Скачать:TXTPDF
Учение Господа Капилы. А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада

ощущения. Одна и та же вода в одном случае радует нас, а в другом заставляет страдать. Когда ребенок рождается, он дарит родителям счастье, а когда умирает, то приносит горе.

Материальный мир — это мир двойственности. Здесь нельзя испытать счастья, не познав горя, и наоборот. Поэтому материальный мир называют царством относительности. Однако духовное счастье выше двойственности материального мира, и испытать его может только тот, кто достиг совершенства в йоге. Йога адхйатмиках. Адхйатма или атма значит «душа». Йога приносит счастье душе, но индивидуальная душа может быть счастлива только в союзе со Сверхдушой, Высшей Душой. Нитйо нитйанам четанаш четананам . Кришна — это Высшая Душа, верховное живое существо, а мы — индивидуальные души, индивидуальные живые существа. Нас много, а Кришна один. Он огонь, а мы — искры этого огня. Находясь в пламени огня, искры горят ярко, но, удаляясь от него, тут же гаснут. Подобно этому, мы можем быть по-настоящему счастливы, только наслаждаясь вместе с Верховным Существом. Счастье — это возможность общаться со Всевышним. Кришна никогда не бывает один, Его всегда окружают друзья — гопи и мальчики-пастушки, Его мать и отец. Кришна ни на минуту не остается в одиночестве, Он всегда наслаждается обществом Радхарани или Своих преданных. Он подобен королю или президенту, которого повсюду сопровождает многочисленная свита: секретари, министры и приближенные.

Йога означает «связь», а слово атма может переводиться как «душа», «ум» или «тело». Тело верховного живого существа, Кришны, не материально, ибо Он абсолютно духовен, Его никогда не покрывает материальная оболочка. Тот, кто считает Кришну покрытым материальными элементами, сам покрыт майей . Кришна нигде не говорит, что приходит в материальный мир как обыкновенное живое существо. Его явление имеет трансцендентную природу. Джанма карма ча ме дивйам эвам йо ветти таттватах (Б.-г., 4.9). Поэтому так важно понять, каким образом Кришна появляется в материальном мире. Его рождение не имеет ничего общего с рождением обыкновенного человека. Иначе зачем бы мы праздновали Джанмаштами? Его рождение является дивйам, божественным. Все, что связано с Кришной, имеет божественную природу, а тот, кто считает Кришну обыкновенным человеком, исторической личностью, — мудха, последний глупец. В «Бхагавад-гите» (9.11) по этому поводу сказано:

аваджананти мам мудха

манушим танум ашритам

парам бхавам аджананто

мама бхута-махешварам

«Глупцы смеются надо Мной, когда Я прихожу в этот мир в человеческом облике. Им не дано понять Моей трансцендентной природы и того, что Я — владыка всего сущего».

Кришна — это Верховное Существо, изначальная душа, а мы — мельчайшие частицы Кришны. Когда мы вместе с Кришной, мы излучаем то же сияние, что и Он, но, отдаляясь от Него, мы тускнеем и лишаемся духовной силы. Йога — это соединение, или связь, с изначальным источником всего сущего. На санскрите слово йога значит «соединение, союз», а вийога — «разъединение».

Капиладева назван здесь Бхагаваном, Верховной Личностью Бога. Бхагаван никогда не ошибается. Нарайанах паро ‘вйактат: даже Шанкарачарья говорил, что Бхагаван, Нараяна, не принадлежит к материальному миру. В шастрах слово Бхагаван употребляется по отношению к тому, кто находится за пределами материальной сферы. Парах значит «трансцендентный». В данном стихе мы читаем: шри-бхагаван увача . Здесь не сказано: капиладева увача . Точно так же и в «Бхагавад-гите» Вьясадева говорит: шри-бхагаван увача . «Бхагавад-гита» рассказана Кришной, но повсюду в тексте «Бхагавад-гиты» Вьясадева называет Его Бхагаваном. Бхагаван — это тот, кто выше несовершенств этого мира. Он не имеет четырех недостатков, присущих обыкновенным живым существам. Будучи несовершенными, живые существа находятся во власти иллюзии, они склонны ошибаться и обманывать других. Когда невежда берет на себя роль учителя или проповедника, он, по сути дела, обманывает людей. Никто из людей не обладает совершенным знанием, поэтому мы стараемся учить только тому, что говорит Бхагаван. Мы не выдумываем собственной философии. Так называемые ученые и философы, особенно на Западе, где разного рода спекулятивные рассуждения и интеллектуальные упражнения очень популярны, создают всевозможные теории, в которых излагают собственное мнение. Но на самом деле никто из людей не способен создать совершенную философскую систему. Наше мировоззрение должно быть основано на том, что говорит Бхагаван, только в этом случае наша философия будет совершенной. Мы читаем «Бхагавад-гиту», потому что она совершенна. В ней нет ни ошибок, ни иллюзии, ни обмана. Она не является творением человека, наделенного несовершенными чувствами. В «Бхагавад-гите» (7.26) Сам Кришна говорит:

