Скачать:TXTPDF
Учение Господа Капилы. А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада

тот, кто считает полубогов равными Нараяне, является пашанди, безбожником. Но еще более абсурдно считать, что, получив освобождение, мы станем Нараяной. Совершая суровые аскезы, живое существо в лучшем случае может достичь уровня Брахмана: арухйа крччхрена парам падам татах патантй адхах (Бхаг., 10.2.32). Парам падам значит брахма-пада, безличный Брахман, но даже тот, кто достигает уровня Брахмана, не может удержаться на нем в течение долгого времени и в конце концов возвращается в материальный мир. Почему? Анадрта-йушмад-ангхрайах — потому что он не желает поклоняться лотосным стопам Кришны. В духовном сиянии Брахмана живое существо не может найти пристанище, поэтому рано или поздно оно возвращается к материальной жизни. Однако в духовном небе, паравьйоме, плавает бесчисленное множество гигантских духовных планет, называемых Вайкунтхалоками. И пока мы не найдем прибежища на какой-нибудь из них, мы будем обречены на падение в материальный мир.

Абсолютная Истина имеет три аспекта: сат, чит и ананда — вечность, знание и блаженство. Брахман — это аспект сат, иначе говоря, духовное бытие. Таким образом, осознание Брахмана представляет собой частичное осознание Абсолютной Истины. Осознание аспекта чит (знания) также является частичным. Полное осознание Абсолютной Истины подразумевает понимание того, что Абсолютная Истина исполнена вечного блаженства, ананды . Просто паря в небе, живое существо не испытывает ананды . Поэтому тем, кто достиг Брахмана, приходится возвращаться на землю. Ананда существует только на духовных планетах, где живые существа имеют возможность общаться с Нараяной, Кришной. Парас тасмат ту бхаво ‘нйо ‘вйакто ‘вйактат санатанах (Б.-г., 8.20). Истинное счастье можно обрести только на вечных духовных планетах. Как же достичь духовных планет? Это совсем не трудно. Кришна говорит: джанма карма ча ме дивйам эвам йо ветти таттватах (Б.-г., 4.9). Единственное, что для этого требуется, — попытаться понять Кришну: зачем Он приходит в материальный мир, что делает, как выглядит.

Движение сознания Кришны ставит своей целью дать людям возможность постичь Кришну. Тот, кому выпадет такая удача, может считать, что прожил жизнь не напрасно. Но, пока мы не избавимся от вожделения и жадности, мы не сможем постичь Господа. Метод бхакти-йоги — это метод очищения, который помогает человеку освободиться от камы и лобхи, вожделения и жадности, и выйти из-под влияния низших гун: невежества и страсти (тамо-гуны и раджо-гуны) . Как только мы начинаем заниматься преданным служением, гуны теряют над нами свою власть. Поскольку сами мы не знаем, как достичь Верховного Господа, то должны следовать принципам бхакти-йоги, установленным ачарьями . В школе ученику сначала приходится подчиняться определенным правилам поведения, но спустя некоторое время он настолько привыкает к ним, что начинает воспринимать их как нечто само собой разумеющееся. Он приходит на занятия в определенное время, садится на свое место за парту и внимательно слушает учителя. Подобно этому, всем, кто присоединился к движению сознания Кришны, нужно подчиняться определенным правилам. Это называется абхйаса-йога (Б.-г., 8.8). Мы должны вставать рано утром, приходить на мангала-арати, ежедневно повторять шестнадцать кругов Харе Кришна маха-мантры и следовать всем остальным принципам бхакти-йоги. Если мы будем следовать этим принципам, в нас постепенно разовьется привязанность к служению Кришне, которая является синонимом самоосознания.

ГЛАВА ДЕСЯТАЯ

Привязанность к духовному и отрешенность от материального

ТЕКСТ 18

джнана-ваирагйа-йуктена

бхакти-йуктена чатмана

парипашйатй удасинам

пракртим ча хатауджасам

ПЕРЕВОД

Тот, кто, занимаясь преданным служением, обрел знание, отрекся от всего материального и таким образом осознал себя, видит все в истинном свете. Такой человек становится безразличным к материальному бытию, и влияние материальной природы на него ослабевает.

