Скачать:TXTPDF
Учение Господа Капилы. А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада

игр Кришны в обществе преданных иногда называют вирйаван, потому что общение с преданным закладывает в сердце человека семя преданного служения. Это называется шраддхой, или верой. Шраддха ратир бхактир анупрамишйати . Когда мы слушаем преданных и общаемся с ними, в нас просыпается желание служить Кришне и развивается вкус к кришна-катхе, который называют расой. Раса — это наслаждение, которое испытывает измученный жаждой человек, когда пьет воду. Кришна говорит, что для начала можно думать о Нем, когда мы пьем воду (расо ‘хам апсу каунтейа) . Это совсем не сложно. Ощущая вкус воды, мы должны вспомнить: «Это — Кришна». Прабхасми шаши-сурйайох . Любуясь восходом солнца, мы тоже должны вспомнить о Кришне. Зачем люди просят: «Покажите нам Бога!» — Он Сам являет Себя нашим взорам. Как вы сможете увидеть Бога, если у вас закрыты глаза? Кришна говорит нам: «Я — здесь, Я — там», — но люди не готовы увидеть Его.

Чтобы увидеть Бога, необходима определенная подготовка, получить которую можно только в процессе общения с садху . Сейчас многие гоняются за дипломами престижных университетов, но образование, оторванное от сознания Бога, — очередная уловка майи, которая лишает людей знания. Поэтому университеты только мешают людям обрести сознание Кришны. Живое существо, попавшее в материальный мир, уже пребывает в иллюзии, а так называемое образование только усиливает ее влияние на него. В погоне за призрачным материальным счастьем живое существо забывает о том, что является вечным слугой Кришны. Даже если кто-то в материальном мире и обретает счастье, его счастье — не более чем иллюзия, ибо в этом бренном мире никому не дано наслаждаться вечно. Эти истины можно понять, только общаясь с преданными. Преданные знают все, потому что постигли Высшую Истину, Кришну. Поэтому Кришна говорит: «Вы ищете истину? Вы изучаете Веды, веданта-даршану . Это хорошо. Но в чем цель веданта-даршаны? » Веда значит «знание», а анта — «высшее». В чем же заключается высшее знание, веданта? В «Бхагавад-гите» (15.15) Шри Кришна так отвечает на этот вопрос:

ведаиш ча сарваир ахам эва ведйо

веданта-крд веда-вид эва чахам

«Цель всех Вед — познать Меня. Я — творец Веданты и Я — знаток Вед». Таким образом, понять «Веданту» — значит услышать то, что Сам Кришна говорит о Себе. Те, кто не постигли Кришну, но, несмотря на это, считают себя знатоками Вед, пребывают в иллюзии. Человек, не осознавший Кришну, на самом деле мудха, глупец. Таков приговор «Бхагавад-гиты» (7.25):

мудхо ‘йам набхиджанати

локо мам аджам авйайам

«Глупцы не знают Меня, нерожденного и неистощимого». В материальном мире каждый в какой-то степени мудха . Если бы мы не были мудхами, мы не оказались бы здесь. Начиная с Брахмы и кончая крошечным муравьем, каждый по-своему является мудхой . И для того, чтобы обрести истинное знание, нам необходимо общаться с садху . Только тогда мы сможем насладиться нектарным вкусом кришна-катхи: бхаванти хрт-карна-расайанах катхах . Повествования об играх Господа в изложении преданных услаждают слух и радуют сердце. Но, чтобы ощутить трансцендентный вкус кришна-катхи, требуется некоторая подготовка, получить которую можно только в процессе общения с преданными. Общение с преданными подразумевает, что мы следуем их примеру в своей повседневной жизни и в своем поведении. На это указывает слово тадж-джошанад . Джошанат значит «практика». Великие ачарьи прошлого дали нам определенные правила, которые необходимо строго соблюдать. Университеты Европы и Америки тепло приняли наш перевод книги «Нектар преданности», автор которой, Шрила Рупа Госвами, подробно описывает практику преданного служения. «Нектар преданности» представляет собой исчерпывающее описание науки бхакти-йоги . Бхакти — не пустая сентиментальность. Это великая наука, и мы должны соответствующим образом подходить к ее изучению. Чтобы овладеть этой наукой, необходимо изучить «Нектар преданности» и практиковать бхакти-йогу: жить вместе с преданными, вставать рано утром, читать ведические писания, вкушать прасад и проповедовать сознание Кришны. И если мы будем делать все это, то очень быстро (ашу), уже в этой жизни, сможем добиться ощутимых результатов.

