Скачать:TXTPDF
Учение Господа Капилы. А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада

сат, осознание Параматмы является осознанием аспекта чит, а осознание Бхагавана — осознанием аспекта ананды . В «Веданта-сутре» Абсолютную Истину определяют как квинтэссенцию блаженства (анандамайо ‘бхйасат) . Все лилы Кришны, особенно во Вриндаване, Его вечной обители, исполнены трансцендентного блаженства. Там Он играет с мальчиками-пастушками и танцует с гопи . Там Он ворует масло у матери Яшоды. И все, что Он делает во Вриндаване, проникнуто духовным блаженством.

В этом стихе сказано, что, начав преданное служение с созерцания Божества в храме, можно постепенно осознать Кришну. Созерцая Божества, мы со временем увидим, как Кришна улыбается нам, услышим волшебные звуки Его флейты и увидим, как Шримати Радхарани служит Ему. А если при этом мы будем еще слушать повествования о Кришне, то непременно станем великими преданными Господа: аниччхато ме гатим анвим прайункте . Это строго научный метод. Некоторые люди считают поклонение Божеству формой самовнушения, но на самом деле это научный метод, предписанный шастрами, который позволяет любому человеку пробудить в себе дремлющее сознание Кришны. Сам Кришна говорит:

джнанам парама-гухйам ме

йад виджнана-саманвитам

сарахасйам тад-ангам ча

грхана гадитам майа

«Знание обо Мне, изложенное в Ведах, — самое сокровенное знание, и обрести его можно только в процессе преданного служения. Я расскажу тебе о составляющих этого процесса, а ты постарайся неукоснительно следовать всему, что услышишь от Меня» (Бхаг., 2.9.31).

В «Бхагавад-гите» Кришна также говорит Арджуне, что открыл ему самое сокровенное знание потому, что Арджуна — Его близкий друг. Смысл этого знания заключен всего в нескольких словах: сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа — «Просто предайся Мне» (Б.-г., 18.66). Конечно, осознание Брахмана является сокровенным знанием, а осознание Параматмы еще более сокровенно, но осознание Кришны — это самое сокровенное знание, и путь к нему начинается с созерцания Божества в храме.

Только тот, чей ум и чувства полностью поглощены сознанием Кришны, может ощутить истинный вкус бхакти . Бхакти — это не пустые сентименты, а очень практичный и научно обоснованный метод. Тот, кто следует этим путем, имеет возможность сосредоточить свой ум на Кришне. Это вполне возможно. Например, домохозяйка постоянно занята различными домашними делами, но при этом она никогда не забывает следить за тем, чтобы ее волосы были красиво причесаны и уложены. Несмотря на многочисленные заботы по хозяйству, она старается всегда выглядеть привлекательно. Так и преданный, даже занимаясь множеством дел, всегда хранит в памяти трансцендентный образ Кришны: хртатмано хрта-пранамш ча бхактир . Достигнув этой ступени, преданный обретает освобождение.

ГЛАВА ШЕСТНАДЦАТАЯ

Духовное богатство чистых преданных

ТЕКСТ 37

атхо вибхутим мама майавинас там

аишварйам аштангам ануправрттам

шрийам бхагаватим васпрхайанти бхадрам

парасйа ме те ‘шнувате ту локе

ПЕРЕВОД

Поглощенный мыслями обо Мне, преданный не желает даже тех благ и наслаждений, которые доступны на высших планетах, включая Сатьялоку. Его нисколько не прельщают восемь материальных совершенств, достижимых с помощью мистической йоги, более того, он не стремится попасть даже в царство Бога. Но, сам того не желая, преданный уже в этой жизни наслаждается всеми мыслимыми благами.

