Скачать:PDFTXT
Ригведа. Мандала 1

вдохновенного!

2. Его, прекрасно превосходящего (всех), покорили подкрепления, (Его), наполняющего пространство, окруженного силами, Индру, возбужденного сомой, — умелые Рибху. На стосильного нашло быстрое великодушие.

3. Ты открыл для Ангирасов загон с коровами, А для Атри ты (был) отыскателем пути в стовратном (доме). Добро даже с урожаем ты привез Вимаде, В сражении заставив плясать скалу (укрытие врага,) окружившего себя (награбленным добром).

4. Ты открыл затворы вод Ты принес горе добро, связанное с влагой. Когда, о Индра, силой ты убил Вритру-змея, Тем самым ты заставил на небе подняться солнце, чтобы (все) видели (его).

5. Колдовскими силами ты сдул прочь колдунов Которые по своему обычаю совершали возлияние (себе) на плечо. Ты проломил крепости Пипру, о мужественный духом. Ты сильно помогал Риджишвану в смертельных битвах с дасью.

6. Ты поддерживал Кутсу в смертельных битвах с Шушной. Ты отдал Шамбару во власть Атитхигвы. Ты топтал ногой Арбуду, такого огромного. От века ты рожден для убийства дасью.

7. Вся сила сосредоточена в тебе для одной цели. Твоя щедрость радуется питью сомы. Твоя ваджра проявляет себя, (будучи) вложена (тебе) в руки. Обруби все мужские силы врага!

8. Различай, кто арии и кто дасью! Наказуя тех, у кого нет обетов, отдай (их) во власть разостлавшему жертвенную солому! Будь могуч, (будь) вдохновителем того, кто заказал жертву! Всем этим твоим (подвигам) я радуюсь на совместных праздниках сомы.

9. Отдавая во власть тому, кто следует обету, тех, кто против обета, Пронзая с помощью союзников тех, кто не союзники, Индра, Прославляемый, (в виде) муравья преодолел насыпи Стремящегося к небу, возросшего уже, и растущего (еще врага).

10. Когда Ушанас тебе выточил (дубину), силу — силойМогущество (твое) мощно раздвинуло два мира. (Кони) Ваты, запрягаемые мыслью, о мужественный мыслью, Везли тебя, наполняемого (сомой), к славе.

11. Когда он повеселился у Кавьи Ушанаса, Индра садится на двух резвых (коней), более резвых (чем у Ваты?). Грозный восходит на (быстро) ходную (колесницу). Он выпустил воды струиться потоком. Он взорвал твердые крепости Шушны.

12. Ты восходишь на колесницу, (чтобы ехать) за напитками мужества. У Шарьяты принесены (тебе соки), которыми ты опьяняешься. О Индра, так как ты радуешься (людям), выжавшим сому, Ты возвышаешь до неба непобедимую хвалебную речь.

13. Ты дал старому, речистому Какшиванту, Выжимающему (сому), юную Вричаю, о Индра. Ты превратился в жену Вришанашвы, о многоумный. И все эти твои (подвиги) надо провозгласить на выжиманиях (сомы)!

14. Индра оказался в полной власти (человека) с добрыми мыслями. Восхваление Паджров — словно столб превратный! Жаждущий коней, коров, колесниц, добра, Индра один владеет богатством как даритель (его).

15. Это (слово) поклонения произнесено для быка, самодержца, Чей пыл истинен, для сильного. В этой общине, о Индра, да будем мы — Все мужи — вместе с покровителями под твоей защитой!

1.,52. «К Индре»

1. Я хочу прекрасно возвеличить этого барана, находящего солнце, Чья сотня благотворных (сил) сразу приходит в движение. Как скакуна — к награде, мчащуюся на зов колесницу — Индру я хотел бы обратить к себе на помощь хвалебными песнями.