Майя очень сильна, и, вступая на путь преданного служения, человек объявляет ей войну. Не все преданные устоят в этой войне с майей, некоторые из них падут, но все, что они искренне сделали для Кришны, идет в их актив и всегда остается с ними. Это подтверждает «Бхагавад-гита». Из 8 400 000 форм жизни падшему преданному гарантирована человеческая форма. Более того, Кришна обещает, что в следующей жизни такой человек родится в благоприятных условиях, в богатой семье или в семье благочестивых брахманов . Но тот, кто полностью осознал Кришну, больше не родится в материальном мире. Ему уготована вечная жизнь в духовном мире, обители Кришны. Это цель, к которой мы должны стремиться. Зачем испытывать судьбу и снова рождаться в материальном мире? На самом деле любое рождение в материальном мире, даже в семье богатых аристократов или брахманов, сопряжено с риском, потому что в материальном мире всегда остается опасность падения. Богатые люди часто с пренебрежением относятся к сознанию Кришны. «Сознание Кришны предназначено для бедняков», — говорят они. А те, кто рождается в семьях брахманов, как правило, очень гордятся своим происхождением: «Я — брахман, потомок знатного рода. Мне не пристало водить компанию с этими безродными вайшнавами». Такой образ мыслей становится причиной деградации человека, поэтому Капиладева советует нам воспользоваться преимуществами человеческой формы жизни и, общаясь с преданными, обрести сознание Кришны. А тот, кто не хочет прислушаться к Его совету, по сути дела, совершает самоубийство.

ТЕКСТ 26

бхактйа пуман джата-вирага аиндрийад

дршта-шрутан мад-рачананучинтайа

читтасйа йатто грахане йога-йукто

йатишйате рджубхир йога-маргаих

ПЕРЕВОД

Служа Господу и общаясь с преданными, человек утрачивает вкус не только к земным, но и к райским удовольствиям, ибо его ум всегда поглощен размышлениями о деяниях Господа. Метод сознания Кришны — самый простой из всех методов, позволяющих обрести мистическое могущество; утвердившись в преданном служении, человек овладевает своим умом.

КОММЕНТАРИЙ

Все священные писания побуждают людей вести праведную жизнь и сулят за это неограниченные возможности для удовлетворения чувств не только в этой жизни, но и в следующей. В них, в частности, сказано, что, занимаясь благочестивой кармической деятельностью, человек может попасть на одну из райских планет этой вселенной. Однако преданный, который общается с другими преданными, предпочитает размышлять о деяниях Господа: о том, как Он создает вселенную, как поддерживает и разрушает мироздание, а также об играх Господа в духовном мире. О деяниях Кришны повествует множество книг, и прежде всего «Бхагавад-гита», «Брахма-самхита» и «Шримад-Бхагаватам». Искренний преданный, общаясь с другими преданными, получает возможность слушать и размышлять об играх Господа, что делает его равнодушным к так называемому счастью, которое доступно на Земле, а также на райских или других планетах материальной вселенной. Преданные желают только одного — лично общаться с Господом; эфемерное материальное счастье утрачивает для них свою привлекательность. Человека, находящегося на этом уровне духовного развития, называют йога-юктой . Истинного йога не прельщают соблазны той или иной материальной планеты, его цельобрести духовное знание и достичь духовного мира. И добиться этого совсем не сложно, если воспользоваться методом бхакти-йоги, самым простым из всех методов духовного самоосознания. Рджубхир йога-маргаих . Здесь употреблено очень точное слово рджубхих — «самый простой». Есть много разных методов йоги, позволяющих достичь совершенства в йоге, но метод преданного служения является самым легким. Несмотря на свою простоту, этот метод приводит к замечательным результатам. Поэтому каждый из нас должен воспользоваться методом сознания Кришны и достичь высшей ступени совершенства.