КОММЕНТАРИЙ

Вибхути, или дары, которыми соблазняет нас майя, многочисленны и разнообразны. Даже на этой планете можно испытать множество материальных удовольствий, а на высших планетах: Чандралоке, Солнце или еще выше — на Махарлоке, Джаналоке и Таполоке, не говоря уже о вершине материального мира, обители Господа Брахмы, Сатьялоке, — возможности для чувственных наслаждений поистине неисчерпаемы. К примеру, продолжительность жизни на высших планетах гораздо больше, чем на Земле. Говорится, что на Луне один день длится шесть земных месяцев. Что же касается жизни на самой высокой планете вселенной, то мы даже представить себе не можем, как долго живут ее обитатели. В «Бхагавад-гите» сказано, что даже математики не способны оценить, сколько длятся двенадцать часов жизни Брахмы. Все это находится в сфере действия внешней энергии Господа, майи . Существуют также другие формы наслаждения, доступные йогам, развившим в себе мистические способности, но эти способности тоже материальны. Преданный никогда не стремится к материальным удовольствиям, хотя, стоит ему пожелать, и он получит их все сполна. Милостью Господа преданный, если он того хочет, может обрести любые материальные блага, однако истинный преданный равнодушен к ним. Господь Чайтанья Махапрабху учил, что преданному не следует стремиться к материальному достатку и славе или искать наслаждения в материальной красоте; он должен желать только одного — всегда преданно служить Господу, даже если ему не удастся достичь освобождения и придется без конца рождаться и умирать. Однако на самом деле тому, кто занимается деятельностью в сознании Кришны, гарантировано освобождение. Преданным доступны все богатства высших планет материального мира и планет Вайкунтхи. В данном стихе особо подчеркивается: бхагаватим бхадрам . На планетах Вайкунтхи царит вечный покой, и тем не менее чистый преданный не стремится попасть туда. Однако он, сам того не желая, уже в этой жизни получает доступ ко всем благам как материального, так и духовного мира.

Как утверждает Чайтанья Махапрабху, а также Рупа Госвами в «Бхакти-расамрита-синдху», Нарада Муни в «Нарада-панчаратре» и Бхагаван Шри Кришна в «Бхагавад-гите», чистый преданный никогда ничего не просит у Господа. Он не стремится даже к освобождению, не говоря уже о каких-то материальных благах. Существуют четыре основных направления человеческой деятельности: дхарма, артха, кама и мокша . Сначала люди ревностно следуют религиозным заповедям (дхарма), рассчитывая таким образом достичь материального благополучия (артха), которое даст им возможность наслаждаться (кама) . В конце концов, отчаявшись обрести материальное счастье, они начинают стремиться к освобождению (мокша) . Но чистые преданные не проявляют к дхарме, артхе, каме и мокше ни малейшего интереса. Единственное, чего хочет преданный, — это служить Господу. Люди, следующие дхарме, идут в храм или церковь и молят Бога: «Господи, дай нам хлеб наш насущный». Это хорошо, потому что они, по крайней мере, помнят о Боге, но чистый бхакта не просит ничего у Господа. Да и зачем ему просить Господа о чем-либо? У него и так уже есть все необходимое, потому что Господь Сам заботится о нем. Чистый преданный подобен драгоценному камню. Владея какой-нибудь драгоценностью, мы, естественно, относимся к ней очень бережно. Подобно этому, Кришна всегда заботится о Своем преданном и оберегает его.

Представьте себе, что какой-нибудь богач говорит вам: «Ни о чем не беспокойтесь. Я сам позабочусь о вас и обеспечу вас всем необходимым». Кришна, Верховный Господь, владеет всеми богатствами. В целом мире нет никого богаче Кришны, поэтому, если Кришна обещает позаботиться о Своем преданном, тот никогда и ни в чем не будет нуждаться. Большинство людей мечтает о материальном богатстве, не зная, что все богатства принадлежат Кришне. Обладатель всех богатств призывает нас: «Просто предайтесь Мне, и Я позабочусь о ваших нуждах». Но, на свою беду, люди не верят Ему: «Чего ради я должен надеяться на кого-то? Это моя жизнь, и я должен сам заботиться о себе, о своей семье, о своих друзьях и о своем народе». «Зачем тебе это? — удивляется Кришна. — Просто предайся Мне, и Я возьму на Себя все твои заботы». Он говорит Арджуне:

йам лабдхва чапарам лабхам

манйате надхикам татах

йасмин стхито на духкхена

гурунапи вичалйате

«Ты должен стремиться только к высшей цели, достигнув которой, ты достигнешь всего». Эта цельКришна. Если у нас есть Кришна, у нас есть все. Тот, кто понимает это, никогда не будет в проигрыше. Арджуна понимал это, и потому, когда перед началом войны между Пандавами и Кауравами Кришна предложил Арджуне выбирать между Его армией и Им Самим, Арджуна не задумываясь выбрал Кришну. Кришна пытался отговорить его: «Ты хорошо подумал? Я ведь даже не буду сражаться». «Это не имеет значения. Главное, чтобы Ты был со мной», — ответил Арджуна. Это проявление высшей мудрости преданного, который всегда стремится так или иначе завоевать расположение Кришны. А завоевать Его расположение можно только любовью и преданностью. Кришну иногда называют Аджитой, что значит «непобедимый», но даже Аджита сдается тому, кто вооружен бхакти .

Бхакти — это единственный путь к постижению Бога. Все попытки постичь Бога усилиями собственного ума обречены на неудачу. Они сродни попыткам колодезной лягушки представить себе Атлантический океан.

Как-то к лягушке, которая жила в колодце, прискакал ее приятель.

— Послушай-ка, — сказал он, — я видел Атлантический океан!

— Что такое Атлантический океан? — спросила лягушка.

— Атлантический океан — это огромный резервуар воды, — объяснил друг.

Неужели он больше этого колодца? Какая у него глубина? Метр? Три?

Рассуждая о Боге, мы уподобляемся этой лягушке. Чтобы постичь Бога, нужно слушать, что Он Сам говорит о Себе. Представьте, что у вас есть сосед, очень богатый, влиятельный, сильный, умный и красивый. Можно сколько угодно судачить о нем у него за спиной, но так и не узнать, насколько он богат. Если же мы подружимся с ним, он сам расскажет все о себе. Только человек с психологией колодезной лягушки станет пытаться постичь Бога с помощью воображения. Наше воображение ограниченно, а чувства несовершенны. Существует только один способ приблизиться к Нему — бхакти-марг, в основе которого лежит смирение. Нужно просто смиренно молить Кришну: «О Кришна, я не в силах познать Тебя. Прошу, объясни, как мне сделать это». Именно с такими словами обратился к Кришне Арджуна, и Кришна поведал ему о Своих богатствах. В заключение Он сказал:

атха ва бахунаитена

ким джнатена таварджуна

виштабхйахам идам кртснам

экамшена стхито джагат

Б.-г., 10.42

«О Арджуна, Я могу без конца говорить о Своих сокровищах, не описав и малой доли того, чем обладаю. Чтобы не говорить долго, Я скажу, что все мироздание держится на Моей экспансии, наделенной лишь частицей Моего могущества». Словом джагат называют бесчисленные вселенные, составляющие материальный мир, и Кришна в виде Своей частичной экспансии, Маха-Вишну, создает и поддерживает миллионы таких вселенных. Это подтверждают многие ведические писания, в частности «Брахма-самхита»:

йасйаика-нишвасита-калам атхаваламбйа

дживанти лома-вила-джа джагад-анда-натхах

вишнур махан са иха йасйа кала-вишешо

говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами

«Брахмы и другие полубоги, правящие в материальных вселенных, появляются на свет из пор трансцендентного тела Маха-Вишну и живут в течение того времени, пока Он делает выдох. И этот Маха-Вишну является частью полной части предвечного Господа, Говинды, которому я поклоняюсь» (Б.-с., 5.48).

В «Брахма-самхите» собраны молитвы Господа Брахмы. Путешествуя по Южной Индии, Шри Чайтанья Махапрабху обнаружил список этого произведения в храме Ади-Кешавы и Сам переписал его, признав тем самым авторитетность «Брахма-самхиты». В те времена еще не было печатных станков, и все важнейшие произведения ведической литературы переписывались вручную. Рукописные книги стоили дорого, поэтому найти их можно было лишь у очень образованных брахманов . Этим книгам поклонялись в храмах как Божествам. Одним словом, они были большой редкостью. С появлением печатного

Скачать:TXTPDF

Учение Господа Капилы. А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать, Учение Господа Капилы. А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать бесплатно, Учение Господа Капилы. А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать онлайн