2. Неколебимый, как гора на (прочных) основах, С тысячей подкреплений, Индра возрос силами, Когда убил запрудившего реки Вритру, Обуздывая бурные потоки, неистовствуя от напитка (сомы).

3. Он ведь захватчик из захватчиков (?), отверстие в вымени (с сомой) С золотым дном, (бог,) возросший от опьянения с помощью мудрых. Индру этого я призвал благим деянием и молитвой, (Его,) чьи дары самые щедрые: ведь он полон сомы.

4. Кого наполняют сидящие на небе на жертвенной соломе, Словно океан (-реки), собственные благотворные подкрепления, За ним при убийстве Вритры следовали поддержки — За Индрой — непобедимые, несогнутые.

5. В то время как он сражался в опьянении этим (сомой), навстречу его внезапному действию Помчались подкрепления, как быстрые (воды) -в низину, Когда Индра-громовержец, дерзая (вс° больше) от напитка сомы, Проломил преграды Валы, словно Трита.

6. Его охватывает жар. Сила (его) возбуждена. Запрудив воды, (тот) лежал на дне пространства, Когда Вритру, которого трудно схватить в стремнине, Ты, Индра, ударил громом по челюстям.

7. Ведь, как волны-озеро, тебя наполняют молитвы, Которые для тебя, о Индра, усиления. Это Тваштар увеличил свойственную тебе мощь: Он выточил (тебе) дубину победной силы.

8. О собравшийся с силой духа Индра, убив с помощью буланых (коней) Вритру, (и) создавая для человека выход водам, Ты держал в руках железную дубину. Ты укрепил на небе солнце, чтобы (его) видели.

9. Возвышенно, наделено собственным блеском, грозно, достойно гимна то, что (Боги) в страхе совершили восхождение на небо, Когда, (словно) борющиеся за награду люди, подкрепления (Индры) — Маруты, сопровождающие господина, приветствовали в небе Индру.

10. Само грозное небо из-за рева этого змея Отступило от страха, когда твоя ваджра, о Индра, В опьянении выжатым (сомой) с силой разрубила голову Вритры, угнетавшего оба мира.

11. Так как, о Индра, земля (увеличилась) в десять раз, (И) все дни распространялись народы, То твоя знаменитая сила, о щедрый, Мощью (и) разрушительностью (стала) равной небу.

12. По ту сторону (видимого) пространства, неба Ты, о сильный по своей природе, (приходящий) на помощь, о дерзкий мыслью, Сделал землю противовесом (своей) силы. Охватывая воды, солнце, ты идешь на небо.

13. Ты стал противовесом земли. Ты стал господином высокого (неба) с великими героями. Все воздушное пространство ты заполнил (своим) величием. Ведь поистине никто другой не равен тебе.

14. (Он,) чьей протяженности не до(стигают) небо и земля, Как реки не достигают конца (видимого) пространства- Тем более не (сравниться) с (его) собственным внезапным действом, когда он сражается в опьянении (сомой!) Один последовательно совершил вс° остальное.

15. Пели тут Маруты в этом сражении, Все боги ликовали при виде тебя, Когда зазубренной дубиной, о Индра, Ты ударил Вритру по пасти.

1.,53. «К Индре»

1. Вот легко мы возносим речь, хвалебные песни Великому Индре на месте Вивасвата. Никогда ведь еще не находили сокровища, как (вор) у спящих. Плохое восхваление не ценится среди дающих богатство.

2. Ты — тот, кто с бою берет (для нас) коня, с бою берет корову, о Индра, С бою берет (для нас) ячмень, деятельный господин добра, От века покровитель людей, помогающий не иссякнуть (их) желаниям, Друг для друзей — таким мы тебя воспеваем!

3. 0 могущественный Индра, совершающий много (подвигов), о самый яркий! Ведь это твое добро со всех сторон бросается в глаза! Взяв из него, принеси, о (всех) превосходящий! Не оставь неисполненным желание преданного тебе певца!

