Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Шри Ишопанишад. А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада

качественном отношении тождественны Верховному Господу,

так же как искры костра в качественном отношении неотличны от пламени

костра. Однако в количественном отношении искры отличны от костра, так

как по количеству тепла и света, излучаемого искрами, они несравнимы с

костром. Когда маха-бхагавата, великий преданный, видит единство всего

сущего, это означает, что он смотрит на все как на энергию Верховного

Господа. А поскольку между энергией и источником энергии нет разницы,

это единство это единство имеет под собой реальную основу. Несмотря на

то что с аналитической точки зрения тепло и свет отличны от огня, огонь

без тепла и света немыслим. Таким образом, рассматриваемые как единое

целое, тепло, свет и огонь неотличны друг от друга.

В этой мантре слова экатвам анупашйатах указывают на то, что мы должны

смотреть на единство всех живых существ с точки зрения богооткровенных

писаний. Отдельные искры высшего целого (Господа) наделены почти

восемьюдесятью процентами известных качеств целого, но не равны

Верховному Господу в количественном отношении. Мы обладаем этими

качествами, но в ничтожных количествах, поскольку живое существо

является лишь крошечной частичкой высшего целого. Это можно сравнить с

каплей воды и океаном: количество соли в капле воды из океана несравнимо

с количеством соли во всем океане, но тем не менее соль в капле

качественно, по химическому составу, не отличается от соли в океане.

Если бы индивидуальное живое существо было равно Верховному Господу и

качественно, и количественно, то оно не попало бы под влияние

материальной энергии. В предыдущих мантрах уже говорилось, что никакие

живые существа, даже самые могущественные полубоги, не могут превзойти

Верховное Существо. Поэтому слово экатвам не подразумевает, что живое

существо во всех отношениях равно Верховному Господу. Употребленное в

более широком смысле, оно указывает на единство интересов Господа и

живого существа, по аналогии с семьей, где интересы всех ее членов

совпадают, или нацией, национальные интересы которой едины, несмотря на

то что она состоит из большого количества самых разных людей. Все живые

существа являются членами одной высшей семьи, поэтому их интересы

совпадают с интересами Верховного Существа. Живые существа — дети

Верховного Существа. Как указано в «Бхагавад-гите» (7.5), все живые

существа во вселенной, включая птиц, пресмыкающихся, обитателей вод,

деревья и т.д., порождены пограничной энергией Верховного Господа,

поэтому все они принадлежат к единой семье, во главе которой стоит

Верховное Существо, и их интересы не могут противоречить друг другу.

В «Веданта-сутре» (1.1.12) сказано: ананда-майо ‘бхйасат — духовные

существа созданы для наслаждения. По своей природе и конституции каждое

живое существо, включая Верховного Господа и любую Его частицу, создано

для вечного наслаждения. Живые существа, заключенные в материальную

оболочку, постоянно ищут наслаждений, но они ищут их в неподходящем для

этого месте. Помимо материального, существует духовный мир, где

Верховное Существо наслаждается со Своими бесчисленными спутниками. В

том мире нет и следа материальных качеств, поэтому он называется

ниргуной. В мире ниргуны не бывает столкновений из-за объектов

наслаждения. Здесь, в материальном мире, постоянно происходят

столкновения между различными существами, так как в нем нет истинного

центра наслаждения. Истинным центром наслаждения является Верховный

Господь, центр возвышенного и духовного танца раса. Мы все созданы для

того, чтобы присоединиться к Нему и наслаждаться жизнью без конфликтов,

посвященной одной трансцендентной цели. Это высший уровень духовных

устремлений, и, как только мы осознаем эту совершенную форму единства,

мы навсегда избавимся от иллюзии (мохи) и скорби (шоки).

Безбожная цивилизация возникает из иллюзии и порождает только скорбь.

Люди безбожной цивилизации, которую поддерживают современные политики,

постоянно пребывают в тревоге, так как знают, что в любой момент ей

может прийти конец. Таков закон природы. И, как сказано в

«Бхагавад-гите» (7.14), выйти из-под власти суровых законов природы

может только тот, кто предался лотосным стопам Верховного Господа. Таким

образом, если мы хотим избавиться от всех заблуждений и тревог и

привести к общему знаменателю все разнообразные интересы, то должны

поставить Бога в центр всей нашей деятельности.

Плоды наших действий должны использоваться только для служения Господу и

ни для какой иной цели, потому что, только служа интересам Господа, мы

можем ощутить интерес атма-бхута, о котором говорится в этой мантре.

