Эта легкоходная колесница на питье сомы!

12. Поэтому я забываю (дурной) сон И скупого богача. Оба они пропадают рано утром.

1.,121. «К Индре»

1. (Примет) ли (Индра) действительно (благосклонно) сосуд мужей, преданных богам? Услышит ли спешащий песни Ангирасов? Когда доберется он до членов семьи (этого) дома, Пусть широко шагает на (наш) обряд, (он) достойный жертв.

2. Он укрепил небо, он окропил основу (земли). Искусный (муж), он назначил богатство в виде коровы как награду (людям). Буйвол следил взглядом за самкой, что родилась сама по себе. Кобылицу он пре(вратил) в мать коровы.

3. Являлся царь на древний зов племен Ангирасов, (Чтобы захватывать) алых (коров), сильный (бог), (Тваштар) выточил отданную в его власть ваджру. (Индра) укрепил небо для четвероногого, для человека, для двуногого.

4. В опьянении этим (сомой) ты вручил справедливости Шумную запертую вереницу коров. Когда же трехгорбый повел обратно (стадо, пришедшее) в движение, Он открыл врата обмана рода человеческого.

5. Это для тебя молоко, что принесли родители, Деятельные, быстрые — дар из чистого семени, Прозрачный, (с тем,) чтобы (его) пожертвовали как твое наследствоМолоко вечнодоящейся коровы.

6. Вот он родился. Да опьянит он, победный! Он ярко засиял, как солнце из этой утренней зари, Сок (сомы),-усилиями тех, кто приносит в жертву (свой) пот, Благодаря которым (жрец,) разливающий (сому) ковшом, достиг старых установлений (обряда).

7. Когда пойдет полным ходом складывание дров — хорошего топлива, То солнце во время обряда (должно) о (кружить) темницы коровы, Когда ты будешь светить в решающие дни Для сильного искателя скота, (вождя,) чей род следует на повозках.

8. Ты взял сюда с великого неба (четыре) пары буланых коней — (всего) восемь, Сражаясь за источник, (вс°) превосходящий блеском, Когда (боги) доили опьяняющего буланого (сому), чтобы усилить тебя, (Доили) давильными камнями сок, крепчающий от (молока) коров, дружащий с ветром.

9. Ты заставил повернуть железную (ваджру с ремнем) из коровьей (кожи), Небесную пращу, принесенную искусным (Тваштаром?), Когда, о многопризываемый, выигрывая (бой) для Кутсы, Ты окружил Шушну бесконечными смертельными оружиями.

10. Когда солнце вот-вот погрузится во мрак, О повелитель давильных камней, швырни ту скалу — метательное оружие! Та сила Шушны, что была окружена, Крепко связана, — ты сорвал ее с неба.

11. Оба великих пространства без колес, небо и земля, Восторгались тобой, о Индра, при (этом) деянии. Вритру, разлегшегося на реках, Ты мощно усыпил ваджрой, (этого) кабана.

12. Ты, о Индра, мужественный (защитник тех) мужей, кому ты помогаешь, Сядь на (коней) Ваты, легко запрягаемых, лучше всех везущих! (Та) ваджра, что дал тебе Кавья Ушанас, Воодушевляющая, убивающая врагов, решающая (сражение), — (ее) выточил (Тваштар).

13. Ты остановил коней солнца, (помогая) людям. Унес колесо Эташа, (а) не этот (Сурья), о Индра. Забросив (колесо) на тот берег девяноста судоходных рек, Ты пустил под откос тех, кто не приносит жертв.

14. Ты, о Индра, от этой беды защити Нас, о громовержец, от опасности в решающую минуту! Вручи нам награды, связанные с колесницами, завершающиеся конями, — Для удовлетворения, для славы, для проявления щедрости!

15. Да не минует нас эта твоя милость, О великий благодаря наградам! Да окружат (нас) жертвенные услады! Надели нас, о щедрый, коровами чужого! Да будем мы тебе самыми щедрыми сотрапезниками!

1.,122. «Ко Всем-Богам»

1. Ваш напиток, о вы быстрые (своим) рвением, сок (сомы), Принесите в жертву Рудре щедрому! Я восхвалил (его) вместе с мужами Асуры неба, (Я восхвалил) Марутов (так,) как будто бы целился в два мира.

