Скачать:TXTPDF
Учение Господа Капилы. А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада

аравинда-далайатакшам

бархаватамсам аситамбуда-сундарангам

кандарпа-коти-каманийа-вишеша-шобхам

говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами

«Я поклоняюсь Говинде, предвечному Господу, прародителю всех живых существ, который пасет коров, исполняющих все желания, и живет в обители из философского камня, окруженной деревьями желаний. Там Ему с любовью и благоговением служат сотни и тысячи богинь процветания.

Я поклоняюсь Говинде, предвечному Господу, извлекающему из Своей флейты волшебные, чарующие звуки. Глаза Его подобны лепесткам лотоса, а в волосах красуется павлинье перо. Безупречное тело Господа, цвета грозовой тучи, своей неповторимой красотой пленяет миллионы Купидонов».

Не думайте, что форма Кришны является плодом воображения поэта или художника. Она описана в шастрах: венум кванантам аравинда-далайатакшам . Он играет на флейте, и Его глаза похожи на лепестки лотоса. Он носит на голове павлинье перо, и Его кожа по цвету напоминает грозовую тучу. Он столь прекрасен, что Своей красотой пленяет сотни и тысячи Купидонов (кандарпа-коти-каманийа-вишеша-шобхам) .

Материальное многообразие не приносит людям удовлетворения. В материальном мире все только и делают, что жуют уже пережеванное. В духовном мире все обстоит совершенно иначе. Духовное многообразие называют анандамбудхи-вардханам. Амбудхи значит «океан». Но обычный океан всегда остается в своих берегах, а океан духовного многообразия постоянно расширяется (вардханам), и, чем глубже мы погружаемся в этот океан, тем счастливее становимся.

Преданные, присоединившиеся к движению сознания Кришны, постоянно повторяют Харе Кришна маха-мантру . Разве смогли бы они делать это, если бы мантра состояла из материальных звуков? Материальные звуки невозможно повторять очень долго. Рано или поздно это надоедает и начинает вызывать отвращение. Попробуйте повторять: «Мистер Джон, мистер Джон+» — меньше чем через полчаса вам это смертельно надоест. Однако мантру Харе Кришна можно повторять бесконечно, и по мере нашего духовного развития повторение этой мантры приносит нам все большее и большее наслаждение.

Источником истинного блаженства (ананды) является общение с Кришной. Мы можем общаться с Господом, играя роль Его слуги, друга, отца, матери или супруги. Есть пять основных форм взаимоотношений с Кришной (рас). Они называются шанта, дасья, сакхья, ватсалья и мадхурья . Те же самые расы существуют и в материальном мире, где каждый из нас выступает в роли отца, сына, возлюбленного, хозяина, слуги и т.д. Но отношения, в которые мы вступаем в материальном мире, — всего лишь искаженное отражение наших истинных взаимоотношений с Кришной. Разница между ними заключается в том, что материальные отношения преходящи. В материальном мире любовь не может длиться вечно. Сегодня я люблю своего сына, а завтра он может стать моим заклятым врагом. Но, даже если сын не станет моим врагом, он может в любой момент умереть, так что наши взаимоотношения рано или поздно все равно прервутся. Сегодня я могу влюбиться, а завтра разлюбить. Но в духовном мире отношения между живыми существами и Кришной никогда не прерываются. Со временем они становятся все более тесными и глубокими. Вот что такое истинное совершенство.

Майявади никак не могут взять в толк, почему Кришна с такой любовью ухаживает за коровами сурабхи . Они спрашивают: «Кто такой этот Кришна?» Даже Господь Брахма и тот был сбит с толку. «Почему этот Кришна, этот мальчик из Вриндавана, стал объектом всеобщего поклонения? — недоумевал он. — Он говорит как Верховная Личность Бога, но почему же тогда Он пасет коров, совсем как простой пастух?» В таком же положении оказался и Господь Индра. Понять Кришну далеко не просто. Поэтому в данном стихе говорится таттвавабодханам — мы должны постараться понять Кришну таким, как Он есть, и сделать это можно, только внимая Ему Самому или Его истинному представителю.

