Скачать:TXTPDF
Учение Господа Капилы. А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада

самом деле это не так. Преступника могут посадить в тюрьму, но это еще не означает, что всем остальным тоже придется отбывать тюремное заключение. Причиной того, что он стал преступником и оказался в тюрьме, являются его поступки. Никто не заставляет нас садиться в тюрьму. Наше законное место на Вайкунтхалоке.

парас тасмат ту бхаво ‘нйо

‘вйакто ‘вйактат санатанах

йах са сарвешу бхутешу

нашйатсу на винашйати

авйакто ‘кшара итй уктас

там ахух парамам гатим

йам прапйа на нивартанте

тад дхама парамам мама

«Существует иная природа — вечная и трансцендентная по отношению к проявленной и непроявленной материи. Эта высшая природа неуничтожима. Когда материальный мир разрушается, она остается нетронутой. Эту высшую обитель называют непроявленной и непогрешимой. Она — конечная цель каждого живого существа, и тот, кто достигает ее, больше не возвращается в материальный мир. Этот трансцендентный мир — Моя высшая обитель» (Б.-г., 8.20-21).

На Вайкунтхалоке есть все. Жизнь там исполнена вечности, знания и блаженства (сач-чид-ананда) . Никто не заставляет нас томиться в тюрьме материального мира. Джанма карма ча ме дивйам эвам йо ветти таттватах — вот самый легкий путь на планеты Вайкунтхи. Просто попытайтесь понять Кришну. Зачем Он приходит? Что делает? Откуда Он появляется? Почему принимает человеческий облик? Нужно только понять все это и узнать о Кришне то, что Он Сам говорит о Себе в «Бхагавад-гите». Что в этом сложного? Бог Сам объясняет Свою природу, и если мы примем «Бхагавад-гиту» такой, как она есть, то нам больше не придется менять тела. Тйактва дехам пунар джанма наити . Нам не придется снова испытывать муки рождения и смерти, ибо мы получим духовное тело (сач-чид-ананда-виграха) и будем счастливо жить вместе с Кришной, нашим вечным отцом. Кришна обеспечивает нас всем необходимым здесь и позаботится о нас там. Поэтому мы должны понять, что настоящее счастье можно обрести, только вернувшись домой, к Богу, где мы будем есть, пить и веселиться вместе с Кришной.

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

Как постичь деяния Господа

ТЕКСТ 3

йад йад видхатте бхагаван

сваччхандатматма-майайа

тани ме шраддадханасйа

киртанйанй анукиртайа

ПЕРЕВОД

транслатион = Прошу тебя, подробно опиши все деяния и игры Личности Бога — Господа, независимого в Своих желаниях, который вершит все Свои дела с помощью внутренней энергии.

КОММЕНТАРИЙ

Особого внимания заслуживает употребленное здесь слово анукиртайа . Анукиртайа значит «руководствоваться описанием»: не выдумывать свое, а следовать тому, что мы услышали от авторитетов. Шаунака Риши просит Суту Госвами рассказать ему все, что тот слышал от своего духовного учителя, Шукадевы Госвами, о трансцендентных играх Господа, которые Господь являет посредством Своей внутренней энергии. У Бхагавана, Верховной Личности Бога, нет материального тела, но по Своему желанию Он может воплотиться в любом теле, и эти тела предоставляет Ему Его внутренняя энергия.

Постичь игры Господа можно, занимаясь одним или несколькими видами преданного служения, которые перечислены в священных писаниях.

шраванам киртанам вишнох

смаранам пада-севанам

арчанам ванданам дасйам

сакхйам атма-ниведанам

«Слушать и повторять святое имя и описания формы, качеств, игр и окружения Господа, помнить об этом, служить Господу в соответствии с местом, временем и обстоятельствами, поклоняться Божеству в храме, возносить молитвы, считать себя вечным слугой Кришны, дружить с Ним и жертвовать всем ради Него — вот девять составляющих процесса преданного служения» (Бхаг., 7.5.23).