ведахам саматитани

вартаманани чарджуна

бхавишйани ча бхутани

мам ту веда на кашчана

«О Арджуна, будучи Верховной Личностью Бога, Я знаю прошлое, настоящее и будущее. Я знаю всех живых существ, Меня же не знает никто».

Бог знает всех, но мы не знаем Бога. Таково наше положение. Ишварах сарва-бхутанам хрд-деше ‘рджуна тиштхати (Б.-г., 18.61). Ишвара — Бог, Кришна — пребывает в сердце каждого живого существа. Сарвасйа чахам хрди саннивиштах — «Я вошел в сердце каждого» (Б.-г., 15.15). Верховный Господь имеет в виду не только людей, но также животных и всех остальных живых существ.

андантара-стха-параману-чайантара-стхам

говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами

Б.-с., 5.35

Верховный Господь в образе Параматмы находится в каждом атоме. Он вездесущ и потому всеведущ. И поскольку Господь обладает полным, совершенным знанием, мы должны учиться у Него. Признав совершенным все, что говорит Бхагаван, мы тоже обретем совершенное знание. Получить такое знание можно только по цепи ученической преемственности, парампаре, которая описана в «Бхагавад-гите» (4.2):

эвам парампара-праптам

имам раджаршайо видух

«Это высшее знание передавалось по цепи ученической преемственности, и так получали его все святые цари». Философия сознания Кришны очень проста. Мы не выдвигаем никаких новых идей. Мы всего лишь повторяем то, что говорит Кришна, Верховная Личность Бога, Его воплощение или Его представитель. Представитель Кришны никогда не будет говорить того, чего не говорил Сам Кришна. Быть представителем Кришны очень просто. Но тот, кто пытается толковать слова Кришны на свой лад, не имеет права называться представителем Бога. Кришна говорит: маттах паратарам нанйат кинчид асти дхананджайа (Б.-г., 7.7) — «Нет истины превыше Меня», — и если мы говорим людям: «Нет истины превыше Кришны», то становимся гуру. Духовным учителем, гуру, может стать только тот, кто ничего не меняет. Об этом говорил Чайтанья Махапрабху: амара аджнайа гуру хана тара’ эи деша (Ч.-ч., Мадхья, 7.128). Он призывал каждого стать гуру. Кто-то может недоумевать: «Я совсем неграмотный и необразованный. Я не могу похвастаться знатным происхождением. Как же я стану гуру? » Но Чайтанья Махапрабху говорит, что это совсем не сложно. Йаре декха, таре каха `кршна’-упадеша — «Просто повторяй то, что говорит Кришна, и ты станешь гуру «. Тот же, кто противоречит Кришне, — мошенник, а не гуру. Гуру говорит только то, чему учит Кришна. Таково определение гуру .

шат-карма-нипуно випро

мантра-тантра-вишарадах

аваишнаво гурур на сйад

ваишнавах шва-пачо гурух

«Ученый брахман, сведущий во всех областях ведического знания, не может быть духовным учителем, если он не является вайшнавом. Но вайшнав, будь он даже самого низкого происхождения, имеет право стать духовным учителем» (Падма-пурана).