Деяния Кришны трансцендентны. Тот, кто осознает это, получает освобождение. Чтобы обрести освобождение, достаточно понять трансцендентную природу игр Кришны с гопи . Когда люди, неспособные постичь Кришну, слышат о том, что Он танцевал с гопи, они пользуются этим как поводом для того, чтобы заниматься тем же самым. Так они прокладывают себе дорогу в ад. Чтобы избежать этого, нужно слушать повествования о деяниях Кришны в изложении преданного. Профессиональные чтецы «Шримад-Бхагаватам» в угоду невежественной публике начинают чтение этого великого произведения с описания танца раса, но настоящий преданный никогда не станет пытаться сразу проникнуть в сокровенный смысл взаимоотношений Кришны и гопи . Танец раса описан в Десятой песни «Шримад-Бхагаватам», и только тот, кто усвоил содержание первых девяти песней «Шримад-Бхагаватам», может приступать к чтению Десятой. Тот, кто не знает первых девяти песней «Шримад-Бхагаватам», не способен понять трансцендентную природу игр Кришны и обрести освобождение.

Поэтому Девахути спрашивает: кидршах кати ча ангани — «Каковы пути постижения этой сокровенной науки и сколько их?» Анга на санскрите значит «член» или «орган». Бхакти-йога состоит из девяти анг: шраванам киртанам вишнох смаранам пада-севанам арчанам ванданам дасйам сакхйам атма-ниведанам . Мы можем слушать о Кришне, повторять Его имена, поклоняться Ему, возносить молитвы или выполнять приказания своего духовного учителя либо Самого Кришны. К примеру, Хануман просто выполнял повеления Господа Рамачандры и так достиг совершенства. Хануман был обезьяной и не мог толковать «Веданту», но тем не менее, просто служа Господу Рамачандре, он достиг высшего совершенства. Другой пример тому — Арджуна, ближайший друг Господа Кришны. Арджуна не был ведантистом, он был кшатрием, воином. У него не было времени изучать «Веданту», так как ему приходилось постоянно заниматься государственными делами, но при этом он был величайшим преданным Господа. Кто-то может сказать: «Арджуна не был ни знатоком Веданты, ни даже брахманом или санньяси . Как же мог Кришна считать его Своим преданным?» И тем не менее в «Бхагавад-гите» (4.3) Кришна называет Арджуну Своим близким другом и преданным: бхакто ‘си ме сакха чети . Такова природа бхакти . Преданное служение не имеет материальной причины (ахаитуки), и ему не могут помешать никакие материальные препятствия (апратихата) . Только такое, бескорыстное и непрерывное, преданное служение может принести полное удовлетворение душе.

Но, даже если мы начнем заниматься преданным служением из корыстных побуждений, оно все равно принесет нам только благо. Так, Дхрува Махараджа сначала поклонялся Кришне, преследуя корыстные цели, но, достигнув духовного совершенства, он полностью избавился от всех материальных желаний. Увидев Кришну, он воскликнул: «Мне ничего не нужно от Тебя! Я не прошу никакого благословения и хочу только одного — служить Тебе». Когда, слушая о трансцендентных качествах Господа, мы ощутим привлекательность сознания Кришны, наша жизнь станет совершенной. Тасмат кенапй упайена манах кршне нивешайет — «Так или иначе, старайтесь всегда помнить о Кришне» (Бхаг., 7.1.32). Если мы будем строго следовать этому правилу, Кришна обязательно поможет нам. Он даст нам разум, необходимый для того, чтобы постичь Его. В «Бхагавад-гите» (10.10) Кришна обещает:

тешам сатата-йуктанам

бхаджатам прити-пурвакам

дадами буддхи-йогам там

йена мам упайанти те

«Тем, кто постоянно служит Мне с любовью и преданностью, Я даю разум, который помогает им прийти ко Мне». Это определение буддхи-йоги, йоги разума. Буддхи-йога является синонимом бхакти-йоги, следовательно, бхакти-йога предназначена для самых разумных людей, и только тот, кто занимается ею, способен постичь Кришну таким, как Он есть (таттватах).

ТЕКСТ 30

тад этан ме виджанихи

йатхахам манда-дхир харе

сукхам буддхйейа дурбодхам

йоша бхавад-ануграхат

ПЕРЕВОД

Мой дорогой сын Капила, я всего лишь женщина. Мой разум слаб, и потому мне трудно постичь Абсолютную Истину. Но если Ты соблаговолишь рассказать мне о Ней, то даже я, женщина, смогу постичь Ее и обрести трансцендентное счастье.