КОММЕНТАРИЙ

Как болезнетворные микробы в первую очередь воздействуют на ослабленный организм, так и материальная природа, иллюзорная энергия, оказывает воздействие на того, кто слабее, то есть на обусловленную, а не на освобожденную душу. Обрести освобождение — значит осознать себя. А для этого необходимо обладать гьяной (знанием) и вайрагьей (отрешенностью). Без знания постичь природу своего «я» просто невозможно. Тот, кто понял, что он — бесконечно малая частица Высшего Духа, избавляется от привязанности к материальной, обусловленной жизни. С этого начинается преданное служение. Не очистившись от материальной скверны, невозможно заниматься служением Господу. Поэтому в данном стихе говорится: джнана-ваирагйа-йуктена — тот, кто полностью осознал свою природу, отрекся от мира и не имеет материальных привязанностей, может, занимаясь чистым преданным служением (бхакти-йуктена), стать слугой Господа и развить в себе любовь к Нему. Слово парипашйати значит, что он видит вещи такими, как они есть. Тогда материальная природа практически перестает оказывать на него влияние. Это также подтверждается в «Бхагавад-гите»: брахма-бхутах прасаннатма . Тот, кто достиг самоосознания, обретает истинное счастье, выходит из-под влияния материальной природы и избавляется от скорби и желаний. Господь называет этот уровень мад-бхактим лабхате парам — истинным началом преданного служения. В «Нарада-панчаратре» тоже говорится, что, только очистив свои чувства, живое существо может занять их преданным служением Господу. До тех пор пока человек сохраняет привязанность к скверне материального мира, он не может стать преданным Господа.

В обусловленном состоянии живое существо находится в полной зависимости от материальной природы. Мы уже говорили о том, что живые существа обусловлены тремя гунами материальной природы: гунами невежества, страсти и благости. Благость выше невежества и страсти, потому что только гуна благости дает возможность живому существу постичь Кришну, что, в свою очередь, выводит его из-под влияния трех гун . В век Кали люди главным образом находятся под влиянием низших гун — гун невежества и страсти, и потому их не интересует служение Кришне. По природе своей все мы являемся слугами, поэтому, отказываясь служить Кришне, мы начинаем служить майе . Но в любом случае мы остаемся слугами. Кто станет утверждать, что он сам себе хозяин и никому не служит? Все мы служим своей семье, обществу, стране, делу, фирме, в конце концов, своей машине — кому и чему угодно. Если человеку совсем некому служить, он заводит собаку или кошку и начинает служить им. Почему это происходит? Потому что стремление к служению заложено в природе живого существа. Мы инстинктивно ищем объект служения, но не знаем, кому должны служить, чтобы наше служение приносило нам счастье. Служить следует только Кришне. Однако, живя в материальном мире, мы, вместо того чтобы служить Кришне, становимся слугами собственных желаний, и потому служение не приносит нам удовлетворения. По сути дела, мы служим своему вожделению и жадности — кама-лобхади . Трудясь в какой-нибудь фирме или на предприятии, мы служим не хозяину фирмы, а деньгам. Но в любом случае все, что мы делаем, является служением. Никто не может избавиться от необходимости служить.