В этом стихе перечислены девять основных элементов преданного служения: слушание повествований о Господе Вишну и прославление Его, памятование о Нем, служение Его лотосным стопам, поклонение Ему, вознесение молитв и т.д. Преданное служение начинается со шраванам киртанам — слушания и повторения. Прежде всего нужно иметь горячее желание слушать о Господе. В «Бхагавад-гите» (9.14) говорится:

сататам киртайанто мам

йатанташ ча дрдха-вратах

намасйанташ ча мам бхактйа

нитйа-йукта упасате

«Всегда прославляя Меня, не отвлекаясь ни на что другое, падая ниц передо Мной, великие души неустанно поклоняются Мне с любовью и преданностью». Киртайанто или киртанам значит «рассказывать о трансцендентных деяниях Верховной Личности Бога», но для этого сначала нужно услышать рассказы о деяниях Господа. «Шримад-Бхагаватам» был рассказан Шукадевой Госвами и выслушан Махараджей Парикшитом. Точно так же и мы должны сначала слушать о Кришне, а затем рассказывать о Нем другим: шраванам киртанам вишнох . Говоря «Вишну», мы имеем в виду Кришну. Кришна является источником вишну-таттвы, следовательно, Вишну — это экспансия Кришны. Когда мы говорим о Вишну, мы подразумеваем, что источником Вишну является Кришна. Кришна Сам говорит в «Бхагавад-гите» (10.2): ахам адир хи деванам — «Я — источник всех полубогов».

Главные полубоги (девы) — это Брахма, Шива и Вишну. Сотворение материальной вселенной начинается с того, что Господь Вишну производит на свет Господа Брахму, а тот, в свою очередь, создает Господа Шиву. Эти три бога управляют тремя гунами материальной природы. Вишну управляет саттва-гуной ( гуной благости), Господь Брахма — раджо-гуной ( гуной страсти), а Господь Шива отвечает за тамо-гуну ( гуну невежества). Однако до сотворения вселенной не было ни Брахмы, ни Шивы, тогда существовал только Кришна. Поэтому Кришна говорит: ахам адир хи деванам . Это Он сотворил всех полубогов, равно как и остальных живых существ. Создав материальный космос, Он населил его живыми существами. Поэтому Веды утверждают, что вначале не было ни Брахмы, ни Шивы, был один Нараяна (эко нарайана асит) . Нараяна — это тоже одна из полных экспансий Кришны.

Мы должны уяснить из священных писаний, что Кришна является источником всего сущего. Кршнас ту бхагаван свайам: все вишну-таттвы и воплощения Господа не что иное, как полные или вторичные экспансии Кришны. Воплощениям Господа нет числа. Их так же много, как волн в океане. Они делятся на шактьявеша-аватары, гуна-аватары, сваям-аватары и т.д. Главные из этих аватар описаны в «Шримад-Бхагаватам». Все они — сваччхандатма, что значит «тот, кто не знает забот и тревог». Когда мы открываем какое-нибудь предприятие, на нас сразу сваливается множество забот. Особенно много их у владельца или хозяина предприятия. Даже уединяясь в своем кабинете, где его никто не беспокоит, он постоянно думает о том, как заключить выгодную сделку или сбыть свою продукцию. Такова материальная природа. Материальный мир всегда полон тревог. Когда Хираньякашипу, отец Прахлады Махараджи, спросил сына: «Мой мальчик, чему ты научился от своих учителей? Что понравилось тебе больше всего?» — Прахлада не задумываясь ответил: тат садху манйе ‘сура-варйа дехинам сада самудвигна-дхийам асад-грахат — «Я узнал, что живые существа, воплотившиеся в материальном теле (асад-грахат), постоянно снедаемы тревогами». Асат значит «то, чего нет». Веды призывают нас не держаться за асат и подняться на уровень сат (асата ма сад гамах) . Весь материальный мир — это асад-васту, он обречен на уничтожение. В материальном мире всему приходит конец. Здесь все преходяще, бренно. Поэтому философы- майявади говорят: брахма сатйам джаган митхйа — «Высшая истина — это реальность, а материальный мир — иллюзия». Но вайшнавы никогда не называют материальный мир иллюзорным. Бог, Верховный Брахман, является истиной, следовательно, и материальный мир, изошедший из Него, также истинен. Серьга, изготовленная из золота, — это тоже золото. Йато имани бхутани джайанте: Высшая Абсолютная Истина является источником всего сущего. Если все сущее исходит из Абсолютной Истины, то на свете нет и не может быть ничего иллюзорного. В отличие от философов- майявади, философы-вайшнавы считают материальный мир преходящим, но не иллюзорным.

