Скачать:TXTPDF
Учение Господа Капилы. А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада

в обществе занимают слушатели. Тот, кто внимательно и смиренно слушает рассказы осознавшей себя души о деяниях Господа, сможет покорить Верховного Господа, которого нельзя покорить никакими другими способами. Без слушания чистых преданных или общения с ними невозможно осознать свою духовную природу. Это — самая важная составная часть процесса самоосознания.

На Голоке Вриндаване все живые существа служат Кришне. Одни из них служат Ему как друзья, другие — как возлюбленные (гопи), родители, слуги и т.д. Даже деревья, вода, цветы, земля, телята и коровы во Вриндаване служат Кришне. Мы тоже должны служить Кришне, но по той или иной причине мы отказались от этого и потому сейчас вынуждены служить майе в царстве трех гун материальной природы. Преступник, который не желает подчиняться законам государства, рано или поздно попадет в тюрьму, где ему волей-неволей придется соблюдать все законы. По своей природе мы являемся неотъемлемыми частицами Господа и призваны служить Ему, но, как только мы отказываемся делать это, майя тут же прибирает нас к рукам: «Хорошо, в таком случае ты будешь служить мне». Мы созданы не для того, чтобы быть господами. Даже если кто-то и становится господином, это не приносит ему счастья, потому что это положение противно его природе. Представьте себе руку, которая держит конфету и думает: «Съем-ка я ее». Как она ни старайся, у нее ничего не получится. Рука предназначена для того, чтобы класть еду в рот, а не для того, чтобы есть. Подобно этому, мы тоже являемся неотъемлемыми частицами Кришны, и наша функцияслужить Господу. Из Вед мы знаем, что Бог один, но Он распространил Себя во множество форм. Мы также являемся частицами Кришны. Его личные экспансии называются свамшами, а живые существа, отделенные экспансии Господа, — вибхиннамшами . Но в любом случае все экспансии предназначены для того, чтобы служить Кришне. Об этом говорится в «Чайтанья-чаритамрите» (Ади, 5.142): экале ишвара кршна, ара саба бхртйа — «Господь Кришнаединственный повелитель, а все остальные — Его слуги».

В нас от природы заложено стремление наслаждаться вместе с Кришной. Мы созданы для наслаждения: анандамайо ‘бхйасат . Кришна есть ананда-майя, Он вечно исполнен блаженства, и мы, Его неотъемлемые частицы, также исполнены блаженства. Но сейчас мы ищем блаженство (ананду) там, где его нет. Обладая некоторой независимостью, мы решили служить не Кришне, а собственным чувствам, за что и попали в темницу материального мира. Поэтому теперь мы должны избавиться от желания служить майе: асевайайам пракртер гунанам . Только когда мы наконец поймем, что не обязаны служить никому, кроме Кришны, мы осознаем свою истинную природу и обретем освобождение. Это высшее знание. Поэтому говорится, что преданным может стать только по-настоящему мудрый человек, который, прожив много жизней, в конце концов понял: васудевах сарвам ити — «Васудева, Кришна — это все». Такова формула истинного знания. О том же самом говорится в данном стихе: джнанена ваирагйа-виджрмбхитена — истинное знание (гьяна) подразумевает отречение от материального мира, вайрагью, то есть отказ от служения всему остальному во имя служения Кришне.

Посвятив свою жизнь служению Кришне, человек достигает уровня брахма-бхуты, то есть выходит из-под влияния гун материальной природы. Пока мы отождествляем себя с майей и действуем под диктовку гун материальной природы, мы пребываем на уровне майя-бхуты . Когда же мы осознаем, что являемся вечной душой (ахам брахмасми), это духовное знание делает нас счастливыми.