Таков процесс постижения Абсолютной Истины, Верховной Личности. Абсолют чужд противоречий. Имя Кришны, Его форма, деяния, украшения и атрибуты неотличны от Него Самого. В этом смысл понятия Абсолютной Истины. Между Кришной и Его формой нет никакой разницы, как не существует ее между руками и ногами Господа. В материальном мире наша левая рука отличается от правой, нос от уха, но в Кришне нет двойственности. Он абсолютен. Об этом говорится в «Брахма-самхите» (5.32):

ангани йасйа сакалендрийа-врттиманти

пашйанти панти калайанти чирам джаганти

ананда-чинмайа-сад-уджджвала-виграхасйа

говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами

«Я поклоняюсь Говинде, предвечному Господу, чья трансцендентная форма исполнена блаженства, знания, вечности и ослепительного великолепия. Каждый член Его трансцендентного тела наделен способностью выполнять функции любого другого органа, а также созерцать, поддерживать и проявлять бесконечные миры, как духовные, так и материальные». Разные части нашего тела выполняют строго определенные функции, тогда как любой орган тела Кришны может выполнять функции любого другого органа. Так, Кришна способен есть глазами и перемещаться в пространстве силой мысли. Абсолют является адвайтой: в нем нет двойственности.

В этом стихе говорится: бхактйа пуман джата-вирага аиндрийат. Наша материальная болезнь заключается в стремлении к удовлетворению собственных чувств. Как мы уже говорили, прогресс современной цивилизации сводится к изысканию все более изощренных способов удовлетворения телесных потребностей, но бхакти предполагает прямо противоположное: бхактйа пуман джата-вирага аиндрийад . Пока мы не прекратим погоню за чувственными удовольствиями, о бхакти не может быть и речи. Поэтому мы должны попытаться избавиться от стремления к удовлетворению чувств, уделяя все больше и больше времени преданному служению. Так постепенно в нас разовьется вирага, или виракти, равнодушие к чувственным наслаждениям. От слова вирага происходит ваирагйа, что значит «отрешенность». Гьяна-вайрагья — смысл человеческой жизни заключается в том, чтобы развить в себе гьяну и вайрагью, знание и отрешенность от материальных удовольствий.

До тех пор пока у нас будет сохраняться привязанность к чувственным наслаждениям (рага), мы будем оставаться узниками материального мира, снова и снова рождаясь в материальных телах. Кришна, Бог, предоставляет нам все возможности для удовлетворения чувств. Сейчас на Западе вошло в моду обнажать свое тело. Тем, кому нравится ходить обнаженным, природа даст возможность стоять на виду у всех долгие годы без всякой одежды, как стоят деревья. Если вы хотите есть все без разбора, природа даст вам тело свиньи, и вы сможете питаться испражнениями. Почему разные живые существа оказываются в разных телах? Потому что каждое из них желает наслаждаться по-своему. В этом заключается наша материальная болезнь, и, чтобы излечиться от нее, мы должны выработать в себе отвращение к материальным удовольствиям. Этого можно достичь, практикуя бхакти-йогу .

Поэтому здесь говорится рджубхир йога-маргаих . Рджубхир значит «простой». Практика бхакти-йоги отличается простотой: дршта-шрутан мад-рачананучинтайа . Дршта: мы можем увидеть Кришну, Он милостиво позволяет нам созерцать Его в форме арча-виграхи, Божества в храме. Не следует думать, что Божество — это всего лишь каменная статуя. Кришна может быть изваян из камня, но мы должны помнить о том, что Он предстает перед нами в этой форме только потому, что мы не способны видеть ничего, кроме материи. Тем самым

Скачать:TXTPDF

Учение Господа Капилы. А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать, Учение Господа Капилы. А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать бесплатно, Учение Господа Капилы. А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать онлайн