Этот мир (джагат) порожден Всевышним, поэтому он не может быть митхйа, но он является временным, преходящим. Это подтверждается в «Бхагавад-гите» (8.19): бхутва бхутва пралийате . Материальный мир создается, какое-то время существует, а затем вновь уничтожается. Его нельзя назвать ложным, потому что материальную энергию можно использовать для постижения Высшей Истины. В этом заключается философия вайшнавов. Пусть этот мир не вечен, мы все равно должны использовать его для духовного развития, а все то, что используется для постижения Абсолютной Истины, становится частью Абсолютной Истины. Это объясняет Шрила Рупа Госвами:

анасактасйа вишайан

йатхархам упайунджатах

нирбандхах кршна-самбандхе

йуктам ваирагйам учйате

прапанчикатайа буддхйа

хари-самбандхи-вастунах

мумукшубхих паритйаго

ваирагйам пхалгу катхйате

Бхакти-расамрита-синдху, 1.2.255-256

Мумукшубхих называют тех, кто стремится к освобождению (мукти) . Когда человек разочаровывается в материальной деятельности до такой степени, что она начинает вызывать у него отвращение, у такого человека возникает желание порвать все связи с материальным миром. Но вайшнавы говорят: прапанчикатайа буддхйа хари-самбандхи-вастунах . Все сущее так или иначе связано с Верховной Личностью Бога, Абсолютной Истиной. Микрофон, к примеру, сделан из металла, но что такое металл? Это одна из форм земли. В «Бхагавад-гите» (7.4) Шри Кришна говорит:

бхумир апо ‘нало вайух

кхам мано буддхир эва ча

аханкара итийам ме

бхинна пракртир аштадха

«Земля, вода, огонь, воздух, эфир, ум, разум и ложное эго составляют Мою отделенную материальную энергию». Все это — энергии Кришны, и, поскольку все они исходят из Него, как можно называть их иллюзорными? Это заблуждение. Вайшнав никогда не скажет, что металл не связан с Кришной. Он представляет собой проявление одной из Его энергий так же, как органический мир земли является порождением энергии Солнца. Мы не вправе утверждать, что Солнце реально, а солнечный свет иллюзорен. Если реально Солнце, то столь же реален и его свет. Точно так же мы никогда не станем говорить об иллюзорности материального мира. Материальная вселенная невечна, но никак не иллюзорна. Госвами и Сам Кришна учат нас, что, поскольку все принадлежит Кришне, все должно быть использовано для служения Ему.

Проявленный мир исходит из Бхагавана, Верховного Господа, который не знает забот (сваччхандатма). Кришна всегда наслаждается обществом Своей вечной супруги Шримати Радхарани и играет на флейте. Если Бог чем-то озабочен, то какой же Он Бог? У Господа Брахмы и других полубогов есть свои обязанности и заботы. Так, Господь Брахма занимается медитацией, Господь Шива, танцуя, уничтожает вселенную, а богиня Кали убивает своим мечом демонов. У полубогов много дел и обязанностей, но Кришна всегда безмятежен. Кришна, убивающий демонов, — это Васудева-Кришна, а не изначальный Кришна. Изначальный Кришна никогда не покидает Вриндавана. За пределами Вриндавана действуют экспансии Кришны: Васудева, Санкаршана, Анируддха или Прадьюмна. Санкаршана является источником вторичных экспансий: Нараяны, Вишну, Маха-Вишну, Гарбходакашайи Вишну и Кширодакашайи Вишну. Таким образом Господь распространяет Себя в бесчисленное множество разнообразных форм.

адваитам ачйутам анадим ананта-рупам

адйам пурана-пурушам нава-йауванам ча

Б.-с., 5.33

Кришна — ади-пуруша, изначальная душа всего сущего. Говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами . Господь Брахма говорит, что не он, а Говинда, Кришна, является ади-пурушей . У Кришны бесконечное количество экспансий (адваитам ачйутам анадим) . Все сущее берет начало в Нем, однако Сам Он не имеет источника. Кришна распространяет Себя в великое множество форм. Вишну-таттва представляет собой бхагават-таттва-свамшу, то есть к категории вишну-таттвы относятся личные экспансии Господа. Мы — также экспансии Кришны, но мы относимся к категории вибхиннамши, то есть являемся Его отделенными экспансиями, или экспансиями энергии Господа. В «Бхагавад-гите» (7.5) Кришна говорит:

апарейам итас

Скачать:TXTPDF

Учение Господа Капилы. А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать, Учение Господа Капилы. А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать бесплатно, Учение Господа Капилы. А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать онлайн