Скачать:TXTPDF
Учение Господа Капилы. А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада

в духовном отношении лишен хороших качеств и добродетелей, которые присущи тому, кто достиг уровня трансцендентного самоосознания.

Согласно «Падма-пуране», существует 8 400 000 видов живых существ, и в теле каждого из них находится атма, духовная частица. Все атмы одинаковы, различаются только внешние оболочки души. Садху сознает это:

видйа-винайа-сампанне

брахмане гави хастини

шуни чаива швапаке ча

пандитах сама-даршинах

«Обладая истинным знанием, смиренный мудрец не видит различий между образованным и благовоспитанным брахманом, коровой, слоном, собакой и собакоедом [неприкасаемым]» (Б.-г., 5.18).Это, однако, не означает, что садху считает брахмана равным собаке. Он видит разницу между ними, но в то же время понимает, что оба они — духовные души. Все мы по-разному обусловлены в зависимости от тела, которое получили по воле провидения: кармана даива-нетрена . Даива-нетрена значит «высшая сила» или «божественное провидение». Форма тела живого существа определяется его кармой . Мы уже обсуждали тот факт, что живое существо получает такое материальное тело, которое соответствует его качествам: каранам гуна санго ‘сйа . Развив в себе брахманические качества и действуя соответствующим образом, мы становимся брахманами . Если же человек живет и действует, подобно собаке, то в следующей жизни он получит соответствующее тело. Однако не следует думать, что рождение в семье брахманов дает человеку право считаться брахманом . В «Бхагавад-гите» перечислены качества, определяющие принадлежность человека к той или иной касте. Шридхара Свами также советует не придавать происхождению слишком большого значения. Прежде всего человек должен обладать соответствующими качествами. Мы привязаны к определенным гунам материальной природы. Эта привязанность приводит к тому, что у нас развиваются соответствующие качества и наклонности, которые в свою очередь определяют вид нашего тела.

Но, каким бы ни было наше тело, оно дается нам лишь на время. Никто из нас не останется в нем навечно. Сейчас мы считаем себя американцами или индийцами и очень довольны этим, но долго это не продлится. Мы можем строить планы, как стать еще счастливее, но законы природы не позволят нам оставаться в этом теле бесконечно долго. По воле природы мы умрем и расстанемся со своим нынешним телом, после чего будем вынуждены войти в тело собаки или кошки. Нам была предоставлена возможность получить самое лучшее телотело человека, но если мы прожили свою жизнь, как собака, то в следующей жизни окажемся в теле собаки: кармана даива-нетрена .

Поэтому мы должны стараться использовать все преимущества человеческой формы жизни и стать преданными Господа. Это единственный путь, ведущий к освобождению.

джанма карма ча ме дивйам

эвам йо ветти таттватах

тйактва дехам пунар джанма

наити мам эти со ‘рджуна

«Тот, кто знает трансцендентную природу Моего рождения и деяний, покидая свое тело, не рождается снова в материальном мире, но входит в Мою вечную обитель, о Арджуна» (Б.-г., 4.9). В минувшие времена великие мудрецы, жившие в Индии, уходили в лес, чтобы, занимаясь медитацией, вырваться из круговорота рождения и смерти (пунар джанма) . Когда Вишвамитра Муни, великий мудрец древности, пришел во дворец к Махарадже Дашаратхе, отцу Господа Рамачандры, Махараджа Дашаратха приветствовал его такими словами: аихиштам йат тат пунар-джанма-джайайа — «Сопутствует ли тебе успех в твоих стараниях одержать победу над рождением и смертью, о мудрец?» Это было основным занятием брахманов и риши, мудрецов — пунар-джанма-джайайа . Человек рождается на свет для того, чтобы победить смерть. Если мы тратим свою жизнь только на то, чтобы есть, спать, обороняться и совокупляться, наше существование мало чем отличается от жизни животного. Сейчас люди считают себя выше животных только на том основании, что те спят на улице, а они — в уютных квартирах. Им кажется, что одного этого достаточно, чтобы считаться цивилизованным человеком. Но шастры определяют цивилизацию совершенно иначе. Какая разница, где спать? В любом случае сон остается сном. Пес может есть из помойного ведра, а человек — с золотого блюда, но оба делают одно и то же. И тот, и другой просто набивают свой желудок пищей. Собаки совокупляются на улице, у всех на виду, а люди — в своей спальне, на мягкой постели, но суть от этого не меняется. Люди думают, что развитие цивилизации сводится к улучшению условий питания, сна, защиты и совокупления, но все это не имеет ничего общего с истинной цивилизацией. Такая деятельность только туже затягивает узел наших материальных привязанностей.

Человеческая жизнь предназначена для ягьи, жертвоприношения, целью которого является удовлетворение Ягья-пуруши, Верховной Личности Бога. Каждый может сделать свою жизнь совершенной; секрет успеха заключается в том, чтобы использовать все свои таланты в служении Кришне. Это должно стать целью жизни каждого человека. Сейчас мы запутались в материальной деятельности, и, чтобы распутать этот клубок, нам следует трансформировать свои нынешние привязанности и перенести их на садху . Только тогда нам удастся достичь цели жизни. В настоящее время мы не представляем себе жизни без денег, женщин, уютного дома, страны, общества, друзей, семьи и так далее. Эти привязанности в предыдущем стихе названы аджарам пашам . Пашу значит «веревка». Если нас связать веревками, мы станем совершенно беспомощными. В данный момент в таком положении находится каждый из нас. Мы по рукам и ногам связаны тремя гунами материальной природы. Слово гуна означает «качество», а также «веревка». Гуны материальной природы связывают нас и лишают свободы деятельности. Если бы мы были свободны, то могли бы делать все, что пожелаем, и беспрепятственно перемещаться в пространстве. Но мы не можем добраться даже до Луны, не говоря уже о других планетах Вселенной. Это лишний раз доказывает нашу обусловленность. Без позволения свыше мы не можем даже пошевелиться. Поэтому говорят, что без позволения Господа и травинка не шелохнется. Все наши действия должны быть санкционированы высшим авторитетом.