Практика бхакти-йоги, преданного служения, не только приносит человеку счастье, но и дает ему в руки путеводную нить. Отдав себя во власть трех гун, мы попадаем в бушующий океан материальной природы. Бхактивинода Тхакур говорил: майара ваше, йаччха бхесе’, кхаччха хабудубу, бхаи . Мы подобны соломинкам, которые носит по волнам этого океана. Мы не знаем, куда нас несет и что нам уготовано в будущем. Атеисты отказываются верить в будущую жизнь, потому что страшатся расплаты за грехи, совершенные в этой жизни. В Бенгалии рассказывают притчу о человеке, который думал: «Я совершил столько грехов, что Ямараджа обязательно накажет меня. Как же мне избежать его кары?» В конце концов он решил: «Вымажусь-ка я в дерьме. Тогда Ямараджа не дотронется до меня». Разумеется, это глупость. Мы находимся во власти майи, материальной природы, и не можем не подчиняться ее законам. Рука майи всюду дотянется до нас. Мы совершили множество грехов, и расплата за них неизбежна. Единственный, кто может спасти нас, — это Кришна, и Он Сам обещает это: ахам твам сарва-папебхйо мокшайишйами . Почему же мы не хотим предаться Ему? Почему мы упрямо продолжаем служить майе?

Служить Кришне совсем не сложно. От нас требуется только повторять Харе Кришна и есть прасад . И тем не менее наши греховные привычки мешают нам делать это. Нам кажется, что мы не сможем жить без мяса, вина, сигарет, наркотиков, недозволенных сексуальных отношений и азартных игр. Для того чтобы отказаться от этих дурных привычек, необходимо переключить все свое внимание на служение Кришне: асевайайам пракртер-гунанам . Поэтому в движении сознания Кришны преданные с раннего утра и до поздней ночи заняты практическим служением Кришне. Служа Кришне, мы постепенно отвыкаем от служения майе . Служить майе — значит грешить. До тех пор пока мы служим майе, мы не перестанем грешить. Но метод бхакти-йоги настолько могуществен, что, если мы воспользуемся им, наше служение майе прекратится само собой. В этом заключается смысл вайрагьи, отречения от материального мира.

Кришна является изначальным пурушей, изначальным духом, изначальной личностью. Все исходит от Кришны, поэтому Его называют пураной, древнейшим. На свете нет никого старше Кришны, и в то же время Он вечно юн. Таков Бхагаван. Он — ади, изначальный источник всего сущего, причина всех причин. Он всегда юн и свеж. Хотя к моменту битвы на Курукшетре Кришна был уже прадедушкой, на вид Ему нельзя было дать больше двадцати лет. Кришна всегда молод, и живые существа, обитающие на духовных планетах, тоже никогда не стареют, так как наделены духовными телами, подобными телу Кришны. Все они — нитья-мукты, вечно освобожденные души.

В отличие от них, мы томимся в темнице материального мира, заключенные в материальные тела. Эти тела постоянно меняются. Сегодня мы находимся в теле юноши, а завтра — в теле старика. Однако если мы разовьем в себе сознание Кришны, то избавимся от необходимости постоянно менять тела. Завершив эту жизнь, мы возвратимся домой, к Богу, и получим свое изначальное, духовное тело, такое же прекрасное, как у Кришны и Нараяны. Это то, о чем говорится в данном стихе: мам пратйаг-атманам ихаварундхе . Мы не должны упускать шанс стать преданными Кришны, воспользовавшись методом бхакти-йоги: шраванам киртанам вишнох смаранам пада-севанам арчанам . Занимаясь каким-либо одним или всеми девятью видами преданного служения, мы сделаем свою жизнь совершенной. Чайтанья Махапрабху говорил, что самым важным процессом в преданном служении является шраванам . Просто слушая, мы непременно достигнем цели жизни.

ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ

Преданность – путь к совершенному знанию

ТЕКСТ 28

девахутир увача

качит твайй учита бхактих

кидрши мама гочара

йайа падам те нирванам

анджасанвашнава ахам

ПЕРЕВОД

Выслушав наставления Господа, Девахути спросила: Каким видом преданного служения мне следует заниматься, чтобы быстро и легко получить возможность служить Твоим лотосным стопам?