Интерес атма-бхута и интерес брахма-бхута, упоминаемый в «Бхагавад-гите»

(18.54), суть одно и то же. Верховная атма, душа, — это Сам Господь, а

мельчайшая атма — это живое существо. Верховная атма, или Параматма,

одна поддерживает существование всех бесконечно малых индивидуальных

существ, потому что Верховный Господь хочет получить удовольствие от их

любви. Отец распространяет себя в форме своих детей и заботится о них,

чтобы получать удовольствие. Если дети послушны воле отца, дела в семье

идут гладко, интересы всех ее членов совпадают, и в семье создается

благоприятная атмосфера. По воле Господа такая атмосфера царит в

абсолютной семье Парабрахмана, Верховного Духа.

Парабрахман является такой же личностью, как и живые существа. Ни

Господь, ни живые существа не безличны. Эти трансцендентные личности

исполнены трансцендентного блаженства, знания и вечной жизни. Такова

природа духовного бытия, и, когда человек полностью осознает эту

трансцендентную природу, он сразу же предается лотосным стопам

Верховного Существа, Шри Кришны. Но такие махатмы, великие души,

встречаются очень редко, потому что подобное трансцендентное видение

можно обрести только после многих жизней. Однако для того, кто однажды

обрел его, больше не существует ни иллюзии, ни скорби, ни рождения, ни

смерти, ни других мук материального существования, которые выпадают на

нашу долю в этой жизни. В этом заключается смысл данной мантры «Шри

Ишопанишад».

МАНТРА ВОСЬМАЯ

са парйагач чхукрам акайам авранам

аснавирам шуддхам апапа-виддхам

кавир маниши парибхух свайамбхур

йатхататхйато ‘ртхан вйададхач

чхашватибхйах самабхйах

сах — такой человек; парйагат — должен действительно знать; шукрам

— всемогущего; акайам — невоплощенного; авранам —

безукоризненного; аснавирам — не имеющего вен; шуддхам —

антисептического; апапа-виддхам — предохраняющего; кавих —

всеведущего; маниши — философа; парибхух — величайшего; свайамбхух

— самодостаточного; йатхататхйатах — во исполнение; артхан —

желаний; вйададхат — награждает; шашвати-бхйах — с незапамятных;

самабхйах — времен. ПЕРЕВОД

Такой человек должен постичь истинную природу величайшего из всех,

Верховного Господа, бестелесного, всеведущего, безупречного, не

имеющего вен, чистого и неоскверненного, самодостаточного

философа, того, кто с незапамятных времен исполняет желания

каждого.

КОММЕНТАРИЙ

В этой мантре описывается трансцендентная и вечная форма Абсолютной

Личности Бога. Верховный Господь не бесформен. Он обладает

трансцендентной формой, которая не имеет ничего общего с формами

материального мира. В этом мире формы живых существ созданы материальной

природой и действуют, подобно материальным механизмам. Анатомическая

структура материального тела должна иметь механическую конструкцию, то

есть оно должно обладать венами и прочим, но в трансцендентном теле

Верховного Господа нет ни вен, ни чего бы то ни было подобного. В этой

мантре ясно сказано, что Он бестелесен. Это означает, что между Его

телом и душой нет разницы. В отличие от нашего тела, Его тело не

навязано Ему законами материальной природы. В материально обусловленной

жизни душа отлична от грубого тела и тонкого ума. Но между телом и умом

Верховного Господа и Им Самим нет никакой разницы. Он — Полное Целое, и

Его ум, тело и Он Сам тождественны друг другу.

В «Брахма-самхите» (5.1) приведено аналогичное описание Верховного

Господа. Там говорится, что Он — сач-чид-ананда-виграха. Это означает,

что Он является трансцендентной формой, которая воплощает в Себе вечное

бытие, знание и блаженство. Следовательно, Он не нуждается в отдельном

теле или уме, которые нужны нам в материальной жизни. В ведических

писаниях ясно говорится, что Его трансцендентное тело совершенно не

похоже на наши тела; поэтому иногда про Него говорят, что Он не имеет

формы. Это означает, что Он не имеет формы, подобной нашей, и что Его

форма недоступна восприятию наших чувств. В другом месте

«Брахма-самхиты» (5.32) сказано, что любой орган тела Господа может

исполнять функции других органов. Иначе говоря, Господь может ходить

руками, брать что-либо ногами, видеть руками или стопами, принимать пищу

глазами и т.д. В шрути-мантрах также сказано, что, хотя Господь и не

имеет рук и ног, подобных нашим, у Него есть другие руки и ноги, с

помощью которых Он принимает все, что мы предлагаем Ему, и передвигается

быстрее всех. Все это подтверждает данная мантра «Шри Ишопанишад»,

называя Господа шукрам, что значит «всемогущий».