КОММЕНТАРИЙ

Обыкновенному, не слишком разумному человеку трудно постичь Абсолютную Истину, но божественная милость духовного учителя может открыть доступ к сокровенному знанию даже самому ограниченному и недалекому ученику. Поэтому Вишванатха Чакраварти Тхакур говорит: йасйа прасадад — по милости духовного учителя ученик получает милость Верховной Личности Бога, бхагават-прасадах . Девахути просит здесь своего великого сына о снисхождении, ссылаясь на то, что она, как и всякая женщина, не отличается большим разумом, и к тому же является Его матерью. И по милости Капиладевы она получит возможность осознать Абсолютную Истину, которую так трудно постичь обыкновенным людям, особенно женщинам.

Здесь Девахути подает нам пример того, как нужно постигать трансцендентную науку. Только смирение открывает человеку путь к духовному знанию. Смирение является сутью бхакти . О том же говорил Чайтанья Махапрабху:

трнад апи суничена

тарор ива сахишнуна

аманина манадена

киртанийах сада харих

Шикшаштака, 3

Если мы хотим повторять святые имена без оскорблений, то должны стать смиреннее травы и терпеливее дерева. Мы должны перестать гордиться своим образованием и умом и с уважением относиться к каждому. Только тогда мы сможем повторять мантру Харе Кришна без оскорблений.

Хотя Девахути была матерью Капиладевы, она обращается к своему сыну почтительно и со смирением. Таково должно быть наше отношение к духовному учителю. Чтобы постичь трансцендентную науку, мы должны со смирением задавать вопросы духовному учителю и служить ему. Желание служить составляет основу метода бхакти-йоги . Наши грубые материальные чувства бессильны постичь трансцендентную природу Кришны. Его имя, форма, качества и деяния трансцендентны, дивья . Поэтому, чтобы постичь их, необходимо сначала очистить свои материальные чувства, заняв их служением Кришне, которое начинается с языка. Преданное служение — это самый простой из всех методов йоги . Чтобы приступить к нему, достаточно начать повторять трансцендентные имена Господа. Это могут делать все, даже женщины, вайшьи и шудры . В «Шримад-Бхагаватам» (12.3.51) после перечисления пороков Кали-юги Шукадева Госвами говорит:

калер доша-нидхе раджанн

асти хй эко махан гунах

киртанад эва кршнасйа

мукта-сангах парам враджет

«Единственное преимущество века Кали заключается в том, что люди, живущие в этот век, могут обрести освобождение и вернуться домой, к Богу, просто повторяя Харе Кришна маха-мантру «. О том же говорил Шри Чайтанья Махапрабху:

харер нама харер нама

харер намаива кевалам

калау настй эва настй эва

настй эва гатир анйатха

«Повторяйте Харе Кришна, повторяйте Харе Кришна, повторяйте Харе Кришна, ибо в Кали-югу нет иного пути, нет иного пути, нет иного пути».

Разумеется, повторяя Харе Кришна, мы должны избегать десяти оскорблений святого имени, но каждый, кто искренне повторяет мантру Харе Кришна, постепенно очищается от материальной скверны: чето-дарпана-марджанам бхава-маха-давагни-нирвапанам (Шикшаштака, 1). Это самый простой способ очистить ум от накопившейся в нем грязи. Кришна, несомненно, поможет тому, кто искренне старается служить Ему. Пребывая в сердце каждого, Он видит, насколько мы искренни. Искреннему преданному Кришна помогает как изнутри, так и извне. Изнутри Он действует как Параматма, наделяя человека разумом: дадами буддха-йогам там . Извне он приходит к нам в лице Своего представителя, гуру . Поэтому Чайтанья Махапрабху говорит: гуру-кршна-прасада пайа бхакти-лата-биджа — «Милостью Кришны мы обретаем истинного духовного учителя, а милостью духовного учителя — Кришну» (Ч.-ч., Мадхья, 19.151). Таким образом, шастры открывают перед нами самый короткий путь к духовной жизни — путь сознания Кришны.

Девахути со смирением обращается к сыну, которого она приняла своим духовным

Скачать:TXTPDF

Учение Господа Капилы. А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать, Учение Господа Капилы. А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать бесплатно, Учение Господа Капилы. А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать онлайн