Скачать:TXTPDF
Учение Господа Капилы. А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада

Свой вечно юный трансцендентный образ, кишора-мурти . Что же касается освобождения, то оно, как служанка, стоит перед таким преданным со сложенными ладонями и ждет его приказаний». Это не просто красивые слова. Слепой Билвамангала семьсот лет прожил во Вриндаване, поклоняясь Кришне, и каждый день к нему приходил вечный юноша, Кришна, и поил его молоком. Поэтому, когда он говорит, что мукти, освобождение, стоит перед преданным со сложенными ладонями, он опирается на собственный опыт. В конце концов, о каком еще освобождении может идти речь, если преданный видит перед собой Кришну? Тот, у кого есть миллион долларов, не станет тратить силы, чтобы заработать десять рупий.

Преданное служение (бхакти) должно быть анимитта, бескорыстным. На самом деле всемогущему Кришне не составляет труда исполнить любые наши желания. Если мы хотим от Кришны материального счастья, Ему ничего не стоит дать его нам. Он может даровать нам даже мукти, освобождение, но на самом деле глупо просить у Него что бы то ни было, кроме бхакти . Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур любил повторять, что просить у Бога мукти, — это все равно что выпрашивать у богача горстку золы. В одной притче рассказывается о старухе, которая несла из лесу на голове вязанку дров. Оступившись, она уронила вязанку на землю. Вязанка была слишком тяжелой, чтобы она сама могла поднять ее, поэтому женщина в растерянности стояла над дровами и думала: «Кто же поможет мне водрузить эту вязанку обратно на голову?» Не зная, что предпринять, она принялась молиться: «Господи, помоги мне!» Неожиданно Господь явился перед ней и спросил: «Чего ты хочешь?» Не веря своим глазам, старушка пробормотала: «Пожалуйста, положи мне на голову мои дрова». Господь был готов дать ей любые благословения, а она попросила, чтобы Он помог ей взвалить на голову дрова. Мы ведем себя ничуть не лучше этой старухи. Мы обращаемся с молитвами к Господу и просим Его взвалить на нас бремя материальных проблем. Мы хотим, чтобы Он дал нам побольше материальных вещей, денег, хорошую жену, новую машину или еще что-нибудь в этом роде.

Поэтому Чайтанья Махапрабху учит нас, что если Бога и стоит о чем-нибудь просить, то только о том, чтобы Он позволил нам служить Ему. В этом смысл Харе Кришна маха-мантры . Повторяя Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе, мы фактически обращаемся к Господу и Его энергии, Харе. Хара — это внутренняя энергия Кришны, которую олицетворяет Шримати Радхарани или Лакшми. Это дайви пракрити, и преданные всегда ищут Ее покровительства. Поэтому вайшнавы поклоняются Радхе-Кришне, Лакшми-Нараяне и Сите-Раме. Произнося Харе Кришна маха-мантру, мы сначала обращаемся к внутренней энергии Кришны, Харе: «О Радхарани! О Хара! О энергия Господа!», — а затем обращаемся к Самому Кришне. Мы зовем Их и, когда Они откликаются на наш зов, мы просим Их: «Пожалуйста, позвольте мне служить Вам!» Вот о чем нужно молить Бога. Нет ничего глупее, чем просить: «Господи, дай мне денег, дай красавицу-жену. Дай мне учеников и последователей. Позволь занять высокое положение в обществе. Помоги прославиться». Все это — материальные желания, которые оскверняют бхакти. Бхакти, преданное служение Господу, должно быть бескорыстным — анимитта . А чтобы достичь этого уровня, необходимо избавиться от всех материальных желаний. Никому не дано избавиться от всех желаний, но избавиться от материальных желаний вполне возможно. Желания заложены в природе живого существа. Только мертвым ничего не нужно. Поэтому от нас требуется всего лишь очистить свои желания, и, когда это произойдет, у нас останется одно желаниеслужить Кришне.