Образ Господа, предназначенный для поклонения (арча-виграха), который

устанавливают в храмах истинные ачарьи, осознавшие Господа так, как это

описано в седьмой мантре, ничем не отличается от изначальной формы

Господа. Изначальная форма — это форма Шри Кришны. А Шри Кришна

распространяет Себя в бесконечное множество таких форм, как Баладева,

Рама, Нрисимха, Вараха и т.д. Все эти формы являются единой Личностью

Бога. Аналогично этому, арча-виграха, которой поклоняются в храмах,

также является одной из форм-экспансий Господа. Поклоняясь арча-виграхе,

человек может сразу же приблизиться к Господу, который с помощью Своей

всемогущей энергии принимает служение Своих преданных. Форма Господа

арча-виграха является в этот мир по просьбе ачарьев, святых учителей, и

благодаря Его всемогущей энергии действует как Сам Господь. Глупцы, не

знакомые с этими мантрами «Шри Ишопанишад» и другими шрути-мантрами,

считают, что арча-виграха, которой поклоняются чистые преданные, создана

из материальных элементов. Глупым людям или каништха-адхикари, не

обладающим совершенным видением, эта форма кажется материальной,

поскольку они не знают, что Господь всемогущ и всеведущ и может по

Своему желанию превращать материю в дух, а дух — в материю.

В «Бхагавад-гите» (9.11–12) Господь сожалеет о том, что люди со скудными

знаниями настолько деградировали, что насмехаются над Господом только

потому, что Он нисходит в этот мир в облике человека. Эти плохо

осведомленные люди не ведают о всемогуществе Господа, поэтому Господь

никогда не открывает Себя таким псевдофилософам полностью. Он открывает

Себя только преданным, пропорционально степени их преданности Ему. А

причина деградации живых существ заключается в том, что они забыли о

своих взаимоотношениях с Богом.

В этой мантре, как и во многих других ведических мантрах, недвусмысленно

сказано, что Господь с незапамятных времен обеспечивает живые существа

всем необходимым. Живое существо желает чего-либо, и Господь исполняет

его желания в той степени, в какой оно этого заслуживает. Если человек

хочет стать верховным судьей, он должен не только заслужить это, получив

необходимое образование, но и заручиться согласием властей, которые

вправе присвоить ему звание верховного судьи. Чтобы занять этот пост,

недостаточно только обладать квалификацией. На этот пост его должен

назначить человек, наделенный властью. Аналогичным образом, Господь

посылает наслаждения живому существу в зависимости от его заслуг, но

одних заслуг недостаточно, необходима еще милость Господа.

Как правило, живые существа не знают, что нужно просить у Господа и

какой должности добиваться. Но, когда живое существо осознает свою

истинную природу, оно просит Господа даровать ему возможность

трансцендентного общения с Ним, чтобы трансцендентно и с любовью служить

Ему. К сожалению, под влиянием материальной природы живые существа

просят Господа совсем о других вещах. «Бхагавад-гита» (2.41) описывает

их образ мыслей словами «многоветвистый» или «разбросанный». Духовный

разум един, а мирской разум имеет много разновидностей. В

«Шримад-Бхагаватам» (7.5.30–31) сказано, что тот, кого пленяет эфемерная

красота внешней энергии, забывает об истинной цели жизни — возвращении

обратно к Богу. Забыв об этом, человек пытается улучшить свое

материальное положение, составляя различные планы и программы, хотя все

это подобно пережевыванию жвачки. Но Господь так добр, что позволяет

забывчивым живым существам продолжать свой путь, не вмешиваясь в их

дела. Поэтому в данной мантре «Шри Ишопанишад» употреблено очень точное

слово йатхататхйатах, которое означает, что Господь вознаграждает живое

существо в строгом соответствии с его желаниями. Если живое существо

хочет отправиться в ад, то Господь не противится этому, а если оно хочет

вернуться домой, обратно к Богу, то Господь помогает ему осуществить и

это желание.

В

Скачать:TXTPDF

Шри Ишопанишад. А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать, Шри Ишопанишад. А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать бесплатно, Шри Ишопанишад. А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать онлайн