КОММЕНТАРИЙ

В «Бхагавад-гите» сказано, что служить Господу могут все. Каждый, кто занимается преданным служением, будь то рабочий, торговец или женщина, достигает высшего совершенства и возвращается домой, к Богу. Вид преданного служения, который больше всего подходит данному конкретному преданному, определяет духовный учитель, и он же милостиво дает ему возможность заниматься этим служением. Поэтому тот, кто желает избавиться от страданий, причиняемых материальной природой, должен обратиться к истинному духовному учителю, проявляя одновременно пытливость и смирение. Приняв Кришну своим духовным учителем, Арджуна сказал: «Дорогой Кришна, я не буду больше говорить с Тобой как друг, ибо дружеские беседы не помогут мне». Мы беседуем со своими друзьями, как правило, для того, чтобы приятно провести время, но к духовному учителю нужно обращаться с вопросами о смысле жизни. Друзья разговаривают на равных, но в общении с гуру это недопустимо. Ученик, лишенный смирения, не сможет правильно воспринять возвышенные наставления своего учителя. Отказываясь от привилегированного положения друга Кришны, Верховной Личности Бога, Арджуна подает нам пример смирения. Он говорит: «Теперь я — Твой ученик. Пожалуйста, наставляй меня».

Можно в течение многих лет и даже жизней предаваться философским размышлениям, но так и не понять, для чего мы живем. Поэтому все шастры рекомендуют нам найти гуру . Гуру значит «тяжелый» или «нагруженный». Имеется в виду груз знаний, которыми обладает гуру . Познания человека должны быть основным критерием при выборе духовного учителя. Не следует думать: «Я и так все знаю, чему какой-то учитель может меня научитьНикто не вправе говорить так, мы все нуждаемся в наставлениях.

По ведической традиции дети должны с раннего возраста обучаться духовной науке в гурукуле . Отправляясь в гурукулу, мальчик становится брахмачари и смиренно служит своему гуру. Он может быть сыном ученого брахмана или великого царя — это не имеет значения. Переступив порог гурукулы, он становится покорным слугой своего учителя, готовым выполнить любое повеление гуру . Даже Кришна ходил в гурукулу, чтобы показать нам пример. Ясно, что Кришне, Верховной Личности Бога, ни к чему учиться в гурукуле, Он делал это только для того, чтобы подать нам пример, достойный подражания. С той же целью принял гуру и Чайтанья Махапрабху.

Пракашананда Сарасвати был высокообразованным человеком. Он прекрасно знал, что Чайтанья Махапрабху также является великим ученым, и тем не менее критиковал Его за то, что Он поет и танцует на улицах. Пракашананда Сарасвати считал, что санньяси должен уделять все внимание изучению «Веданты», поэтому он не признавал Чайтанью Махапрабху истинным санньяси. С его точки зрения, Господь Чайтанья был всего лишь сентиментальным человеком. «Почему Ты не читаешь Веданта-сутру? — допытывался Пракашананда Сарасвати. — Почему Ты все время поешь и танцуешь?» Чайтанья Махапрабху ответил на это:

прабху кахе—шуна, шрипада, ихара карана

гуру море муркха декхи’ карила шасана

«Я необразованный человек, Мой гуру вообще называл Меня круглым дураком. Он запретил Мне читать Веданта-сутру. Вместо этого Мой гуру велел Мне повторять Харе Кришна маха-мантру, что Я сейчас и делаю, и повторение этой мантры начинает приносить плоды» (Ч.-ч., Ади, 7.71).

Чтобы понять философию «Веданты», недостаточно быть просто образованным человеком. Изучение «Веданты» требует глубокого знания философии и санскрита. Безусловно, Чайтанья Махапрабху, который был Верховной Личностью Бога, знал все, но, беседуя с Пракашанандой Сарасвати, Он говорил от имени обыкновенных людей. В наш век люди совершенно не интересуются «Веданта-сутрой». Их интересуют главным

Скачать:TXTPDF

Учение Господа Капилы. А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать, Учение Господа Капилы. А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать бесплатно, Учение Господа Капилы. А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать онлайн