Господь Чайтанья Махапрабху говорил:

на дханам на джанам на сундарим

кавитам ва джагад-иша камайе

мама джанмани джанманишваре

бхаватад бхактир ахаитуки твайи

«О всемогущий Господь, Мне не нужно ни богатства, ни женщин, ни последователей. Единственное, чего Я хочу, — это жизнь за жизнью бескорыстно служить Тебе» (Шикшаштака, 4). Он не стремится даже к освобождению. Единственное, что Ему нужно, — это жизнь за жизнью служить Кришне. Преданному никогда не приходит в голову стремиться к слиянию со Всевышним. Философы-буддисты ставят своей целью достичь состояния нирваны — состояния полной свободы от материальных желаний. Это единственное, что обещает своим последователям Господь Будда. Шанкарачарья идет немного дальше, утверждая, что, избавившись от материальных желаний, мы войдем в сияние Брахмана, то есть достигнем брахма-нирваны . Однако, согласно философии вайшнавов, после освобождения от материальных желаний и достижения Брахмана необходимо приступить к преданному служению Господу. Не следует путать служение Господу с обычным служением, которым поглощены все люди в материальном мире. Философы- майявади не понимают разницы между мирским служением и бхакти-йогой, но Сам Кришна утверждает, что преданное служение трансцендентно по своей природе и не имеет ничего общего с материальной деятельностью.

Материалистическая философия санкхьи, которую разработал Капила-атеист, ограничивается изучением двадцати четырех материальных элементов. Однако истинная философия санкхьи, изложенная Капиладевой, трансцендентна как к двадцати четырем материальным элементам, так и к материальной деятельности. Бхакти-йога — это чисто духовная деятельность, и потому тем, кто ею занимается, чуждо стремление к материальным благам (анимитта) . Материалисты трудятся только ради какой-либо материальной выгоды. Даже если они жертвуют всем: семьей и личным благополучием, — они все равно при этом преследуют какие-то материальные цели, например, хотят прославиться или принести благо человечеству. Люди, находящиеся на уровне животных, работают только для себя. Те, кто находится на более высокой ступени развития, трудятся ради своей семьи, жены, детей или работают на благо общества, нации и даже всего человечества. Однако все это суть различные виды материальной деятельности (нимитта) . Ворует ли человек лично для себя или для своей семьи, общества и т.д., он все равно остается вором. Говорят, что, когда к Александру Македонскому привели пойманного грабителя, тот сказал царю: «Какая между нами разница? Оба мы — грабители, только разных масштабов — я граблю случайных прохожих, а ты грабишь целый народ». Будучи человеком разумным, Александр отпустил его со словами: «Действительно, никакой разницы нет». Независимо от того, стремится человек удовлетворить свои собственные чувства, чувства своих родственников или чувства соотечественников, в любом случае его целью является удовлетворение чувств. Качество нашей деятельности меняется только тогда, когда мы стараемся удовлетворить чувства Кришны.

Интересно, что ни в «Бхагавад-гите», ни в «Шримад-Бхагаватам» мы не встретим выражений типа кршна увача — «Кришна сказал», или капила увача — «Капиладева сказал». Везде говорится: бхагаван увача — «Господь, Верховная Личность Бога, сказал». Эти слова указывают на то, что изложенное в этих книгах знание является совершенным. Знание, полученное от обыкновенных людей, имеет множество недостатков. Обыкновенный человек не только сам находится в плену иллюзии, но и склонен обманывать других. Каким бы великим ученым он ни был, его знание остается несовершенным. В материальном мире нет совершенства. Совершенство подразумевает свободу от ошибок, иллюзии, обмана и других недостатков, присущих человеку. Поэтому здесь говорится: бхагаван увача . Бхагаван всесовершенен. Вот почему истинное знание можно получить только от Бхагавана или от того, кто без искажений передает учение Бхагавана.