Духовным учителем становятся не для того, чтобы заставить людей служить себе, а для того, чтобы дать им знание. Люди прозябают во тьме невежества, они нуждаются в знании. После множества жизней мы, покинув животный мир, получили тело человека и вместе с ним возможность разорвать порочный круг рождений и смертей. Задача Международного общества сознания Кришны — пробудить в людях их изначальное сознание. Джив джаго, джив джаго, гаурачандра боле кота нидра джао майа-пишачира коле . Гаурачандра — это одно из имен Чайтаньи Махапрабху, который взывает ко всем: «Проснитесь! Вставайте! Сколько можно спать?» В этом стихе говорится то же самое: йога адхйатмиках пумсам . Первейшим долгом человека является восстановление своих взаимоотношений с Высшей Душой. Цель йоги — пробудить людей к сознанию Кришны и помочь им восстановить связь с Кришной. Это называется адхйатмика-йога . Йога не сводится к демонстрации мистических способностей. В «Бхагавад-гите» (6.47) Сам Шри Кришна говорит о том, кого следует считать совершенным йогом:

йогинам апи сарвешам

мад-гатенантар-атмана

шраддхаван бхаджате йо мам

са ме йуктатамо матах

«Из всех йогов тот, кто с непоколебимой верой всегда следует Моим указаниям и поклоняется Мне, занимаясь трансцендентным любовным служением, связан со Мной самыми тесными узами и достиг высшей ступени совершенства».

Есть много разных йогов и систем йоги, все они описаны в «Бхагавад-гите» (хатха-йога, карма-йога, гьяна-йога и раджа-йога) . Однако истинной целью йоги является восстановление связи живого существа с Кришной. В данном стихе сказано: йога адхйатмиках пумсам . Адхйатмиках — это мы, живые существа, души. На самом деле наша связь с Кришной не прервалась, мы просто забыли Его. Разорвать вечную связь индивидуальной души с Богом невозможно, но индивидуальная душа может оказаться покрытой Его энергией. В «Бхагавад-гите» (7.25) Кришна говорит:

нахам пракашах сарвасйа

йога-майа-самавртах

мудхо ‘йам набхиджанати

локо мам аджам авйайам

«Скрытый покровом Моей вечной созидательной энергии [ йогамайи ], Я остаюсь невидимым для недалеких людей и глупцов. Поэтому введенный в заблуждение мир не знает Меня, нерожденного и непогрешимого».

Различают йогу и йогамайю . Йогамайя — это забвение. Обусловленная душа, покрытая йогамайей, забывает о своих взаимоотношениях с Кришной. Чтобы восстановить эти взаимоотношения, прежде всего необходимо понять природу души. Однако современные люди настолько невежественны, что не способны даже на это. Поэтому «Бхагавад-гита» начинается с объяснения природы души:

дехино ‘смин йатха дехе

каумарам йауванам джара

татха дехантара-праптир

дхирас татра на мухйати

«Подобно тому как воплощенная душа переходит из тела ребенка в тело юноши, а затем старика, после смерти одного тела она переселяется в другое. Все эти перемены не могут смутить мудреца, осознавшего себя» (Б.-г., 2.13). Дехи значит «владелец тела». Мы отождествляем себя с телом, но на самом деле мы не есть тело, мы — владельцы тела. Не станем же мы утверждать: «Я — палец, я — рука». Нет, мы говорим: «Это мой палец, это моя голова, нога и т.д.». То же самое можно сказать и о теле в целом: «Это мое тело». Значит, я являюсь владельцем тела. Я получил его от майи, материальной энергии:

пракртех крийаманани

гунаих кармани сарвашах

аханкара-вимудхатма

картахам ити манйате

«Под влиянием трех гун материальной природы душа, введенная в заблуждение, считает, что сама совершает действия, которые на самом деле выполняет природа» (Б.-г., 3.27).

Вид тела, которое получает живое существо, определяется его кармой . Одно живое существо рождается в теле кошки, другое — в теле собаки и т.д. В чем причина этого разнообразия тел? Почему все живые существа не рождаются одинаковыми? Ответ на этот вопрос также дается в «Бхагавад-гите» (13.22):

каранам гуна-санго ‘сйа

сад-асад-йони-джанмасу

«Живое существо, находящееся под влиянием материальных гун, воплощается в телах различных видов, получая свою долю радости и страданий». Воплощенная душа взаимодействует с тремя гунами материальной природы (благостью, страстью и невежеством) и в

Скачать:TXTPDF

Учение Господа Капилы. А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать, Учение Господа Капилы. А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать бесплатно, Учение Господа Капилы. А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать онлайн