Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Шри Ишопанишад. А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада

везде. Он может находиться на Голоке

Вриндаване, но в то же самое время Он вездесущ. Он — изначальная

личность, старейшее живое существо, но на какое бы изображение Кришны вы

ни посмотрели, вы увидите юношу пятнадцати-двадцати лет. Вы нигде не

найдете старика. Вы видели в «Бхагавад-гите» изображение Кришны в роли

колесничего. В то время Ему было не меньше ста лет, у Него уже были

правнуки, и тем не менее Он выглядел как юноша. Кришна, Бог, никогда не

стареет. Таково Его верховное могущество. И если вы захотите постичь

Кришну, изучая ведическую литературу, то зайдете в тупик. Теоретически

это возможно, но сопряжено с очень большими трудностями. Однако вы

сможете легко узнать о Нем от Его преданного. Преданный Кришны может

дать Его вам со словами: «Вот Он, возьмите Его». Таково могущество

преданных Кришны.

Первоначально была только одна Веда, и читать ее не было необходимости.

Люди были такими умными и имели такую хорошую память, что могли понять

ее, лишь однажды услышав из уст духовного учителя. Им достаточно было

один раз услышать что-то, чтобы сразу постичь смысл сказанного. Но пять

тысяч лет назад Вьясадева, заботясь о людях этого века, Кали-юги,

записал Веды. Он знал, что со временем жизнь людей сократится, их память

ослабеет, а разум притупится. «Поэтому я должен учить ведической

мудрости, записав ее», — подумал он. Он разделил Веду на четыре части:

«Риг», «Саму», «Атхарву» и «Яджур» — и поручил эти части своим ученикам.

Потом он подумал о людях, не обладающих большим разумом: стри, шудрах и

двиджа-бандху. Он решил позаботиться о женщинах, шудрах (рабочих) и

двиджа-бандху (тех, кто, несмотря на высокое происхождение, лишен

соответствующих качеств). Человека, родившегося в семье брахмана, но не

имеющего качеств брахмана, называют двиджа-бандху. Для них он создал

«Махабхарату», назвав так историю Индии, и восемнадцать Пуран. Все это:

Пураны, «Махабхарата», четыре Веды и Упанишады — составляет ведическую

литературу. Упанишады являются частью Вед. Затем Вьясадева обобщил

ведическое знание для ученых и философов в «Веданта-сутре», которая

венчает Веды.

Вьясадева сам написал «Веданта-сутру», следуя наставлениям Нарады,

своего Гуру Махараджи (духовного учителя), но тем не менее он не

чувствовал удовлетворения. Это длинная история. Она описана в

«Шримад-Бхагаватам». Вьясадева оставался неудовлетворенным даже после

того, как создал Пураны, Упанишады и написал «Веданта-сутру». Тогда его

духовный учитель Нарада дал ему указание: «Разъясни „Веданта-сутру“».

Веданта означает «высшее знание», а это Сам Кришна. Кришна говорит, что

цель всех Вед — познать Его: веданта-крд веда-вид эва чахам. Кришна

говорит: «Я — составитель „Веданты“ и знаток Вед». Следовательно,

конечная цель Вед — Кришна. Это объяснено во всех комментариях вайшнавов

к философии «Веданты». У нас, гаудия-вайшнавов, есть собственный

комментарий к философии «Веданты» — «Говинда-бхашья» Баладевы

Видьябхушаны. И Мадхвачарья, и Рамануджачарья написали комментарии к

«Веданте». Комментарий Шанкарачарьи далеко не единственный. Комментариев

к «Веданте» много, но комментарий вайшнавов не был первым, поэтому люди

ошибочно полагают, что комментарий Шанкарачарьи — единственный. Кроме

того, Вьясадева сам написал совершенный комментарий к «Веданте» —

«Шримад-Бхагаватам». «Шримад-Бхагаватам» начинается с тех же слов, что и

«Веданта-сутра»: джанмадй асйа йатах. Эти слова подробно объяснены в

«Шримад-Бхагаватам». В «Веданта-сутре» содержится только намек на то,

что такое Брахман, Абсолютная Истина: «Абсолютная Истина — это То, из

чего все исходит». Это афоризм, а его детальное объяснение приводится в

«Шримад-Бхагаватам». Если все исходит из Абсолютной Истины, то какова

природа Абсолютной Истины? Это разъясняется в «Шримад-Бхагаватам».

Абсолютная Истина должна обладать сознанием. Она самосветящаяся

(сва-рат). Мы развиваем свое сознание и углубляем познания, получая

знание от других, но о Ней сказано, что Она самосветящаяся.

«Веданта-сутра» в сжатой форме обобщает ведическое знание, и сам автор

разъясняет ее в «Шримад-Бхагаватам».

