Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Шри Ишопанишад. А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада

перестать заботиться о теле. Речь идет

не о том, чтобы прекратить всякую деятельность. Это было бы равносильно

тому, чтобы в попытках сбить жар стараться довести температуру тела до

нуля. Правильнее будет сказать, что мы должны стараться «извлечь

максимальную пользу из невыгодной сделки». Для углубления духовных

знаний необходима помощь этого тела и ума, поэтому, чтобы достичь своей

цели, мы должны заботиться о теле и уме. Нужно поддерживать нормальную

температуру на уровне 36,6 градуса, и для достижения этого великие

мудрецы и святые Индии разработали программу сбалансированного развития

духовного и материального знания. Они никогда не позволяли людям

злоупотреблять своим разумом, используя его для болезненных чувственных

наслаждений.

Деятельность человека, оскверненная стремлением к чувственным

наслаждениям, регламентируется в Ведах системой принципов, цель которой

— обретение освобождения. Эта система включает в себя религию, развитие

экономики, удовлетворение чувств и освобождение. Но в настоящее время

люди утратили интерес к религии и освобождению. У них осталась только

одна цель в жизни — удовлетворение чувств, и ради ее достижения они

строят планы экономического развития. Сбитые с толку люди думают, что

религию в обществе нужно поддерживать, потому что она способствует

развитию экономики, которое необходимо для удовлетворения чувств. А

чтобы обеспечить человеку чувственные наслаждения даже после смерти, в

раю, существует целая система религиозных ритуалов. Однако достижение

рая не является истинной целью религии. На самом деле путь религии

должен вести к самоосознанию. Развитие экономики необходимо только для

того, чтобы человек мог сохранять тело в нормальном, здоровом состоянии.

Человек должен вести здоровую жизнь и иметь трезвый ум, только чтобы

постичь видью, истинное знание, что является целью человеческой жизни.

Эта жизнь дана нам не для того, чтобы работать, подобно ослу, или

культивировать авидью и удовлетворять свои чувства.

Путь видьи самым совершенным образом описан в «Шримад-Бхагаватам». Это

произведение побуждает человека посвятить свою жизнь постижению

Абсолютной Истины. Абсолютную Истину постигают постепенно, сначала как

Брахман, потом как Параматму и наконец как Бхагавана (Личность Бога).

Постичь Абсолютную Истину может только человек широких взглядов, который

обладает знанием и освободился от материальных привязанностей, следуя

восемнадцати принципам «Бхагавад-гиты», описанным в комментарии к

десятой мантре. Главной целью соблюдения этих восемнадцати принципов

является достижение трансцендентного любовного служения Личности Бога.

Поэтому всем людям, независимо от их взглядов, рекомендуется учиться

искусству любовного служения Господу.

Прямой путь, приводящий к цели видьи, описывает Шрила Рупа Госвами в

своей книге «Бхакти-расамрита-синдху», которая переведена нами на

английский под названием «Нектар преданности». В «Шримад-Бхагаватам»

(1.2.14) путь видьи кратко описан в следующих словах:

тасмад экена манаса

бхагаван сатватам патих

шротавйах киртитавйаш ча

дхйейах пуджйаш ча нитйада

«Поэтому нужно, сосредоточив все свое внимание, постоянно слушать

повествования о Верховном Господе, прославлять, помнить Его и

поклоняться Ему — защитнику преданных».

Если религиозность, развитие экономики и удовлетворение чувств не

направлены на достижение любовного служения Господу, то они являются

всего лишь различными формами невежества, что будет ясно из следующих

мантр «Шри Ишопанишад».

МАНТРА ДВЕНАДЦАТАЯ

андхам тамах правишанти

йе ‘самбхутим упасате

тато бхуйа ива те тамо

йа у самбхутйам ратах

андхам — в невежество; тамах — тьму; правишанти — попадают; йе —

те, кто; асамбхутим — полубогам; упасате — поклоняется; татах —

чем это; бхуйах — более; ива — подобным образом; те — те; тамах —

тьма; йе — кто; у — также; самбхутйам — в Абсолюте; ратах —

заняты. ПЕРЕВОД

Те, кто поклоняется полубогам, попадут в темнейшие области

невежества, но еще в большей степени это относится к тем, кто

поклоняется безличному Абсолюту.

КОММЕНТАРИЙ

Санскритское слово асамбхути относится к тем, кто не является

независимым. Самбхути же относится к Абсолютной Личности Бога, который

абсолютно независим. В «Бхагавад-гите» (10.2) Абсолютная Личность Бога,

Шри Кришна, говорит:

на ме видух сура-ганах

прабхавам на махаршайах

ахам адир хи деванам

махаршинам ча сарвашах

«Ни сонмы полубогов, ни великие мудрецы не знают Моего начала и Моего

могущества, ибо Я — единственный источник полубогов и мудрецов». Таким

образом, Кришна является источником тех сил, которыми наделены полубоги,

великие мудрецы и мистики. И хотя силы, которыми они обладают, огромны,

но и у них есть предел, поэтому им очень трудно понять, как Сам Кришна с

помощью Своей внутренней энергии является в образе человека.