4. В эти дни настроенный благожелательно благодаря этим каплям (сомы), Прогоняя безвдохновенность (поэта) с помощью коров, богатства конями — Силой Индры (и) капель (сомы) разнося дасью, Да получим мы жертвенный напиток, отстранив враждебность!

5. Да по (лучим) мы, о Индра, богатство, да получим мы жертвенный напиток! Да по (лучим) мы награды, всесияющие, сверкающие (нам) навстречу, Да получим мы божественное покровительство, Чей порыв — герои, чье начало — коровы, что приносит коней!

6. Опьянили тебя эти пьянящие напитки, эти силы мужества Эти соки сомы в битвах с врагами, о господин сущего, Когда для певца с жертвенной соломой десять вражеских отрядов, Не знающих себе равных, тысячи (бойцов) ты уложил.

7. В бой за боем ты вступаешь храбро, Крепость за крепостью ты там разбиваешь, Когда в далеком краю, о Индра, с другом Нами Ты сразил колдовского (демона) по имени Намучи.

8. Ты убил Каранджу и Парнаю Острейшим ободом (колеса) Атитхигвы. Ты разбил сотню крепостей Вангриды, Осаждаемых Риджишваном, (ты,) непримиримый.

9. Ты вместе с Сушравасом, оставшимся без сторонников, Этих царей народов — два десятка (их), пришедших (сюда), Шестьдесят тысяч девяносто девять (воинов), о знаменитый, Поверг ниц колесом от колесницы, — дурной ногой.

10. Ты помог Сушравасу своими подкреплениями, Своими защитными действиями, о Индра, — Турваяне. Кутсу, Атитхигву, Аю ты этому Великому юному царю отдал во власть.

11. Когда (сейчас), кончая, мы хотим, о Индра, Стать защищенными богами, самыми лучшими твоими друзьями, Мы будем восхвалять тебя, богатые с твоей помощью прекрасными сыновьями, Протягивая дальше более долгий срок жизни!

1.,54. «К Индре»

1. Не (оставь) нас, о щедрый, в этой опасности в боях! Ведь не достигнуть конца твоей мощи! Ты заставил шуметь реки, (раскачал) громко скрипящие деревья. Как людям не сгрудиться вместе от страха?

2. Пой могучему, могущественному, полному могущества! Возвеличивая, славь прислушивающегося Индру, Который дерзкой силой покоряет оба мира, Мужественный бык — (своей) мужественной природой.

3. Пропой небу высокому ликующее слово — Ведь у него, отважного, отважный дух самовластен. Асура с высокой славой, ревностно созданный, (Встал) впереди двух буланых коней: ведь бык этот — колесница.

4. Ты потряс вершину высокого неба. Ты сам храбро разрубил Шамбару, Когда (ты) храбро боролся под действием пьянящего (сомы) С лапой поверженного колдовского (демона), острой (как) дротик.

5. Когда ты низвергаешь на голову самого храпящего, Поверженного Шушны громко скрипящие деревья, С духом, исполненным разрушения, обращенным к (опасности) — Если и сегодня ты захочешь (это) совершить, кто тебя у (держит) ?

6. Ты помог мужественному Турваше (и) Яду, Ты — Турвити (и) Вайе, о стоумный, Ты — колеснице-Эташе в решающем состязании. Ты разрушил девяносто девять крепостей.

7. Только тот царьгосподин сущего (или) человек процветает, Кто, принося жертвенные возлияния, соблюдает предписание, Или кто принимает хвалебные песни с подарком. Влага неба набухает книзу для него.

8. Несравненна власть (его), несравненна мудрость. Те из пьющих сому пусть будут впереди (всех) со (своим) делом» Кто у тебя, дарителя, Индра, укрепляет Великую власть, прочную и мужественную.

9. Ведь только для тебя эти обильные выдоенные камнями (соки сомы), Сидящие в чане, чаши, выпиваемые Индрой. Дорвись,утишь страсть к ним, Затем настрой мысль на дарение добра!