2. Надо возвеличить за утренним призывом зарю и ночь, Хорошо известных, (тех, что) словно две жены: (Одна), подобно бездетной (женщине), носящая простую (?) одежду, (Другая) с блеском солнца, прекрасная в золотых украшениях.

3. Да опьянит нас носящийся вокруг, нападающий рано утром (бог)! Да опьянит (нас) Вата, (друг) вод, (с колесницей,) запряженной конями! Вдохновляйте вы нас, о Индра и Парвата! Да создадут нам широту Все-Боги!

4. И еще, (я), сын Ушидж, хочу позвать к себе Этих двоих блистательных, что приходят (и) пьют, чтобы рассвело. Поставьте Апам Напата впереди (при почитании) вас! (Поставьте) впереди двух матерей пылкого Аю!

5. (Я,) сын Ушидж, хочу призвать шумного (бога), Как Гхоша — Шансу при приеме Арджуны. (Поставьте) впереди вашего (восхваления) Пушана, чтобы он дал! Речью я хочу достигнуть божественной сути Агни.

6. Услышьте, о Митра и Варуна, эти мои призывы, А также услышьте их на месте (жертвоприношения) со всех сторон! Пусть услышит нас дарующая (милость) слышания, охотно слушающая, Синдху с прекрасными полями, с водами!

7. Прославляется этот ваш дар, о Митра и Варуна, Получив сто коров у (людей рода) Прикшаямы, У Паджры, Шрутаратхи, Прияратхи, Они тотчас отправились, запирая (коров — свое) процветание.

8. Прославляется благодеяние этого очень щедрого (покровителя). Пусть мы вместе добудем (дар) Нахуша, (став) богатыми прекрасными мужами! Человек, который награждает от Паджров, (Дал) мне (награды,) состоящие из коней, из колесниц.

9. Тот злопамятный человек, о Митра и Варуна, Что выжимает вам (сому,) как воду, с коварными помыслами, Он сам вкладывает себе в сердце чахотку, В то время как благочестивый жертвами достиг (своей цели).

10. Движимый чудесной силой, он сильнее, чем могущественный Нахуш. Слава его воспевается мужами. Он идет, раздавая дары, твердо шагая. Он всегда герой во всех сражениях.

11. О цари, идущие на зов Нахуша, (Нашего) покровителя, слушайте, о опьяняющиеся амритой, Что за дар у Набходжу (и) Ниравы, Для великого прославления владельца колесницы!

12. «Вот покровитель, чью толпу мы хотели бы составить» — Так говорили они при вкушении (пищи) десяти видов. «(Те,) у кого охотно пребывают блеск и щедрость, Пусть все они завоевывают награду в (любых) делах!»

13. Пусть наслаждаемся мы кушаньем десяти видов, Когда они идут, неся дважды десять блюд. А что, Ишташва, Иштарашми, эти Повелители силы превосходства бросятся (награждать) мужей?

14. (Вот) поток (окота) с золотом в ушах, драгоценными камнями на шее. Да создают нам Все-Боги для него широкий простор! Пусть зори, сразу приходящие на хвалебные песни чужого, Будут радоваться обоим (сообществам) среди нас!

15. Четырех жеребят Машаршары, Трех — победоносного царя Аявы мне (подарили). Ваша колесница, о Митра и Варуна с длинной Передней частью, с ремнями-лучами засверкала, как солнце.

1.,123. «К Ушас»

1. Запряжена широкая колесница Дакшины. На нее взошли бессмертные боги. Из темного (пространства) восстала благородная огромная (богиня)» Заботящаяся о людском поселении.

2. Раньше (всего света) пробудилась она, Завоевывающая награду, высокая, победоносная. Высоко (наверху) взглянула на вс° юная женщина, снова рождающаяся. Ушас появилась первой на утренний призыв.

3. Если сегодня ты станешь раздавать мужам (их) долю Среди смертных, о Ушас, прекраснорожденная богиня, То пусть бог Савитар, покровитель дома, Провозгласит нас безгрешными перед Сурьей!

4. Из дома в дом идет она, несокрушимая (?), Изо дня в день принимая (разные) имена. Стремясь захватить (добычу), она приходит постоянно. Она владеет самым лучшим из (всех).