Многие философы и великие риши, мистики, пытаются отличить Абсолют от

относительного с помощью своих ничтожных умственных способностей. Однако

таким образом можно прийти только к негативной концепции Абсолюта, этот

метод не дает возможности постичь какой-либо позитивный аспект Абсолюта.

Определение Абсолюта через отрицание несовершенно. Такие определения

побуждают человека формировать свою собственную концепцию, и он начинает

воображать, что Абсолют должен быть лишен формы и качеств. Эти

негативные качества есть не что иное, как относительные, материальные

формы и качества, взятые со знаком минус, и потому они также являются

относительными. Такие представления об Абсолюте в лучшем случае могут

привести человека к осознанию безличного сияния Бога, называемого

Брахманом, но с их помощью невозможно достичь уровня осознания

Бхагавана, Личности Бога.

Спекулятивные мыслители не знают, что Абсолютной Личностью Бога является

Кришна и что безличный Брахман — это ослепительное сияние Его

трансцендентного тела, а Параматма, Сверхдуша, — Его всепроникающее

полное проявление. Не знают они и того, что Кришна имеет вечную форму,

исполненную вечного блаженства и знания. Зависимые полубоги и великие

мудрецы ошибочно считают Его могущественным полубогом, а излучение

Брахмана принимают за Абсолютную Истину. Только преданные Кришны,

которые целиком посвятили себя служению Ему, знают, что Он — Абсолютная

Личность и что все сущее исходит из Него. Такие преданные постоянно с

любовью служат Кришне, источнику всего сущего.

В «Бхагавад-гите» (7.20, 23) говорится, что только неразумные, сбитые с

толку люди, движимые сильным желанием чувственных наслаждений,

поклоняются полубогам, чтобы разрешить свои временные проблемы. Живое

существо запуталось в лабиринте материального существования, и, чтобы

обрести вечную свободу в духовном мире, исполненном вечного блаженства,

жизни и знания, оно должно сбросить с себя оковы материального рабства.

Поэтому «Шри Ишопанишад» не советует нам стремиться к временному

избавлению от тех или иных материальных проблем, поклоняясь зависимым

полубогам, которые способны одарить нас только недолговечными благами.

Вместо этого необходимо поклоняться Абсолютной Личности Бога, Кришне,

который привлекает всех и может навсегда освободить нас от материального

рабства, забрав нас домой, обратно к Богу.

В «Бхагавад-гите» (7.23) говорится, что те, кто поклоняется полубогам,

смогут попасть на планеты этих полубогов: поклоняющиеся Луне попадают на

Луну, поклоняющиеся Солнцу — на Солнце и т.д. Современные ученые

пытаются достичь Луны с помощью ракет, но на самом деле подобные попытки

делались и раньше. Люди с их развитым сознанием от природы склонны к

космическим путешествиям и потому стремятся достичь других планет с

помощью космических кораблей или мистических сил или поклоняясь

полубогам, управляющим той или иной планетой. В ведических писаниях

сказано, что человек может достичь других планет с помощью любого из

этих трех способов, но самый распространенный из них — поклонение

управляющему какой-либо планетой полубогу. Так можно достичь Луны,

Солнца и даже Брахмалоки, высшей планеты вселенной. Однако все планеты

материальной вселенной являются лишь временным прибежищем. Вечны только

парящие в духовном небе Вайкунтхалоки, на которых правит Сама Личность

Бога. В «Бхагавад-гите» (8.16) Господь Кришна подтверждает это в

следующих словах:

а-брахма-бхуванал локах

пунар авартино ‘рджуна

мам упетйа ту каунтейа

пунар джанма на видйате

«Все планеты материального мира, начиная с высшей и кончая низшей, — это

юдоль страданий, где повторяются рождение и смерть. Но тот, кто

достигнет Моей обители, о сын Кунти, никогда не родится вновь».