10. Стоял мрак, мешающий основе вод. Гора (была) во внутренностях Вритры. Вс°, что было устроено запрудителем рек В стремнине, Индра разбивает одно за другим.

11. Возложи на нас блеск, увеличивающий счастье, Великую власть, сильную, о Индра, покоряющий людей! Храни наших покровителей, защищай богатых жертвователей И содействуй нам в богатстве, прекрасном потомстве, жертвенной пище!

1.,55. «К Индре»

1. Еще (выше,) чем небо, далеко распространилась его громадность. Даже земля по (своей) величине-не противо (вес) Индре. Страшный, исполненный силы, опаляющий людей, Он точит ваджру, как бык (рога), — для остроты.

2. Словно океанское течение — реки, Он вбирает в себя благодаря (своим) размерам разливающиеся в разные стороны (песни). Индра распаляется, как бык, для питья сомы. От века этот боец вызывает восхищение (своей) силой.

3. Ты, о Индра, обладаешь свойствами великого мужества, Словно та гора — чтобы (ее) использовать. Он бросается в глаза среди богов благодаря героической силе, Грозный (бог,) поставленный во главе любого дела.

4. Это он в лесу даст услышать свой голос поклоняющимся (ему), Провозглашая среди людей дорогое (имя) Индры. Бык бывает приятным, бык желанен, Когда щедрый мирным (путем) приводит в движение поток (речи).

5. Это он, воинственный, создает людям Великие сражения (своим) могуществом (и) силой. И тогда верят они в разъяренного Индру, мощно поражающего ваджрой-смертельным оружием.

6. Ведь это он. жаждущий славы, возросший силой. Уничтожающий искусственные поселения на земле, Создающий надежные светила для жертвователя, С замечательной силой духа, выпустил воды, чтобы они текли.

7. О пьющий сому, да будет мысль твоя (направлена) на дарение! О слышащий славословие, направь сюда пару (твоих) буланых коней! Лучше всех правящие колесничие, что (есть) у тебя, о Индра, — Твои желания, да не подведут они тебя, неистовые!

8. Неисчерпаемое добро ты несешь в руках. Неодолимую силу заключает в (своем) теле прославленный (бог). Как в колодцах, прикрытых теми, кто их сделал, В телах твоих, о Индра, — богатые силы духа.

1.,56. «К Индре»

1. Этот Индра (двигал) вперед, (опускал) вниз; поднимал вверх Множество чаш этого (сомы), словно жеребец-кобылу, (он)- возбужденный. Для величия он дает себе выпить силу действия (сомы), Повернув сюда золотистую колесницу с упряжкой буланых (коней), искусную.

2. К нему спешат хвалы, поклоняясь, принося полноту богатства, Вожделея добычи, как (реки) — в совместном течении к океану. Поднимись же к господину силы действия (и) жертвенного собрания с силой, С блеском, как стремящиеся (к соме) — на гору!

3. Он — победитель, великий в деле мужества, (даже) без пыли (сражений). Словно вершина горы, сверкает пылом (его) мощь неистовая, Благодаря которой железная (дубина) в опьянении, Успокоила в колодке колдовского Шушну среди союзников.

4. Если божественная сила, возросшая благодаря тебе, для поддержки, Как Сурья за Ушас, следует за Индрой, Который с отважной мощью прогоняет мрак, Он высоко поднимает пыль, издавая боевой клич.

5. Когда ты растянул твердую основу — незыблемое пространство, Ты установил (ее) на столпах неба — рывком. Когда в борьбе за солнце в опьянении, в радостном возбуждении ты, о Индра, убил Вритру, ты выпустил поток вод.

6. Ты с силой укрепил твердую основу

Скачать:PDFTXT

Ригведа. Мандала 1 Веды читать, Ригведа. Мандала 1 Веды читать бесплатно, Ригведа. Мандала 1 Веды читать онлайн