5. Сестра Бхаги, кровная родня Варуны, О щедрая Ушас, пробудись первой! Да останется позади, кто затевает зло! Да победим мы его Дакшиной-колесницей!

6. Пусть возникнут богатые дары, пусть воз (никнут) обильные (подкрепления)! Поднялись пылающие огни. Желанные блага, сокрытые мраком, — Сверкающие зори делают их видимыми.

7. Одна уходит прочь, другая приходит. Две несхожие половины суток сходятся вместе. Другая заставила скрыться мрак двух окружающих (миров). Засверкала Ушас с блистающей колесницей.

8. Одни и те же сегодня, одни и те же завтра, Они следуют длительному установлению Варуны. Безупречные, (каждые) тридцать йоджан Одна за другой они осуществляют в один день (божественныйзамысел.

9. Зная имя первого дня, Белая, белеющая, родилась из черного. Юная женщина не нарушает установления космического закона, Приходя день за днем на место свидания.

10. Ты идешь, словно девица, красуясь (своим) телом, О богиня, к богу, жаждущему (тебя). Юная женщина, улыбаясь, ты раскрываешь Грудь (перед ним), когда зажигаешься с востока.

11. Словно юная женщина прекрасной внешности, украшенная матерью, Ты показываешь (свое) тело, чтобы (на него) смотрели. О Ушас, воссвети ты далеко, неся счастье! Другие зори не сравнятся в этом с тобой.

12. Обладая конями, коровами, всеми желанными дарами, Равняясь на лучи солнца, Они уходят и снова приходят, (Эти) зори, несущие счастливые имена.

13. Послушная узде космического закона, Дай нам силу духа, приносящую счастье! О Ушас, воссвети нам сегодня, легко призываемая! И да будут богатства у (наших) щедрых покровителей!

1., 124. » К Ушас»

1. Когда зажигается огонь, воспламенящаяся Ушас (И) восходящий Сурья далеко простерли свет. Вот бог Савитар побудил наших Двуногих (и) четвероногих отправиться по (своим) делам.

2. Та, что не нарушает божественных обетов, Но сокрушает людские поколения, — Ушас воссияла (как) последняя из прошедших, непрерывно сменяющихся, (Как) первая из приходящих.

3. Эта дочь неба показалась, Облекаясь в свет, (всегда) одинаковая, на востоке. Она правильно следует дорогой закона; Как знающая наперед, она не путает направлений.

4. Ее грудь явилась взорам, как у блудницы (?), Как Нодхас она открыла (свои) прелести. Как муха, будящая спящих, Она возникла первой из всех пришедших, непрерывно сменяющихся.

5. В восточной части недосягаемого темного пространства Родительница коров подняла (свое) знамя. Вот она распространяется — вдальвширь — Заполняя лоно обоих (своих) родителей.

8. Вот она показывает себя, самая первая из многих. Она не избегает ни чужого, ни родного, Красуясь незапятнанным телом, Она, сверкающая, не сторонится ни малого, ни великого.

7. Как (девица,) не имеющая брата, она идет навстречу мужчинам. Она подобна (девице,) взошедшей на подмостки, чтобы приобрести богатства. Она — как нарядная жена, жаждущая мужа. Ушас, как любовница, выставляет (свою) грудь.

8. Сестра уступила место старшей сестре. Она уходит от нее, как та, с кем предстоит (еще) встретиться. Пламенея лучами Сурьи, Она умащается мазью, как блудницы, идущие на свидание.

9. Из этих прежних сестер в течение (многих) дней Она идет ближайшей вслед за прежней. Пусть эти новые утренние зори сейчас, как раньше, Воссияют нам богатство и хорошие дни!

10. Пробуди дарителей, о щедрая Ушас! Пусть скупцы спят непробудно! Воссвети щедрым богатство, о щедрая, Богатство — певцу, (ты,) великодушная (и) пробуждающая!

11. Эта юница ниспослала вниз (на землю) сияние на восток. Она запрягает череду алых коров. Пусть она вспыхнет сейчас! Пусть взовьется (ее) знамя! Пусть будет огонь в каждом доме!

12. Как только ты вспыхнула, и птицы

Скачать:PDFTXT

Ригведа. Мандала 1 Веды читать, Ригведа. Мандала 1 Веды читать бесплатно, Ригведа. Мандала 1 Веды читать онлайн