«Шри Ишопанишад» указывает, что тот, кто поклоняется полубогам и

попадает на их материальные планеты, по-прежнему остается в темнейшей

области вселенной. Вселенная покрыта гигантскими оболочками из

материальных элементов и напоминает покрытый скорлупой кокосовый орех,

наполовину заполненный влагой. Это покрытие герметично, поэтому, чтобы

рассеять непроглядную темноту, царящую во вселенной, необходимы Солнце и

Луна. Снаружи вселенную окружает безграничное пространство брахмаджьоти,

в котором плавают бесчисленные Вайкунтхалоки. Высшая и самая большая

планета брахмаджьоти — Кришналока, или Голока Вриндавана, на которой

обитает Сам Шри Кришна, Верховная Личность Бога. Господь Шри Кришна

никогда не покидает Кришналоки. Он всегда пребывает там со Своими

вечными спутниками, но в то же время Он присутствует повсюду, во всем

материальном и духовном космическом проявлении. Это уже объяснялось в

четвертой мантре. Господь, как солнце, присутствует всюду, и тем не

менее Он находится в одном месте, как и солнце, которое не отклоняется

от своей орбиты.

Попав на Луну или какую-либо другую планету, расположенную выше или ниже

нее, мы не решим главных проблем жизни. Поэтому «Шри Ишопанишад»

советует нам не стремиться попасть на какую-то из планет в пределах

погруженной во тьму материальной вселенной, а постараться вырваться за

ее пределы и достичь сияющего царства Бога. Есть много людей, которые

выдают себя за верующих и совершают религиозные обряды только ради славы

или репутации. Такие псевдорелигиозные люди не желают покидать эту

вселенную и возвращаться в духовный мир. Под видом поклонения Господу

они хотят одного — сохранить свой статус-кво в материальном мире.

Проповедуя культ атеизма, атеисты и имперсоналисты увлекают таких глупых

псевдоверующих в темнейшие области вселенной. Атеисты открыто отрицают

существование Верховной Личности Бога, а имперсоналисты поддерживают

атеистов, проповедуя поклонение безличному аспекту Верховного Господа.

До сих пор мы не нашли в «Шри Ишопанишад» ни одной мантры, которая

отрицала бы существование Верховной Личности Бога. В одной из мантр было

сказано, что Он может передвигаться быстрее всех. Те, кто путешествует

на другие планеты, несомненно, являются личностями, и если Господь может

передвигаться быстрее их, то как же Он может быть безличным? Безличная

концепция Верховного Господа — это всего лишь другая форма невежества,

причина которого кроется в несовершенном понимании Абсолютной Истины.

Невежественные религиозные лидеры и изобретатели так называемых

воплощений Бога, откровенно нарушающие указания ведических писаний,

вводят в заблуждение своих последователей, и потому им уготованы

темнейшие области вселенной. Обычно имперсоналисты выдают себя за

воплощения Бога, и глупые люди, не имеющие понятия о ведической

мудрости, верят им. И если эти шарлатаны обладают какими-то знаниями, то

в их руках они опаснее, чем невежество. Имперсоналисты даже не совершают

обрядов поклонения полубогам, рекомендованных в писаниях. Писания

рекомендуют при определенных обстоятельствах поклоняться полубогам, но в

то же время в них говорится, что в большинстве случаев в этом нет

необходимости. В «Бхагавад-гите» (7.23) ясно сказано, что плоды

поклонения полубогам недолговечны. Весь мир не вечен, следовательно все,

чего мы достигли во тьме материального мира, тоже бренно. Проблема в

том, как обрести истинную, вечную жизнь.

Господь утверждает, что тот, кто достигает Его с помощью преданного

служения (единственного пути, ведущего к Личности Бога), раз и навсегда

избавляется от оков рождения и смерти. Иначе говоря, освобождение из

тисков материи целиком зависит от знания и отрешенности, которые

приходят к тому, кто служит Господу. А у псевдоверующих нет ни знания,

ни отрешенности от материальной деятельности. Большинство из них хочет

жить в золотых оковах материального рабства, прикрываясь

альтруистической и филантропической деятельностью, загримированной под

религию. Демонстрируя фальшивые религиозные чувства, они напоказ

занимаются преданным служением и в то же время совершают различные

греховные поступки, а наивные люди принимают их за духовных наставников

и ревнителей веры. Такие нарушители религиозных принципов не признают

авторитет ачарьев, святых учителей, принадлежащих к цепи ученической

преемственности. Они пренебрегают указанием Вед: ачарйопасана («Каждый

должен поклоняться ачарье»), и словами «Бхагавад-гиты» (4.2): эвам

парампара праптам («Эта высшая наука о Боге передавалась по цепи

ученической преемственности»). Вместо того чтобы найти истинного

духовного учителя, они вводят людей в заблуждение и провозглашают себя

ачарьями, хотя сами даже не следуют принципам ачарьев.

Эти негодяи — самые опасные элементы в человеческом обществе. Из-за

отсутствия религиозного правительства им не грозит наказание со стороны

государства. Однако им не удастся избежать суда Всевышнего, который

провозглашает в

Скачать:TXTPDF

Шри Ишопанишад. А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать, Шри Ишопанишад. А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать бесплатно, Шри Ишопанишад. А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать онлайн