В заключение мы просим всех, кто действительно стремится постичь

ведическое знание, постараться понять его смысл, изучая

«Шримад-Бхагаватам» и «Бхагавад-гиту».

ОБРАЩЕНИЕ

ом пурнам адах пурнам идам

пурнат пурнам удачйате

пурнасйа пурнам адайа

пурнам эвавашишйате

ом — Полное Целое; пурнам — полностью завершенное; адах — которое;

пурнам — полное; идам — этот проявленный мир; пурнат — из

совершенного; пурнам — законченная часть; удачйате — произведен;

пурнасйа — из Полного Целого; пурнам — полностью; адайа — было

выделено; пурнам — совершенное равновесие; эва — хотя; авашишйате

— остается. ПЕРЕВОД

Верховный Господь, Личность Бога, всесовершенен, и, так как Он

абсолютен и совершенен, все, что исходит из Него, в частности этот

проявленный мир, наделено всем необходимым, поскольку само

является полным целым. Все, что исходит из Полного Целого, также

обладает полнотой. И, как Полное Целое, Он пребывает в совершенном

равновесии, несмотря на то что из Него исходит такое множество

законченных частей.

КОММЕНТАРИЙ

Полное Целое, Верховная Абсолютная Истина, — это совершенная Личность

Бога. Осознание безличного Брахмана представляет собой понимание одного

из аспектов Абсолютного Целого, это же справедливо и по отношению к

Параматме, Сверхдуше. Верховная Личность Бога есть

сач-чид-ананда-виграха. Осознание безличного Брахмана — это осознание

Его аспекта сат, то есть аспекта вечности, осознание Параматмы,

Сверхдуши, — сат и чит, вечности и знания, но осознание Личности Бога —

это осознание всех Его аспектов — сат, чит и ананды (блаженства). Когда

человек осознает Личность Бога, он постигает все эти аспекты во всей их

полноте. Как мы уже говорили, Верховная Личность Бога — это

сач-чид-ананда-виграха. Виграха означает «форма». Итак, Полное Целое не

лишено формы. Если бы Оно не имело формы или в чем-либо еще уступало

Своему творению, Его нельзя было бы назвать полным. Полное Целое должно

содержать в себе все, что находится как в пределах, так и за пределами

нашего опыта, иначе Оно не было бы полным.

Полное Целое, Личность Бога, обладает безграничными энергиями, и все они

так же совершенны, как Сам Господь. Вот почему этот проявленный мир тоже

является самодостаточным и совершенным. Двадцать четыре элемента, из

которых состоит временно проявленная материальная вселенная, способны

производить все необходимое для поддержания существования этой

вселенной. Чтобы поддерживать ее существование, нет необходимости

прилагать никаких усилий извне. На существование этой вселенной отведено

определенное время, ограниченное энергией Полного Целого. И когда оно

истекает, это временное проявление уничтожается в соответствии с

совершенным планом Полного Целого.

Крошечным полноценным частицам (живым существам) предоставлены все

возможности для познания Полного Целого; всякого рода несовершенства —

результат лишь неполноты их знаний о Полном Целом. Человеческая форма

жизни дает возможность живому существу полностью проявить свое сознание.

Живое существо обретает ее в процессе эволюции, последовательно

воплощаясь в каждом из 8 400 000 видов жизни. Если, получив эту форму,

наделенную совершенным сознанием, человек не осознает своей совершенной

полноты в составе Полного Целого, то он упускает шанс реализовать свое

совершенство и, подчиняясь законам материальной природы, снова попадает

в эволюционный цикл.

Не понимая того, что в природе уже есть все необходимое для поддержания

нашего существования, мы пытаемся использовать природные ресурсы, чтобы

создать условия для так называемой полнокровной жизни, посвященной

чувственным наслаждениям. Но такая, уводящая с истинного пути, жизнь

является иллюзией, так как, пока живое существо не связано с Полным

Целым, оно не может наслаждаться жизнью чувств. Например, рука является

полноценной частью целого только до тех пор, пока соединена с телом.

Если отрубить руку, то она будет выглядеть как рука, но лишится всех

свойств руки. Аналогично этому, живые существа являются неотъемлемыми

частицами Полного Целого, и, пока они отделены от Полного Целого, их

иллюзорные представления о своем совершенстве не принесут им желанного

удовлетворения.

Человек сможет осознать свою полноценность только тогда, когда будет

служить Полному Целому. Всякое другое служение в этом мире — социальное,

политическое, общественное, международное или даже межпланетное — будет

оставаться неполноценным до тех пор, пока человек не свяжет его со

служением Полному Целому. Но, когда все, что делают живые существа,

частицы Полного Целого, так или иначе связано с Ним, они тоже становятся

полноценными.

