Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Сознание Кришны — высшая система йоги. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада

мы считаем себя телом — значит, мы ничем не лучше кошек и собак, потому что они придерживаются точно таких представлений о жизни. Мы должны понять: «Я — не тело». Это то, что Кришна пытался объяснить Арджуне в самом начале своих наставлений, «Бхагавад-гиты»: «Прежде всего, постарайся понять, кто ты. Чего ради ты отождествляешь себя с телом и предаешься скорби? Ты должен сражаться. Конечно, ты сокрушаешься из-за того, что тебе придется сражаться со своими двоюродными братьми и племянниками. Но прежде всего пойми, кто ты: тело или нечто другое». С этого начинается «Бхагавад-гита». Кришна попытался довести до понимания Арджуны, что сам Арджуна и его тело — это не одно и то же. Это наставление предназначено на только для Арджуны, но и для всех остальных. Прежде всего мы должны усвоить: «Я — не тело, я — духовная душа». Именно этому учат Веды.

Когда человек обретает твердую уверенность в том, что он — не тело, это означает, что он достиг уровня брахма-бхуты, то есть осознал Брахман. Это и есть знание, подлинное знание. Если человек обретает знание лишь о том, как есть, спать и совокупляться, значит, он обретает знание на животном уровне. Собака тоже знает, как есть, спать, совокупляться и обороняться. Если мы учимся только этому (собака ест так, как ей определено природой, и мы тоже едим, только делаем это, сидя за столом, и наши блюда как следует приготовлены), это нельзя назвать настоящим образованием, потому что в сущности мы занимаемся тем же, что и собака, то есть едим. Или, например, вы можете спать в уютной комнате в шестиэтажном или в 122-этажном здании, а собака может просто лежать на улице, но когда и вы и собака спите, вы находитесь в одинаковом положении. Вы не знаете, спите ли вы в небоскребе или лежа на земле, поскольку то, что вам снится, уносит вас от того места, где вы спите. Забыв о том, что ваше тело лежит на постели, вы парите в воздухе и наблюдаете свои сны. Следовательно, создание лучших условий для сна не свидетельствует о прогрессе цивилизации. Точно так же, у собак нет каких-либо общественных условностей в том, что касается секса. Стоит ей увидеть собаку противоположного поло, как она тут же, прямо на улице, совокупляется с ней. Вы можете совокупляться, укрывшись от посторонних глаз и не привлекая ничьего внимания (хотя теперь люди учатся совокупляться, как собаки), но занимаетесь вы тем же, что и собака, — совокупляетесь. То же и с самозащитой: у собаки, чтобы защитить себя, есть зубы и когти, а у вас — атомные бомбы. Но суть в обоих случаях та же — самозащита. Потому-то в священных писаниях говорится, что смысл человеческой жизни не сводится к тому, чтобы следовать этим четырем принципам, то есть удовлетворять потребности тела. Есть у нее и другое предназначение: человек должен стремиться обрести знание об Абсолютной Истине. В современной цивилизации люди не получают этого образования.

В соответствии с принципами ведической цивилизации, брахманом называют образованного человека, то есть того, кто знает, что такое дух. В Индии к брахманам обращаются как к образованным людям. Однако, чтобы стать брахманом, недостаточно родиться в семье брахмана. Брахман должен знать, что представляет собой дух.

По происхождению каждый человек относится к шудрам, людям четвертого сорта, однако с помощью методов очищения он может подняться на более высокий уровень. Есть десять методов очищения. Применив все эти методы, человек, в конце концов приходит к духовному учителю, и тот дает ему священный шнур. Это символизирует второе рождение человека. В первый раз в качестве родителей выступают отец и мать, а во второй раз — духовный учитель и ведическое знание. Это называется вторым рождением. В этот момент человеку, ищущему духовного знания, дается возможность изучить и понять Веды. Тщательно изучив все Веды, он реально осознает духовную природу и свою связь с Богом и таким образом становится брахманом. А когда человек поднимается над этим уровнем, то есть над безличным осознанием Брахмана, и постигает Господа Вишну, Верховную Личность Бога, он становится вайшнавом. Таков путь, ведущий к духовному совершенству.

ГЛАВА ВТОРАЯ

ЙОГА И ПОВЕЛИТЕЛЬ ЙОГИ

Йога — это связь между душой и Сверхдушой, или между Всевышним и крошечными живыми существами. Господь Шри Кришна — это и есть Всевышний, Личность Бога. Следовательно, Кришна является высшей целью йоги, и потому Его называют йогешварой, повелителем йоги.

«Бхагавад-гита» завершается такими словами: «Там, где присутствует Кришна и там, где присутствует Арджуна, величайший из лучников, непременно будет победа».

«Бхагавад-гита» была рассказана Санджаей, секретарем Махараджи Дхритараштры. Это похоже на радио: имея радиоприемник, вы можете, сидя в комнате, слушать спектакль, который идет в каком-нибудь зале. Сейчас у нас есть это механическое приспособление, и в то время тоже существовали определенные приспособления, хотя и не механические. Так или иначе, секретарь Дхритараштры видел, что происходит на поле битвы, и, находясь во дворце, рассказывал об этом слепому Махарадже Дхритараштре. А в самом конце своего повествования Санджая сделал вывод: Кришна — это Верховная Личность Бога.

Когда о Кришне говорится в связи с практикой йоги, Его называют йогешварой. Невозможно превзойти в йоге того, кто является ее повелителем, а Кришна — это повелитель йоги.