Однако это не означает, что Господь лично надзирает за всем, что происходит. Парасйа шактир вивидхаива шруйате+ на тасйа карйам каранам ча видйате . В «Шветашватара-упанишаде» (6.8) сказано, что Верховному Господу не обязательно действовать Самому. У Него множество помощников, которые вершат делами вселенной и готовы исполнить любое Его желание. Это они надзирают за всеми нашими действиями, так что самостоятельно мы не можем даже моргнуть. Мы думаем, что вольны распоряжаться своими руками, забывая о том, что в любой момент наши руки могут отняться. Сейчас я заявляю: «Это моя рука». Но что я скажу, если в следующее мгновение меня разобьет паралич? Такова обусловленная жизнь. Поэтому наша задачаосвободиться от рабства обусловленности. Как это сделать? Са эва садхушу крто мокша-дварам апавртам (Бхаг., 3.25.20). Для этого необходимо разорвать все узы материальных привязанностей и развить в себе привязанность к общению с садху . `Садху-санга’, `садху-санга’ сарва шастре кайа, — советует Шри Чайтанья Махапрабху. Все шастры призывают нас искать общества садху . Даже великий политик Чанакья Пандит рекомендовал: тйаджа дурджана-самсаргам бхаджа садху-самагамам . Один преданный, грихастха, спросил у Чайтаньи Махапрабху, в чем заключаются обязанности домохозяина, и Шри Чайтанья Махапрабху не задумываясь ответил: асат-санга-тйага, — эи ваишнава-ачара — «Избегай непреданных и ищи общества садху » (Ч.-ч., Мадхья, 22.87).

В наше время найти настоящего садху очень трудно. Именно поэтому мы основали Международное общество сознания Кришны. Единственная цель нашего общества — дать людям возможность общаться с садху и в конце концов достичь освобождения. Никаких других целей мы перед собой не ставим.

В «Бхагавад-гите» (6.47) Кришна говорит, что лучшим из всех садху является тот, чей ум всегда занят мыслями о Господе. Но как добиться этого? Обычно мы думаем о делах, о семье, о собаке, о любимом человеке и т.д. Мы все время должны о чем-нибудь думать. Поэтому единственное, что от нас требуется, — это занять свой ум мыслями о Кришне. Садху объяснит нам, как это сделать, и, общаясь с ним, мы сможем научиться думать о Кришне. Настоящий садху не учит ничему другому. Адау шраддха татах садху-сангах: у истоков преданного служения стоит общение с садху, и это — единственный путь к духовному совершенству (Бхакти-расамрита-синдху, 1.4.15).

Настоящий садху должен быть готов к тому, что не все поймут его и оценят его труды. Быть садху — это нелегкое дело, потому что люди неблагодарны и, вместо того чтобы помогать садху, часто чинят ему препятствия. Поэтому садху должен быть терпелив (титикшава) . У него просто нет другого выхода. В то же время садху должен быть милосерден (каруника) . Невзирая на трудности и опасности, он продолжает заниматься своим делом, проповедуя сознание Кришны падшим душам. Он видит, в каком жалком состоянии оказались люди, пытающиеся обрести счастье в чувственных наслаждениях. Садху знает, что в следующей жизни их ожидает неминуемая расплата за все грехи, и, движимый состраданием к ним, пытается заставить их опомниться. Он делает это не ради денег, а только из сострадания к окружающим его людям. Поэтому его называют сухрт . Сухрдах буквально значит «человек с добрым сердцем». Этим словом называют того, кто больше заботится о благе других, чем о своем собственном. Обыкновенный человек, как правило, видит в других людях своих соперников или врагов. Это признак оскверненного сердца, кухрда, но садху думает только о том, как вызволить живые существа из когтей майи . Он добр не только к людям, своим собратьям, но и к кошкам, собакам, насекомым и растениям (сухрдах сарва-дехинам) . Он не станет убивать даже комара. Ему никогда не придет в голову сказать: «Я буду заботиться только о своих собратьях». Он относится ко всем живым существам как к братьям, поскольку ему известно, что Верховным отцом каждого из них является Кришна.

Следующее качество садху — аджата-шатрава . Это значит, что у него нет врагов. Люди становятся его врагами только в силу своей демонической природы, но сам садху ни с кем не ищет ссор. Он лишь смиренно просит: «Дорогой мой человек, друг мой, предайся Кришне!» Только завистливые и злые от природы люди могут ополчиться на садху. Такие люди подобны змеям: чтобы навлечь на себя их гнев, не требуется никакого повода. Поэтому Чанакья Пандит говорит:

сарпах крурах кхалах крурах

сарпат круратарах кхалах

мантраушадхи-вашах сарпах

кхалах кена ниварйате

«В мире есть два злобных и завистливых существа: змея и человек. Но из них двоих злой человек гораздо опаснее, потому что змею можно усмирить с помощью заклинаний или особых трав, а против злого человека нет никакого средства». С этим ничего не поделаешь. Мы живем среди людей, которые опаснее, чем змеи, и нам остается только терпеливо сносить их оскорбления и не обращать внимания на их козни. Пусть завистники чинят препятствия движению сознания Кришны, мы готовы вынести все испытания. У нас

Скачать:TXTPDF

Учение Господа Капилы. А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать, Учение Господа Капилы. А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать бесплатно, Учение Господа Капилы. А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать онлайн