МАНТРА ПЕРВАЯ

ишавасйам идам сарвам

йат кинча джагатйам джагат

тена тйактена бхунджитха

ма грдхах касйа свид дханам

иша — Господом; авасйам — управляемое; идам — это; сарвам — все;

йат кинча — что бы то ни было; джагатйам — во вселенной; джагат —

все живое и неживое; тена — Им; тйактена — выделенную долю;

бхунджитхах — ты должен принять; ма — не; грдхах — старайся

получить; касйа свит — принадлежащее другому; дханам — богатство.

ПЕРЕВОД

Все живое и неживое во вселенной находится во власти Господа и

принадлежит Ему. Поэтому каждый должен пользоваться только тем,

что ему необходимо и выделено ему как его доля, и не посягать ни

на что другое, хорошо понимая, кому все принадлежит.

КОММЕНТАРИЙ

Ведическое знание непогрешимо, потому что нисходит по цепи совершенной

ученической преемственности духовных учителей, которая начинается с

Самого Господа. И поскольку первое слово ведического знания произнес Сам

Господь, источник этого знания трансцендентен. Слова, сказанные

Господом, называют апаурушеей. Это значит, что они исходят от личности,

не принадлежащей к материальному миру. Существо, живущее в материальном

мире, имеет четыре недостатка: оно склонно совершать ошибки,

заблуждаться, обманывать других и наделено несовершенными чувствами.

Ограниченный этими четырьмя несовершенствами, человек не способен дать

другим совершенное знание. Веды не являются творением несовершенных

живых существ. На заре творения ведическое знание было изначально

вложено Господом в сердце Брахмы — первого сотворенного живого существа,

а Брахма в свою очередь передал это знание своим сыновьям и ученикам,

которые продолжают распространять его и поныне.

Господь есть пурнам, всесовершенный, поэтому Он не подчиняется законам

материальной природы, напротив, природа сама подчиняется Его воле. Но

живые существа и неодушевленные объекты подвластны законам материальной

природы и, следовательно, в конечном счете энергии Господа. «Ишопанишад»

составляет часть «Яджур-веды», поэтому она содержит информацию о том,

кому принадлежит все существующее во вселенной.

Все во вселенной принадлежит Господу. Это подтверждается в седьмой главе

«Бхагавад-гиты» (7.4–5), где обсуждаются пара и апара пракрити. Элементы

природы: земля, вода, огонь, воздух, эфир, ум, интеллект и эго —

относятся к низшей, материальной энергии Господа (апара пракрити), тогда

как живое существо, органическая энергия, относится к пара пракрити,

высшей энергии Господа. Обе энергии, пракрити, исходят от Господа, таким

образом, в конечном счете Он является владыкой всего сущего. Все во

вселенной относится либо к пара, либо к апара пракрити, поэтому все в

мире принадлежит Верховному Существу.

Верховное Существо, Абсолютная Личность Бога, является совершенной

личностью и обладает законченным и совершенным разумом, позволяющим Ему

с помощью Своих различных энергий управлять всем. Верховное Существо

часто сравнивают с огнем, а органическую и неорганическую материю — с

теплом и светом огня. Подобно тому как огонь распространяет свою энергию

в виде тепла и света, Господь также проявляет Свою энергию в разных

формах. Но при этом Он всегда остается высшим владыкой, поддерживающим

все и управляющим всем. Он всеведущ, обладает всеми энергиями, заботится

о благе каждого и исполнен непостижимого могущества, богатства, славы,

красоты, знания и отрешенности.

Разумный человек должен всегда помнить, что кроме Господа никто ничем не

владеет, и потому каждый должен брать только то, что Господь выделил ему

как его долю. Корова, например, дает молоко, но сама не пьет его; она

питается травой и соломой, а ее молоко предназначено в пищу человеку.

Таков порядок, установленный Господом, и мы должны довольствоваться тем,

что Он милостиво выделил нам, и всегда помнить, кому на самом деле

принадлежит все, чем мы владеем.

Например, наш дом построен из земли, дерева, камня, железа, цемента и

многих других материалов. Если рассуждать в категориях «Шри Ишопанишад»,

то необходимо признать, что мы сами не способны создать ни один из этих

материалов. Мы можем только собрать их вместе и, приложив труд, придать

им какую-то форму. Рабочий не имеет права требовать, чтобы его считали

владельцем вещи только на том основании, что он усердно трудился

Скачать:TXTPDF

Шри Ишопанишад. А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать, Шри Ишопанишад. А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать бесплатно, Шри Ишопанишад. А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать онлайн