Этот принцип лежит в основе Движения сознания Кришны. Мы не выдвигаем никаких собственных идей, ибо любое творение человеческого ума далеко от совершенства. Что может быть ценного в созданной мною философии? Много ли стоят мои собственные мысли? Обычно люди говорят: «Я думаю+ По моему мнению+». Никому в голову не приходит, что он — обыкновенный мошенник и что его мнение ничего не значит. Все очень гордятся собой и необычайно ценят свое мнение. Но, поскольку наши чувства несовершенны, любое знание, полученное с помощью чувств, тоже обречено на несовершенство. Как мы уже неоднократно подчеркивали, совершенное знание можно получить только по цепи ученической преемственности (таттва-амнайа) . Оно должно исходить из совершенного источника, от Бхагавана. Только тот, кто неукоснительно следует этому принципу, имеет право быть духовным учителем.

Истинный преданный никогда не считает себя достойным стать гуру . «Кто я такой, чтобы учить других?» — думает он. Кришнадас Кавираджа Госвами, автор «Чайтанья-чаритамриты», говорил: пуришера кита хаите муни се лагхиштха — «Я хуже червя, живущего в навозе» (Ади, 5.205). Так думает настоящий вайшнав. Главное качество вайшнава — смирение. Вайшнав никогда не скажет: «Я — Всевышний» или «Я стал Богом». Кришна говорит: «Я — Бог. Поклоняйтесь Мне», поэтому вайшнав тоже учит: «Кришна — Бог. Поклоняйтесь Кришне». Стать гуру совсем не сложно: нужно просто повторять то, что говорит Кришна. Все, что говорит Кришна, является дхармой . Дхарма одна, двух дхарм не бывает. Дхарма — это исполнение указаний Господа. Однако те, кто не знает Бога и Его указаний, сами придумывают какую-нибудь чепуху, называют ее религией и сражаются из-за нее друг с другом. Это не имеет никакого отношения к дхарме. Поэтому «Шримад-Бхагаватам» с самого начала отметает все ложные дхармы и устанавливает истинную дхарму, бхагавата-дхарму, бхагавати-бхакти . Объектом бхакти может быть только Бхагаван; там, где нет Бхагавана, нет и бхакти . Бхакти — это взаимоотношения между Бхагаваном и бхактой . Бхакты обращаются к Бхагавану с молитвами, предлагают Ему всевозможные яства, повторяют Его имена, призывают людей слушать о Бхагаване, издают о Нем книги, поклоняются Ему — таким образом, их ум постоянно поглощен мыслями о Бхагаване. Это и есть бхакти, анимитта бхагавати бхактих .

ТЕКСТ 33

джарайатй ашу йа кошам

нигирнам анало йатха

ПЕРЕВОД

Бхакти, преданное служение, растворяет тонкое тело человека без каких-либо дополнительных усилий с его стороны, подобно тому как огонь пищеварения, горящий в желудке, переваривает съеденную нами пищу.

КОММЕНТАРИЙ

Бхакти стоит намного выше мукти, ибо, занимаясь преданным служением, человек без каких-либо усилий со своей стороны освобождается из материального плена. Этот процесс сравнивается в данном стихе с процессом пищеварения. Если у человека хорошее пищеварение, то огонь в его желудке может переварить любую пищу. Аналогичным образом, преданному не нужно прилагать дополнительные усилия для того, чтобы получить освобождение. Одного преданного служения Верховной Личности Бога достаточно, чтобы обрести освобождение, ибо служение Господу равносильно освобождению от материального рабства.

Для преданного проблемы освобождения просто не существует. Освобождение приходит к нему без каких-либо усилий с его стороны. В этом преимущество бхакти перед мукти, к которому так стремятся имперсоналисты. Чтобы достичь мукти, имперсоналистам приходится совершать суровые аскезы, тогда как бхакта, просто занимаясь преданным служением — повторяя Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе и вкушая остатки предложенной Господу пищи, — немедленно подчиняет себе язык. А обуздав язык, он овладевает всеми остальными чувствами. Овладение чувствами является целью практики йоги, и потому каждый,

Скачать:TXTPDF

Учение Господа Капилы. А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать, Учение Господа Капилы. А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать бесплатно, Учение Господа Капилы. А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать онлайн