В сущности, единственным господином и повелителем является Кришна. Экале ишвара кршна, ара саба бхртйа (Ч.-ч., Ади, 5.142). Полубоги, люди, животные, растения — словом, все живые существа — это Его слуги. В процессе духовного самоосознания живое существо понимает, что оно является вечным слугой Кришны и его долгслужить Господу. Самоосознание не сводится к формуле ахам брахмасми: «Я стал Брахманом, Бхагаваном». Как можно стать Бхагаваном? Это абсурд. Если мы являемся Бхагаваном, это значит, что на свете нет никого могущественнее нас. Но как в таком случае объяснить то плачевное состояние, в котором мы оказались в материальном мире? Как мы попали в сети майи? Может ли Бхагаван попасть под влияние майи? Нет. В «Бхагавад-гите» Кришна говорит: мама майа — » Майя — это Моя служанка». А мы являемся слугами майи . Если я некогда был Бхагаваном, то чего ради сейчас стал слугой майи? Сейчас мы служим майе, но, одухотворив свои чувства, мы поймем, что должны служить не майе, а Кришне. В этом заключается суть процесса самоосознания. Как сказано в данном стихе, джнана-ваирагйа-йуктена . Истинное самоосознание — это осознание того, что мы должны служить Кришне и никому другому. Под влиянием иллюзии мы становимся слугами вожделения, жадности, иллюзии и зависти (камы, лобхи, мохи и матсарьи), но это служение не приносит нам никакого удовлетворения. Камадинам кати на катидха палита дурнидеша: «Я верой и правдой служил своему вожделению, исполняя все его приказы, но мое служение не принесло мне ни пользы, ни радости» (Бхакти-расамрита-синдху, 3.2.25). Понимание этой истины называют гьяной — знанием, а следом за гьяной приходит вайрагья: «С меня довольно. Больше я не буду служить никому, кроме Кришны». Это называется вайрагьей . Поэтому в «Шримад-Бхагаватам» (1.2.7) сказано:

васудеве бхагавати

бхакти-йогах прайоджитах

джанайатй ашу ваирагйам

джнанам ча йад ахаитукам

«Служа Личности Бога, Шри Кришне, человек по беспричинной милости Господа очень скоро обретает духовное знание и избавляется от привязанности к материальному миру». К тому, кто с любовью и преданностью служит Васудеве, Кришне, приходит духовное знание, и он становится махатмой, великой душой. Махатмой называют того, кто осознал, что все сущее есть Кришна, Васудева. Он никогда не станет бросать Господу вызов или же объявлять себя Кришной. Человек, который пытается стать Кришной, не махатма, а дуратма, мошенник и негодяй. Каковы признаки махатмы?

махатманас ту мам партха

даивим пракртим ашритах

бхаджантй ананйа-манасо

джнатва бхутадим авйайам

«Великие души, о сын Притхи, которые неподвластны иллюзии, находятся под покровительством божественной природы. Все свое время они посвящают преданному служению Мне, ибо понимают, что Я — Верховная Личность Бога, неисчерпаемая и изначальная» (Б.-г., 9.13).

Мы видим, что махатма — это не титул, который можно присвоить. Чтобы стать махатмой, нужно принять покровительство даиви пракрти, божественной природы. Есть две пракрити: пара пракрити и апара пракрити . Апара пракрити — это материальный мир, а пара пракрити, или дайви пракрити — духовное царство. Как только человек понимает, что его служение материальному миру: обществу, друзьям, семье, стране и т.д. — лишено всякого смысла, он обретает гьяну, знание. Это знание приводит его на ступень брахма-бхуты, на уровень осознания Брахмана, и он становится прасаннатмой — самым счастливым из людей. «Почему я должен служить Кришне?» — спросите вы. Мы уже объясняли, что быть частью — значит служить целому. Этим целым является Кришна, и индивидуальные живые существа созданы для того, чтобы служить Ему. Ишавасйам идам сарвам: когда мы поймем, что все сущее принадлежит Кришне, мы посвятим себя служению Ему.

Иша, или ишвара, значит «повелитель». В мире много повелителей, но Верховным ишварой является Кришна: ишварах парамах кршнах . Тот, кто осознал это, обретает истинное знание и служит Господу: джнана-ваирагйа йуктена бхакти-йуктена . Таким образом, бхакти начинается только тогда, когда человек обретает гьяну, знание. Без гьяны невозможно стать бхактой . Глупцы утверждают, что бхакти — это удел агьяни, необразованных и недалеких людей, но на самом деле бхакти предназначена для самых мудрых. В «Бхагавад-гите» Кришна говорит, что Ему предаются только те, кто, прожив множество жизней, становятся гьяни, то

Скачать:TXTPDF

Учение Господа Капилы. А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать, Учение Господа Капилы. А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать бесплатно, Учение Господа Капилы. А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать онлайн