Существует много разных типов йоги. Йога — это метод духовной практики, а йогом называют человека, который применяет этот метод. Смысл йоги, ее конечная цель, состоит в том, чтобы постичь Кришну. Следовательно, идти путем сознания Кришны — значит применять самый возвышенный метод йоги.

В «Гите» Кришна рассказал об этой высшей системе йоги Своему самому близкому другу, Арджуне. Причем Господь с самого начала сказал, что применить эту систему способен лишь тот, кого она действительно привлекает. Обыкновенный человек, не имеющий привязанности к Кришне, не сможет заниматься йогой в сознании Кришны, а поскольку эта система йоги принципиально отличается от других систем. Она является высшей системой йоги и называется бхакти-йогой.

Существует пять типов прямой и семь типов косвенной привязанности к Кришне. Косвенная привязанность — это не бхакти. Бхакти называют прямую привязанность. Если вы привязаны к Кришне напрямую, это называется преданным служение, а если вы привязаны к Кришне косвенно, это не является преданным служением. Однако это тоже привязанность. Например, Камса был дядей Кришны по матери, и ему было предсказано, что он будет убит одним из сыновей своей сестры. Это предсказание настолько встревожило Камсу, что он решил убить свою сестру, а не дожидаться, пока у нее родятся сыновья. Спас Деваки, мать Кришны, ее муж Васудева, который предложил своему шурину компромисс. Он сказал Камсе:

?Ты боишься не самой своей сестры, а ее сына. Тебе же не было предсказано, что тебя убьет сестра? — и попросил его: «Не убивай свою сестру. Пощади ее, и я обещаю, что мы будем отдавать тебе всех ее сыновей, и ты, если хочешь, можешь их убивать».

Васудева пошел на это, чтобы спасти свою несчастную жену. Причем он думал:

?Может быть, когда у Деваки родится сын, Камсы откажется от намерения убить его». Но Камса был таким отъявленным демоном, что убил всех сыновей Деваки. Согласно предсказанию, убить Камсу должен был восьмой сын его сестры. Так вот, с того момента как Кришна вошел в чрево Своей матери, Камса постоянно думал о Кришне. Конечно, вы можете сказать, что при этом он не находился в сознании Кришны. Однако на самом деле Камса находился в сознании Кришны, но не напрямую, с любовью к Кришне, а как враг. Он находился в сознании Кришны, относясь к Кришне враждебно. Такое отношение не является преданным служением. Тот, кто находится в сознании Кришны, будучи преданным Кришны, выступает в роли Его друга, слуги, родителя или возлюбленной. Вы можете пожелать, чтобы Кришна был вашим возлюбленным, или сыном, или другом, или хозяином, или же вы можете относиться к Кришне как к Высочайшему Существу. Таковы пять видов прямых отношений с Кришной. Он называются преданностью, бхакти, и свободны от каких-либо корыстных, материальных мотивов.

Считать Бога своим сыном — это более высокая форма отношений с Богом, чем считать Его своим отцом. Между двумя этими формами отношений с Богом есть существенное различие. Отношение сына к отцу заключается в том, что сын стремится что-то получить от отца. А отношение отца к сыну заключается в том, что он всегда хочет что-то дать сыну. Вот почему отношения с Богом, Кришной, при которых человек считает Кришну своим сыном, лучше отношений, при которых он думает: «Я буду признавать Бога своим отцом и просить Его, чтобы Он, как отец, обеспечивал меня всем необходимым». Он должен с самого раннего детства Кришны заботиться о Нем. Отец, вообще родители, заботиться о своем ребенке с самого его рождения. Вот почему Васудева и Деваки, считавшие Кришну своим ребенком, находились с Ним в очень возвышенных отношениях.

Приемная мать Кришны, Яшода, думает: «Если я не буду как следует кормить Кришну, Он умрет». Она забывает о том, что Кришна — это Верховный Господь и что Он поддерживает все три мира. Она забывает о том, что Господь, хотя Он один, обеспечивает всем необходимым все живые существа. Теперь, когда тот же Господь, Личность Бога, стал ее сыном, Яшода думает: «Если я не буду Его хорошо кормить, Он умрет». Вот что такое любовь. Яшода забыла, что в образе маленького ребенка перед ней появился сам Господь, Верховная Личность Бога.

Такая привязанность представляет собой очень возвышенную форму отношений с Богом. Чтобы понять это, человеку может потребоваться некоторое время, и все же существует состояние, находясь в котором вы, вместо того чтобы просить у Бога хлеба насущного, думаете, что Бог умрет от голода, если вы не дадите Ему хлеба. Это экстатическое состояние, доступное лишь тем, кто обрел высочайшую любовь к Богу. Таковы отношения между Кришной и Радхарани, величайшей преданной, которая превосходил в любви к Кришне всех остальных преданных. Матушка Яшода любит Кришну материнской любовью, Судама любит Его как друга, Арджуна тоже относится к Нему как к другу — существуют миллионы и миллиарды разновидностей прямой привязанности к Кришне.

Итак, в «Бхагавад-гите» объясняется, что вершиной всех систем йоги является бхакти-йога, а идти путем бхакти-йоги способны те, кто развил в себе привязанность к Кришне. Остальные не могут идти этим путем. Если человек сумеет развить в себе такую привязанность, это позволит ему в совершенстве постичь Бога, Кришну. Как бы мы ни пытались постичь Бога с помощью различных теорий или размышлений, это будет оставаться для нас очень трудной задачей.

Скачать:TXTPDF

Сознание Кришны - высшая система йоги. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать, Сознание Кришны - высшая система йоги. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать бесплатно, Сознание Кришны - высшая система йоги. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать онлайн